Сущность экономической безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность экономической безопасности



Реферат

По дисциплине безопасность жизнедеятельности

На тему:

Экономическая безопасность

 

 

Выполнил

Курсант 28 уч. Группы

Рядовой внутренней службы

М.А. Лещев

Проверил: Троянов О.М.

 

Санкт-Петербург

 

Содержание

Введение

Сущность экономической безопасности

1.1 Нормативно – правовая основа экономической безопасности России

1.2 Понятие и структура экономической безопасности государства

Обеспечение экономической безопасности

2.1. Классификация угроз экономической безопасности

2.2. Механизм обеспечения экономической безопасности

Необходимые меры для повышения экономической безопасности России.

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Литература


Введение
Центральное направление мирового развития в 21 веке – глобализация, Три основных вектора, под воздействием которых проходило развитие мира, это геополитика, геоэкономика и геостратегия.1 До второй половины 20 века на первом месте находилась геополитика. Геополитика влияла на изменение географических границ государств, для достижения своих целей государства применяли военные методы воздействия, силой захватывая необходимые им территории. Главными игроками в геополитике являются различные государства, военные блоки союзных государств, преследующие схожие цели. Некоторые ещё пробуют решать свои проблемы с помощью военной силы (вторжение Ирака в Кувейт), но на первый план выходит геоэкономика, дающая возможность для мировой перестройки, лишённой открытой конфронтации, геоэкономическими (невоенными) методами. Это вызвано прежде всего возросшей ролью транснациональных корпораций. Сегодня они, а не отдельные государства, ведут борьбу за мировые ресурсы.

Интернационализация коренным образом изменяет характер международного разделения труда. Сегодня процессы обмена идут не только между государствами, но и прежде всего между транснациональными структурами, мировыми воспроизводственными центрами (или ядрами), крупными технологическими мегаполисами. Звеньями этих центров становятся экономические структуры и системы управления, относящиеся к различным национальным экономикам.

«Стыки» взаимодействия центров есть не что иное, как экономические границы, которые могут не совпадать с национальными. По своей конфигурации мировые производственные центры подвижны, соответствующие экономические границы носят изменяющийся характер, именно по этим границам идёт непрерывный передел мира.

В рамках мировых интернациональных структур формируется и перераспределяется мировой доход. Реализация экономических интересов происходит не только на мировом рынке, но и на так называемом экономическом атласе мира, в том числе на национальном геоэкономическом атласе.

Оперирование на геоэкономическом атласе требует не выжидательной (или коньюнктурной) торговой тактики, а наступательной, активной позиции и соответствующих механизмов реализации своих интересов. Соответственно, векторная стратегия задаёт стратегическую модель внешнеэкономических связей, целенаправленно воздействуя на формирование геоэкономической ситуации.

Национальная экономика способна к воспроизводству геоэкономически эффективно с преобразованием своего внешнеэкономического сектора из торгово-посреднической в производственно-инвестиционную модель внешнеэкономических связей. Для этого государству надо чётко определить свои стратегические интересы, и в зависимости от них строить взаимоотношения с крупными транснациональными структурами.

Если государство берёт на вооружение геоэкономический вектор развития, то появляются новые (невоенные) виды воздействия на конкурентов, такие как экономические, экологические, демографические и т.д.

Президент РФ Путин Владимир Владимирович, в своём ежегодном обращении к нации прямо сказал, что у России есть два возможных пути развития – либо Россия будет сильным государством, либо данное государство исчезнет с атласа мира, по крайней мере в том виде, в каком оно существует сегодня. Многим иностранцам Россия нужна в виде сырьевого придатка их экономики, живущая за счёт продажи своих ресурсов. Это гибельный путь для России. Для того, чтобы выжить, государству необходимо строить свою экономическую политику с учётом требований техногенного развития мирового сообщества в 21 веке, необходимо найти свои точки роста в виде новых технологий, в которых мы должны не догонять, а опережать зарубежных конкурентов.

Понятие экономической безопасности страны включает в себя не только поддержание на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства, но и прежде всего развитие экономики с включением её в процессы глобализации, проходящие сегодня в мировом сообществе. В данной работе рассмотрены некоторые вопросы экономической безопасности страны, а также мнение автора о направлении развития российской экономики с целью отражения угроз экономической безопасности России

Заключение

Проблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рынку порождены либо тяжелыми «наследственными» болезнями еще советской экономики, либо болезнями «гайдаровской» экономики, либо неадекватными методами их лечения, или же всем вместе. Отсюда - и сам подход к устранению экономических проблем или по крайней мере к смягчению их пагубного влияния на дальнейшие судьбы страны. Во главу угла следует поставить быстрейший выход России из экономического кризиса, оздоровление реального сектора экономики, возобновление инвестиционного процесса.

С этой точки зрения продолжение прежнего курса, пренебрегающего тяжелым положением в реальном секторе экономики во имя финансовой стабильности и проводимого под лозунгами десоциализации и капитализации, неприемлемо. Оно ведет к дальнейшему развалу хозяйства страны, разбазариванию и проеданию национального богатства, снижению жизненного уровня большинства населения, опасному обострению социальных противоречий.

В нынешних условиях нужно, отбросив априорные идеологические установки и догмы, с позиций реализма и здравомыслия найти решение проблем выхода из кризиса. И не путем отказа от экономических реформ, а продолжая их, но рассматривая реформы не как самоцель, а как средство повышения эффективности экономики и улучшения жизни народа. Для этого необходима постепенная трансформация сложившихся форм хозяйствования и экономических институтов в направлении социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства.

Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.

Все вышесказанные взгляды на разрабатываемую проблему обеспечения экономической безопасности Российской Федерации далеко не в полной мере раскрывают все ее аспекты. В проекте Основных положений государственной стратегии в области экономической безопасности РФ находят отражение и вопросы, связанные с инвестиционной политикой, мерами в финансовой и кредитно-денежной сфере, региональной политикой, внешнеэкономической деятельностью, а также с решением проблемы нарастания экономической преступности.

Хочется надеяться, что проблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана. Надеюсь, что её осуществление будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран. Для этого все россияне должны осознать всю сложность теперешней ситуации и приложить все усилия чтобы реформы осуществлялись в интересах всего населения России, а не для узких финансовых и криминальных структур. Короче, успешное развитие экономики, выход её из кризиса зависят от совместных действий всего населения России, от каждого из нас. Так давайте же сделаем все возможное для вывода из кризиса экономики России, для обеспечения достойного уровня жизни себе и своим детям

Показатель 1 показатели экономической безопасности пороговое значение фактическое состояние соотношение фактического и порогового значений
Объем ВВП: 1. в целом от среднего по “семерке” 2. на душу населения от среднего по “семерке” 3. на душу населения от среднемирового 75 % 50 % 100 % 29 % 19 % 25 % 0,39 0,38 0,25
Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности 70 % 50 % 0,71
Доля в промышленном производстве машиностроения 20 % 15 % 0,75
Объемы инвестиций, % к ВВП 25 % 13 % 0,60
Расходы на научные исследования, % к ВВП 2 % 0,5 % 0,25
Доля в населении людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума (сент. 1996) 7 % 20 % 0,29
Продолжительность жизни 70 лет 64 года 0,91
Разрыв между доходами 10 % самых высокодоходных и 10 % самых низкодоходных групп населения 8 раз 12,9 раза 0,62
Уровень преступности 5 тысяч 6 тысяч 0,83
Уровень безработицы (по методологии МОТ) 7 % 9,2 % 0,76
Уровень инфляции за год (за 9 мес. 2000 г.) 20 % 16 % 1,25
Объем внутреннего долга, % к ВВП 30 % 33 % 0,9
Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга, % к налоговым поступлениям бюджета 25 % более 100 % 0,25
Объем внешнего долга, % к ВВП 25 % 31 % 0,8
Доля внешних заимствований в покрытии бюджетного дефицита (проект бюджета-97) 30 % 45 % 0,66
Объем иностранной валюты в денежной массе 10 % 50 % 0,2
Объем наличной иностранной валюты к объему наличных рублей 25 % 100 % 0,25
Денежная масса (М2), % к ВВП 50 % 12 % 0,24
Для импорта во внутреннем потреблении, всего в том числе продовольствия 30 % 25 % 53 % 30 % 0,56 0,83
Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму 1,5 раза 5 раз 0,3

 

Приложение 2

РАСХОДЫ РОССИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ.

0,96 % 0,54 % 0,49 % 0,46 % 0,32 %
1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г.

 

Литература

1.О безопасности: Сборник законодательных и нормативных документов по состоянию на февраль 1998 г. – М., Буквица, 1998 г. (Серия “Федеральное законодательство”)

2."О Государственной стратегии экономической безопасности Российской
Федерации (Основных положениях)". Указ Президента Российской Федерации от
29.04.96 г. №608

3.М.Арсентьев. Экономическая безопасность. Обозреватель, №5, 1998 г.

4.В.С.Загашвили. Экономическая безопасность России. М., ЮристьБ 1997 г.

5.Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность)./Под ред. Олейникова Е.А. М, ЗАО “Бизнес школа “Интел-Синтез”,
1997

Реферат

По дисциплине безопасность жизнедеятельности

На тему:

Экономическая безопасность

 

 

Выполнил

Курсант 28 уч. Группы

Рядовой внутренней службы

М.А. Лещев

Проверил: Троянов О.М.

 

Санкт-Петербург

 

Содержание

Введение

Сущность экономической безопасности

1.1 Нормативно – правовая основа экономической безопасности России

1.2 Понятие и структура экономической безопасности государства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.70.161 (0.029 с.)