ТОП 10:

Охарактеризовать основные теории и методы оздоровления, укрепления и сохранения здоровья человека. Традиционные и нетрадиционные системы оздоровления



Охарактеризовать основные теории и методы оздоровления, укрепления и сохранения здоровья человека. Традиционные и нетрадиционные системы оздоровления

Здоровый образ жизни— это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья. В нем указано, что здоровье — это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Критерии по которым определяется здоровье: Отсутствие болезней, нормальная работ организма, равновесие в системе природы человека, полное духовное, физическое, психическое благополучие, способность полноценно трудится, стремление к творчеству,

В обобщенном виде здоровье можно определить как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим соб­ственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благо­получие. Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье.

Традиционные системы оздоровления (консервативная медицина): ЛФК, гимнастика, ФУ, зарядка, закаливание организма, массаж, сауна, баня, иглоукалывание, солнечные ванны, активный отдых).

Нетрадиционные системы оздоровления (то, что не входит в рамки консервативной медицины): гомеопатия, фитотерапия, аромотерапия, некоторые виды диетического питания (раздельное питание, голодание, вегетерианство), суджок терипия (прижигание травяными сигарами).

 

БИЛЕТ 2.

1) БЖД наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды.

Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

Опасность - Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека - Всякая деятельность потенциально опасна!

Аксиома предполагает, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом новое позитивное действие или результат неизбежно сопровождается возникновением новых негативных факторов.

Виды опасностей:

Таксономия опасностей – перечень по алфавиту всех опасностей.

Опасности:

по происхождению:

- природные,

- техногенные,

- экологические,

- смешанные;

по времени проявления:

- импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения эл. током ),

- кумулятивные (накапливающиеся, напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия);

по локализации:

-литосферные (землетрясение, извержение вулканов);

- гидросферные (наводнения, прорыв дамбы);

- атмосферные (озоновые дыры);

- космические (солнечные циклы).

Признаки опасности:

- Угроза для жизни.

- Возможность нанесения ущерба здоровью.

- Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

 

ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

В системе подготовки учащихся по Основам безопасности жизнедеятельности важное значение имеет хорошая организация проведения «Дня защиты детей» (ДЗД), который проводится в учебных заведениях общеобразовательных и начального профессионального образования. Одновременно ДЗД является объектовой тренировкой по гражданской обороне. При этом отрабатываются разделы 2Плана гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное время». ДЗД организуется и проводится руководством учебного заведения во главе с директором –руководителем гражданской обороны учебного заведения. Практическая направленность и соревновательный характер мероприятия «Дня защиты детей» способствует формированию у учащихся навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь. Вместе с тем «День защиты детей» призван служить развитию Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ» Основными целями и задачами «Дня защиты детей» являются:

· всесторонняя проверка готовности учебного заведения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности персонала и учащейся молодежи в чрезвычайных ситуациях и по гражданской обороне;

· выработка у руководящего состава учебных заведений практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся и постоянного состава в чрезвычайных ситуациях;

· совершенствование учащимися теоретических знаний, полученных в процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

· воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий ГО и убежденности в необходимости принимать в них участие;

· формирование и развитие у преподавателей и учащихся высоких морально-психологических качеств и, в первую очередь, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

· пропаганда передового опыта организации и осуществления учебного процесса по курсу ОБЖ и методического мастерства учителей, преподающих этот предмет, а также Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».

БИЛЕТ №3

1) Риск — отношение числа тех неблагоприятных событий или проявлений опасности к возможному числу за определенный период времени.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека - Всякая деятельность потенциально опасна! Следует вывод: несмотря на предпринимаемые защитные меры остаточный риск всегда сохраняется. Невозможность достижения абсолютной производственной безопасности предлагает понятие – социально приемлемый (допустимый) риск.

Фактор (лат. – движущая сила) – существенное обстоятельство в каком-либо процессе или явлении.

Фактор риска – фактор, не являющийся причиной реализации опасности, но увеличивающий вероятность её возникновения.

Объект риска - то, что подвергается риску.

Различают след виды рисков:

- индивидуальный (опасность определенного вида для отдельного индивидуума);

- технический;

- экологический;

- социальный;

- экономический;

Основные методы обеспечения безопасности:

- Инженерный, опирающийся на статистику, расчет часов, вероятный анализ безопасности.

- Модельный, основанный на применении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные и профессиональные группы.

- Экспертный, когда вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов-экспертов.

- Социологический, основанный на опросе населения.

Способы:

1. оповещение населения («внимание всем!»)

2. применение средств коллективной защиты

3. использование СИЗ

4. эвакуация населения

2) Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

 

Признаками здоровья являются:

· устойчивость к действию повреждающих факторов;

· показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

· функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

· наличие резервных возможностей организма;

· отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

· высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Здоровый образ жизни это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия. Факторы составляющие здоровый образ жизни: Питание (умеренное и сбалансированное), Режим дня (у каждого человека свой биоритм), двигательная активность, Закаливание, Личная гигиена, Психогигиена (умение управлять своими эмоциями), сексуальное воспитание, отказ от вредных привычек, Безопасное поведение в быту и на природе. Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

По нашему мнению, первым шагом к созданию своей индиви­дуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное, глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует.

Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную дея­тельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей.

Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельно­сти обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.

Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уров­нем работоспособности, здоровья и долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни.

Нездоровый- вредные привычки, не спорт, окруж среда……………….

состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одним из аспектов данного процесса является формирование культуры здоровья как части общей культуры человека - осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Строительство новых школьных зданий, организация оздоровительных лагерей, совершенствование системы медицинского обслуживания, регулярные медицинские осмотры учащихся, проведение обязательных прививок, развитие физической культуры и многое другое привело к значительному улучшению состояния здоровья школьников, их физического развития.

 

БИЛЕТ 4.

1. ЧС – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, окружающей природной среде, материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.

Чрезвычайная ситуация — внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, которая хар-ся резким нарушением установившегося процесса, оказывающая значительное отрицательное влияние на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу и окружающую среду.

Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания.

Классификация чрезвычайных ситуаций:

 

а)по причинам возникновения:

 

- стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, ураганы, снежные заносы, грозы, ливни, засухи и др. );

 

- техногенные катастрофы (аварии на энергетических, химических, биотехнологических объектах, транспортных коммуникациях при перевозке разрядных грузов, продуктопроводах и т.д.);

 

- антропогенные катастрофы (катастрофические изменения биосферы под воздействием научно-технического прогресса и хозяйственной деятельности);

 

- социально-политические конфликты (военные, социальные).

 

б) по масштабу распространения с учетом тяжести последствий:

 

- локальные; объектовые; местные; региональные; национальные и глобальные.

 

в) по скорости распространения опасности (темпу развития):

 

- внезапные; быстро распространяющиеся; умеренные; плавные "ползучие" катастрофы.

По объектовому признаку и в зависимости от происхождения:

  1. транспортные аварии и катастрофы,
  2. пожары, взрывы, угрозы взрывов,
  3. аварии с выбросом химически опасных вещ-в,
  4. … радиоактивных вещ-в,
  5. … биологически опасных вещ-в,
  6. внезапное обрушение зданий, сооружений,
  7. аварии в электроэнергетических системах,
  8. аварии в коммунальных системах,
  9. аварии на очистных сооружениях,
  10. гидродинамические аварии.

Причины ЧС:

- нарушение трудовой и технической дисциплины,

- ошибки при проектировании,

- ошибки при строительстве,

- износ оборудования,

- результат стихийных бедствий.

Сферы проявления ЧС:

В строительстве, в промышленности, в сельском хоз-ве, в военной сфере, в жилищной, коммунальной и бытовой сфере, в лесном хоз-ве. В транспорте – воздушном, водном, наземном, трубопроводном, подземном.

Поражающие факторы ЧС:

  1. ударная волна,
  2. ионизирующее излучение,
  3. заражение окр. среды опасными вещ-ми = АХОВ, ОВ,
  4. температурный фактор,
  5. заражение окр. среды бактериальными средствами,
  6. психоэмоциональное воздействие.

 

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Имеется пять фаз развития ЧС:

1. накопление отклонений;

2. инициирование ЧС;

3. процесс ЧС;

4. действие остаточных факторов;

5. ликвидация ЧС.

2. Федеральный Госстандарт общего образования по ОБЖ утвержден приказом министерства образования 5 марта 2004 г. И базисный федеральный учебный план от 3 марта 2004 г. В ст. 14 закона РФ об образовании – в нем определен общие требования содержания образования. Разработка этого содержания основано на гос стандарте.

Госстандарт включает в себя: базовый учебный план, образовательный стандарт содержания образования.

Содержания образования состоит из инвариативного ядра (не изменяющегося) и вариативного ядра. Содержание учебного процесса определяет: учебный план и учебная программа.

1). Учебный план – документ определяет: продолжительность учебного года, длительность четверти каникул, полный перечень предметов изученного в школе, распределение предметов по годам, количество предметов, количество часов в каждом классе.

В современном учебном плане выделяются компоненты: Федеральный (государственный) – обязателен для всех школ, должен обеспечить соц необходимость для школьников, объем и уровень ЗУН, обязательные предметы, их объем: региональный (школьный) – объединяет предметы которые выбирают ученики, родителе, администрация. На школьный компонент выделяется от 20 % до 60% бюджета времени. Гуманитарный блок 40 – 46%, математический блок 30-35%, оздоровительно –трудовой блок 16-20%. Планы национальных школ могут дополнятся историей края, родным языком и т.д.

2). Учебная программа – документ содержащий: а) объяснительную записку, в которой указаны цели изучения предмета, требований к ЗУН, формы и методы. б) перечень основных элементов содержания. в) Указания по реализации межпредметных связей. г) Перечень учебного оборудования. Д) рекомендуемая литература.

 

 

Требования к уровню подготовки выпускников по предмету ОБЖ – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений по предмету ОБЖ, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» выпускники основной общеобразовательной школы должны овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими им адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по предмету ОБЖ на ступени общего образования наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне (в непрофильном общеобразовательном учреждении) выпускник средней (полной) общеобразовательной школы в целом должен:

знать (понимать): основы формирования здорового образа жизни; основные положения российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника; порядок первоначальной постановки на воинский учет; особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы; задачи РСЧС и гражданской обороны;

уметь:владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы. Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы (оборонно-спортивный профиль обучения) нацелены на более глубокое знание (понимание) выпускниками основ российского законодательства в области обороны государства; защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; правовых аспектов военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы; основных положений международного гуманитарного права; назначения и боевых свойств личного оружия; средств массового поражения и их поражающих факторов.Выпускники должны уметь: выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова; вести стрельбу из автомата по неподвижным целям; владеть навыками безопасного обращения с оружием; ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту; обращаться с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля; выполнять элементы строевой и тактической подготовки; выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения.

БИЛЕТ 5

1) Здоровье – состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по определению всемирной организации здравоохранения).

Основные составляющие:

- духовное здоровье(отражает мышление, отношение к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе). А также предполагает согласие с окружающими людьми, способность анализировать различные ситуации и прогнозировать свое поведение в различных условиях.

- физическое здоровье (отказ от вредных привычек, рациональное питание, соблюдение личных правил гигиены и безопасного поведения, оптимальное сочетание работы и отдыха, физический труд и умственная деятельность, выполнение необходимого объема двигательной активности).

Качественная оценка здоровья: физическое развитие, интеллектуальное развитие, качество жизни, выполнение действий за определенный период времени. 85% населения имеют какие-либо заболевания, но качество жизни от этого не страдает, 10-15% здоровых.

Количественная оценка здоровья: медицинские профилактические осмотры, количество обращений в поликлиники, сколько больных и сколько здоровых – выявление количества. Например, из 1000 детей (ханты) = 816 болеют. + физическое, духовное, психическое здоровье.

Производственная деятельность человека оказывает влияние не только на направление эволюции биосферы, но определяет и собственную биологическую эволюцию. Специфика среды обитания человека заключается в сложнейшем переплетении социальных и природных факторов. На заре человеческой истории природные факторы играли решающую роль в эволюции человека. На современного человека воздействие природных факторов в значительной степени нейтрализуется социальными факторами. а иногда чрезмерных и жестких факторов среды, к которым эволюционно он еще не готов.

Человек, как и другие виды живых организмов, способен адаптироваться, то есть приспосабливаться к условиям окружающей среды. Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной экологической среде.

Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию, но наши способности к этому имеют определенные границы. Также и способность восстанавливать свои физические и душевные силы для человека не бесконечна.

Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжение, утомления. Напряжение - мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то есть наступает утомление. При утомлении здорового человека может происходить перераспределение возможных резервных функций организма, и после отдыха вновь появятся силы. Люди способны переносить самые суровые природные условия в течение относительного продолжительного времени.

Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей не одинакова. Так, у многих людей при дальних авиаперелетах с быстрым пересечением нескольких часовых поясов, а также при сменной работе возникают такие неблагоприятные симптомы, как нарушение сна, падает работоспособность. Другие же адаптируются быстро.

Среди людей можно выделить два крайних адаптивных типа человека. Первый из них - спринтер, характеризующийся высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и плохой переносимостью длительных нагрузок. Обратный тип - стайер.

Интересно, что в северных регионах страны среди населения преобладают люди типа “стайер”, что явилось, по-видимому, результатом длительных процессов формирования популяции, адаптированной к местным условиям.

Стоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать.

 

2) УЧЕБНЫЙ ПЛАН документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на предмет.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА документ, определяющий по каждому учебному предмету объем содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения.

Учебник - это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязятельных для усвоения обучающимися.

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблем

БИЛЕТ 6

1) Экологическая безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и гос-ва от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным и естественным воздействием на окружающую среду.

Субъекты: личность, общество, гос-во, биосфера.

Объекты: права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда.

Система экологической безопасности – совокупность законодательных, технических, медицинских и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными, а также естественными внешними нагрузками.

Соединяет в себе экол. безопасность общества и экол. безопасность человека при наличии загрязненной окружающей среды, влияющей на здоровье и генофонд как общества, так и отдельного человека.

Экология человека - комплексная дисциплина, исследующая общие законы взаимоотношения (подразделений) биосферы и (структурных уровней) антропосистемы человечества, его групп, популяций и индивидуумов, а также влияние природной среды на человека и группы людей.

Право на благоприятную окружающую среду

Охрана окружающей среды и памятников

Сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является важной проблемой

Природные ресурсы земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.

Человек несет особую ответственность за сохранение и разумное управление продуктами живой природы и ее среды, которые в настоящее время находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов

Общественная безопасность— это безопасность не только жизни и здоровья каждого гражданина и общества в целом, это и безопасность (сохранность) имущества граждан, их чести, достоинства и нравственности. Общественная безопасность — это обстановка, характеризуемая отсутствием конфликтов на национальной, религиозной и трудовой почве.

 

2) Изучение раздела «Основы военной службы»

Цель: формирование у учащихся внутренней готовности к особому виду гос. службы – в вооруженных силах РФ.

Задача: способствует более быстрой адаптации к армейской и флотской жизни. А также способствует развитию волевых качеств, физических и духовных – патриотизма.

Главы:- воинская обязанность (основные понятия, воинский учет, обязательная и добровольная подготовка, мед. освидетельствование, увольнение)

- особенности военной службы (конституция РФ, уставы, присяга, по призыву, по контракту, звания военнослужащих, права и ответственность)

- военнослужащий – защитник своего Отечества.

Воспитание – это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогом в учебно-воспитательных учреждениях и направленных на развитие личности. Метод воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач.

Уроки ОБЖ определяют военно-патриотическое воспитание, готовность юношей к защите Отечества.

 

БИЛЕТ 7

1. ) Чрезвычайная ситуация природного характера – неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения.

Стихийное бедствие – это природное явление или процесс геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и др. происхождений таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.

Существуют специальные меры по предупреждению ЧС природного характера, они состоят в постоянном наблюдении за физическими свойствами окружающей среды. Специальными методиками выявляются явления, по которым можно предсказать появление какого-либо ЧС природного характера. При появлении таких данных принимаются меры по минимилизации последствий ЧС. В частности информируется население с помощью средств массовой информации, где сообщается, какие меры будут предприняты и, так же предоставляются инструкции по индивидуальной защите. Если предполагают серьёзные последствия, то население эвакуируют в безопасное место.

Средства индивидуальной защиты делятся по типу воздействия на организм человека. Например, защита дыхательных путей – противогазы, марлевые повязки.

Кратенько:

1. Укрытие населения в защитных сооружениях

2. Эвакуация населения

3. Использование средств индивидуальной защиты

 

2. ОБЖ - наука образовавшаяся на основах других наук биологии химии физики.

На уроках это часто и ярко выражается. Например темы:

География:ориентирование на местности, по компасу, движение по азимуту, землетрясение, наводнение, вулканы, человек и окружающая среда (костер, природа, добыча огня).

Биология:значение простейших в природе и паразиты (болезни и их профилактика), насекомые (клещи и их профилактика), инфекционные заболевания, гигиена с.с.с, дых, пищеварения и первая помощь, влияние вредных привычек.

Химия:состав воздуха и их охрана (меры предупреждения заболеваний: проветривать помещение, протирание пыли, не курить), вода в природе (очищение воды в домашних и экстремальных условиях), кислоты (правила обращения с кислотами).

Обществознание:наш образ жизни (рассказ о об образе жизни человека и различия народов, а потом вспомнить свой образ жизни и вредные привычки), основы здорового образа жизни (воспитать качества (воля, не конфликтовать, режим труда и отдыха), наркомания, курение, алкоголизм, проблемы войны и мира (оружие массового поражения, способы и средства защиты).

Билет№8

1. Геологические

- землетрясения

- извержения вулканов

- цунами

- оползни

- сели

- обвалы, осыпи

- лавины

- пыльные бури

Вулканическая деятельность - сильный взрыв в кратере, который завершается потоком лавы, выбросом.

Оползень - смещение по поверхности скольжения увлажненных грунтовых масс под действием силы тяжести.

Сель - паводок с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород

Лавина - быстрый сход с горного склона снежного покрова под действием силы тяжести.

Почувствовав толчки, необходимо:

Не паниковать, стоять в углу несущих стен, дверных проемов, отключить газ, воду, электричество, собрать самое необходимое, не выходить на балкон, не пользоваться лифтом, слушать информацию радио, после окончания 1-х толчков покинуть дом (спиной к стене). Идти к свободным пространствам, удалиться от зоны бедствия, помогать другим.

Покинуть машину, либо город. Если в общ. месте – безопасный выход, скрестить руки на груди. Под обломками – дышать глубоко, стучать.

А также ограничение землепользования, укрепление сооружений, демонтаж сооружений, прогнозирование и разработка действий, создание материальных резервов, тренировка населения.

Землетрясение -это внезапное высвобождение энергии, накопленной в сжатых или растянутых горных породах. Оно проявляется в подземных толчках и колебаниях земной поверхности. Землетрясения представляют собой движение земной поверхности, вызванные воздействием сейсмических волн (по-гречески "сейсмос" - землетрясение). Сейсмические волны обычно ощущаются как сильные, интенсивные движения поверхности. Иногда наблюдаются земные волны в буквальном смысле слова: волны движутся по земле как по озеру.

Большая часть землетрясений связана с процессами горообразования или разломами литосферных плит. Такие землетрясения называются тектоническими.

Бывают вулканические землетрясения. Лава и раскаленные газы, бурлящие в недрах вулканов, могут толкать и давить на верхние слои земли, как пары кипящей воды на крышку чайника. Они довольно слабые, но продолжаются долго, иногда месяцами. Сотрясения земли могут быть вызваны обвалами и большими оползнями. Так возникают местные обвальные землетрясения.

При помощи сейсмографа можно оценить энергию землетрясения. Оказывается, что сравнительно слабые землетрясения высвобождают энергию порядка 10 000 кг/м, т.е. достаточную, чтобы поднять груз весом 10 тонн на высоту 1 м. Этот энергетический уровень принимается за ноль, землетрясению имеющему в 100 раз больше энергии соответствует 1, еще в 100 раз более сильному соответствуют 2 единицы шкалы.

Такая шкала называется шкалой Рихтера в честь известного американского сейсмолога из Калифорнии Ч. Рихтера. Число в такой шкале называется магнитудой и обозначается М. В самой шкале верхний предел не предусмотрен, по этой причине шкалу Рихтера называют открытой. В действительности сама Земля создает практический верхний предел. Сильнейшие из зарегистрированных землетрясений имели магнитуду 8.9. Таких землетрясений с начала инструментальных наблюдений зарегистрировано два, оба под океаном. Одно произошло в 1933 году у берегов Японии, другое - в 1906 году у берегов Эквадора. Похоже,что Земля не в состоянии (в физическом смысле) породить землетрясение с магнитудой больше 9.0.

Сила проявления землетрясения на земной поверхности определяется по шкале Меркалли в баллах.

Баллы отмечаются цифрами от I до XII (цифры римские, чтобы не было путаницы с магнитудой).

Шкала Меркалли

I балл - не ощущается людьми

II балла - ощущается в спокойной обстановке на верхних этажах зданий

III балла - ощущается в помещениях; кажется будто под окнами проезжает легкий грузовик. Качаются висячие предметы

IV балла - кажется, будто проезжает тяжелый грузовик, звенят оконные стекла, посуда, скрепят двери

V баллов - ощущается на улице; просыпаются люди, выплескивается из посуды жидкость







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.22.132 (0.038 с.)