Периоды развития психосексуальной сферы (ПСС) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периоды развития психосексуальной сферы (ПСС)



Периоды Возраст в годах Психологическая задача Характеристика периода
I Пренатальный 0,9 Формирование базового эмоционального фона мозга Эмоциональное фонирование мозга плода - через состояние матери
II Постнатальный после рождения - до концажизни Зависит от периода развития ПСС Поэтапное развитие ПСС
  Догенитальный эротизм до 3 Становление базовых форм эротизма Становление пассивных и активных форм эротизма: мышечного, орального, анально-уретрального, а также полоролевой аутоидентификации
  Первичный генитальный эротизм 3-5 Адекватная половая аутоидентификация Примат генитального эротизма. Полоролевая типизация: формирование понятийной формысексуальности
  Игровой эротико- сесуальный 6-10 Половая типизация через самоопределение в системе полоролевых стандартов и отношений Эротичность не связывается с сексуальностью, реализуется в сфере несексуального общения – романтическая форма сексуальности. Осознается половая принадлежность
  Полового созревания 11-15(д) 12-16(м) Самоутверждение половой (принадлежности через сексуальное экспериментирование Гиперсексуальность. Удовлетворяется заместительными формами полового поведения: мастурбация, половые игры, перцептивная эротика, петтинг
  Юношеской гиперсексуаль- ности 15-21(д) 16-22(м) Переход подростковой сексуальности в форму зрелой эротики Гиперсексуальность. Удовлетворяется не только заместительными формами полового поведения (мастурбация, половые итры, перцептивная эротика, петтинг), но и половыми котпактами с сексуальным партнером
  Зрелой сексуальности 22-55(д) 23-60(м) Формирование и реализация зрелой эротики Зрелое сексуальное сознание: гармоничное единство понятийного, романтического и сексуально эротического компонентов под коррекцией системы ценностей личности. Зрелая сексуальность. Рыносторонняя половаяжизнь
  Инволюционный с 56(д) с 61(м) Адекватная адаптация к гипосексуальности Постепенное снижение зрелой сексуальности и интенсивности половойжизни

 

Все периоды развития ПСС до полового созревания имеют эротическую основу. А истинная сексуальность проявляется лишь с периода подросткового возраста. Под эротической основой понимается поведение, связанное с контактом между детьми и их близкими, которые вызывают положительные эмоции. Цель такого поведения - усилить положительные эмоции. Следовательно, эротизм - это стремление получить удовольствие, наслаждение.

Догенитальный эротизм.

Догенитальный период характеризуется образованием пассивного (мышечного) и активного (орального и анально-уретрального) эротизма. Мышечный эротизм, формируется, когда ребенок получает удовольствие от покачивания, поглаживания и т.п. Оральный эротизм - это получение удовольствия от сосания. Анально-уретральный эротизм - удовольствие от ожидания и осуществления выделительных функций (дефекация, мочеиспускание).

Первичный генитальный эротизм.

Первичный генитальный эротизм формируется путем переноса оральных и анально-уретральных эрогенных зон на гениталии. Этот эротизм пока еще не имеет сексуальной окраски. В этот период происходит полоролевая идентификация ребенка (отождествление себя со своим полом) путем обучения его взрослыми. Ее считают первой полоролевой примеркой, закладывающей основы правильной половой ориентации. Воспитание ребенка в условиях, не соответствующих своему полу, может привести к пагубным последствиям: феминности - у мальчиков и маскулинности у девочек, что может способствовать формированию у них неспособности вести нормальную половую жизнь во взрослом состоянии. В этот период опасна психологическая депривация - лишение детей возможности в общении, удовлетворении психологических потребностей, любви. Как следствие - детская мастурбация (искусственная стимуляция половых органов), сосание пальца и т.д. Когда взрослые обнаруживают подобные поведенческие реакции ребенка, они бурно реагируют на это: оскорбляют, бьют ребенка по рукам и гениталиям. Это недопустимо! Что делать?

Необходимо знать, что мастурбация в этом возрасте не носит сексуальной окраски. Поэтому не нужно ее связывать с половым извращением. Это защитная реакция на психологическую депривацию - особая форма аутоэротизма. Однако, если жестоко наказывать ребенка за онанизм, тревожность усилится и онанизм примет навязчивый характер. Это уже - невроз. Если же не обращать внимание на онанизм у детей этого возраста, то он перейдет в дурную привычку, что тоже нежелательно.

Самый адекватный подход - отвлечь ребенка на интересное занятие, игру, быть с ним внимательным, любить его безусловной любовью (независимо от поведения). Если эти способы будут исчерпаны и безрезультатны, то необходимо обратиться к психотерапевту.

Романтический эротизм или игровой период

Игровой период характеризуется реализацией эротизма в несексуальной сфере - это романтическая фаза формирования сексуального сознания. Для него характерно сознательное самоопределение в системе полоролевых стандартов и отношений (вторая полоролевая примерка) и возвышенное отношение к противоположному полу. По мнению исследователей, у детей после 9-10 лет проявляется повышенный интерес к противоположному полу. Сексуальное поведение детей проявляется в разных формах: информационной (получение информации о сексуальности из различных источников), в виде половых игр (моделируются социальные и семейные отношения, взаимная демонстрация и стимуляция половых органов) и перцептивной эротики (получение эротических наслаждений от восприятия - прикосновения, поглаживания, подглядывания, - соответствующие стадии полового любопытства). В этот же период закладываются основы половой ориентации – выбора сексуального партнера. Деформация сексуальной ориентации может возникнуть при жестком, авторитарном воспитании, когда детям запрещается дружить с представителем противоположного пола при полном безразличии к весьма близким отношениям с представителями своего пола.

Подростково-юношеская сексуальность.

Подростково-юношеский период отличается гиперсексуальностью в связи с половым созреванием. В этот период идет самоутверждение половой принадлежности и взрослости в основном через различные формы сексуального поведения. Однако при этом доминирует ведущая биологическая цель сексуального поведения - удовлетворение полового влечения. У подростков это удовлетворение осуществляется в основном путем заместительных форм: подростковая мастурбация, сексуальные игры, петтинг. Подростки прибегают и к половым контактам. Мастурбация у подростков, в отличие от детей раннего возраста, истинная - это искусственная стимуляция половых органов с целью удовлетворения полового влечения и достижения оргазма. Мастурбация подростков - это способ познания незнакомых для них функций; это средство испытания и подтверждения их созревания; это прием снятия физиологического дискомфорта (напряжения). Современные ученые утверждают, что мастурбация в подростково - юношеском возрасте - естественный процесс развивающейся гиперсексуальности. Она играет важную роль в развитии нормальной сексуальности в этот период. Но она должна быть умеренной. Умеренная мастурбация в подростково - юношеском возрасте обычно имеет характер саморегуляции повышенной половой возбудимости и безвредна. В связи с этим, узнав, что подросток занимается мастурбацией, не следует бурно реагировать на это, а тем более запугивать его, унижать, оскорблять, наказывать, подвергать огласке и коллективному обсуждению «случившегося». Надо сделать вид, что ничего ненормального не случилось, а затем, выбрав удобный момент, в доверительной беседе объяснить подростку необходимость умеренности в этом процессе. Это дает возможность подростку избавиться от ложного мнения о ненормальности своего поведения и доверять взрослым, которые уважительно относятся к его интимным делам, что несомненно будет способствовать развитию у него здоровой психосексуальной сферы.

Сексуальные игры - действия, связанные с демонстрацией, рассматриванием и стимуляцией половых органов и других эрогенных зон. Это уже экспериментирование в контексте общения. Тоже нормальное явление для этого возрастного периода.

Петтинг (от англ. to pet - ласкать) - взаимные сексуальные ласки, приводящие к половому возбуждению, которые включают в себя действия, кроме узко понимаемого полового акта. Петтинг может завершиться оргазмом. Петгинг, как более зрелая форма, тоже необходимый этап развития сексуальности. Он обеспечивает формирование способности общения партнеров на «языке ласк». Позже техника петтинга станет основой «любовной игры», отсутствие которой превращает половой акт из любовного общения в «сексуальное потребление». В подростковом возрасте начало половой жизни чревато пагубными последствиями, ибо подросток еще не созрел для этого психологически и физически. Особенно негативно отражается ранняя половая жизнь на организме девушек, поскольку часто следствием ее является беременность. Чем опасна беременность несовершеннолетних?

Во-первых, у несовершеннолетних дети, как правило, рождаются нездоровыми, с теми или иными отклонениями.

Во- вторых, несовершеннолетняя мать подвергает свое здоровье опасности во время беременности и кормления, т.к. ее собственный организм находится в стадии роста и развития. Аборт у несовершеннолетних также опасен, ибо он может привести к бесплодию. Еще одна опасность, связанная с ранней половой жизнью, - распространение СПИДа и болезней, переносимых половым путем. Как же быть?

Лучший способ предупреждения опережающих возраст половых контактов у подростков - воспитание воздержания. Существует мнение о том, что воздержание от половых контактов в подростково - юношеском возрасте может вызвать невротическое состояние. Другие специалисты утверждают, что невроз от воздержания может развиться только в том случае, если его рассматривать как лишение. Если же воздержание осуществляется сознательно, то это не только не вызовет невроза, а, напротив, будет способствовать укреплению здоровья. На этом основана оздоровительная система йогов. Сейчас в американских школах половое воспитание подростков построено по этому принципу, вопреки не оправдавшему себя культивированию приемов «безопасного секса». Лучший способ предупреждения ранней половой жизни у подростков - переключение энергии на какое-нибудь интересное занятие (спорт, творчество и т.п.).

Половая жизнь

Половая жизнь - это одна из неотъемлемых сторон жизни человека. Знание психофизиологических отношений будет способствовать ее оптимизации, а следовательно, здоровью студента. Половую жизнь девушкам рекомендуется начинать не раньше 18 лет, а юношам – 20 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.01 с.)