Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вступительного экзамена по психологииСтр 1 из 2Следующая ⇒
П Р О Г Р А М М А ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МАГИСТРАТУРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГИЯ»
Раздел 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК Введение в психологию Наука и другие способы познания. Понятие предмета и объекта науки. Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлении о предмете психологии. Душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представлении о предмете психологии. Научная и житейская психология, их сравнительный анализ. Взаимосвязь философии и психологии. Специфика научно-психологического знания. Психология как, естественная и гуманитарная научная дисциплина. Понятие отражения и психики. Уровень отражения. Структура психики. Функции психики. Психические процессы, психические состояния, психические свойства. Естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Основные линии развития научной мысли во второй половине XIX - начало XX столетия. Исследования Гельмгольца, Вебера, Фехнера и др. – основа первой экспериментально-психологической программы Вундта. Эволюционное учение Ч. Дарвина – основа понимания мотивации, как психологической категории. Использование статистических методов в исследовании проблемы индивидуальных различии между людьми. Значение исследований французских неврологов в области изучения психоневрозов и гипнотизма для становления психологической науки. Новая система психологических идей Сеченова. Пять основных категории психологии, характеризующие одну из сторон предмета современной психологии (по работе М.Г. Ярошевского «Психология в XX столетии».: М., 1974г.) Развитие психологии до периода открытого кризиса. Зарубежная психология периода открытого кризиса. Ведущие направления в психологии (краткий обзор). Ассоциативная психология (Д.Гатин). Структурная психология (В. Вундт, Э.Титченер, Н. Ланге). Функциональная психология (Г.Спенсер, У.Джеймс, В.Вудвортс, Т.Рибо и др.) Наиболее влиятельные направления в психологии ХХ века. Бихевиоризм – наука о поведении. Основные принципы классического бихевиоризма (Д.Уотсон, Э. Торндайк), необихевиоризма (К.Халл, Э. Толмен).
Представление об оперантном поведении (Б.Скиннер). Социальный необихевиоризм А. Бандуры. Гештальтпсихология и ее основные принципы (К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер). Целостные структуры как предмет психологического анализа. Гештальтпсихология и психология личности (К. Левин). Когнитивная психология – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии (М.Айзенк,Р. Аткинсон, Дж.Брунер, Л.М. Веккер, Л.Фестингер, Ч.Осгуд и др.)
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Ощущения.
Процессы чувственного познания. Сенсорная чувствительность и ощущения. Ощущение как элементарный познавательный процесс. Ощущение и образы. Образы ощущений – первичные образы. Ощущение как отражение отдельных свойств предметов и явлений. Происхождение ощущений. Классификация ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Физические характеристики среды, порождающей ощущения. Физиологические механизмы ощущений. эмпирические характеристики ощущений. Измерение и изменение ощущений. Количественные характеристики ощущений. Понятие чувствительности. Абсолютный и относительный порог чувствительности. Примеры пороговых значений ощущений разных модальностей. Психофизика ощущения. Закон Вебера-Фехнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация. Сенсибилизация и синестезия как проявление взаимодействий ощущений. Внимание Внимание как психическое явление. Общее понятие о внимании. Основные представления о внимании как сосредоточении сознания (психики) на определенном объекте или конкретной деятельности и как о специфическом действии контроля. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Механизмы внимания. Теории внимания. Внимание в когнитивной психологии. Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение, объем, устойчивость. Качества внимания. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общении людей. Природное и социально обусловленное внимание. Внимание и сознание. Виды внимания, их различие по модальности и произвольности. Внимание и его связи с эмоциями, волей и мотивацией. Физиологические основы внимания Внимание и работоспособность. Нарушения внимания и их коррекция. Тренировка внимания. Экспериментальные исследования внимания.
Память и ее особенности Общее представление о памяти. Процессы памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Память как высшая психическая функция. Виды памяти и их особенности. Деление памяти по времени сохранения информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую. Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредованная. Смысловая организация материала в долговременной памяти. Факторы, влияющие на запоминание. Память и научение. Индивидуальные особенности памяти, их количественные и качественные характеристики. Закономерности памяти. Зрительная и эйдетическая память. Связь эйдетической памяти с воображением. Логическая память. Аномалии памяти при различных заболеваниях, связь этих нарушений с общими нарушениями личности больного. Теории памяти в психологии. Ассоциативная теория памяти. Психофизиологическая теория памяти. Физиологическая теория памяти. Смысловая концепция памяти. Информационно-кибернетическая теория памяти. Мнемотехника. Управление мнемическими процессами через внимание и эмоции. Мысленные ассоциации и запоминание. Отрицательная роль интерференции при воспроизведении материала. Мышление Общее представление о мышлении. Мышление как отражение существенных форм действительности в опосредованной и обобщенной форме. Соотношение мышления и чувственного познания. Логический и психологический аспекты анализа мышления. Отличие мышления от восприятия и других психических процессов. Связь мышления с решением задач, его нацеленность на открытие нового знания. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Мышление и деятельностный подход. Индивидуально- личностная детерминация мышления. Формы мышления. Операции мышления. Эмпирические характеристики мышления (по Л.М. Веккеру). Теоретическое и практическое мышление, их подвиды: понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Мышление и эмоции. Мышление и речь. Взаимосвязь языка, речи и мышления. Аутическое мышление. Основные виды мышления. Символическое мышление. Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности. Воображение и мышление в структуре творческой личности. Понятие интеллекта. Структура интеллекта. Измерение интеллекта. Коэффициент интеллектуальности. Соотношение мышления и понимания. Фило-, социо- и онтогенез мышления. Мышление и проблемные ситуации. Проблема развития мышления. Теории мышления. Способы активизации мышления. Расстройства мышления. Методы исследования мышления. Язык, сознание и мышление. Речь и ее функции
Общее понятие о речи. Речь и ее значение в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство общения (коммуникация) и обобщения (мышление). Виды речи, их назначение. Отличие речи от языка. Значение и смысл. Слово как понятие. Сокращенная и развернутая речь, их психологические особенности. Теории развития речи. Развитие речи в онтогенезе. Речь как средство общения. Информационный обмен - первоначальная функция речи. Вербальное и невербальное общение. Речь как инструмент мышления. Связь мысли со словом. Участие голосового аппарата человека в решении интеллектуальных задач. Экспериментальные доказательства существования внутренней речи и ее участия в процессах мышления. Механизмы понимания речи. Психосемантика. Соотношение мышления и речи. Значение слова как единицы мышления и речи. Особенности начального периода развития мышления и речи у ребенка. Представление о внутренней речи, ее структура и значение. Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма между внутренней и внешней речью. Механизмы усвоения речи ребенком. Воображение Понятие о воображении, его основные отличия от образов восприятия и памяти. Виды образных явлений, изучаемые в психологии. Основные функции образа. Виды активного воображения: воссоздающее и творческое. Воображение как процесс оперирования образами, явление «мысленного поворота». Особенности пассивного воображения. Воображение как процесс преобразования реальности, необходимый для решения познавательных, практических, личностных проблем. Творческое воображение как построение способов представления реальности. Роль воображения в научном, техническом, художественном творчестве. Метафоры в представлении человека о мире и о себе. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, осознание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Конструктивная и защитная функции воображения. Сновидения и грезы как виды воображения. Психологические механизмы воображения (агглютинация, гиперболизация, типизация, заострение, схематизация). Личность и деятельность Понятие о деятельности. Деятельность как детерминанта развития личности и сфера реализации личности. Деятельность и активность. Деятельность и жизнедеятельность. Виды деятельности. Труд как деятельность. Учение и его особенности. Общение как деятельность. Игра как вид деятельности. Специфика детской игры. Структура деятельности. Представление о действиях и операциях. Способы выполнения действий. Потребности и мотивы в структуре личности и в структуре ее деятельности, их соотношение. Деятельность и психические процессы.
Мотивация деятельности. Потребности и их виды. Биогенные и социогенные потребности. Иерархия потребностей (по А.Маслоу). Потребность и мотив, их соотношение. Виды мотивов. Ценности, интересы, идеалы в мотивационной сфере личности, их роль в деятельности. Мотивы знаемые и мотивы реально действующие. Проблема неосознаваемой (бессознательной) мотивации и детерминации поведения и деятельности. Деятельность и сознание личности. Умения, навыки и привычки. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Темперамент Представление об индивидуально-психологических особенностях личности. Темперамент, характер, способности. Определение темперамента, представление о его природе и психологических проявлениях. Биологическое и психологическое представление о темпераменте. Эволюция учений о темпераменте. Теории темперамента (гуморальные, конституциональные, динамические). Темперамент и проблемы типологии ВНД. Соотношение темперамента и типа ВНД. Структура темперамента по В.М. Русалову. Виды темпераментов, Положительные и отрицательные стороны каждого вида темперамента. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, торможения, переключаемости - применительно к познаваемым процессам, предметной деятельности и общению человека. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие об индивидуальном стиле деятельности. Общее и различное в темпераменте и индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальный стиль деятельности как результат приспособления врожденных свойств нервной системы человека и других анатомо-функциональных способностей организма к требованиям той или иной деятельности. Темперамент и личность. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека. Темперамент и поступки. Темперамент и характер. Темперамент и способности человека. Характер Общее представление о характере, определение характера. Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляемых в различных видах деятельности, в общении и взаимодействии человека с окружающими людьми. Характер и темперамент человека. Характер и другие черты личности. Типология характеров. Общие основания для построения типологии характеров. Система акцентуированных характеров подростков по А.Е. Личко. Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду. Социальные типы характеров по Э. Фромму.
Формирование характера. Личность и характер. Характер и отношения личности. Место характера в общей структуре личности. Черты характера и другие личностные черты. Характер человека и защитные механизмы. Характер и воля человека. Мотивация поведения и характер.
Способности Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество, основные признаки наличия у человека способностей. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Способности и успешность деятельности человека. Понятие об одаренности. Творческие способности, интеллект и креативность. Представления о задатках. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня. Неоднозначность связей между способностями и задатками. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Природа индивидуальных различий. Индивидуальные различия, обусловленные генотипическими и анатомо-физиологическими задатками. Природа человеческих способностей. Условия и предпосылки для формирования способностей. Развитие способностей. Начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития. Выявление резервных возможностей человека для развития его способностей. Воля Понятие о воле. Воля и ее основные признаки в психологии и поведении человека. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Связь волевой регуляции с мотивацией деятельности. Рефлексия и воля. Волевая регуляция поведения. Природа волевого действия. Воля, сознание и речь. Структура волевого поведения. Наличие препятствий, борьба мотивов как условие возникновения и осуществления волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения. Развитие воли у человека. Основные направления развития воли. Становление и укрепление сознательной нравственной регуляции поступков как важный этап в развитии воли. Основные функции воли. Выбор мотивов и целей при их конфликте. Интеллект и аффект, их соотношение в произвольной деятельности. Отклонения в произвольной регуляции как собственно личностные нарушения. Методы изучения воли. Воля и проблемы воспитания и самовоспитания. Эмоции Понятие об эмоциях. Виды и роль эмоций в жизни человека. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Классификация и виды эмоций. Эмоции в широком и узком смысле слова. Настроение, аффект, страсть и стресс. Параметры, по которым оцениваются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа. Теории эмоции (информационная теория, теория эмоции Джемса и Ланге). Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции и классификации состояний. Диагностика и управление состояниями. Психологическая теория эмоций. Эмоции и личность. Связь эмоций и потребностей человека. Потребности и мотивация. Проблема мотивации в психологии деятельности. Теории мотивации в зарубежной психологии. Мотивация отдельных видов деятельности. Эмпирические исследования мотивации. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств. Виды высших чувств. Совесть как одно из высших эмоционально-моральных качеств личности. Любовь как эмоциональное чувство. Развитие эмоционально-личностной сферы человека.
Список литературы 1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. 3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2003. 4. Никандров В.В. Психология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 912с. 5. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. М., 1992. 6. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999. 7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций М., 1983. 8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 9. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М., 1986. 10. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 11. Введение в психологию / под общ. ред. А.В. Петровского М., 1996. 12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. 13. История психологии: 20 век.: хрестоматия /ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.: Екатеринбург, 2002. 14. Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. – М.: Наука, 1985. – 73с. 15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 16. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. 4-е изд. М., 2001. 17. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003. 18. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-е изд. М., 1988. 19. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. 20. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983.
П Р О Г Р А М М А ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПСИХОЛОГИИ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.214.236 (0.119 с.) |