Построение существующего продольного профиля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение существующего продольного профиля.



Нанесение инженерно-геологических данных

 

Существующий продольный профиль строится на основании графы «Фактические данные» таблицы. Необходимо размещать профиль таким образом, чтобы самая низкая точка профиля располагалась на расстоянии 8-10 см от верха таблицы, а самая высокая – на расстоянии не менее 5 см от верха листа.

На профиле показывают пересекаемые транспортные коммуникации, сети, искусственные сооружения и т.д.

Ординаты отметок черного профиля показывают, прерывая на участке геологического разреза.

Линию фактической поверхности земли и линии ординат от точек ее переломов, границы слоев грунта показывают сплошной тонкой линией.

Для нанесения инженерно-геологических условий на расстоянии 20 мм от линии поверхности земли проводят параллельную ей линию. От нее строят геологический разрез по оси улицы в соответствии с геологическими данными.

Линию уровня грунтовых вод показывают широким пунктиром.

 

Построение проектной линии профиля

 

Проектная линия строится в соответствии с данными графы «Проектные данные» таблицы.

В местах смены элементов продольного профиля показывают ординаты, прерывающиеся на участке геологического разреза.

Проектную линию и линии ординат от точек сопряжения элементов проектной линии показывают сплошной толстой линией.

 

 


ПОСТРОЕНИЕ ПОПЕРЕЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ

 

Общие положения

 

После подбора и расчета дорожной одежды вычерчивают поперечные профили на пикетах.

Поперечные профили выполняют по направлению возрас­тания пикетов, при отсутствии пикетаже — слева направо в соответствии с планом.

Поперечный профиль строится по верху земляного полотна с учетом толщины дорожной одежды проезжей части и тротуара и принятых поперечных уклонов. При этом необходимо учитывать, что тротуары и газоны располагают на 15 см выше проезжей части, газоны могут быть расположены в одном уровне с тротуаром или на 5 см ниже.

Сплошной толстой основной линией показывают проектные контуры улицы и линии ординат от точек их переломов; сплошной тонкой линией показывают линию фактической поверхности земли и линии ординат от точек ее переломов, границы слоев грунта; штриховой тонкой линией — линию проектируемой поверхности дорожного покрытия.

На поперечном профиле улицы показывают:

1. ось проектируемой улицы;

2. линию фактической поверхности земли;

3. ширину проезжей части, разделительных полос и тротуаров;

4. направление и величину уклонов верха земляного полотна и поверхности дорожной одежды;

5. сети и подземные сооружения;

6. специальную таблицу.

Пример выполнения поперечного профиля приведен в прил. 11.

 

Заполнение таблицы

 

Боковик таблицы выполняется по форме 11 ГОСТ Р 21.1701-97 [16]. Пример боковика таблицы приведен на рис. 9.

 

Рис. 9. Боковик таблицы поперечного профиля

 

В боковике таблицы показывают:

· в графе «Фактические данные» - расстояния между точками существующего рельефа и фактические отметки этих точек;

· в графе «Проектные данные» - уклоны верха земляного полотна, ширину элементов, проектные отметки верха земляного полотна.

Поперечные профили выполняются в следующей последовательности:

1. заполняют графу «Фактические данные»;

2. на основании этих данных строят поперечный профиль существующего рельефа на пикете;

3. заполняют графу «Проектные данные» «Уклон, ‰, длина», где указывают принятые на данном пикете уклоны всех элементов и их ширину;

4. указывают положение оси улицы;

5. по построенному продольному профилю улицы определяют отметку по оси улицы (по верху покрытия);

6. определяют отметку верха земляного полотна по оси улицы по формуле (19)

(19)

где Ндо – отметка по оси улицы по верху дорожной одежды (получена по продольному профилю);

h – толщина дорожной одежды;

7. с учетом принятых уклонов и расстояний рассчитывают отметки по лотку проезжей части по формуле (20)

(20)

где Нзп - отметка верха земляного полотна по оси улицы;

i - поперечный уклон улицы;

b – ширина проезжей части;

8. рассчитывают отметку по верху земляного полотна тротуара по формуле (21)

(21)

где Нл - отметка по лотку проезжей части;

hпчдо – толщина дорожной одежды проезжей части;

0,15 – высота бортового камня;

hтрдо – толщина дорожной одежды тротуара.

 

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИИ

 

Общие положения

 

Инженерная подготовка территории – это комплекс мероприятий по обеспечению пригодности территории для градостроительного использования и созданию оптимальных санитарно-гигиенических условий.

Она является одним из первых этапов при градостроительном освоении территории, в частности при выборе участка под строительство.

Мероприятия по инженерной подготовке и благоустройству территорий должны быть направлены на сохранение природы и улучшение окружающей среды.

В соответствии с этим важное место занимают вертикальная планировка, организация поверхностного водоотвода, составление чертежей по инженерному благоустройству.

Вертикальная планировка – это процесс искусствен­ного изменения естественного рельефа для приспособления его к требованиям градостроительства.

Задача вертикальной планировки заключается в придании проектируемой поверхности уклонов, обеспечивающих следующие цели:

1. отвод дождевых, талых и прочих поверхностных вод по откры­тым лоткам в водосточную сеть и далее через очистные сооружения в естественные водоемы;

2. благоприятные и безопас­ные условия движения транспорта и пешеходов;

3. подготовку осваиваемой терри­тории для застройки, прокладки подземных сетей и благоустройства и др.

Важное условие проектирования вертикальной планировки –достижение наименьшего объема земляных ра­бот и возможного баланса перемещае­мых масс грунта, т.е. равенство объемов насыпей и выемок для сокращения транспортных расходов на доставку или вывоз грунта.

При разработке проектов вертикаль­ной планировки надо стремиться к мак­симально возможному сохранению сло­жившегося природного рельефа местно­сти, существующих зеленых насаждений и растительного почвенного покрова.

 

4.2 Схема вертикальной планировки территории

 

Разработку схемы вертикальной планировки, как первый этап высотного решения территории населенного места или отдельного его района, производят методом проектных (красных) отметок.

Сущность этого метода в том, что на схеме генерального плана, который выполнен на геодезической подоснове, отображающей существующий рельеф территории в отметках или горизонталях, в характерных точках наносят проектные (красные) отметки.

Проектные отметки и намечаемые уклоны на участках между ними характеризуют планируемый рельеф и определяют организацию поверхностного стока дождевых и талых вод.

В схеме вертикальной планировки проектные отметки наносят по осям улиц и дорог в точках их взаимных пересечений, а также в местах намечаемых переломов (изменений уклонов) продольных профилей. Определяют проектные отметки на пересечениях улиц и дорог, у искусственных сооружений, в местах намечаемых значительных подсыпок или срезок и других характерных точках. Разность между проектными и существующими отметками называют рабочими отметками. Они характеризуют величину подсыпок или срезок (насыпь или выемка), а также высотное положение поверхностей проектируемых искусственных сооружений.

На схеме вертикальной планировки на перекрестках в местах пересечения осей проезжих частей улиц и в точках изменения уклонов делается выноска, на которой внизу фиксируется существующая (черная) отметка, а наверху проектная (красная) отметка. Разность между проектной (красной) и существующей (черной) отметками, т.е. рабочая отметка наносится в скобках с правой стороны выноски при срезке со знаком (-), а при насыпке со знаком (+). Стрелкой показывается направление проектного продольного уклона улицы от более высоких отметок к пониженным, а над стрелкой отмечаются уклон и под ней расстояние между переломными точками в метрах (рис. 10).

Определение отметок существующей поверхности территории в намечаемых переломных точках на плане в горизонталях или в отметках производят методом интерполяции, для чего проводят через эти точки линии примерно перпендикулярно ближайшим горизонталям (рис. 10).

а) б)

 
 

Рис. 10. Схема определения промежуточных отметок (метод интерполяции):

а–план; б–профиль

 

Отметки искомых точек определяют по формуле

(22)

где НВ – отметка нижележащей горизонтали;

HА – отметка вышележащей горизонтали;

L – расстояние между горизонталями по проложенной прямой линии (заложение горизонталей);

l – расстояние от рассматриваемой точки до нижележащей горизонтали.

 

Этапы проектирования:

1. Анализ существующего рельефа:

1) определить повышенные и пониженные участки территории

2) указать стрелками общее направление естественного стока поверхностных вод

2. Составление схемы вертикальной планировки:

1) определить места въезда на территорию жилой группы, разбить проезды на участки (присоединение, поворот, пересечение)

2) определить отметки (черные) естественного рельефа в местах присоединения, поворота, пересечения

3) указать направление проектных продольных уклонов по осям проездов и подъездов

4) вычислить величину продольного уклона на тех участках, где совпадает направление проектных и естественных уклонов. На участках, где направление не совпадает, принять минимальное значение - 5‰

5) проверить соответствие вычисленных продольных уклонов допустимым (min - 5‰, max - 80‰)

6) исходя из условий сохранения естественного рельефа, минимального объема земляных работ с учетом их нулевого баланса выбрать исходную точку на проезде (как правило, с наиболее высокой черной отметкой), т.е. в этой точке красная (проектная) отметка равна черной; последовательно определить красные отметки во всех точках в соответствии с принятыми продольными уклонами участков

(23)

где h – превышение последующей проектной отметки над предыдущей отметкой, м

i – проектный продольный уклон

L – расстояние между точками, отметки которых определяются, м

В местах примыкания, пересечения и поворотов осей ставят крест, делают выноску и пишут под выноской – черные, над выноской – красные отметки. Стрелкой показывают направление продольного уклона, над стрелкой указывают уклон, под стрелкой – расстояние между точками.

Схема вертикальной планировки является основой для разработки плана организации рельефа.

 

5.3 Составление плана организации рельефа по проездам

 

После разработки схемы вертикальной планировки приступают к проработке необходимого изменения существующего рельефа, детальная проработка вертикальной планировки производится методом проектных (красных) горизонталей [19].

В отличие от черных горизонталей, характеризующих существующий (природный) рельеф, красные горизонтали отображают проектируемую поверхность территории, преобразованную в целях планировки, застройки и благоустройства.

Красные горизонтали проектируются сечениями через 0,1, 0,2 и 0,5 м, которые называются падением или шагом горизонталей.

Местоположение проектных горизонталей на проезжей части улицы, газоне и тротуарах определяется в следующей последовательности.

1. Определяют расположение горизонталей по оси улицы, расстояние между горизонталями вычисляют по формуле:

(24)

где h - высота сечения проектного рельефа,

iпрод.ул. – продольный уклон улицы.

Если проектные отметки перекрестков не кратны высоте сечения проектного рельефа h, то вычисляют расстояния а и b до ближайших горизонталей от перекрестков (рис. 11):

(25)

где Нa и Нb - отметки ближайших к перекресткам А и В горизонталей,

Нпр.А, Нпр.В – проектные отметки точек А и В соответственно.

Откладывая расстояния а, b, d с учетом выбранного сечения природного рельефа h, получают положение проектных горизонталей по оси улицы.


Рис. 11. План улицы:

Нпр.А - проектная отметка;

Нф.А - фактическая отметка;

iпрод. ул. - продольный уклон улицы.


Рис. 12. Разрез I-I

2. Вычисляют смещение горизонтали по линии бордюра у отметки дна лотка (lл) (рис. 11), которое возникает за счет поперечного уклона улицы и направлено в сторону, противоположную продольному уклону улицы

(26)

3. Находят смещение горизонтали по линии бордюра у отметки верха бордюрного камня, горизонталь будет иметь смещение в сторону продольного уклона улицы (рис. 11)

(27)

где hб - высота бордюрного камня.

4. Определяют смещение горизонтали на границе газона и тротуара lг, которое возникает вследствие поперечного уклона газона и направлено в сторону продольного уклона улицы (рис. 10)

(28)

5. Вычисляют смещение проектной горизонтали по «красной» линии, которое возникает вследствие поперечного уклона газона и направлено в сторону продольного уклона улицы (рис. 11)

(29)

Соединяя полученные точки (рис. 11), получим проектную горизонталь на левой стороне улицы. Остальные горизонтали по проезжей части проводят параллельно построенной на расстоянии d друг от друга через точки, полученные при градуировании оси улицы. Проектные горизонтали на газоне и тротуаре проводят также параллельно построенной через точки, получаемые отложением смещения lб от лотка.

На другой стороне улицы горизонтали пройдут симметрично относительно ее оси.


4.4 Вертикальная планировка перекрестков

При проектировании перекрестков стремятся обеспечить удобства для движения транспорта и пешеходов и создать условия для отвода воды от перекрестков по лоткам прилегающих улиц.

Одно из важных условий вертикальной планировки перекрестков - плавное сопряжение проектных горизонталей между собой, которое может быть выполнено только путем преобразования поверхностей пересекающихся улиц.

Эта задача выполняется путем размостки проезжей части, суть которой заключается в переходе от двухскатного профиля к односкатному, и наоборот. Это достигается смещением гребня проезжей части улицы (рис. 13, а) или изменением поперечного уклона половины проезжей части (рис. 13, б).

Длина участка размостки определяется в зависимости от значения продольного уклона улицы по формулам:

(30)

(31)

а) б)

 


Рис. 13. Схема выполнения размостки улицы:

а) смещением гребня; б) изменением поперечного уклона половины улицы

 

В зависимости от категории пересекающихся улиц, а также от величины и направления их уклонов должны быть соблюдены следующие условия:

1. при пересечении магистральной улицы с второстепенной поперечный профиль первой остается без изменения, а профиль второстепенной сопрягается с уклоном главной;

2. не допускается устройство поперечных лотков на магистральных улицах и бессточных мест на перекрестках, где не предусмотрено устройство закрытого водотока;

3. при пересечении равноценных улиц, улица с меньшим продольным уклоном подчиняется профилю другой улицы, либо профили обеих улиц трансформируются в односкатные, соответствующие общему уклону перекрестка.

В практике планировки перекрестков, в зависимости от общего направления продольных уклонов пересекающихся улиц, характерны следующие решения:

1. Продольные уклоны пересекающихся улиц направлены от перекрестков. В этом случае поверхностные воды отводятся по направлению продольных уклонов проезжей части улицы, то есть в сторону от перекрестков (рис. 14).

 

 


Рис. 14. Схема решения перекрестка (п. 1)

2. Продольный уклон одной улицы направлен к перекрестку, остальных - от перекрестка. Наиболее оптимальным решением является разделение гребня улицы, уклон которой направлен к перекрестку, по трем направлениям (рис. 15).

 


Рис. 15. Схема решения перекрестка (п. 2)

 

3. При прохождении по тальвегу главной улицы ее профиль остается без изменения. Профили второстепенных улиц преобразуются в односкатные путем смещения гребня в сторону более высокой отметки, а их оси увязываются с отметками лотков главной улицы (рис. 16).

 

 


Рис. 16. Схема решения перекрестка (п.3)

 

4. При пересечении улиц одной категории перекресток проектируется в виде односкатной плоскости, которая наклонена в сторону наибольшего уклона (рис. 17).

 


Рис. 17. Схема решения перекрестка (п.4)

 

5. Продольные уклоны пересекающихся улиц направлены к перекрестку. Для сбора воды центральная часть перекрестка должна быть приподнята так, чтобы образовались замкнутые понижения на углах перекрестка, где проектируют дождеприемные колодцы (рис. 18). Величина подъема центра перекрестка по отношению к проектной отметке принимается +10 см. Для обеспечения плавного сопряжения горизонталей производят незначительное изменение продольного и поперечных уклонов на участках улиц, примыкающих к перекрестку.

 

Рис. 18. Схема решения перекрестка (п.5)

 

6. Перекресток располагается на косогоре при пересечении улиц разной категории, главная улица сохраняет свой поперечный профиль, а верхняя и нижняя части второстепенной улицы сопрягаются в лоток главной путем устройства размостки (рис. 19).

 

 

Рис. 19. Схема решения перекрестка (п. 6)

 

Проектирование тротуаров в пределах перекрестков производят после окончательного решения проезжей части.

При этом характер вертикальной планировки тротуаров определяется направлением уклонов улиц, образующих перекресток, и может быть сведен к следующим стандартным вариантам:

1. Направление уклона одной из улиц - к перекрестку, а второй улицы - от него (рис. 19 угол 1 и 3). При этом со стороны более высоких отметок поперечный уклон тротуара уменьшается, а затем изменяется на противоположный, соответствующий уклону тротуара пересекающей улицы. Проектные горизонтали, изображающие поверхность тротуара, имеют веерообразное начертание.

2. Если продольные уклоны пересекающихся улиц направлены к перекрестку, то сопряжение осуществляется соединением одноименных горизонталей с плавным изменением поперечного уклона (рис. 19 угол 2).

3. Продольные уклоны направлены в сторону от перекрестка (рис. 19 угол 4). В этом случае устраивается гребень, который проходит через угол квартала и середину закругления бортового камня.

Корректировка проектных горизонталей в пределах перекрестков выполняется без точных графических построений, но с соблюдением плавности сопряжения их между собой для обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов.

Пример выполнения плана организации рельефа проведен в прил. 12.

На листе плана организации рельефа приводят узлы, показывающие сопряжения конструкций дорожных одежд проезжих частей и тротуаров, а также сопряжения проезжих частей и газонов, тротуаров и газонов. Пример выполнения узла представлен в прил. 13.

 

Список литературы

 

1. ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия – М.: Издательство стандартов, 1982. – 6 с.

2. ГОСТ 21.101-97 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации – М.: Издательство стандартов, 1998. – 41 с.

3. ГОСТ 21.204-93 Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта – М.: Издательство стандартов, 1994. – 36 с.

4. ГОСТ 21.508-93 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов – М.: Издательство стандартов, 1994. – 28 с.

5. ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия – М.: Издательство стандартов, 1990. – 13 с.

6. ГОСТ 23735-79 Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия – М.: Издательство стандартов, 1979. – 6 с.

7. ГОСТ 25607-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия – М.: Издательство стандартов, 1994. – 13 с.

8. ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия – М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2003. – 23 с.

9. ГОСТ 6665-91 Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия – М.: Издательство стандартов, 1991. – 50 с.

10. ГОСТ 6666-81 Камни бортовые из горных пород. Технические условия – М.: Издательство стандартов, 1981. – 9 с.

11. ГОСТ 7.32−2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления – М.: Издательство стандартов, 2001. – 16 с.

12. ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия – М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2004. – 20 с.

13. ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия – М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2001. – 14 с.

14. ГОСТ 9128-97 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия – М.: Издательство стандартов, 1998. – 24 с.

15. ГОСТ Р 21.1207-97 Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог – М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 1997. – 26с.

16. ГОСТ Р 21.1701—97 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог – М.: Издательство стандартов, 1996. – 31 с.

17. Дубровин Е.Н. Городские улицы и дороги – М.: Транспорт, 1981. – 278 с.

18. Дубровин Е.Н., Ланцберг Ю.С. Изыскания и проектирование городских дорог – М.: Транспорт, 1981. – 471 с.

19. Карпик, А.П. Составление плана организации рельефа: методические указания / А.П. Карпик, А.В. Горобцов. - Новосибирск: НИИГАиК, 1991. - 36 с.

20. Колосова К.А. Проектирование жилого микрорайона: Методическое пособие / К.А. Колосова, П.Я. Григорьев. – Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2004. – 64

21. Ланцберг Ю.С. Городские площади, улицы и дороги – М.: Транспорт, 1983. – 346 с.

22. Лукша В.В., Шведовский П.В. Проектирование автомобильных дорог, мостов и транспортных сооружений (курс лекций). Ч. 1 – Брест: Изд-во БГТУ, 2004. - 262 с.

23. Машинский В.Л. Зеленый фонд – составная часть природы. Градостроительное проектирование земель зеленого фонда городских поселений. Ч. 1 - М.: Изд-во «Компания Спутник+», 2005. -227 с.

24. МОДН 2-2001 Проектирование нежестких дорожных одежд. – М.: МАДИ (ГТУ), 2001. – 86 с.

25. Пособие для мастеров и производителей работ дорожных организаций. – М.: МАДИ (ГТУ), 2001. – 152 с.

26. Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений - М.: Изд-во «ЦНИИП градостроительства», 1994. - 88 с.

27. Сибрикова М.А. Реконструкция городских улиц и дорог: Учебное пособие по выполнению курсового проекта. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2003. – 49 с.

28. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги - М.: Изд-во «ЦИТП Госстроя», 1989.- 112 с.

29. СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии - М.: Изд-во «ЦИТП Госстроя», 1990.- 65 с.

30. СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений – М.: Изд-воГУ ЦПП, 1998. – 70 с.

31. СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги - М.: Изд-во «ЦИТП Госстроя», 1989.- 112 с.

32. Типовые конструкции дорожных одежд городских дорог – Москва: Стройиздат, 1984. – 94 с.

 

 


Приложение 7

Пример выполнения разбивочного плана

 

Приложение 8

Пример выполнения конструктивного поперечного профиля улицы

 


Приложение 9

Пример выполнения продольного профиля улицы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.154 с.)