ЧС техногенного характера. Характеристика аварийных катастроф. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЧС техногенного характера. Характеристика аварийных катастроф.



К техногенным ЧС относят ЧС, происхождение которых связанно с техническими объектами.

Аварии, катастрофы, пожары, обрушения и другие бедствия в России за последние годы оказывают всё возрастающее негативное воздействие на социально-экономическую обстановку. Усугубление последствий и масштабов воздействия ЧС достигли такого размаха, что они начали заметно сказываться на безопасности населения и государства.

ЧС техногенного характера весьма разнообразны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. Все они связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнений окружающей среды.

Загрязнения окружающей среды могут происходить при авариях на промышленных предприятиях с выбросом радиоакивных, химически опасных и биологически опасных веществ.

К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах и при падении летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результате таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ случаются на химических объектах страны, на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ (БХОВ) и вызывают химическое загрязнение территорий за пределами их санитарно-защищенных зон, поражение персонала и населения.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их производственными предприятиями и исследовательскими учреждениями, осуществляющими разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.

К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушение зданий, нарушением систем жизнеобеспечения и транспортных коммуникаций и т.п.

Техногенные ЧС по характеру явлений можно разделить на 6 групп:

· Аварии и катастрофы на химически опасных объектах.
Широкое использование химических производств в экономике может привести к авариям с выбросом химически опасных веществ (ХОВ) и химическому загрязнению окружающей среды. В химических отраслях аварии и катастрофы делят на 2 категории:

· Аварии и катастрофы в результате взрывов, вызывающих разрушение технологической системы, инженерных сооружений и полностью или частично прекращен выпуск продукции, а для восстановления требуются специальные ассигнования от вышестоящих организаций.

· Аварии и катастрофы, в результате которых повреждено основное или вспомогательное технологическое оборудование, инженерные сооружения и полностью или частично прекращен выпуск продукции, а для восстановления производства требуются затраты более нормативной суммы на плановый капитальный ремонт, но не требуются специальные ассигнования вышестоящих компаний.

Пример:

Г. Оппау, Германия, 21 сентября 1921 г., взрыв 3 тысяч тонн аммонийной селитры (погибло 567 человек, травмировано 1500 человек)

· Аварии и катастрофы на радиационно-опасных объектах (РОО).

В настоящее время практически любая отрасль хозяйства и науки использует радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. Ядерная энергетика развивается высокими темпами.

Радиационные аварии подразделяются на:

· Локальные – нарушение в работе РОО, при котором не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмотренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации предприятия значение;

· Местные – нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов в пределах санитарно-защищенной зоны и в количествах, превышающих установленные нормы для данного предприятия;

· Общие – нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов за границу санитарно-защищенной зоны и в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм.

К типовым радиационно-опасным объектам следует отнести: атомные станции, предприятия по изготовлению ядерного топлива, по переработке отработанного топлива и захоронению радиоактивных отходов, научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы, ядерные энергетические установки на транспорте.

Пример: Г. Чернобыль, СССР, 25 апреля 1986 г., неисправность ядерного реактора АЭС, пожар и взрыв с разрушением здания станции (погибло 531 человек, травмировано 244 человек, эвакуировано 112 тысяч человек, сильное радиоактивное загрязнение местности на площади 10 кв.км.).

· Аварии и катастрофы на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО).

ПВОО – предприятия, на которых производятся. Хранятся и транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию либо к взрыву.

К ним, прежде всего, относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, по которым доставляются жидкие и газообразные пожаро- и взрывоопасные грузы.

К авариям ПВОО относятся: пожары с последующим взрывом газообразных углеводородных продуктов, топливно-воздушных смесей и других взрывоопасных веществ и взрывы чаще всего в результате свободного истечения легковоспламеняющихся, взрывоопасных жидкостей или газов, приводящие к возникновению многочисленных очагов пожаров. Особым случаем взрыва является объемный взрыв, когда подрывается газообразная или аэрозольная смесь, занимающая значительный объем. Характерный пример такого взрыва – взрыв при утечке газа. При этом взрывоопасное облако способно проникать в закрытые помещения через окна, люки и т.п. и взрыв может поражать людей и причинять разрушения в местах, защищенных стенами. ЧС, создающиеся на ПВОО, часто осложняются тем, что многие взрывоопасные вещества ядовиты или образуют при сгорании химически опасные вещества (ХОВ).

К поражающим факторам аварий на ПВОО относятся: воздушная ударная волна с образованием осколочных полей, тепловое и световое излучение и, как следствие, - загрязнение воздуха в очаге поражения угарным газом и ХОВ.

Противопожарная профилактика – комплекс организационных и технических мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации пожаров, а также по обеспечению безопасной эвакуации людей и материальных ценностей в случае пожара. Противопожарная профилактика в зданиях и на территории предприятий обеспечивается: правильным выбором степени огнестойкости объекта и пределов огнестойкости отделочных элементов и конструкций; ограничением распространение огня в случае возникновения очага пожара; применение систем противодымной защиты; безопасной эвакуации людей; применение средств пожарной сигнализации, извещения и пожаротушения; организацией пожарной охраны.

Наиболее частыми причинами пожаров являются нарушения правил пожарной безопасности и технологических процессов, неправильная эксплуатация электросети и оборудования, грозовые разряды. Основные вопросы пожарной безопасности объектов изложены в Строительных Нормах и Правилах. Противопожарная защита объектов зависит от назначения зданий, их огнестойкости и режима эксплуатации, количества горючих материалов и веществ, находящихся на предприятии, и других факторов.

Пример: Г. Тольятти, Россия, 23 августа 2000 г., пожар в цехе полимеризации АО «Синтезкаучук» (пострадали 4 человека, из них 1 человек погиб).

· Аварии на транспорте.

Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте – неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия в переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не и исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких, как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, возможны взрывы и пожары, ликвидировать такие аварии очень сложно.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.

Примерно 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения водителями ПДД. Причем, треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Они либо не имеют прав на управление транспортным средством соответствующей категории, либо покупают водительские удостоверения. Наиболее опасным видом нарушения по-прежнему остается превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Несмотря на принимаемые меры, не уменьшается количество аварий и катастроф на воздушном транспорте. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы системы управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров, теракты на воздушных суднах.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Ряд аварий происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации.

Пример: Пермская область, Россия, акватория р. Кама, столкновение двух судов на Воткинском водохранилище в районе г. Осы (пострадало 23 человека, из них погибло 6 человек).

· Аварии и катастрофы на гидродинамически опасных объектах (плотины, и др. гидротехнические сооружения).

Гидродинамическая авария – чрезвычайное событие вследствие неуправляемого перемещения больших масс воды, несущих разрушение и затопление обширных территорий. Это аварии на сооружениях или естественных образованиях, создающих разницу уровней воды до и после него. Гидродинамические объекты – плотины, водозаборные станции, запруды для различных целей. Разрушение ил прорыв объекта происходит либо под воздействием сил природы, либо под воздействием человека.

· Аварии и катастрофы на коммунально-энергетических сетях.

Аварии на электроэнергетических системах подразделяются на 3 вида:

· Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения.

· Аварии на электроэнергетических сетях с долговременным перерывом электроснабжения потребителей и территорий.

· Выход из строя транспортных электрических контактных сетей.

Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения в основном происходят в городах и крупных поселках, где наблюдается большое скопление людей, промышленных предприятий. Помимо материального ущерба такие аварии наносят серьезный моральный ущерб и имеют негативные последствия среди населения. Среди них выделяют 4 группы аварий, происходящих:

· На канализационных системах;

· На тепловых сетях;

· В системе водоснабжения;

· На коммунальных газопроводах.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ).

БОВ – вещества, способные вызывать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные вирусы и их токсины, бактерии, - возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы, сибирской язвы и т.п.

Аварии на очистных сооружениях опасны залповыми выбросами отравляющих или токсичных веществ в окружающую среду и отрицательным воздействием на персонал. Они подразделяются на 2 группы:

· Аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с выбросом более 10 тонн.

· Аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.021 с.)