Коми государственный педагогический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коми государственный педагогический институт



Коми государственный педагогический институт

Кафедра зоологии, анатомии, физиологии

Кафедра общей психологии

Кафедра педагогики

 

Педагогическая практика по специальности

«Безопасность жизнедеятельности»

(III курс)

Методические рекомендации

 

 

Сыктывкар

 

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры зоологии, анатомии

И физиологии КГПИ от 09.12.2009 г., протокол № 3

 

 

Педагогическая практика по специальности «Безопасность жизнедеятельности» (III курс): методические рекомендации / сост. И.Д. Новикова, С.В. Старцева, Л.П. Морозова, Г.М. Трифачева, Г.М. Юшкова. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2010. – 30 с.

© Коми государственный

педагогический институт, 2010

 
 
 


Содержание

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ…………………………………………..    
ТРЕБОВАНИЯ К КОНСПЕКТУ НАБЛЮДАЕМОГО УРОКА……………..    
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА……………...    
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА…….    
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ» (ПО И.А. БАЕВОЙ)……………    
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ОРГАНИЗАТОРА ОБЖ. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОГРАММЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЖ……………..      
ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ КАБИНЕТА ОБЖ……………………………………………………………….    
ЗАДАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ………………………………………………...    
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ…………………………………….    
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ…………………………….    
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ………………………………………………………….    
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ СТУДЕНТА III КУРСА…………………..    
   

 

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ

 

ТРЕБОВАНИЯ К КОНСПЕКТУ НАБЛЮДАЕМОГО УРОКА

1. Записываются общие сведения: дата наблюдения, школа, класс, место урока в расписании учебного дня, фамилия, имя и отчество учителя, количество учащихся, присутствующих на уроке.

2. Записывается тема урока и выясняется место данного урока в общей системе уроков по теме.

3. Записывается цель урока (выясняется перед уроком у учителя).

4. Отмечается готовность к уроку:

* санитарно-гигиеническое состояние классной комнаты, классная доска (чистота, наличие подготовленного заранее дидактического материала);

* наглядные пособия, ТСО;

* состояние рабочего места учащихся;

* психологическая готовность учащихся к уроку.

5. Протокольную запись урока можно вести по следующей схеме:

 

Этап урока Взаимодействие Замечания
деятельность учителя деятельность учащихся
       

 

При необходимости можно уточнить некоторые моменты урока с учителем.

 

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

ВАРИАНТ

II. Анализ деятельности учителя

1. Информационная функция учителя: характеристика подачи информации (точность, логичность, умение выделить главное, доступность, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, с практикой и т.д.), умение прогнозировать усвоение информации школьниками.

2. Перцептивная функция: умение воспринимать психическое состояние учащихся, за внешними фактами поведения видеть личность школьника.

3. Коммуникативная функция: стиль общения, педагогический такт, характеристика речи, экспрессивные качества, умение устанавливать контакты с классом.

4. Организаторская функция: организация учителем собственной деятельности, организация индивидуальной и коллективной познавательной деятельности школьников, поддержание дисциплины и порядка на уроке.

5. Развивающая функция: работа по развитию и формированию приемов и способов умственной деятельности учащихся, работа по формированию личности школьников, коллектива и коллективистических отношений.

6. Функция контроля: способы контроля усвоения информации учащимися, объективность оценок, даваемых учителем, своевременность оценок, разнообразие форм оценок, особенности самоконтроля учителя.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

 

Приложение 2

Образец титульного листа психолого-педагогической характеристики

Коми государственный педагогический институт Кафедра общей психологии   Психолого-педагогическая характеристика на студента.....................................     Характеристику составила студентка группы ................................................ Ф.И.О. ................................................ Дата выполнения   Научный руководитель     С ы к т ы в к а р

Текст анкеты для учителя

Уважаемый коллега!

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится анонимно. Выберите один из вариантов ответа наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.

1. Как Вы думаете, требует ли работа в Вашей школе постоянного совершенствования профессионального мастерства?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует работу, которая очень не нравится; «9» – работу, которая очень нравится. Оцените свою работу от 1 до 9.

 

 

3. Собираетесь ли Вы в ближайшее время (1-2 года) перейти на другое место работы?

А) Да

Б) Не могу сказать

В) Нет

 

4. Помогает ли Ваша работа развитию Ваших способностей?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

 

5. Если бы представилась возможность, хотели бы Вы получить другую специальность и связать профессиональное развитие с ней?

А) Да

Б) Не могу сказать

В) Нет

 

6. Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?

А) Обычно плохое

Б) Чаще плохое, чем хорошее

В) Не влияет

Г) Чаще хорошее, чем плохое

Д) Обычно хорошее

 

7. В какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристик? Подчеркните 5 наиболее важных характеристик школьной среды. Оцените все характеристики по 5-балльной системе.

Совсем нет1

В небольшой степени – 2

Средне – 3

В большой степени – 4

В очень большой степени – 5

А) Взаимоотношения с учителями __________________________

Б) Взаимоотношения с учениками___________________________

В) Возможность высказать свою точку зрения ________________

Г) Уважительное отношение к себе__________________________

Д) Сохранение личного достоинства_________________________

Е) Возможность обратиться за помощью______________________

Ж) Возможность проявлять инициативу, активность____________

З) Учет личных проблем и затруднений_______________________

 

8. Считаете ли Вы свою работу интересной, увлекательной?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

 

9. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе от…:

Полностью не защищен – 1

Скорее не защищен, чем защищен – 2

Как сказать – 3

Скорее защищен, чем не защищен – 4

Полностью защищен – 5

А) Публичного унижения /оскорблений:

 

· Учениками________________________

· Коллегами________________________

· Администрацией___________________

Б) Угроз:

· Учениками________________________

· Коллегами________________________

· Администрацией___________________

В) Принуждения делать что-либо против Вашего желания:

· Учениками________________________

· Коллегами________________________

· Администрацией___________________

Г) Игнорирования:

· Учениками________________________

· Коллегами________________________

· Администрацией___________________

Д) Недоброжелательного отношения:

· Учениками________________________

· Коллегами________________________

· Администрацией___________________

10. Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете, вернулись бы Вы на свое место работы?

А) Да

Б) Не знаю

В) Нет

 

11. Каждый коллектив, хотя он и состоит из разных людей, имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и ответьте, какое из них лучше всего характеризует особенности коллектива, в котором Вы работаете.

А) Работать нужно так, как работают в нашем коллективе.

Б) Работать нужно лучше, чем работают в нашем коллективе.

В) Меня мало волнует, как работают в нашем коллективе.

 

Несколько вопросов о вас самих:

Ваш пол:_____________

Ваш возраст_______________

Педагогический стаж работы в школе____________________

 

Тест анкеты для ученика

Уважаемый ученик!

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится анонимно. Выберите один из вариантов ответа наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.

1. Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного совершенствования Ваших возможностей?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует школу, которая очень не нравится; «9» – которая очень нравится. Оцените свою школу от 1 до 9.

 

 

3. Если бы переехали в другой район города, стали бы ездить на учебу в свою школу?

А) Нет

Б) Не знаю

В) Да

 

4. Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию интеллектуальных способностей?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

 

5. Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию жизненных умений и навыков?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

 

6. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, выбрали ли бы Вы свою?

А) Да

Б) Не могу сказать

В) Нет

 

7. Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе?

А) Обычно плохое

Б) Чаще плохое, чем хорошее

В) Не влияет

Г) Чаще хорошее, чем плохое

Д) Обычно хорошее

 

8. В какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристик? Подчеркните 5 наиболее важных характеристик школьной среды. Оцените все характеристики по 5-балльной системе.

Совсем нет – 1

В небольшой степени – 2

Средне – 3

В большой степени – 4

В очень большой степени – 5

А) Взаимоотношения с учителями __________________________

Б) Взаимоотношения с учениками___________________________

В) Возможность высказать свою точку зрения ________________

Г) Уважительное отношение к себе__________________________

Д) Сохранение личного достоинства_________________________

Е) Возможность обратиться за помощью______________________

Ж) Возможность проявлять инициативу, активность____________

З) Учет личных проблем и затруднений_______________________

 

9. Считаете ли Вы свое обучение в школе интересным?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

 

10. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе от…:

Полностью не защищен – 1

Скорее не защищен, чем защищен – 2

Как сказать – 3

Скорее защищен, чем не защищен – 4

Полностью защищен – 5

А) Публичного унижения /оскорблений:

· Учениками________________________

· учителями___________________

Б) Угроз:

· Учениками________________________

· учителями________________________

В) Принуждения делать что-либо против Вашего желания:

· Учениками________________________

· учителями________________________

Г) Игнорирования:

· Учениками________________________

· учителями________________________

Д) Недоброжелательного отношения:

· Учениками________________________

· учителями________________________

11. Предположим, что по каким-то причинам Вы долго не могли посещать школу, вернулись бы Вы на свое прежнее место учебы?

А) Нет

Б) Не знаю

В) Да

 

Несколько вопросов о вас самих:

Ваш пол:_____________

Ваш возраст_______________

 

 

Текст анкеты для родителя

Уважаемый родитель!

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится анонимно. Выберите один из вариантов ответа наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком «+» или подчеркните.

1. Считаете ли Вы, что обучение ребенка в данной школе помогает развитию его интеллектуальных способностей и жизненных умений?

А) Да

Б) Пожалуй, да

В) Не могу сказать

Г) Пожалуй, нет

Д) Нет

 

2. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, отправили бы Вы ребенка в свою?

А) нет

Б) не знаю

В) да

 

3. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «1» характеризует школу, которая очень не нравится; «9» – которая очень нравится. Оцените школу, где учится Ваш ребенок от 1 до 9.

 

 

 

4. Каждая школа имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и ответьте, какое из них лучше всего характеризует стиль Вашей школы.

· Обучать и воспитывать нужно так, как это делают в нашей школе.

· Обучать и воспитывать нужно лучше, чем это делают в нашей школе.

· Меня не очень волнует, как обучают и воспитывают в нашей школе.

 

5. Какое настроение бывает у Вас, когда Вы посещаете школу, где учится Ваш ребенок?

А) Обычно плохое

Б) Чаще плохое, чем хорошее

В) Не влияет

Г) Чаще хорошее, чем плохое

Д) Обычно хорошее

 

6. Если бы Вы переехали в другой район, стали бы Вы продолжать обучать ребенка в данной школе?

А) Нет

Б) Не знаю

В) Да

 

7. В какой степени Вы удовлетворены каждой из выбранных Вами характеристик? Подчеркните 5 наиболее важных характеристик школьной среды. Оцените все характеристики по 5-балльной системе.

Совсем нет1

В небольшой степени – 2

Средне – 3

В большой степени – 4

В очень большой степени – 5

А) Взаимоотношения с учителями __________________________

Б) Взаимоотношения с учениками___________________________

В) Возможность высказать свою точку зрения ________________

Г) Уважительное отношение к себе__________________________

Д) Сохранение личного достоинства_________________________

Е) Возможность обратиться за помощью______________________

Ж) Возможность проявлять инициативу, активность____________

З) Учет личных проблем и затруднений_______________________

 

8. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе от…:

Полностью не защищен – 1

Скорее не защищен, чем защищен – 2

Как сказать – 3

Скорее защищен, чем не защищен – 4

Полностью защищен – 5

А) Публичного унижения /оскорблений:

· Администрацией___________________

· Учителями_________________________

Б) Угроз:

· Администрацией___________________

· Учителями________________________

В) Принуждения делать что-либо против Вашего желания:

· Администрацией___________________

· Учителями________________________

Г) Игнорирования:

· Администрацией___________________

· Учителями________________________

Д) Недоброжелательного отношения:

· Администрацией___________________

· Учителями________________________

 

Несколько вопросов о вас самих:

Ваш пол:_____________

Ваш возраст_______________

 

 

Отношение к образовательной среде школы

Вариант 1. Вопросы построены таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов.

 

Интерпретация ответов

Таблица 1

Опросник для учителей

№ вопроса Позитивное отношение Нейтральное отношение Негативное отношение
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  7–9 4–6 1–3
  нет Не могу сказать Да
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  Нет Не могу сказать Да
  Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое Не влияет Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Не; пожалуй, нет
  Да Не знаю Нет
       

Примечание. В таблицу внесены только те подпункты, которые отражают отношение к образовательной среде школы и учитываются при подсчете показателя отношения к образовательной среде.

 

Таблица 2

Опросник для учеников

№ вопроса Позитивное отношение Нейтральное отношение Негативное отношение
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  7–9 4–6 1–3
  Да Не могу сказать Да
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  Да Не могу сказать Нет
  Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое Не влияет Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Не; пожалуй, нет
  Да Не знаю Нет

 

Таблица 3

Опросник для родителей

№ вопроса Позитивное отношение Нейтральное отношение Негативное отношение
  Да; пожалуй, да Не могу сказать Нет; пожалуй, нет
  Да Не знаю Нет
  7–9 4–6 1–3
       
  Обычно хорошее; чаще хорошее, чем плохое Не влияет Обычно плохое; чаще плохое, чем хорошее
  Да Не знаю Нет

 

При обработке результатов количество позитивных, нейтральных и негативных ответов суммируется. Отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов.

Следует отметить, что сочетание негативного и позитивного показателя определяются как нейтральное отношение. Например, на два вопроса даны негативные ответы, а на один – позитивный. Соответственно, один негативный и один позитивный ответы определяются как нейтральное, противоречивое отношение.

Вариант 2. Категория «отношение» может также рассматриваться в единстве трех компонентов: поведенческого (волевого), эмоционального и когнитивного (рационального).

Таблица 4

Компоненты отношения к образовательной среде школы

В оценках ее участников

 

Участники Когнитивный компонент (номера вопросов) Эмоциональный компонент (номера вопросов) Поведенческий компонент (номера вопросов)
Учитель 1, 4, 11 2, 6, 8 3, 5, 10
Ученик 1, 4, 5 2, 7, 9 3, 6, 11
Родитель 1, 4 3, 5 2, 6

 

Примечание. Структура подсчета родительских оценок является достаточно полноценной в объеме два утверждения на один определяемый компонент.

 

Отношение к среде по каждому компоненту определяется следующими сочетаниями:

· Позитивное отношение к образовательной среде школы; к этой категории относятся те сочетания, в которых положительное ответы даны на все три вопроса компонента или два положительных, а третий имеет любой другой знак:

+++; ++0; ++ - (для учителей и учеников)

++; +0 (для родителей).

· Нейтральное, противоречивое отношение к образовательной среде школы; эта категория включает в себя следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, ответ на третий вопрос имеет любой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки:

0 0 0; + 0 0; - 0 0; + - 0 (для учителей и учеников);

0 0; + - (для родителей).

· Негативное отношение к образовательной среде школы (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два ответа отрицательных, а третий с любым другим знаком):

- - -; - - 0; - - + (для учителей и учеников);

- -; - 0 (для родителей).

 

Ключ и обработка групповых результатов

Полученные результаты суммируются по каждому типу отношения к образовательной среде, затем вычисляется оценочный коэффициент по формуле:

 

Таблица 5

И удовлетворенность ими

Во второй части опросника для определения значимых характеристик были отобраны восемь наиболее используемых в описании социального компонента ОС:

1) взаимоотношения с учителями;

2) взаимоотношения с учениками;

3) возможность высказать свою точку зрения;

4) уважительное отношение;

5) сохранение личного достоинства;

6) возможность обратиться за помощью;

7) возможность проявлять инициативу, активность;

8) учет личных проблем и затруднений.

Вариант 1 использования опросника включает в себя оценку пяти наиболее значимых для испытуемых характеристик и удовлетворенности ими.

Вариант 2 включает в себя анализ удовлетворенности всеми характеристиками.

Ключ и обработка результатов

Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов анкеты.

 

Таблица 6

Характеристиками ОС школы

Суммарное число баллов Уровень удовлетворенности характеристиками ОС школы
1–1,7 Низкий
1,8–2,5 Ниже среднего
2,6–3,3 Средний
3,4–4,1 Высокий
4,2–5 Очень высокий

Анкета

для получения картины употребления ПАВ в школе

(опрос старших школьников, родителей и учителей)

Просим вас искренне и объективно ответить на предлагаемые вопросы. Анкета анонимная и фамилию указывать не нужно – нам важно знание реальной ситуации.

 

Вопрос анкеты В начальной школе 5–7 кл. 8–9 кл. 10–11 кл.
1. Как вы считаете, в каких классах учащиеся чаще всего начинают курить, пробовать наркотики и употреблять алкогольные напитки, в том числе пиво?
Курить        
Употреблять алкоголь        
Пробовать_наркотики        

 

2. Отметьте, пожалуйста, примерный процент учащихся 10–11-х классов вашей школы, употребляющих алкогольные напитки один раз в неделю или чаще:

- сложно сказать, мне трудно судить об этом;

- 5–10 %;

- до 30 %;

- до 50 %;

- более половины.

 

3. Были ли выявлены случаи употребления наркотиков учащимися вашей школы в этом учебном году? Если «да», то сколько?

- нет, таких случаев не было;

- 1–2 случая;

- 3 и более;

- не знаю.

 

4. Какие это были наркотики?__________________

 

Вопрос анкеты В целом Среди девушек
5. Оцените, насколько распространено курение среди учащихся 10–11-х классов вашей школы?
Курят единицы    
Примерно 5–10 %    
Почти треть    
Половина учащихся    
Более половины    
Сложно сказать    

 

Вопрос анкеты Потребление резко возросло Потребление возросло Потребление не изменилось Потребление снизилось
6. Как изменилось потребление алкоголя, табака, наркотиков среди учащихся вашей школы за последние три года?
Табака        
Алкоголя        
Наркотиков        

Приложение 4

Образец титульного листа конспекта внеклассного мероприятия

по предмету специальности

Коми государственный педагогический институт Кафедра педагогики Кафедра зоологии, анатомии, физиологии Конспект воспитательного мероприятия в …… классе СОШ № _______г. Сыктывкар на тему «_______» студента-практиканта III курса группы географо-биологического факультета КГПИ Ф.И.О. (полностью) Учитель _________ Методист________   Сыктывкар

1. Тема внеклассного мероприятия.

2. Задачи воспитания.

3. Оборудование.

4. Литература.

5. Характеристика подготовительного этапа.

6. Макро- и микроструктура мероприятия.

7. Ход мероприятия.

8. Самоанализ мероприятия.

 

 

КАБИНЕТА ОБЖ

Вид средства обучения Наименование средства обучения Кол-во (шт., компл.)
Печатные средства обучения 1. Таблицы А. Схемы приборов Б. Схемы средств защиты 2. Комплекты плакатов 3. Инструкции    
Комплекты законодательных актов по вопросам защиты населения и территории от ЧС    
Приборы радиационной разведки    
Приборы химической разведки    
Приборы дозиметрического контроля: А. Измерители мощности дозы Б. Дозиметры В. Газоанализаторы    
Экранные средства обучения    
Технические средства обучения    
Стенды, соответствующие основным концептуальным направлениям курса ОБЖ    
Другое    

 

Сделайте вывод о соответствии материально-технической базы кабинета ОБЖ программным требованиям. Какие средства обучения можно изготовить самостоятельно с помощью учащихся и студентов-практикантов? Сделайте фотографии интерьера кабинета, стендов, отдельных видов средств обучения.

ЗАДАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Задание № 1. Общее знакомство со школой, классом

 

Оно осуществляется студентами методом беседы с директором, его заместителем, учителями. В беседе студенты выясняют следующие вопросы:

1. Есть ли концепция развития школы; ее основные идеи организации воспитательной системы школы?

2. Какие учебно-воспитательные задачи решает педагогический коллектив в учебном году?

3. Содержание перспективного плана воспитательной работы школы.

4. Какие мероприятия намечены в связи с модернизацией образовательной системы школы?

5. Основные направления работы школы с родителями и общественностью. Как осуществляется средовый подход в... системе?

6. Опыт работы каких учителей можно изучать как передовой? Как изучается передовой опыт отдельных учителей?

7. Какая внеклассная воспитательная работа запланирована заместителем директора по воспитательной работе на третью четверть?

8. Как осуществляется в школе изучение учащихся?

9. Какие направления воспитательной работы запланированы классными руководителями в 5–8 классах?

10. Какая помощь активу предусматривается классным руководителем?

11. Какая работа проводится по развитию активности школьников, все ли имеют поручения? Как организованно самоуправление школьников?

12. Какой стиль отношений с учащимися установлен классным руководителем?

13. Как организованна работа с «трудными» детьми?

 

На основе полученных данных и дальнейшего посещения уроков и воспитательных мероприятий охарактеризовать воспитательную систему школы и стиль работы педагогического коллектива, педагогическое мастерство классного руководителя (с учетом профессиограммы).

 

Задание № 2. Диагностика уровня воспитанности учащихся

Задание № 3. Проведение внеклассного мероприятия

 

Провести одно внеклассное дело, использовать технологию коллективной творческой деятельности учащихся (КТД познавательного, патриотического, художественного, трудового, спортивного, развлекательного характера по выбору студента).

При подготовке КТД с учащимися:

1. Определить цель и воспитательные задачи.

2. Разработать и согласовать с преподавателем педагогики систему и методику подготовки КТД в конкретном классном сообществе.

3. Разработать методику и план проведения данного дела. Составить подробный конспект зачетного вида работы.

4. Провести и записать в дневнике анализ проведенного Вами внеклассного мероприятия.

 

Примерная схема анализа

Общие сведения.

Дата. Школа. Класс. Фамилия, имя и отчество классного руководителя, практиканта или другого лица, ответственного за проведение воспитательного мероприятия. Время проведения. Количество присутствующих. Форма воспитательного мероприятия (вечер, конференция, собрание, беседа, диспут, познавательная игра и т.д.). Тема и воспитательно-образовательная цель ее выбора.

2. Анализ подготовки воспитательного мероприятия.

Цель и план проведения воспитательного мероприятия с точки зрения формирования личности и коллектива. Как соответствует цель и план проведения поставленным задачам. Инициаторы мероприятия, роль актива, классного руководителя, родителей, учителей, администрации школы и т.д. Как решались педагогические задачи на уровне плана? Как были привлечены дети, актив класса к планированию предстоящего дела? Виды воспитательного воздействия и взаимодействия, их необходимость и методы реализации в процессе подготовки. Насколько условия соответствовали подготовке воспитательного мероприятия, привлечение учащихся к организации воспитательного мероприятия, мотивы их участия. Степень активности, инициативы, самостоятельности в ходе организации воспитательного мероприятия. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, их отношение к воспитательному мероприятию. Учет интересов, пожеланий и запросов детей, роль отдельных учащихся в выполнении плана мероприятия. Опора на актив учащихся. Определение поручений учащимся, характер их выполнения. Элементы соревнования. Отношение учащихся к мероприятию.

По воспитательной работе

 

Студент сдает преподавателю кафедры педагогики следующие документы:

1. Педагогический дневник

2. Календарный план воспитательной работы.

3. Подробный план-конспект воспитательного мероприятия.

 

Критерии оценки

 

«Отлично» – ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики; обнаружил умения правильно определять и эффективно осуществлять основные учебно-воспитательные задачи, способы и результаты их решения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, проявляя в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру. Проявил самостоятельность, творческий исследовательский подход и выполнил виды дополнительных работ, продемонстрировал возможность использования собственных научных исследований в целях совершенствования образовательного процесса.

«Хорошо» – ставится студенту, который полностью выполнил намеченную работу на период практики программу работы, обнаружил умения определять основные учебно-воспитательные задачи и способы их решения, проявляя инициативу и достаточную самостоятельность в работе, но не смог вести творческий поиск или не проявил потребности в творческом росте.

«Удовлетворительно» – ставится студенту, который выполнил программу работы, но не проявил глубокого знания психолого-педагогической теории и умения применять ее в практике, допуская ошибки в планировании и проведении учебно-воспитательной работы, не учитывал в достаточной степени возрастные и индивидуальные особенности детей, формально относился к проведению занятий.

«Неудовлетворительно» – ставится студенту, который не выполнил программу учебно-воспитательной работы, обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории, неумение применять ее для выдвижения и реализации воспитательных задач, устанавливать правильные взаимоотношения учащихся и организовывать педагогически целесообразную деятельность; систематически без уважительной причины не являлся на практику.

Отчетная документация студента III курса

1. Путевка (полностью заполненная и заверенная подписями преподавателя-организатора ОБЖ, классного руководителя, методистами).

2. Дневник педагогической практики.

3. Конспект внеклассного мероприятия по предмету специальности (с самоанализом).

4. Психолого-педагогический анализ урока по ОБЖ (5, 6–8, 9–11 класс)

5. Анализ нормативно-правовой документации МОУ.

6. Конспект воспитательного мероприятия.

7. Письменный отчёт о психологической безопасности школы.

8. Самоотчет по анализу профессиограммы преподавателя-организатора ОБЖ.

9. Отчет по школьной гигиене.

10. Групповой отчет о практике (составляется одни на группу всеми студентами).

 

Коми государственный педагогический институт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.113.226 (0.233 с.)