Лекция 4. Реклама в контексте авторского права. Признаки авторского права в рекламе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Реклама в контексте авторского права. Признаки авторского права в рекламе



Лекция 4. Реклама в контексте авторского права. Признаки авторского права в рекламе

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Результаты интеллектуальной деятельности (РИД), выраженные в объективной форме, подлежат регулированию и охране со сто­роны авторского законодательства (4 части ГК РФ).

Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведе­ний науки, литературы и искусства, а также фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (так называемые смежные права).

Признаки авторского произведения:

оригинальность,

объективная форма, т.е. внешнее конкретное выражение, доступное для восприятия

- возможность воспроизведения.

Автором охраняемого авторским правом произведения является только физическое лицо, творческим трудом которого и было создано это произведение.

Произведению должно обладать объективной новизной.

Авторское право охраняет не все объективно новые результа­ты творческой деятельности, а лишь те из них, которые являются уникальными, не повторяющимися при параллельном творчестве. Такие неповторяющиеся творческие результаты называют ориги­нальными.

Оригинальность можно определить как проявление личности автора. Понятие оригинальности по разному трактуется:

- в странах копирайта (практически все страны англосаксон­ской правовой семьи) законодательство провозглашает произве­дение оригинальным, если оно не является результатом просто­го копирования. Однако, в Англии по сравнению с США требуется наличие более значительной степени творческих усилий.

- в странах авторского права (континентальной правовой семьи) оригинальность в авторском праве определяется как марка индивиду­альности автора. Произведение является оригинальным, если его автор смог выразить в произведении свои эмоции, свои ощуще­ния, свою фантазию.

Не охраняются авторским правом идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, ре­шения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК РФ), например, шахматная партия, методики обучения.

Авторским правом не ох­раняются выраженные в произведении идеи. Идея сама по себе не может быть предметом присвоения ни авторским правом, ни каким-либо другим механизмом. Идеи свободны.

В соответствии с Бернской конвенцией «охрана, предоставляемая на­стоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о но­востях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации».

 

Статья 1259 ГК РФ оставила перечень объектов авторского права открытым.

Поэтому возможно сделать предположение о том, что реклама может считаться объектом автор­ского права.

Реклама — всегда ин­дивидуализирующее творческое представление, являющееся объ­ектом авторского права. Если она не отвечает признакам этого объекта, это не реклама, а лишь простое уведомление, оповеще­ние, объявление, сообщение и т.п.

ПРИМЕРЫ творческого представления

- во Франции в первый день рекламной кампании Nescafe Gold тираж двух утренних газет вышел с ароматом кофе Nescafe.

- французское рекламное агентство Marcel разработало для круглосуточного телеканала France24 печатную рекламу «Что стоит за новостями», разместив между страницами журналов ме­ханизмы, похожие на часовые. Раздел «Политика» состоял из колеса с головой президента США Джорджа Буша и колеса неф­тяных бочек, которое опускает избирательные бюллетени, а так­же колес с танками и самолетами и колесиков с руками, которые дают и берут взятки. Подобным способом были оформлены раз­делы «Медицина» и «Наука»

- реклама в виде букв-сугробов или расчищенных от снега участков на льду реки Невы. Сама исходная идея авторским правом не ох­раняется, но форма ее реализации подлежит охране.

- в Китае рекламирование средств по уходу за волосами осуществлялось путем размещения искусственных шелковых волос по всей дли­не эскалаторов в метро.

ОХРАНА

В рекламном бизнесе нередки случаи «кражи» рекламных идей.

Ис­пользование объектов интеллектуальной собственности возмож­но только с разрешения их правообладателей. Исходя из этого, повторение рекламы, являющейся самостоятельным охраняемым объектом авторского права, является нарушением.

 

Пункт 4 ст. 1259 ГК РФ указывает: «Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не тре­буется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей».

Однако в настоящее время получила широкое рас­пространение добровольная регистрация права авторства на произведение.

Существуют два основных способа:

- нотариальное удостоверение подписи автора под неопубликованным произведением, или нотариальное заверение копий такого произведения.

- в Российской Федерации произведения подлежат добровольной регистрации в Российском авторском обществе (РАО), а также в Бюро по авторским правам США (так называемом «Копирайт-офисе» при Библиотеке Конгресса США).

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ и СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ:

Нарушение Способ предотвращения
В рекламе несанкционированно используются произведения, права на которые принадлежат третьим лицам (например, использование отсканированных реклам из зарубежных журналов)   Определение полного объема передаваемых прав по авторскому договору.  
Использование в рекламе произведений в более широком объеме, чем это предусмотрено авторским договором Если в договоре специально не оговаривается, то АП передается на 5 лет и на территорию всей РФ
В рекламном материале несанкционированно переработано произведение автора Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору считаются непереданными
Договоры с авторами заключены, однако в рекламе нарушены личные неимущественные права авторов: не санкционированное автором необозначение имени автора Специально оговорить в авторском договоре
Нарушение АП работников рекламных агентств (права на имя) Имущественные права передаются работодателю на служебное произведение, неимущественные остаются у авторов. Предусматривать в трудовых и др. договорах
Нарушение прав на товарные знаки, принадлежащие третьим лицам Сверить с данными Роспатента на наличие обозначений, сходных с используемыми в рекламе и зарегистрированными в качестве товарных знаков. Проверить наличие договора об уступке ТЗ

 

.

 

Выводы

1.реклама представляет собой объект авторского права и охраняется зако­нодательством об интеллектуальной собственности.

2.выступая как творческое произведение, реклама одно­временно может содержать в себе и другие объекты авторского права, уже созданные ранее иными авторами.

3.рек­лама может быть и составным произведением, и производным, при условии соблюдения прав авторов каждого из произведе­ний, включенных в составное произведение, или, соответствен­но, прав авторов оригинального произведения, подвергшегося переработке. И в том, и в другом случаях осуществленные авто­ром рекламы — составного произведения подбор или располо­жение материалов, а автором рекламы — производного произве­дения переработка должны в обязательном порядке представлять результат творческого труда.

4.Личные неимущественные права всегда принадлежат автору и, в силу их неотчуждаемости, не подлежат передаче ни по ав­торскому договору, ни в рамках трудового договора. Создав рек­ламное произведение, придумав рекламный слоган, физическое лицо, благодаря творческому труду которого появилась реклама, будет считаться ее автором. Что касается исключительных иму­щественных прав, то здесь правообладателем может являться как сам автор, так и его работодатель, правопреемник (напри­мер, наследники), иной правообладатель на основании договора об отчуждении исключительного права.

Лекция 4. Реклама в контексте авторского права. Признаки авторского права в рекламе

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Результаты интеллектуальной деятельности (РИД), выраженные в объективной форме, подлежат регулированию и охране со сто­роны авторского законодательства (4 части ГК РФ).

Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведе­ний науки, литературы и искусства, а также фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (так называемые смежные права).

Признаки авторского произведения:

оригинальность,

объективная форма, т.е. внешнее конкретное выражение, доступное для восприятия

- возможность воспроизведения.

Автором охраняемого авторским правом произведения является только физическое лицо, творческим трудом которого и было создано это произведение.

Произведению должно обладать объективной новизной.

Авторское право охраняет не все объективно новые результа­ты творческой деятельности, а лишь те из них, которые являются уникальными, не повторяющимися при параллельном творчестве. Такие неповторяющиеся творческие результаты называют ориги­нальными.

Оригинальность можно определить как проявление личности автора. Понятие оригинальности по разному трактуется:

- в странах копирайта (практически все страны англосаксон­ской правовой семьи) законодательство провозглашает произве­дение оригинальным, если оно не является результатом просто­го копирования. Однако, в Англии по сравнению с США требуется наличие более значительной степени творческих усилий.

- в странах авторского права (континентальной правовой семьи) оригинальность в авторском праве определяется как марка индивиду­альности автора. Произведение является оригинальным, если его автор смог выразить в произведении свои эмоции, свои ощуще­ния, свою фантазию.

Не охраняются авторским правом идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, ре­шения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК РФ), например, шахматная партия, методики обучения.

Авторским правом не ох­раняются выраженные в произведении идеи. Идея сама по себе не может быть предметом присвоения ни авторским правом, ни каким-либо другим механизмом. Идеи свободны.

В соответствии с Бернской конвенцией «охрана, предоставляемая на­стоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о но­востях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации».

 

Статья 1259 ГК РФ оставила перечень объектов авторского права открытым.

Поэтому возможно сделать предположение о том, что реклама может считаться объектом автор­ского права.

Реклама — всегда ин­дивидуализирующее творческое представление, являющееся объ­ектом авторского права. Если она не отвечает признакам этого объекта, это не реклама, а лишь простое уведомление, оповеще­ние, объявление, сообщение и т.п.

ПРИМЕРЫ творческого представления

- во Франции в первый день рекламной кампании Nescafe Gold тираж двух утренних газет вышел с ароматом кофе Nescafe.

- французское рекламное агентство Marcel разработало для круглосуточного телеканала France24 печатную рекламу «Что стоит за новостями», разместив между страницами журналов ме­ханизмы, похожие на часовые. Раздел «Политика» состоял из колеса с головой президента США Джорджа Буша и колеса неф­тяных бочек, которое опускает избирательные бюллетени, а так­же колес с танками и самолетами и колесиков с руками, которые дают и берут взятки. Подобным способом были оформлены раз­делы «Медицина» и «Наука»

- реклама в виде букв-сугробов или расчищенных от снега участков на льду реки Невы. Сама исходная идея авторским правом не ох­раняется, но форма ее реализации подлежит охране.

- в Китае рекламирование средств по уходу за волосами осуществлялось путем размещения искусственных шелковых волос по всей дли­не эскалаторов в метро.

ОХРАНА

В рекламном бизнесе нередки случаи «кражи» рекламных идей.

Ис­пользование объектов интеллектуальной собственности возмож­но только с разрешения их правообладателей. Исходя из этого, повторение рекламы, являющейся самостоятельным охраняемым объектом авторского права, является нарушением.

 

Пункт 4 ст. 1259 ГК РФ указывает: «Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не тре­буется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей».

Однако в настоящее время получила широкое рас­пространение добровольная регистрация права авторства на произведение.

Существуют два основных способа:

- нотариальное удостоверение подписи автора под неопубликованным произведением, или нотариальное заверение копий такого произведения.

- в Российской Федерации произведения подлежат добровольной регистрации в Российском авторском обществе (РАО), а также в Бюро по авторским правам США (так называемом «Копирайт-офисе» при Библиотеке Конгресса США).

 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ и СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ:

Нарушение Способ предотвращения
В рекламе несанкционированно используются произведения, права на которые принадлежат третьим лицам (например, использование отсканированных реклам из зарубежных журналов)   Определение полного объема передаваемых прав по авторскому договору.  
Использование в рекламе произведений в более широком объеме, чем это предусмотрено авторским договором Если в договоре специально не оговаривается, то АП передается на 5 лет и на территорию всей РФ
В рекламном материале несанкционированно переработано произведение автора Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору считаются непереданными
Договоры с авторами заключены, однако в рекламе нарушены личные неимущественные права авторов: не санкционированное автором необозначение имени автора Специально оговорить в авторском договоре
Нарушение АП работников рекламных агентств (права на имя) Имущественные права передаются работодателю на служебное произведение, неимущественные остаются у авторов. Предусматривать в трудовых и др. договорах
Нарушение прав на товарные знаки, принадлежащие третьим лицам Сверить с данными Роспатента на наличие обозначений, сходных с используемыми в рекламе и зарегистрированными в качестве товарных знаков. Проверить наличие договора об уступке ТЗ

 

.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.025 с.)