Утверждена на заседании кафедры истории Отечества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утверждена на заседании кафедры истории Отечества



Утверждена на заседании кафедры истории Отечества

Г., протокол №

Безопасность жизнедеятельности: учебная программа и методические рекомендации к изучению курса для студентов всех специальностей / Сост. Д.А. Нидзельский. - Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2010. -16 с.

 

Составитель: старший преподаватель Д.А. Нидзельский

 

Научный редактор: доктор исторических наук,

профессор Л.М.Артамонова

© Нидзельский Д.А., 2010

 

 


Лицензия на издательскую деятельность № 020861, выдана

Министерством печати и информации Российской Федерации

Подписано в печать 20.02.09 г. Объем 1,0 п.л.

Формат 60x84 1/16 Тираж 100 экз. Заказ № 2432

Редактор Китаева Я.М


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка........................................................................................3

Тематический план курса....................................................................................4

Содержание курса...............................................................................................5

Тематика рефератов...........................................................................................10

Вопросы к зачету...............................................................................................11

Список литературы............................................................................................12

Глоссарий...........................................................................................................14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, предназначена для студентов всех специальностей СГАКИ и представляет собой последовательное изложение основных вопросов курса «Безопасность жизнедеятельности».

Цель курса: «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная учебная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Изучением данной дисциплины достигается формирование у будущих специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека.

Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основные задачи: вооружить обучаемых теоретическими знаниями и привить им практические навыки, необходимые:

• для создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

• в целях прогнозирования развития негативных воздействий на человека и среду его обитания и для оценки последствий таких воздействий.

• при реализации мер по обеспечению безопасности человека и среды обитания от негативных воздействий;

• в случае принятия решений по защите персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также в ходе ликвидации этих последствий.

В программе рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности; прогнозирование чрезвычайных ситуаций; разработка мероприятий по защите в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий; ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые и нормативные основы безопасности жизнедеятельности.

Программа курса содержит расчет учебных часов по темам и видам занятий. Он рассчитан на 110 часов. Всего предусмотрено лекций в объеме 30 час, семинарских и практических занятий - 42 час., самостоятельной работы - 38 час. Тематический план курса отражает последовательность тем для студентов очного отделения.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

№ н/п Наименование разделов и тем занятий Кол-во учебных часов Из них
Лекций Семинаров, практичес­ких занятий Самост. работа
1          
  Введение        
  Раздел I. Современный комплекс проблем безопасности        
1.1 Современный этап развития цивилизации        
1.2 Глобальная безопасность        
1.3 Национальная безопасность        
1.4 Безопасность личности        
  Раздел II. Человек и среда обитания        
2.1 Экология человека        
2.2 Человек и техносфера        
2.3 Человек и социосфера        
2.4 Системы безопасности человека        
2.5 Безопасность в организациях и учреждениях культуры и искусств        
  РазделIII. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.        
3.1 Чрезвычайные ситуации: определения, понятия. Источники ЧС. Классификация ЧС.        
3.2 ЧС мирного и военного времени.        

 

 

№ п/п Наименование разделов и тем занятий Кол-во учебных часов Из них
Лекций Семинаров, практичес-ких занятий Самост. работа
           
3.3 Основы безопасности и защиты населения в ЧС. РСЧС. Роль гражданской обороны.        
3.4 Способы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях        
3.5 Прогнозирование и оценка обстановки в чрезвычайных ситуациях        
3.6 Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.        
3.7 Безопасность и защита культурных ценностей в мирное и военное время        
3.8 Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.        
3.9 Обучение населения. Психологическая подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях.        
3.10 Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельное™. Основные способы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.        
  Всего        

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Безопасность жизнедеятельности: основные понятия. Объекты и методы безопасности. Опасности и риски. Безопасность жизнедеятельности как основная проблема XXI века. Роль и место дисциплины БЖД в формировании культуры безопасности.

Тема 2.1. Экология человека

Негативные факторы естественного, антропогенного и техногенного происхождения. Основные мишени и эффекты агрессивного воздействия окружающей среды на здоровье человека. Взаимодействие человека со средой обитания. Критерии оценки негативного воздействия: численность травмированных и погибших, сокращение продолжительности жизни, материальный ущерб, их значимость.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, переломах.

2. Первая медицинская помощь при внезапной остановке дыхания.

3. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

4. Поражающие факторы ядерного взрыва.

5. Радиационная безопасность.

6. Первая медицинская помощь при ожогах, при поражении электрическим током.

7. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.

8. Принципы обеспечения безопасности населения и территорий в ЧС мирного военного времени.

9. Здоровый образ жизни.

10. Духовное и умственное развитие. Самосовершенствование личности.

11. Самоорганизация и образ жизни.

12. Меры безопасности в повседневной жизни.

13. Самопомощь и первая помощь при несчастных случаях в общении с природой.

14. Самоспасение и спасение пострадавших при стихийных бедствиях.

15. Самоспасение и спасение пострадавших при авариях (катастрофах) на транспорте.

16. Самоспасение и спасение пострадавших при авариях (катастрофах) на производственных объектах.

17. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке.

18. Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке.

19. Выживание в условиях автономного существования.

20. Самозащита и защита граждан при нападении или угрозе нападения со стороны других лиц. Правовые основы самозащиты.

21. Классификация основных форм деятельности человека.

22. Защита от естественных опасностей обеспечением комфортных условий жизнедеятельности.

23. Негативные факторы техносферы.

24. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.

25. Идентификация травмирующих и вредных факторов техносферы.

26. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технических процессов.

27. Экобиозащитная техника.

28. Чрезвычайные ситуации мирного времени природного и техногенного характера.

29. Чрезвычайные ситуации военного времени.

30. Устойчивость производства и организация защиты в чрезвычайных ситуациях.

31. Безопасность и защита культурных ценностей.

32. Безопасность туризма.

33. Тоталитарные секты и безопасность детей и подростков.

34. Национальная безопасность России на современном этапе.

35. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Роль и задачи ГО в современных условиях.

2. Формы и методы обучения населения по БЖД.

3. По какому принципу создаются гражданские формирования?

4. Порядок определения размеров шлем-маски и маски.

5. Дать определение, что такое авария и катастрофа.

6. Организация обучения неработающего населения по БЖД.

7. Характеристика стихийного бедствия «Землетрясение», способы защиты.

8. Характеристика стихийного бедствия «Наводнение», способы защиты.

9. Формы и методы обучения гражданских формирований.

10. Характеристика стихийного бедствия «Оползень», способы защиты.

11. Прибор химической разведки, назначение, общее устройство, порядок определения ОВ.

12. Характеристика стихийного бедствия «Ураган. Шторм. Смерч», способы защиты.

13. Средства защиты органов дыхания.

14. Характеристика стихийного бедствия «Пожар», способы защиты.

15. Средства защиты кожи.

16. Назначение и устройство убежищ.

17. Назначение и устройство прибора ДП-22,24, подготовка к работе.

18. Защита детей.

19. Назначение, устройство и подготовка к работе прибора ДП-5а.

20. Основные способы защиты населения.

21. В каких положениях носится противогаз (показать практически).

22. Классификация индивидуальных средств защиты.

23. Назначение и устройство противогаза. Подготовка к работе (использованию).

24. Индивидуальные средства медицинской защиты.

25. Сигналы оповещения. Действия населения по сигналам оповещения.

26. Когда создаются гражданские формирования на объектах? Какие формирования?

27. Порядок надевания противогаза. Время надевания.

28. Рассредоточение рабочих, служащих. Дать определение.

29. Что такое эвакуация?

30. Классификация культурных ценностей по назначению.

31. Способы защиты культурных ценностей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: обеспечение безопасности в туризме и туристической индустрии: учеб. пособие / Ю.Г. Сапронов, И.А. Занина, О.В. Соколовкая. - Ростов н/Д, 2009.

2. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Э.А. Арустамов. - М, 2008.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. Л.А. Михайлова. -СПб., 2008.

4. Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и персонала предприятий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / Ю.Г. Сапронов. - Шахты, 2007.

5. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности / О.Н. Русак, К.Р. Милаян, Н.Г. Занько. - СПб. - М. - Краснодар, 2005.

Дополнительная литература

1. Ильичев, А.А. Популярная энциклопедия выживания / А.А. Ильичев. - М., 2000.

2. Ястребов, Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф / Г.М. Ястребов. - Ростов н/Д, 2002.

3. ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. - Введ. 1989-01-01.-М., 1991.

4. ГОСТ 17.1.3.13-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнений. - Введ. 1987-01-01.-М., 1988.

5. ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования. Введ. -1992-07-1.-М., 2002.

6. ГОСТ Р 50644-94. Туристическо-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсоводов. Введ. - 1995-01-01. -М, 1998.

7. Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / Т.А. Хван, П.А. Хван. - Ростов н/Д, 2002.

8. Кукин, П.П. Безопасность технологических процессов и производств / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев, Н.Ц. Сердюк. - М., 2002.

9. Сохранность и защита культурных ценностей: учеб. пособие. - СПб., 1995.

10. Абалян, И.Г. Защита и спасение культурных ценностей: методические разработки / И.Г. Абалян. - СПб, 1992.

11. Байер, К. Здоровый образ жизни: пер. с англ / К. Байер. - М., 1997.

12. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / СВ. Белов, Л.В. Ильницкая. - М., 1999.

13. Безопасность жизнедеятельности: учеб.-метод, пособие / Шершнева Л.И., -М., 1994.

14. Бэскинд, Э. Энциклопедия личной безопасности: пер. с англ / Э. Бэскинд. -М., 1994.

15. Горбачев, В.Г. Культурные ценности. Понятие, порядок, приобретения, хранения и обращения: справочное пособие / В.Г. Горбачев, В.Г. Растопчин. -М., 1989.

16. Гостюшин, А. Защити себя и близких / А. Гостюшин. - М.,1997.

17.Защита населения и территорий от ЧС / С.А. Буленков, С.И. Воронов, П.Л. Губенко. - Калуга, 2001.

18.Российская Федерация. Законы. О безопасности: федер. закон. - М., 1992.

19.Российская Федерация. Законы. О гражданской обороне: федер. закон. - М., 1998.

20.Российская Федерация. Законы. О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера: федер закон. - М, 1994.

21.Исследование глобальных проблем цивилизации как источника ЧС. Отчет по НИР. - М., 1998.

22.Капица, СП. Глобальная проблема человечества / СП. Капица // Вестник Российской Академии наук. - 1998. - Т. 68. - №3. - С.134-241.

23.Моисеев, Н.Н. Быть или не быть... человечеству? / Н.Н. Моисеев.-М., 1999.

24.Сафонов, И.А. Философские проблемы единства человека и природы / И.А. Сафонов. - СПб., 1994.

25.Микрюков, В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности / В.Ю. Микрюков. - М., 2004.

26.Денисов, В.В. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при ЧС: учеб. пособие / В.В. Денисов, И.В. Денисова, В.В. Гуменев. - М- Ростов н/Д, 2003.

ГЛОССАРИЙ

Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Безопасность - состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Буря - ветер, скорость которого составляет 20-30 м/с с (70-115 км/ч).

Бьеф - участок реки между двумя соседними плотинами на реке или участок канала между двумя шлюзами.

Взрыв - кратковременный процесс превращения вещества с выделением большого количества энергии в ограниченном объеме.

Верхний бьеф - часть реки выше подпорного сооружения (плотины, шлюза).

Виадук - сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.

Гидродинамическая авария - происшествие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его частей с последующим неуправляемым перемещением больших масс воды.

Глубина очага (землетрясение) - кратчайшее расстояние от гипоцентров

 

Утверждена на заседании кафедры истории Отечества

Г., протокол №

Безопасность жизнедеятельности: учебная программа и методические рекомендации к изучению курса для студентов всех специальностей / Сост. Д.А. Нидзельский. - Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2010. -16 с.

 

Составитель: старший преподаватель Д.А. Нидзельский

 

Научный редактор: доктор исторических наук,

профессор Л.М.Артамонова

© Нидзельский Д.А., 2010

 

 


Лицензия на издательскую деятельность № 020861, выдана

Министерством печати и информации Российской Федерации

Подписано в печать 20.02.09 г. Объем 1,0 п.л.

Формат 60x84 1/16 Тираж 100 экз. Заказ № 2432

Редактор Китаева Я.М


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка........................................................................................3

Тематический план курса....................................................................................4

Содержание курса...............................................................................................5

Тематика рефератов...........................................................................................10

Вопросы к зачету...............................................................................................11

Список литературы............................................................................................12

Глоссарий...........................................................................................................14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, предназначена для студентов всех специальностей СГАКИ и представляет собой последовательное изложение основных вопросов курса «Безопасность жизнедеятельности».

Цель курса: «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная учебная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Изучением данной дисциплины достигается формирование у будущих специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека.

Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основные задачи: вооружить обучаемых теоретическими знаниями и привить им практические навыки, необходимые:

• для создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

• в целях прогнозирования развития негативных воздействий на человека и среду его обитания и для оценки последствий таких воздействий.

• при реализации мер по обеспечению безопасности человека и среды обитания от негативных воздействий;

• в случае принятия решений по защите персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также в ходе ликвидации этих последствий.

В программе рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности; прогнозирование чрезвычайных ситуаций; разработка мероприятий по защите в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий; ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые и нормативные основы безопасности жизнедеятельности.

Программа курса содержит расчет учебных часов по темам и видам занятий. Он рассчитан на 110 часов. Всего предусмотрено лекций в объеме 30 час, семинарских и практических занятий - 42 час., самостоятельной работы - 38 час. Тематический план курса отражает последовательность тем для студентов очного отделения.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

№ н/п Наименование разделов и тем занятий Кол-во учебных часов Из них
Лекций Семинаров, практичес­ких занятий Самост. работа
1          
  Введение        
  Раздел I. Современный комплекс проблем безопасности        
1.1 Современный этап развития цивилизации        
1.2 Глобальная безопасность        
1.3 Национальная безопасность        
1.4 Безопасность личности        
  Раздел II. Человек и среда обитания        
2.1 Экология человека        
2.2 Человек и техносфера        
2.3 Человек и социосфера        
2.4 Системы безопасности человека        
2.5 Безопасность в организациях и учреждениях культуры и искусств        
  РазделIII. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.        
3.1 Чрезвычайные ситуации: определения, понятия. Источники ЧС. Классификация ЧС.        
3.2 ЧС мирного и военного времени.        

 

 

№ п/п Наименование разделов и тем занятий Кол-во учебных часов Из них
Лекций Семинаров, практичес-ких занятий Самост. работа
           
3.3 Основы безопасности и защиты населения в ЧС. РСЧС. Роль гражданской обороны.        
3.4 Способы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях        
3.5 Прогнозирование и оценка обстановки в чрезвычайных ситуациях        
3.6 Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.        
3.7 Безопасность и защита культурных ценностей в мирное и военное время        
3.8 Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.        
3.9 Обучение населения. Психологическая подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях.        
3.10 Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельное™. Основные способы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.        
  Всего        

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Безопасность жизнедеятельности: основные понятия. Объекты и методы безопасности. Опасности и риски. Безопасность жизнедеятельности как основная проблема XXI века. Роль и место дисциплины БЖД в формировании культуры безопасности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.618 с.)