IV. Психические состояния учащихся на уроке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Психические состояния учащихся на уроке



1. Какие психические состояния проявились у школьников?

2. Какова их причина?

При анализе необходимо различать причины, связанные:

· с физическим состоянием учащихся (степенью утомления, состоянием здоровья и т.п.);

· с предшествующими влияниями или обстоятельствами (событиями на предшествующем уроке, на перемене и т.п.);

· с ходом самого урока – с его содержанием и организацией: с характером учебного материала; с методами работы (их активностью, разнообразием и т.п.); с внешним оформлением урока (чистотой классной комнаты, опрятностью учеников и т.п.); с использованием различных средств наглядности (их содержательностью, яркостью, оптимальным размером, нормальной удаленностью); с темпом урока; с состоянием, поведением учителя; его манерой говорить; с результатом работы учащихся и характером их оценки и т.д.

 

V. Деятельность и поведение учителя на уроке

1. Какой уровень знаний, навыков и умений проявил учитель?

2. Какие педагогические способности наиболее ярко проявились у учителя?

3. Какие черты характера учителя содействовали или мешали успешному протеканию учебной деятельности?

 

Приложение 1

Образец титульного листа психологического анализа урока

 

Коми государственный педагогический институт Кафедра общей психологии Психологический анализ урока «____________» (__класс) Характеристику составила студентка группы ................................................ Ф.И.О. ................................................ Дата выполнения   Научный руководитель С ы к т ы в к а р

 

Приложение 2

Образец титульного листа психолого-педагогической характеристики

Коми государственный педагогический институт Кафедра общей психологии   Психолого-педагогическая характеристика на студента.....................................     Характеристику составила студентка группы ................................................ Ф.И.О. ................................................ Дата выполнения   Научный руководитель     С ы к т ы в к а р

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ» (ПО И.А. БАЕВОЙ)

Опросник состоит из трех частей:

1. Отношение к образовательной среде школы.

2. Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими.

3. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии.

 

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Текст анкеты для учителя

Уважаемый коллега!

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится анонимно. Выберите один из вариантов ответа наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.

1. Как Вы думаете, требует ли работа в Вашей школе постоянного совершенствования профессионального мастерства?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует работу, которая очень не нравится; «9» – работу, которая очень нравится. Оцените свою работу от 1 до 9.

 

 

3. Собираетесь ли Вы в ближайшее время (1-2 года) перейти на другое место работы?

А) Да

Б) Не могу сказать

В) Нет

 

4. Помогает ли Ваша работа развитию Ваших способностей?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

 

5. Если бы представилась возможность, хотели бы Вы получить другую специальность и связать профессиональное развитие с ней?

А) Да

Б) Не могу сказать

В) Нет

 

6. Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?

А) Обычно плохое

Б) Чаще плохое, чем хорошее

В) Не влияет

Г) Чаще хорошее, чем плохое

Д) Обычно хорошее

 

7. В какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристик? Подчеркните 5 наиболее важных характеристик школьной среды. Оцените все характеристики по 5-балльной системе.

Совсем нет1

В небольшой степени – 2

Средне – 3

В большой степени – 4

В очень большой степени – 5

А) Взаимоотношения с учителями __________________________

Б) Взаимоотношения с учениками___________________________

В) Возможность высказать свою точку зрения ________________

Г) Уважительное отношение к себе__________________________

Д) Сохранение личного достоинства_________________________

Е) Возможность обратиться за помощью______________________

Ж) Возможность проявлять инициативу, активность____________

З) Учет личных проблем и затруднений_______________________

 

8. Считаете ли Вы свою работу интересной, увлекательной?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

 

9. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе от…:

Полностью не защищен – 1

Скорее не защищен, чем защищен – 2

Как сказать – 3

Скорее защищен, чем не защищен – 4

Полностью защищен – 5

А) Публичного унижения /оскорблений:

 

· Учениками________________________

· Коллегами________________________

· Администрацией___________________

Б) Угроз:

· Учениками________________________

· Коллегами________________________

· Администрацией___________________

В) Принуждения делать что-либо против Вашего желания:

· Учениками________________________

· Коллегами________________________

· Администрацией___________________

Г) Игнорирования:

· Учениками________________________

· Коллегами________________________

· Администрацией___________________

Д) Недоброжелательного отношения:

· Учениками________________________

· Коллегами________________________

· Администрацией___________________

10. Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете, вернулись бы Вы на свое место работы?

А) Да

Б) Не знаю

В) Нет

 

11. Каждый коллектив, хотя он и состоит из разных людей, имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и ответьте, какое из них лучше всего характеризует особенности коллектива, в котором Вы работаете.

А) Работать нужно так, как работают в нашем коллективе.

Б) Работать нужно лучше, чем работают в нашем коллективе.

В) Меня мало волнует, как работают в нашем коллективе.

 

Несколько вопросов о вас самих:

Ваш пол:_____________

Ваш возраст_______________

Педагогический стаж работы в школе____________________

 

Тест анкеты для ученика

Уважаемый ученик!

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится анонимно. Выберите один из вариантов ответа наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.

1. Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного совершенствования Ваших возможностей?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует школу, которая очень не нравится; «9» – которая очень нравится. Оцените свою школу от 1 до 9.

 

 

3. Если бы переехали в другой район города, стали бы ездить на учебу в свою школу?

А) Нет

Б) Не знаю

В) Да

 

4. Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию интеллектуальных способностей?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

 

5. Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию жизненных умений и навыков?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

 

6. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, выбрали ли бы Вы свою?

А) Да

Б) Не могу сказать

В) Нет

 

7. Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе?

А) Обычно плохое

Б) Чаще плохое, чем хорошее

В) Не влияет

Г) Чаще хорошее, чем плохое

Д) Обычно хорошее

 

8. В какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристик? Подчеркните 5 наиболее важных характеристик школьной среды. Оцените все характеристики по 5-балльной системе.

Совсем нет – 1

В небольшой степени – 2

Средне – 3

В большой степени – 4

В очень большой степени – 5

А) Взаимоотношения с учителями __________________________

Б) Взаимоотношения с учениками___________________________

В) Возможность высказать свою точку зрения ________________

Г) Уважительное отношение к себе__________________________

Д) Сохранение личного достоинства_________________________

Е) Возможность обратиться за помощью______________________

Ж) Возможность проявлять инициативу, активность____________

З) Учет личных проблем и затруднений_______________________

 

9. Считаете ли Вы свое обучение в школе интересным?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

 

10. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе от…:

Полностью не защищен – 1

Скорее не защищен, чем защищен – 2

Как сказать – 3

Скорее защищен, чем не защищен – 4

Полностью защищен – 5

А) Публичного унижения /оскорблений:

· Учениками________________________

· учителями___________________

Б) Угроз:

· Учениками________________________

· учителями________________________

В) Принуждения делать что-либо против Вашего желания:

· Учениками________________________

· учителями________________________

Г) Игнорирования:

· Учениками________________________

· учителями________________________

Д) Недоброжелательного отношения:

· Учениками________________________

· учителями________________________

11. Предположим, что по каким-то причинам Вы долго не могли посещать школу, вернулись бы Вы на свое прежнее место учебы?

А) Нет

Б) Не знаю

В) Да

 

Несколько вопросов о вас самих:

Ваш пол:_____________

Ваш возраст_______________

 

 

Текст анкеты для родителя

Уважаемый родитель!

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится анонимно. Выберите один из вариантов ответа наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.

1. Считаете ли Вы, что обучение ребенка в данной школе помогает развитию его интеллектуальных способностей и жизненных умений?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

 

2. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, отправили бы Вы ребенка в свою?

А) нет

Б) не знаю

В) да

 

3. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует школу, которая очень не нравится; «9» – которая очень нравится. Оцените школу, где учится Ваш ребенок от 1 до 9.

 

 

 

4. Каждая школа имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и ответьте, какое из них лучше всего характеризует стиль Вашей школы.

· Обучать и воспитывать нужно так, как это делают в нашей школе.

· Обучать и воспитывать нужно лучше, чем это делают в нашей школе.

· Меня не очень волнует, как обучают и воспитывают в нашей школе.

 

5. Какое настроение бывает у Вас, когда Вы посещаете школу, где учится Ваш ребенок?

А) Обычно плохое

Б) Чаще плохое, чем хорошее

В) Не влияет

Г) Чаще хорошее, чем плохое

Д) Обычно хорошее

 

6. Если бы Вы переехали в другой район, стали бы Вы продолжать обучать ребенка в данной школе?

А) Нет

Б) Не знаю

В) Да

 

7. В какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристик? Подчеркните 5 наиболее важных характеристик школьной среды. Оцените все характеристики по 5-балльной системе.

Совсем нет1

В небольшой степени – 2

Средне – 3

В большой степени – 4

В очень большой степени – 5

А) Взаимоотношения с учителями __________________________

Б) Взаимоотношения с учениками___________________________

В) Возможность высказать свою точку зрения ________________

Г) Уважительное отношение к себе__________________________

Д) Сохранение личного достоинства_________________________

Е) Возможность обратиться за помощью______________________

Ж) Возможность проявлять инициативу, активность____________

З) Учет личных проблем и затруднений_______________________

 

8. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе от…:

Полностью не защищен – 1

Скорее не защищен, чем защищен – 2

Как сказать – 3

Скорее защищен, чем не защищен – 4

Полностью защищен – 5

А) Публичного унижения /оскорблений:

· Администрацией___________________

· Учителями_________________________

Б) Угроз:

· Администрацией___________________

· Учителями________________________

В) Принуждения делать что-либо против Вашего желания:

· Администрацией___________________

· Учителями________________________

Г) Игнорирования:

· Администрацией___________________

· Учителями________________________

Д) Недоброжелательного отношения:

· Администрацией___________________

· Учителями________________________

 

Несколько вопросов о вас самих:

Ваш пол:_____________

Ваш возраст_______________

 

 

Отношение к образовательной среде школы

Вариант 1. Вопросы построены таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов.

 

Интерпретация ответов

Таблица 1

Опросник для учителей

№ вопроса Позитивное отношение Нейтральное отношение Негативное отношение
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  7–9 4–6 1–3
  нет Не могу сказать Да
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  Нет Не могу сказать Да
  Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое Не влияет Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Не; пожалуй, нет
  Да Не знаю Нет
       

Примечание. В таблицу внесены только те подпункты, которые отражают отношение к образовательной среде школы и учитываются при подсчете показателя отношения к образовательной среде.

 

Таблица 2

Опросник для учеников

№ вопроса Позитивное отношение Нейтральное отношение Негативное отношение
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  7–9 4–6 1–3
  Да Не могу сказать Да
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  Да Не могу сказать Нет
  Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое Не влияет Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Не; пожалуй, нет
  Да Не знаю Нет

 

Таблица 3

Опросник для родителей

№ вопроса Позитивное отношение Нейтральное отношение Негативное отношение
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  Да Не знаю Нет
  7–9 4–6 1–3
       
  Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое Не влияет Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
  Да Не знаю Нет

 

При обработке результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов.

Следует отметить, что сочетание негативного и позитивного показателя определяются как нейтральное отношение. Например, на два вопроса даны негативные ответы, а на один – позитивный. Соответственно, один негативный и один позитивный ответы определяются как нейтральное, противоречивое отношение.

Вариант 2. Категория «отношение» может также рассматриваться в единстве трех компонентов: поведенческого (волевого), эмоционального и когнитивного (рационального).

Таблица 4

Компоненты отношения к образовательной среде школы

В оценках ее участников

 

Участники Когнитивный компонент (номера вопросов) Эмоциональный компонент (номера вопросов) Поведенческий компонент (номера вопросов)
Учитель 1, 4, 11 2, 6, 8 3, 5, 10
Ученик 1, 4, 5 2, 7, 9 3, 6, 11
Родитель 1, 4 3, 5 2, 6

 

Примечание. Структура подсчета родительских оценок является достаточно полноценной в объеме два утверждения на один определяемый компонент.

 

Отношение к среде по каждому компоненту определяется следующими сочетаниями:

· Позитивное отношение к образовательной среде школы; к этой категории относятся те сочетания, в которых положительное ответы даны на все три вопроса компонента или два положительных, а третий имеет любой другой знак:

+++; ++0; ++ - (для учителей и учеников)

++; +0 (для родителей).

· Нейтральное, противоречивое отношение к образовательной среде школы; эта категория включает в себя следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, ответ на третий вопрос имеет любой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки:

0 0 0; + 0 0; - 0 0; + - 0 (для учителей и учеников);

0 0; + - (для родителей).

· Негативное отношение к образовательной среде школы (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два ответа отрицательных, а третий с любым другим знаком):

- - -; - - 0; - - + (для учителей и учеников);

- -; - 0 (для родителей).

 

Ключ и обработка групповых результатов

Полученные результаты суммируются по каждому типу отношения к образовательной среде, затем вычисляется оценочный коэффициент по формуле:

 

Таблица 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.228.191 (0.123 с.)