Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста



УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно – как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания объективной реальности".

Первая ступень познания – живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.

Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)

Вторая и высшая ступень познания – Абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, "живыми" образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребеиок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение – являются примером экономной работы человеческого мозга.

Решающую роль в познании объективной реальности открывает Практика. Она доказывает силу, мощь, истинность человеческого познания. В игровой, трудовой, учебной деятельности детей проверяется истинность полученных знаний. Практика – не только критерий истины, но и источник познания. Через игру, труд дети легко и незаметно осваивают большое количество знаний, умений и навыков. Процесс познания имеет деятельностно-активный харпктер. Активность заложена в самой человеческой чувствительности. Органы чувств функционирует благодаря реализации в них способности отражать. Ребенок рождается на свет с безусловными рефлексами. На их основе формируются многочисленные условнее рефлексы. Образование условных рефлексов есть установление нервной временной связи в коре головного мозга человека. Эти временные связи является материальное основой всех приобретенных человеком знаний, навыков, привычек, Внешним раздражителем для маленького ребенка являются непосредственные воздействия предметов и явлений окружающего мира. Эти раздражителе воспринимаются органами чувств (анализаторами). Я. П.Павлов назвал их сигналами I сигнальной системы. Функционирование органов чувств тесно связано с потребностями маленького ребенка. Сначала это органические потребности,- удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Позже появляются и др. потребности: потребность в общении со взрослым, потребность в активных движениях, о активных действиях с предметами. В деятельности с предметами ребенок познает свойства предметов, качества, связи между ними. Активность ребенка имеет Ориентировочно-исслеовательский характер.

В процессе действий с предметами у ребенка возникает Наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующей словами взрослых. Происходит взаимодействие между чувственным восприятием и словом, т. е. между I и П сигнальными системами. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета. Так получает развитие новая более сложная форма мышления – Наглядно- Образная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий – он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе. Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является Познавательный интерес.

Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности – Умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.

Детей нужно приучать к осмысленному восприятию слова, учить понимать его предметное содержание, какое действие или качество оно обозначает. Слово формируется как обобщенное понятие, отрезается, от своего первоначального конкретного образного содержания. Возникает Понятийная или Словесно-логичесКая форма мышления Часто взрослые стремятся быстрей развивать понятийную форму мышления у дошкольников, недостаточно уделяют внимания развитию первых двух форм мышления. Это отрицательно сказывается на умственном и общем психическом развитии детей. Понятийная форма мышления только тогда успешно развивается, когда хорошо развиты наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления. Они являются фундаментом, на котором строится понятийное мышление.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

2). формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.87.94 (0.088 с.)