Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовная составляющая страсти
Наши духовные убеждения теснейшим образом связаны с нашими страстями. Наша вера в высшие силы, то, чем мы воспринимаем себя во Вселенной, уровень нашего сознания, наше чувство глобального смысла и предназначения — все это вносит свой вклад в страсть, которая в нас развивается. Появляются новые свидетельства того, что мозг имеет прямую связь с Богом. Когда я получил приглашение выступить в Мексике от психиатра Хосе Кастилло Руиза, одного из организаторов конференции, он сказал мне, что я не должен говорить о сексе. Он читал несколько моих книг, в частности, «Healing ADD» («Лечение СДВ») и «Healing the Hardware of the Soul» («Лечение материальной части души»), и применяет их в своей клинической практике. Когда в США была опубликована моя книга «Sex on the Brain», приглашение выступить на конференции поступило как раз в ходе моего рекламного тура с этой книгой, поэтому я хотел говорить о ней в своей лекции. «Мы — очень католическая, консервативная страна, — настаивал Хосе Руиз. — Лучше придерживаться более безопасной тематики». Он был предельно ясен. Держитесь подальше от сексуальных тем и неоднозначных вопросов.
В день конференции, в полдень, перед тысячами людей на Monterrey Arena я читал лекцию по своей книге «Healing the Hardware of the Soul» («Лечение материальной части души»). Всего за несколько месяцев до этого на той же самой сцене выступали Бейонсе, Гвен Стефани и Андреа Бочелли. Меня вдохновляла открывшаяся возможность. Это была крупнейшая аудитория, перед которой я когда-либо выступал. Устроители конференции были замечательны. Каждый интересовался, не нервничаю ли я перед выступлением при таком большом стечении людей. «Нет, — отвечал я, — когда вы любите свою работу, страсть побеждает тревогу». Однако я попросил их помочь мне с испанским. К большой радости аудитории, я начал свою лекцию по-испански: «Queridos amigos mios. Viva Monterrey», — «Мои дорогие друзья, я приветствую Монтеррей!» Эта лекция была большим удовольствием для меня и получила хороший прием. Я отлично владел собой и совершенно не говорил о сексе. Позже, во второй половине того же дня, я должен был участвовать в «круглом столе» вместе с психиатром из Гарварда и четырьмя специалистами в области эзотерики с разных концов света. Они были представителями католической, иудаистской и исламской веры. Я не имел ни малейшего представления, какие вопросы нам будут задавать. Д-р Кастилло Руиз сказал, что мне не стоит беспокоиться по поводу вопросов из аудитории. Мы сидели на сцене за длинным столом перед тысячами людей, в то время как на стадион опускалась темнота и яркий свет был направлен в наши лица, и это вызывало странное ощущение изоляции. Я почувствовал себя один на один со своими мыслями.
Первый вопрос был о мистическом чувстве и опыте духовных переживаний. Я должен был говорить последним. Все три эзотерика говорили об опыте мистического экстаза. Все трое сравнили его с сексуальным опытом. Один сказал, что Песнь Песней — эротическая история любви, самая святая книга в Библии. Я начал нервничать. Путь к разговору о духовности, сексуальности и мозге был полностью открыт. Должен ли я рискнуть и пойти по нему? Священник из Испании, отец Сантьяго Гуэрра, рассказывал о Св. Хуане де ла Крус — кармелитском религиозном мистике, жившем в его стране в XVI столетии. Св. Хуан написал религиозные стихи, детально описывающие его мистические переживания в очень чувственной манере:
На моей цветущей груди Что хранила я для него лишь одного Лежал он, спящий, А я ласкала его…
Легкий бриз подул с башни, Когда я гладила его волосы, И обвил мою шею Своей нежной рукой, Унося меня из реальности.
Я отреклась от всего и позабыла себя, Уткнувшись лицом в моего Возлюбленного, Забыв обо всем на свете, Покинув себя, Оставив все заботы.
Св. Хуан де ла Крус, из «Темной ночи души» По мере того, как приближалась моя очередь, я написал несколько записок. Затем взглянул на д-ра Кастилло Руиза, который был поглощен диалогом. Я знал, что он не ждет, что я буду хранить молчание. Когда подошла моя очередь, ведущий спросил меня, существует ли нейробиологическая связь с духовным опытом. Не без колебания я начал. — По данным некоторых исследований правое полушарие мозга, особенно зона височных долей — правой рукой я показал область на своей голове непосредственно позади глаз — имеет отношение к духовным переживаниям. Майкл Персингер, психолог-исследователь из Лаурентийского университета в Канаде, заметил, что стимулирующий разряд низкого напряжения на эту область, порождает у человека религиозные или духовные переживания. Они часто чувствуют присутствие Бога или духовного существа в помещении.
Я встретился глазами с д-ром Кастилло Руизом, сидевшим в переднем ряду. Когда наши глаза встретились, он улыбнулся мне. Пока все хорошо. «Ладно, — подумал я про себя, — была не была!» — Религиозные переживания и сексуальные переживания — как раз такие, о которых говорили мои коллеги-мистики — в общем осуществляются в одной и той же области мозга. Д-р Кастилло Руиз начал заметно нервничать. — В ходе впечатляющего исследования, проведенного в Финляндии, с использованием технологии ОФЭКТ для наблюдения за кровообращением и характером активности мозга — такое же обследование мы используем в наших клиниках — было выявлено, что внешняя сторона правой височной доли оживляется также, когда у женщин происходит оргазм, когда они испытывают сексуальный экстаз. Причем все остальные области мозга во время оргазма имеют пониженную активность, лишь правая височная доля, или «область Бога», возбуждена. В моей книге «Sex on the Brain» я выдвинул предположение о том, что сексуальный экстаз фактически может быть опытом духовного переживания. Вам не приходилось удивляться тому, — здесь я сделал паузу на несколько секунд, — почему женщина восклицает «О Господи! О Боже!», когда вы делаете ее счастливой? Я, например, удивлялся, почему она не восклицает «О Дэниэл! О Дэниэл!», ведь именно я помог ей достичь этого?» Когда я говорил, мои слова немедленно переводили на испанский. Я не был уверен, что аудитория поймет значение сказанного мной. Моментом позже я услышал, как переводчик начал хихикать мне в ухо, а зал взревел от хохота. Д-р Кастилло Руиз тоже смеялся, напряжение у него спало. — Влюбленные, — продолжал я, — чтобы вызвать состояние романтического экстаза, часто используют те же средства, что и религиозные лидеры: музыку, свечи, поэзию и единение. Страстная любовь — это божественное переживание. Духовность, сексуальность и мозг связаны воедино страстью. Влюбленные переживают мистический опыт. Связь между духовностью и сексуальностью может быть одной из причин того, что мы видим так много духовных лидеров, попадающих в неприятности на сексуальной почве. Если задействованы одни и те же области мозга, необходимо здоровое функционирование мозгового контролера, лобной коры, чтобы держать импульсы под контролем. Я видел, как религиозная страсть радикальным образом изменяла жизнь человека в положительную сторону. Когда мне было 19 лет, я состоял в Teen Challenge — христианской группе, чьей миссией была помощь наркоманам. Эта миссия была начата на улицах Нью-Йорка служителем Ассамблеи Божьей Дэвидом Уилкерсоном, который имел дело с бездомными, проститутками и преступниками, страдавшими зависимостью от тяжелых наркотиков, таких как кокаин, героин или амфетамины. Я был свидетелем того, что многие люди с наркотической зависимостью полностью менялись после того, как посвящали себя Христу. Они начинали лечение с духовной клятвы, становились частью церкви и читали Библию, применяя ее к своей жизни. Страсть их веры брала верх над их побуждением к употреблению наркотиков.
Если вы, подобно мне, выросли в глубоко религиозной семье, вы часто находите страсть за пределами себя, поскольку она вершит позитивные изменения в мире. Это могло привести вас к тому, чтобы служить другим или, наоборот, создать эмоциональные путы, или породить глубокий конфликт и амбивалентность (особенно если вы не честны с собой в отношении того, что вы на самом деле любите и хотите). Многих людей страсть влечет служить Богу и одновременно они испытывают тягу к сексуальному наслаждению. Самообман в отношении собственных страстей приводит нас к неприятностям. Лучше быть честным в сфере своих страстей и мотивации и найти здоровый путь их удовлетворения, чем подавлять их до тех пор, пока они не проявятся в нездоровой форме.
МОЗГ СТРАСТИ
В конечном итоге страсть ощущается, обрабатывается и направляется в мозге. Мы созданы для страсти. Существуют нейронные цепи, которые, активизируясь, поднимают нас с дивана и заставляют двигаться в направлении наших психологических, социальных и духовных целей. Важно понимать, как работают четыре системы мозга, совместно формирующие пути страсти и мотивации в мозге. Три из них уже обсуждались ранее:
Лобная, иди префронтальная, кора (ПФК) — помогает в формировании суждений, контроле над побуждениями, надзоре и контроле наших страстей.
Глубокая лимбическая система (ГАС) — связана с настроением, эмоциональной окраской и памятью.
Базальные ганглии (БГ) — интегрируют движения и чувства, а также связаны с движущими силами и удовольствием.
Вентральная область покрышки (ВОП) — вырабатывает нейромедиатор дофамин, участвующий в оценке значимости: насколько важно сделать что-то.
Дофамин — нейромедиатор, активируемый страстью и любовью. Любовь подобна наркотику, она задействует те же области мозга, что и кокаин, — базальные ганглии. Исследование антрополога д-ра Хелен Фишер продемонстрировало связь дофамина с новой влюбленностью. Ее исследовательская группа привлекла 40 человек, которые недавно нашли свою любовь — двадцать из них состояли в любовных отношениях, а другая половина включала тех, кто только что расстался с возлюбленным.
Испытуемых помещали в аппарат магнитно-резонансной томографии с фотографией их любимого человека и просто знакомого. Человек смотрел на фотографию любимого в течение 30 секунд, а затем, после отвлекающего задания, на портрет знакомого — те же 30 секунд. Фотографии чередовали на протяжении 12 минут. Результатом была картина мозга в страсти. На ней была видна повышенная активность в вентральной области покрышки. Эта часть мозга посылает дофамин в другие части мозга, в том числе в базальные ганглии, отвечающие за вознаграждение и мотивацию, и в «эмоциональную» лимбическую систему. Фотографии любимых людей приводят к этому процессу, а фотографии просто знакомых — нет.
Психиатр Нора Волкоу, директор Национального института наркологии, провела такое исследование.
Кокаин помечали радиоактивными изотопами, чтобы посмотреть, где он работает в мозге. Он высветил базальные ганглии. Интересно, что лекарство от СДВГ, риталин, действует аналогично. Однако кокаин вызывает зависимость, а риталин обычно нет. Дело в том, что кокаин действует сильнее: быстро попадает в мозг и быстро выводится, заставляя человека хотеть еще дозу. Риталин вызывает более слабую реакцию, и его действие длится дольше. Тем не менее, и риталин, и кокаин повышают мотивацию. Кокаин может повысить мотивацию к сексу, в то время, как риталин повышает мотивацию, допустим, к тому, чтобы доделать до конца необходимую работу.
В здоровом мозге компетентная кора лобных долей надежно контролирует эмоции. Однако эмоции, внутренние побуждения никуда не исчезают, а оценка их значимости с участием лимбической системы позволяет нам добиваться своего. На рис. 9.1 изображена здоровая цепь страсти. Нормальный уровень дофамина может приводить в действие страсть, особенно в ситуации хорошей активности коры лобных долей, которая действует как контролер. Низкий уровень дофамина ассоциируют с определенными проблемами, которые лишают нас мотивации, как в случае болезни Паркинсона, или вызывают беспорядочные побуждения, как при СДВГ. Зависимости возникают, когда страсть берет контроль на себя. Эти состояния очень показательны для нашего понимания роли мозга в страсти и того, как ею управлять.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.228.237 (0.013 с.) |