Вступительного экзамена по психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вступительного экзамена по психологии



П Р О Г Р А М М А

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МАГИСТРАТУРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГИЯ»

 

Раздел 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Введение в психологию

Наука и другие способы познания. Понятие предмета и объекта науки. Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлении о предмете психологии. Душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представлении о предмете психологии.

Научная и житейская психология, их сравнительный анализ. Взаимосвязь философии и психологии.

Специфика научно-психологического знания. Психология как, естественная и гуманитарная научная дисциплина.

Понятие отражения и психики. Уровень отражения. Структура психики.

Функции психики. Психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

Основные линии развития научной мысли во второй половине XIX - начало XX столетия. Исследования Гельмгольца, Вебера, Фехнера и др. – основа первой экспериментально-психологической программы Вундта.

Эволюционное учение Ч. Дарвина – основа понимания мотивации, как психологической категории. Использование статистических методов в исследовании проблемы индивидуальных различии между людьми.

Значение исследований французских неврологов в области изучения психоневрозов и гипнотизма для становления психологической науки.

Новая система психологических идей Сеченова. Пять основных категории психологии, характеризующие одну из сторон предмета современной психологии (по работе М.Г. Ярошевского «Психология в XX столетии».: М., 1974г.)

Развитие психологии до периода открытого кризиса. Зарубежная психология периода открытого кризиса. Ведущие направления в психологии (краткий обзор). Ассоциативная психология (Д.Гатин). Структурная психология (В. Вундт, Э.Титченер, Н. Ланге).

Функциональная психология (Г.Спенсер, У.Джеймс, В.Вудвортс, Т.Рибо и др.)

Наиболее влиятельные направления в психологии ХХ века.

Бихевиоризм – наука о поведении.

Основные принципы классического бихевиоризма (Д.Уотсон, Э. Торндайк), необихевиоризма (К.Халл, Э. Толмен).

Представление об оперантном поведении (Б.Скиннер). Социальный необихевиоризм А. Бандуры.

Гештальтпсихология и ее основные принципы (К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер). Целостные структуры как предмет психологического анализа. Гештальтпсихология и психология личности (К. Левин).

Когнитивная психология – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии (М.Айзенк,Р. Аткинсон, Дж.Брунер, Л.М. Веккер, Л.Фестингер, Ч.Осгуд и др.)

 

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Ощущения.

 

Процессы чувственного познания. Сенсорная чувствительность и ощущения. Ощущение как элементарный познавательный процесс. Ощущение и образы. Образы ощущений – первичные образы. Ощущение как отражение от­дельных свойств предметов и явлений. Происхождение ощущений. Классификация ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Физические ха­рактеристики среды, порождающей ощущения. Физиологические меха­низмы ощущений. эмпирические характеристики ощущений. Измерение и изменение ощущений. Количественные характеристики ощущений. Понятие чувствительности. Абсолютный и относительный порог чувствительности. Примеры пороговых значений ощущений разных модальностей. Психофизика ощущения. Закон Вебера-Фехнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощуще­ний. Адаптация. Сенсибилизация и синестезия как проявление взаимо­действий ощущений.

Внимание

Внимание как психическое явление. Общее понятие о внимании.

Основные представления о внимании как сосредоточении сознания (психики) на определенном объекте или конкретной деятельности и как о специфическом действии контроля. Особенности внимания как психи­ческого процесса и состояния человека. Механизмы внимания. Теории внимания. Внимание в когнитивной психологии. Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение, объем, устойчивость. Качества внимания.

Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспе­чение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов дея­тельности и общении людей. Природное и социально обусловленное внимание. Внимание и сознание. Виды внимания, их различие по модальности и произвольно­сти. Внимание и его связи с эмоциями, волей и мотивацией. Физиологи­ческие основы внимания Внимание и работо­способность. Нарушения внимания и их коррекция. Тренировка внимания. Экспериментальные исследования внимания.

Память и ее особенности

Общее представление о памяти. Процессы памяти. Значение памяти в жизни и деятельности челове­ка. Память как высшая психическая функция.

Виды памяти и их особенности. Деление памяти по времени со­хранения информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую. Классификация видов памяти по орга­нам чувств и использованию мнемических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизволь­ная, механическая и логическая, непосредственная и опосредованная. Смысловая организация материала в долговременной памяти. Факторы, влияющие на запомина­ние. Память и научение. Индивидуальные особенности памяти, их количественные и каче­ственные характеристики. Закономерности памяти. Зрительная и эйдетическая память. Связь эйдетической памяти с вооб­ражением. Логическая память. Аномалии памяти при различных заболе­ваниях, связь этих нарушений с общими нарушениями личности боль­ного.

Теории памяти в психологии. Ассоциативная теория памяти. Психофизиологическая теория памяти. Физиологическая теория памяти. Смы­словая концепция памяти. Инфор­мационно-кибернетическая теория памяти. Мнемотехника. Управление мнемическими процессами через внимание и эмоции. Мысленные ассо­циации и запоминание. Отрицательная роль интерференции при вос­произведении материала.

Мышление

Общее представление о мышлении. Мышление как отражение су­щественных форм действительности в опосредованной и обобщенной форме. Соотношение мышления и чувственного познания. Логический и психологический аспекты анализа мышления. Отличие мышления от восприятия и других психических процессов. Связь мышления с реше­нием задач, его нацеленность на открытие нового знания. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования дейст­вительности. Мышление и деятельностный подход. Индивидуально- личностная детерминация мышления. Формы мышления. Операции мышления. Эмпирические характеристики мышления (по Л.М. Веккеру).

Теоретическое и практическое мышление, их подвиды: понятий­ное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Мышление и эмоции. Мышление и речь. Взаимосвязь языка, речи и мышления. Аутическое мышление.

Основные виды мышления. Символическое мышление. Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности. Воображение и мышление в структуре творческой личности. Понятие интеллекта. Структура интеллекта.

Измерение интеллекта. Коэффициент интеллекту­альности. Соотношение мышления и понимания. Фило-, социо- и онтогенез мышления.

Мышление и проблемные ситуации. Проблема развития мышле­ния. Теории мышления. Способы активизации мышления. Расстройства мышления. Методы исследования мышления. Язык, сознание и мышление.

Речь и ее функции

Общее понятие о речи. Речь и ее значение в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство общения (коммуникация) и обобщения (мышление). Виды речи, их назначение. Отличие речи от языка. Значение и смысл. Слово как понятие. Сокращенная и разверну­тая речь, их психологические особенности. Теории развития речи. Развитие речи в онтогенезе.

Речь как средство общения. Информационный обмен - первона­чальная функция речи. Вербальное и невербальное общение.

Речь как инструмент мышления. Связь мысли со словом. Участие голосового аппарата человека в решении интеллектуальных задач. Экс­периментальные доказательства существования внутренней речи и ее участия в процессах мышления. Механизмы понимания речи. Психосемантика.

Соотношение мышления и речи. Значение слова как единицы мышления и речи. Особенности начального периода развития мышле­ния и речи у ребенка. Представление о внутренней речи, ее структура и значение. Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма ме­жду внутренней и внешней речью. Механизмы усвоения речи ребенком.

Воображение

Понятие о воображении, его основные отличия от образов воспри­ятия и памяти. Виды образных явлений, изучаемые в психологии. Ос­новные функции образа. Виды активного воображения: воссоздающее и творческое. Воображение как процесс оперирования образами, явление «мысленного поворота». Особенности пассивного воображения. Вооб­ражение как процесс преобразования реальности, необходимый для ре­шения познавательных, практических, личностных проблем. Творческое воображение как построение способов представления реальности. Роль воображения в научном, техническом, художествен­ном творчестве. Метафоры в представлении человека о мире и о себе.

Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, осознание и реали­зация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Конструктивная и защит­ная функции воображения. Сновидения и грезы как виды воображения. Психологические механизмы воображения (агглютинация, гиперболизация, типизация, заострение, схематизация).

Личность и деятельность

Понятие о деятельности. Деятельность как детерминанта развития личности и сфера реализации личности. Деятельность и активность. Деятельность и жизнедеятельность. Виды деятельности. Труд как дея­тельность. Учение и его особенности. Общение как деятельность. Игра как вид деятельности. Специфика детской игры. Структура деятельно­сти. Представление о действиях и операциях. Способы выполнения дей­ствий. Потребности и мотивы в структуре личности и в структуре ее деятельности, их соотношение. Деятельность и психические процессы.

Мотивация деятельности. Потребности и их виды. Биогенные и социогенные потребности. Иерархия потребностей (по А.Маслоу). По­требность и мотив, их соотношение. Виды мотивов. Ценности, интере­сы, идеалы в мотивационной сфере личности, их роль в деятельности. Мотивы знаемые и мотивы реально действующие. Проблема неосозна­ваемой (бессознательной) мотивации и детерминации поведения и дея­тельности. Деятельность и сознание личности.

Умения, навыки и привычки. Умения и навыки как структурные элементы деятельности.

Темперамент

Представление об индивидуально-психологических особенностях личности.

Темперамент, характер, способности.

Определение темперамента, представление о его природе и психо­логических проявлениях. Биологическое и психологическое представле­ние о темпераменте. Эволюция учений о темпераменте. Теории темпе­рамента (гуморальные, конституциональные, динамические). Темпера­мент и проблемы типологии ВНД. Соотношение темперамента и типа ВНД. Структура темперамента по В.М. Русалову. Виды темпераментов, Положительные и отрицательные стороны каждого вида темперамента. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основ­ных свойств: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, тормо­жения, переключаемости - применительно к познаваемым процессам, предметной деятельности и общению человека.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие об индивидуальном стиле деятельности. Общее и различное в темперамен­те и индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальный стиль дея­тельности как результат приспособления врожденных свойств нервной системы человека и других анатомо-функциональных способностей ор­ганизма к требованиям той или иной деятельности.

Темперамент и личность. Связь темперамента с основными свой­ствами личности. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека. Темперамент и поступки. Темперамент и характер. Темперамент и способности человека.

Характер

Общее представление о характере, определение характера. Харак­тер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляемых в различных видах деятельности, в общении и взаимодействии человека с окружающими людьми. Характер и темперамент человека. Характер и другие черты личности.

Типология характеров. Общие основания для построения типоло­гии характеров. Система акцентуированных характеров подростков по А.Е. Личко. Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду. Соци­альные типы характеров по Э. Фромму.

Формирование характера. Личность и характер. Характер и отно­шения личности. Место характера в общей структуре личности. Черты характера и другие личностные черты. Характер человека и защитные механизмы. Характер и воля человека. Мотивация поведения и характер.

 

Способности

Общее представление о способностях. Разница между способно­стями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество, основные признаки нали­чия у человека способностей.

Общие и специальные способности. Теоретические и практиче­ские, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Способно­сти и успешность деятельности человека. Понятие об одаренности. Творческие способности, интеллект и креативность.

Представления о задатках. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей более высо­кого уровня. Неоднозначность связей между способностями и задатка­ми. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Природа индивидуальных различий. Индивидуальные различия, обусловленные генотипическими и анатомо-физиологическими задатками.

Природа человеческих способностей. Условия и предпосылки для формирования способностей. Развитие способностей. Начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития.

Выявление резервных возможностей человека для развития его способностей.

Воля

Понятие о воле. Воля и ее основные признаки в психологии и по­ведении человека. Значение воли в жизни человека, в организации и ре­гуляции его деятельности и общения.

Связь волевой регуляции с мотивацией деятельности. Рефлексия и воля. Волевая регуляция поведения. Природа волевого действия. Воля, сознание и речь. Структура волевого поведения. Наличие препятствий, борьба мотивов как условие возникновения и осуществления волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения.

Развитие воли у человека. Основные направления развития воли. Становление и укрепление сознательной нравственной регуляции по­ступков как важный этап в развитии воли.

Основные функции воли. Выбор мотивов и целей при их конфлик­те. Интеллект и аффект, их соотношение в произвольной деятельности.

Отклонения в произвольной регуляции как собственно личност­ные нарушения.

Методы изучения воли. Воля и проблемы воспитания и самовоспитания.

Эмоции

Понятие об эмоциях. Виды и роль эмоций в жизни человека. Зна­чение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуни­кативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стиму­лирующая, защитная. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Класси­фикация и виды эмоций. Эмоции в широком и узком смысле слова. На­строение, аффект, страсть и стресс. Параметры, по которым оценивают­ся эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжи­тельность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникнове­ния и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направ­ленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа. Теории эмоции (информационная теория, теория эмоции Джемса и Ланге).

Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции и классификации состояний. Диагностика и управление состояниями.

Психологическая теория эмоций. Эмоции и личность. Связь эмо­ций и потребностей человека. Потребности и мотивация. Проблема мотивации в психологии деятельности. Теории мотивации в зарубежной психологии. Мотивация отдельных видов деятельности. Эмпирические исследования мотивации. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств. Виды высших чувств. Совесть как одно из высших эмоционально-моральных качеств личности. Любовь как эмоциональное чувство. Раз­витие эмоционально-личностной сферы человека.

 

 

Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2003.

4. Никандров В.В. Психология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 912с.

5. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. М., 1992.

6. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999.

7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций М., 1983.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

9. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М., 1986.

10. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

11. Введение в психологию / под общ. ред. А.В. Петровского М., 1996.

12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

13. История психологии: 20 век.: хрестоматия /ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.:

Екатеринбург, 2002.

14. Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. – М.: Наука, 1985. – 73с.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

16. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. 4-е изд. М., 2001.

17. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003.

18. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-е изд. М., 1988.

19. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

20. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983.

 

П Р О Г Р А М М А

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПСИХОЛОГИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.214.236 (0.119 с.)