Пружинная шайба прямоугольной формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пружинная шайба прямоугольной формы



Практическая работа №4

«Способы стопорения крепёжных деталей»

Выполнила: ст.гр. П-41д

Ягодкина А.

Проверила:

Глеч Л.А.

 

 

Севастополь 2012

Цель работы: Изучение способов стопорения крепёжных деталей, приобретение навыков рационального применения способов стопорения в разрабатываемых конструкциях.

 

Виды стопорения.

 

Все нарезные крепежные детали машин должны быть надежно застопорены от само­отвертывания. Различают два основных способа стопорения. Позитивное (или жесткое) стопорение за­ключается в том, что стопоримая деталь со­единяется со стопорящей деталью жесткой связью — стопором; отвертывание стопоримой детали невозможно без среза, разрушения или деформации стопора. К этому способу отно­сится стопорение шплинтами, отгибными шай­бами, пластинками, вязочной проволокой и т. д.

Другой способ заключается в создании по­вышенного трения между стопоримой и сто­порящей деталями; этот способ называют фрик­ционным стопорением. К нему относится стопо­рение контргайками, упругими подкладными шайбами, самоконтрящимися гайками и т. д. Фрикционное стопорение менее надежно, чем позитивное; всегда существует опасность уменьшения силы трения и, как следствие, ос­лабление соединения. Разновидностью фрикционного стопорения является упругое стопорение, заключающееся в том, что в соединение вводят упругий эле­мент, постоянно поддерживающий натяжение в системе. При стопорении контргайками система почти не обладает упругостью, при стопорении шайбами Гровера (пружинными шайбами) обладает незначитель­ной упругостью; при некоторых видах фрик­ционного стопорения обеспечивается весьма большая упругость.

Гайку можно стопорить на болт и на корпус (стягиваемую деталь). Различают следующие случаи.

1. Гайка удерживается за резьбу болта. При этом способе между нитками резьбы гайки и болта теми или иными приемами создают повышенное трение, увеличивающее сцепление между гайкой и болтом. К данному способу относят, например, стопорение за счет натяга в соединении, контргайками, упругими под­кладными шайбами, самоконтрящимися упру­гими гайками и т. д.

2. Гайка удерживается за тело болта. При этом способе применяют стопор той или иной формы, который одновременно входит в от­верстия или выемки в теле болта и гайки. К данному способу относят стопорение шплинтами, шайбами с отгибными лапками и т. д. Этот способ стопорения позитивный.

3. Гайка удерживается за корпус. При этом способе создают жесткую или упругую связь между гайкой и стягиваемой деталью (корпу­сом) или установленными на ней

элементами. К данному способу относят, например, стопо­рение гаек лепестковыми шайбами с отгибом лепестков на гайку и на корпус, стопорение привертными шайбами с вырезами под гайку, вязку гаек проволокой и т. д. При этом спосо­бе обязательна одновременная фиксация болта от проворота относительно корпуса; иначе возможно самопроизвольное вывертывание болта из гайки.

Глухое стопорение применяют в случаях, когда гайку на болте устанавливают навсегда.

Наиболее простым способом глухого стопорения является сварка, особенно частичная (доста­точно одной капли расплавленного металла).

 

 

Стопорение контргайками.

 

Стопорение контргайками приме­няют редко вследствие недостаточной надежности. Этому способу присущ и другой недо­статок: при затяжке контргайка, вытягивая болт, принимает на себя всю нагрузку, в то время как основная гайка раз­гружается.

Контргайки незаменимы в тех случаях, ког­да требуется бесступенчатая фиксация положе­ния гайки на болте, особенно при значитель­ном перемещении гайки вдоль болта. Часто применяют стопорение контргайкой в узлах регулирования осевого натяга подшип­ников качения.

 


Рисунок 1-стопорение контргайками


Рисунок 2 – упругая контргайка Палиэт

Стопорение шплинтами.

 

Стопорение шплинтами (шплинтовка) гаек — надежный и очень распространенный способ стопорения, применяемый в наиболее ответственных узлах. В современных конструкциях для увеличения хода затяжки (пределов шплинтуемости) в верхней части гайки делают пазы (обычно шесть — по числу граней гайки) глу­биной h, существенно большей диаметра d шплинта. Шплинт, выполненный из проволо­ки полукруглого сечения, вводят в один из па­зов гайки и в поперечное отверстие в верхней, ненагруженной, части болта; концы шплинта отгибают.

Применяют два способа установки шплин­тов. При первом способе шплинт устанавливают плоскостью кольца параллель­но оси болта; концы шплинта отгибают: один на грань гайки, другой на торец болта. При втором способе шплинт устанав­ливают плоскостью кольца перпендикулярно к оси болта; концы шплинта отгибают на гра­ни гайки.

Иногда применяют способ шплинтовки, при котором паз выполняют на конце болта, а от­верстие — в гайке.

Шплинты изготовляют из мягкой стали и после однократного употребления заменяют новыми.

 

 


Рисунок 1 – устаревший способ шплинтовки.


Рисунок 2 – способы стопорения с отгибкой концов шплинта.

(I - на торец болта и грань гайки; II - на грани гайки)

Стопорение шайбами.

Отгибные шайбы.

Распространенным способом позитивного стопорения является стопорение отгибными шайбами. Шайбы изготовляют из мягкой листовой стали и снабжают лапками. При установке шайбы под гайку одну из ла­пок фиксируют на стягиваемой детали (чаще всего отгибом на близлежащий уступ крепеж­ного фланца), другую отгибают на грань гай­ки. Получается жесткая связь между гайкой и стягиваемой деталью (стопорение на кор­пус).

Помимо отгибки на фланец, практикуют и другие способы фиксации шайбы на стяги­ваемой детали, пользуясь для этого любыми подходящими элементами детали, находящи­мися поблизости от гайки

 

Рисунок 1 - Стопорение болта

Отгибной шайбой.

Рисунок 2 - Стопорение болта

Отгибной шайбой.

Упругие шайбы.

Стопорение упругими шайбами основано на создании постоянных сил трения в резьбе и на торце гайки. Силы трения препятствуют отвертыванию гайки при вибрациях, пульсации сил, дей­ствующих на соединение, а также при появле­нии остаточных деформаций в системе (напри­мер, при смятии опорных поверхностей). Чем больше упругость шайбы, тем надежнее стопорение.

Простейшая и наиболее часто применяемая (хотя далеко не самая совершенная) форма упругого стопорения — разрезная пружинная шайба — шайба Гровера (иногда называемая просто «гровером»). Шайба предста­вляет собой изготовленное из закаленной ста­ли кольцо с косым разрезом под углом ~ 15° к оси кольца. Наклон разреза делается левым для правой резьбы и правым для левой ре­зьбы.

Недопустима установка шайб Гровера на поверхностях мягких металлов (например, литые алюминиевые и магниевые сплавы): зубчики шайб портят такие поверхности.

Применение стальных подкладных шайб сводит на нет стопорящий эффект врезания зубчиков в тело корпуса.

Лучше в этом отношении пружинные шайбы сферические, конические, выгнутые по цилиндру и перекрученные плоские.


Рисунок 1 – Разрезная пружинная Рисунок 2 – Цилиндрическая

Храповые шайбы.

При этом способе под гайку подкладывают шайбы, выполненные из закаленной стали и снабженные зубчиками. Форма зубчиков такова, что они, не мешая за­вертыванию гайки, препятствуют ее отверты­ванию, впиваясь своими острыми гранями в торец гайки и в опорную поверхность корпу­са и действуя наподобие храповых собачек (от­куда и возникло название шайб).

Стопорение осуществляется отчасти по принципу упругого стопорения, отчасти по принципу жесткой свя­зи между гайкой и корпусом; гайка стопорит­ся и «на болт» и «на корпус».

Для упрощения монтажа храповые шайбы иногда встраивают в гайку, обеспечивая в соединении возможность враще­ния гайки относительно шайбы.

Храповые шайбы не применяют, если притя­гиваемая деталь изготовлена из мягкого (алю­миниевые и магниевые сплавы) или из очень твердого металла (закаленная сталь). В первом случае шайбы портят поверхность детали, во втором — эффективность стопорения значи­тельно снижается: остается только пружинный эффект, а храповой исчезает. Целесообразная область применения храповых шайб — детали с твердостью в пределах НВ 250 — 300.

 

 

 


Рисунок 1 – Стопорение гайки храповой шайбой с наружными зубьями.

 

 

Пластинчатые стопоры

Пластинчатые стопоры представляют собой пластину с вырезами под шестигранник гайки. Стопор устанавливают около гайки и крепят к корпусу обычно в двух точках(для того, чтобы предупредить самопроворачивание стопора).

К недостаткам стопоров относятся сложность крепления стопора и необходимость стопорения деталей, крепящих стопор. По этой причине пластинчатые стопоры применяют чаще всего для стопорения парных болтов, когда пластинка крепится самими стопорными гайками.

 

 


Рисунок 1 – Стопорение гаек пластинами.

 

 

Вязка проволокой.

Во многих случаях применяют стопорение гаек при помощи проволоки. Проволоку про­пускают через отверстие в гранях стопоримой гайки и через отверстие в смежной гайке или в каком-нибудь близлежащем элементе дета­ли, или в специально устанавливаемом эле­менте (винт, штифт и т. д.). Концы проволоки скручивают плоскогубцами. Операцию сверления отверстий в гайках вы­полняют в специальных приспособлениях. Обычно сверлят три отверстия, реже шесть.

 

 

 

 


Рисунок 1 – Стопорение гаек вязкой проволокой.

 

Самоконтрящиеся гайки.

 

Правильно сконструированные самоконтря­щиеся гайки должны отвечать следующим условиям:

-стопорение гайки должно быть надежным;

-конструкция должна обеспечивать легкое за­вертывание гайки вплоть до последней стадии затяжки;

- конструкция не должна мешать полной за­тяжке соединения;

- конструкция должна допускать многократ­ное применение гайки;

- конструкция должна допускать применение стандартных ключей;

- конструкция должна допускать применение механизированных способов завертывания (при помощи гайковертов и т. д.).

Как правило, действие самоконтрящихся гаек основано на принципе фрикционного стопорения, т. е. создания повышенного трения в витках резьбы.

Наиболее простой способ увеличения тре­ния — это применение посадок с натягом для резьбовых деталей или резьб с разным шагом в гайке и на болте

Самоконтрящиеся гайки с коническими опорными поверхностями, осно­ванные на принципе сжатия резьбы (а также создания повышенного трения на опорных по­верхностях в конце затяжки), применяют в на­стоящее время редко в силу следующих прису­щих им недостатков:

- необходимости специальной обработки по­садочных поверхностей в корпусах;

- создания дополнительных напряжений рас­тяжения в корпусах; опасности смятия кони­ческих опорных поверхностей в корпусах (особенно при малых углах конуса);

- невозможности в ряде случаев (особенно при разрезных конусах) полной затяжки соеди­нения вследствие защемления резьбы на участ­ке расположения конуса.

 

 

 

 


Рисунок 1 – Гайка с деформированной резьбой;

Гайка с обжатой коронкой (I – целой; II - разрезной)

 

 

 


Рисунок 2 – Гайки с самозатягивающимся витком (I – коробчатая; II - шестигранная)

 

 

Стопорение кольцевых гаек.

Стопорная шайба затягивается между устанавливаемой на вал деталью и гайкой. Одну из лапок, предупреждающую проворачивание шайбы на валу, заводят в паз на валу; другую лапку отгибают в паз гайки.

Применяют два основных способа фиксации стопорной шайбы на валу. При первом способе фиксирующую лапку отгибают «от гайки», при втором - «под гайку».

Для фиксации стопорной шайбы на валу используют элементы конструкции, например, шпоночные канавки, впадины между шлицами на валах.

Наилучший способ фиксации обеспечивается в том случае, если стопорная шайба снабжается зубчатым венчиком, который входит в шлицы и надёжно стопорит шайбу.

Наряду со стопорными шайбами применяют и другие способы стопорения; контргайками, проволокой, шплинтами, винтами, штифтами, пружинными фиксаторами.

 

 

 


Рисунок 1 - Стопорение кольцевых гаек нажимом винта

(I – на резьбу; II – через прокладки из мягкого материала)

 


Рисунок 2 – Стопорение кольцевых гаек стяжным (I) и распорным (II) винтами

Стопорение ввертных болтов

Для стопорения ввертных болтов с шестигранной головкой применяют те же способы, что и для стопорения гаек: упругими, храповыми и лепестковыми шайбами, пластинчатыми стопорами, вязкой и т. д.

 

 


Рисунок 1 – Способы стопорения ввертных концов с нарезного конца:

I - шплинтами; II - вставками из упругого материала; III - резьбой с осаженным пояском; IV - контргайкой; V - гайкой с шайбой Гровера; VI - корончатой гайкой со шплинтом.


Рисунок 2 – Способы стопорения ввертных болтов:

Стопорение винтов

Винты со сферической и цилиндрической головками стопорятся без затруднений упругими и храповыми шайбами. Винты с цилиндрической головкой можно стопорить также вязкой.

Винты, устанавливаемые в сквозные отверстия, можно стопорить с нарезного конца следующими способами:

- разведением разрезного конца винта;

-расклепкой конца винта;

-заваркой конца винта;

-шплинтом;

-пружинной лепестковой гайкой;

-пружинной гайкой;

-корончатой гайкой со шплинтом.

Стопорить винты с потайной конической головкой довольно трудно; до сих пор ещё не разработан универсальный приём стопорения таких винтов.

 

 


Рисунок 1 – I, II – шайбой Гровера; III, IV – храповой шайбой;

Стопорение разных деталей

Стопорение полых винтов

Стопорение полых винтов достигается пружинным фиксатором, перемещающимся по треугольным шлицам в гайке и сцепляющимся квадратным хвостиком с корпусом. Для освобождения гайки фиксатор утапливают.

Стопорение полых винтов для случая, когда винт должен фиксироваться в любом осевом положении, достигается затяжкой разрезной части винта при помощи конуса.

 


Рисунок 1 – Стопорение полых винтов:

Клеммное стопорение

Клеммное стопорение нарезных стержней применяется в тех случаях, когда конфигурация охватывающей детали допускает образование клеммы.

 

 

 


Рисунок 1 - Клеммное стопорение нарезного стержня

Пробки

Имеются способы стопорения поворотными пружинами часто отвертываемых пробок. Для освобождения пробки достаточно вывести пружину из зацепления с фиксирующими элементами пробки и отвести пружину в сторону.

 

 

 


Рисунок 1 – Способы установки пробок с герметизацией

соединения и со стопорением наглухо.

 

 


Рисунок 2 – Стопорение поворотной пружиной.

 

Рисунок 2- I – парная вязка гаек проволокой; II – парная вязка болтов.

Стопорение покрытиями.

В некоторых случаях для машин, работаю­щих в закрытых помещениях без тряски и толчков, наружные крепежные детали спе­циально не стопорят, а фиксируют лакокра­сочными покрытиями, наносимыми на поверх­ность машины

Особенно прочное сцепление между стопо­римой деталью и корпусом получается в слу­чае, когда материал покрытия затекает в коль­цевой зазор между деталью и корпусом, установленных запод­лицо.

 

 

 


Рисунок 1 – Стопорение крепежных деталей покрытием.

6. Разработать варианты стопорения крепёжных деталей

Практическая работа №4

«Способы стопорения крепёжных деталей»

Выполнила: ст.гр. П-41д

Ягодкина А.

Проверила:

Глеч Л.А.

 

 

Севастополь 2012

Цель работы: Изучение способов стопорения крепёжных деталей, приобретение навыков рационального применения способов стопорения в разрабатываемых конструкциях.

 

Виды стопорения.

 

Все нарезные крепежные детали машин должны быть надежно застопорены от само­отвертывания. Различают два основных способа стопорения. Позитивное (или жесткое) стопорение за­ключается в том, что стопоримая деталь со­единяется со стопорящей деталью жесткой связью — стопором; отвертывание стопоримой детали невозможно без среза, разрушения или деформации стопора. К этому способу отно­сится стопорение шплинтами, отгибными шай­бами, пластинками, вязочной проволокой и т. д.

Другой способ заключается в создании по­вышенного трения между стопоримой и сто­порящей деталями; этот способ называют фрик­ционным стопорением. К нему относится стопо­рение контргайками, упругими подкладными шайбами, самоконтрящимися гайками и т. д. Фрикционное стопорение менее надежно, чем позитивное; всегда существует опасность уменьшения силы трения и, как следствие, ос­лабление соединения. Разновидностью фрикционного стопорения является упругое стопорение, заключающееся в том, что в соединение вводят упругий эле­мент, постоянно поддерживающий натяжение в системе. При стопорении контргайками система почти не обладает упругостью, при стопорении шайбами Гровера (пружинными шайбами) обладает незначитель­ной упругостью; при некоторых видах фрик­ционного стопорения обеспечивается весьма большая упругость.

Гайку можно стопорить на болт и на корпус (стягиваемую деталь). Различают следующие случаи.

1. Гайка удерживается за резьбу болта. При этом способе между нитками резьбы гайки и болта теми или иными приемами создают повышенное трение, увеличивающее сцепление между гайкой и болтом. К данному способу относят, например, стопорение за счет натяга в соединении, контргайками, упругими под­кладными шайбами, самоконтрящимися упру­гими гайками и т. д.

2. Гайка удерживается за тело болта. При этом способе применяют стопор той или иной формы, который одновременно входит в от­верстия или выемки в теле болта и гайки. К данному способу относят стопорение шплинтами, шайбами с отгибными лапками и т. д. Этот способ стопорения позитивный.

3. Гайка удерживается за корпус. При этом способе создают жесткую или упругую связь между гайкой и стягиваемой деталью (корпу­сом) или установленными на ней

элементами. К данному способу относят, например, стопо­рение гаек лепестковыми шайбами с отгибом лепестков на гайку и на корпус, стопорение привертными шайбами с вырезами под гайку, вязку гаек проволокой и т. д. При этом спосо­бе обязательна одновременная фиксация болта от проворота относительно корпуса; иначе возможно самопроизвольное вывертывание болта из гайки.

Глухое стопорение применяют в случаях, когда гайку на болте устанавливают навсегда.

Наиболее простым способом глухого стопорения является сварка, особенно частичная (доста­точно одной капли расплавленного металла).

 

 

Стопорение контргайками.

 

Стопорение контргайками приме­няют редко вследствие недостаточной надежности. Этому способу присущ и другой недо­статок: при затяжке контргайка, вытягивая болт, принимает на себя всю нагрузку, в то время как основная гайка раз­гружается.

Контргайки незаменимы в тех случаях, ког­да требуется бесступенчатая фиксация положе­ния гайки на болте, особенно при значитель­ном перемещении гайки вдоль болта. Часто применяют стопорение контргайкой в узлах регулирования осевого натяга подшип­ников качения.

 


Рисунок 1-стопорение контргайками


Рисунок 2 – упругая контргайка Палиэт

Стопорение шплинтами.

 

Стопорение шплинтами (шплинтовка) гаек — надежный и очень распространенный способ стопорения, применяемый в наиболее ответственных узлах. В современных конструкциях для увеличения хода затяжки (пределов шплинтуемости) в верхней части гайки делают пазы (обычно шесть — по числу граней гайки) глу­биной h, существенно большей диаметра d шплинта. Шплинт, выполненный из проволо­ки полукруглого сечения, вводят в один из па­зов гайки и в поперечное отверстие в верхней, ненагруженной, части болта; концы шплинта отгибают.

Применяют два способа установки шплин­тов. При первом способе шплинт устанавливают плоскостью кольца параллель­но оси болта; концы шплинта отгибают: один на грань гайки, другой на торец болта. При втором способе шплинт устанав­ливают плоскостью кольца перпендикулярно к оси болта; концы шплинта отгибают на гра­ни гайки.

Иногда применяют способ шплинтовки, при котором паз выполняют на конце болта, а от­верстие — в гайке.

Шплинты изготовляют из мягкой стали и после однократного употребления заменяют новыми.

 

 


Рисунок 1 – устаревший способ шплинтовки.


Рисунок 2 – способы стопорения с отгибкой концов шплинта.

(I - на торец болта и грань гайки; II - на грани гайки)

Стопорение шайбами.

Отгибные шайбы.

Распространенным способом позитивного стопорения является стопорение отгибными шайбами. Шайбы изготовляют из мягкой листовой стали и снабжают лапками. При установке шайбы под гайку одну из ла­пок фиксируют на стягиваемой детали (чаще всего отгибом на близлежащий уступ крепеж­ного фланца), другую отгибают на грань гай­ки. Получается жесткая связь между гайкой и стягиваемой деталью (стопорение на кор­пус).

Помимо отгибки на фланец, практикуют и другие способы фиксации шайбы на стяги­ваемой детали, пользуясь для этого любыми подходящими элементами детали, находящи­мися поблизости от гайки

 

Рисунок 1 - Стопорение болта

Отгибной шайбой.

Рисунок 2 - Стопорение болта

Отгибной шайбой.

Упругие шайбы.

Стопорение упругими шайбами основано на создании постоянных сил трения в резьбе и на торце гайки. Силы трения препятствуют отвертыванию гайки при вибрациях, пульсации сил, дей­ствующих на соединение, а также при появле­нии остаточных деформаций в системе (напри­мер, при смятии опорных поверхностей). Чем больше упругость шайбы, тем надежнее стопорение.

Простейшая и наиболее часто применяемая (хотя далеко не самая совершенная) форма упругого стопорения — разрезная пружинная шайба — шайба Гровера (иногда называемая просто «гровером»). Шайба предста­вляет собой изготовленное из закаленной ста­ли кольцо с косым разрезом под углом ~ 15° к оси кольца. Наклон разреза делается левым для правой резьбы и правым для левой ре­зьбы.

Недопустима установка шайб Гровера на поверхностях мягких металлов (например, литые алюминиевые и магниевые сплавы): зубчики шайб портят такие поверхности.

Применение стальных подкладных шайб сводит на нет стопорящий эффект врезания зубчиков в тело корпуса.

Лучше в этом отношении пружинные шайбы сферические, конические, выгнутые по цилиндру и перекрученные плоские.


Рисунок 1 – Разрезная пружинная Рисунок 2 – Цилиндрическая

пружинная шайба прямоугольной формы

шайба (шайба Гровера)

Храповые шайбы.

При этом способе под гайку подкладывают шайбы, выполненные из закаленной стали и снабженные зубчиками. Форма зубчиков такова, что они, не мешая за­вертыванию гайки, препятствуют ее отверты­ванию, впиваясь своими острыми гранями в торец гайки и в опорную поверхность корпу­са и действуя наподобие храповых собачек (от­куда и возникло название шайб).

Стопорение осуществляется отчасти по принципу упругого стопорения, отчасти по принципу жесткой свя­зи между гайкой и корпусом; гайка стопорит­ся и «на болт» и «на корпус».

Для упрощения монтажа храповые шайбы иногда встраивают в гайку, обеспечивая в соединении возможность враще­ния гайки относительно шайбы.

Храповые шайбы не применяют, если притя­гиваемая деталь изготовлена из мягкого (алю­миниевые и магниевые сплавы) или из очень твердого металла (закаленная сталь). В первом случае шайбы портят поверхность детали, во втором — эффективность стопорения значи­тельно снижается: остается только пружинный эффект, а храповой исчезает. Целесообразная область применения храповых шайб — детали с твердостью в пределах НВ 250 — 300.

 

 

 


Рисунок 1 – Стопорение гайки храповой шайбой с наружными зубьями.

 

 

Пластинчатые стопоры

Пластинчатые стопоры представляют собой пластину с вырезами под шестигранник гайки. Стопор устанавливают около гайки и крепят к корпусу обычно в двух точках(для того, чтобы предупредить самопроворачивание стопора).

К недостаткам стопоров относятся сложность крепления стопора и необходимость стопорения деталей, крепящих стопор. По этой причине пластинчатые стопоры применяют чаще всего для стопорения парных болтов, когда пластинка крепится самими стопорными гайками.

 

 


Рисунок 1 – Стопорение гаек пластинами.

 

 

Вязка проволокой.

Во многих случаях применяют стопорение гаек при помощи проволоки. Проволоку про­пускают через отверстие в гранях стопоримой гайки и через отверстие в смежной гайке или в каком-нибудь близлежащем элементе дета­ли, или в специально устанавливаемом эле­менте (винт, штифт и т. д.). Концы проволоки скручивают плоскогубцами. Операцию сверления отверстий в гайках вы­полняют в специальных приспособлениях. Обычно сверлят три отверстия, реже шесть.

 

 

 

 


Рисунок 1 – Стопорение гаек вязкой проволокой.

 

Самоконтрящиеся гайки.

 

Правильно сконструированные самоконтря­щиеся гайки должны отвечать следующим условиям:

-стопорение гайки должно быть надежным;

-конструкция должна обеспечивать легкое за­вертывание гайки вплоть до последней стадии затяжки;

- конструкция не должна мешать полной за­тяжке соединения;

- конструкция должна допускать многократ­ное применение гайки;

- конструкция должна допускать применение стандартных ключей;

- конструкция должна допускать применение механизированных способов завертывания (при помощи гайковертов и т. д.).

Как правило, действие самоконтрящихся гаек основано на принципе фрикционного стопорения, т. е. создания повышенного трения в витках резьбы.

Наиболее простой способ увеличения тре­ния — это применение посадок с натягом для резьбовых деталей или резьб с разным шагом в гайке и на болте

Самоконтрящиеся гайки с коническими опорными поверхностями, осно­ванные на принципе сжатия резьбы (а также создания повышенного трения на опорных по­верхностях в конце затяжки), применяют в на­стоящее время редко в силу следующих прису­щих им недостатков:

- необходимости специальной обработки по­садочных поверхностей в корпусах;

- создания дополнительных напряжений рас­тяжения в корпусах; опасности смятия кони­ческих опорных поверхностей в корпусах (особенно при малых углах конуса);

- невозможности в ряде случаев (особенно при разрезных конусах) полной затяжки соеди­нения вследствие защемления резьбы на участ­ке расположения конуса.

 

 

 

 


Рисунок 1 – Гайка с деформированной резьбой;

Гайка с обжатой коронкой (I – целой; II - разрезной)

 

 

 


Рисунок 2 – Гайки с самозатягивающимся витком (I – коробчатая; II - шестигранная)

 

 

Стопорение кольцевых гаек.

Стопорная шайба затягивается между устанавливаемой на вал деталью и гайкой. Одну из лапок, предупреждающую проворачивание шайбы на валу, заводят в паз на валу; другую лапку отгибают в паз гайки.

Применяют два основных способа фиксации стопорной шайбы на валу. При первом способе фиксирующую лапку отгибают «от гайки», при втором - «под гайку».

Для фиксации стопорной шайбы на валу используют элементы конструкции, например, шпоночные канавки, впадины между шлицами на валах.

Наилучший способ фиксации обеспечивается в том случае, если стопорная шайба снабжается зубчатым венчиком, который входит в шлицы и надёжно стопорит шайбу.

Наряду со стопорными шайбами применяют и другие способы стопорения; контргайками, проволокой, шплинтами, винтами, штифтами, пружинными фиксаторами.

 

 

 


Рисунок 1 - Стопорение кольцевых гаек нажимом винта

(I – на резьбу; II – через прокладки из мягкого материала)

 


Рисунок 2 – Стопорение кольцевых гаек стяжным (I) и распорным (II) винтами

Стопорение ввертных болтов

Для стопорения ввертных болтов с шестигранной головкой применяют те же способы, что и для стопорения гаек: упругими, храповыми и лепестковыми шайбами, пластинчатыми стопорами, вязкой и т. д.

 

 


Рисунок 1 – Способы стопорения ввертных концов с нарезного конца:

I - шплинтами; II - вставками из упругого материала; III - резьбой с осаженным пояском; IV - контргайкой; V - гайкой с шайбой Гровера; VI - корончатой гайкой со шплинтом.


Рисунок 2 – Способы стопорения ввертных болтов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.142.235 (0.219 с.)