Сущность и особенности предпринимательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и особенности предпринимательской деятельности



План лекции

2.1 Производственное предпринимательство

2.2Торговое предпринимательство

2.3Финансовое предпринимательство

2.4Страховое предпринимательство

2.5 Посредническое предпринимательство

 

«Всегда выбирайте самый трудный путь - на нем вы не встретите конкурентов»

(Шарль де Голль)

 

 

Под типологией предпринимательства понимается учение о раз­личных типах, видах, сферах предпринимательской деятельнос­ти, определяемых по существенным признакам, позволяющим отнести данную конкретную экономическую (хозяйственную) де­ятельность к определенному типу (виду).

Предпринимательская деятельность классифицируется по различным признакам:виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и экономическим формам, степени использования наемного труда и другим показателям.

 

Таблица 2.1 – Классификация предпринимательской деятельности

Признаки классификации Виды предпринимательств
1. По признакам законности Законное Незаконное Лжепредпринимательство
2. В зависимости от распространения деятельности на различных территориях Местное Региональное Национальное Международное Мировое
3. С точки зрения темпов развития Быстрорастущие Медленно наращивающие темпы развития компании
4. В зависимости от количества участников (учредителей) Индиви­дуальное Коллективное
5. По формам ответственности участников (учредителей) С полной солидарной ответственностью С субсидиарной ответ­ственностью
6. В зависимости от механизма создания, числа учредителей (уча­стников), процессов функционирования и управления Простые Сложные
7. С точки зрения уровня рентабельности Высоко прибыльные Низко рентабельные

 

С учетом направленности предпринимательской деятельнос­ти, объекта приложения капитала и получения конкретных ре­зультатов выделяются следующие виды предпринимательства:

 

Производственное

 

Торговое Финансовое

 

 

Страховое

 

Рисунок 2.1 – Виды предпринимательств

 

Все виды предпринимательства могут работать раздельно или в совокупности.

В современных рыночных условиях государственное предпринимательство играет важную роль. Рынок, работающий по своим законам, без государственного регулирования, остается только теорией. В реальности государство является активным участником рыночных отношений. Еще в период свободной конкуренции большая часть производительных сил вышла за рамки классического частного предпринимательства и государству приходилось брать на себя содержание больших социально-важных экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т. д.

В условиях монополистической конкуренции при сложном, требующем вливаний огромных капиталов и энергоемком производстве сами монополии заинтересовались в усилении регулирующей роли государства, в поддержке с его стороны, обеспечении с его помощью выхода на новые внутренние и внешние рынки. Рыночный механизм не в силах решить все трудности, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы и, в конечном счете, с общим экономическим ростом страны. Но есть и свои минусы, поскольку государство не всегда может вовремя реагировать на изменяющиеся условия, тем самым сдерживая производственные процессы.

Государственное регулирование экономики берет свое начало еще со Средних веков. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики – с разным уровнем давления.

Как показала история, все хорошо в меру – поскольку и государственный монополизм, и полное отсутствие государственного регулирования наносят существенный урон экономике страны. При умелом грамотном воздействии средствами налоговой политики, законодательной системы и т. д. могут быть достигнуты потрясающие результаты. В течение ХХ столетия формировалась и расширялась собственно предпринимательская деятельность государства, государственный сектор в экономике набирал все больший удельный вес.

Государственное предпринимательство берет на себя управление в тех случаях, когда требуются огромные капитальные вложения средств, срок отдачи велик и риски высоки. Здесь и выплывает основное отличие от частного предпринимательства: первоочередная цель государственного предпринимательства не получение прибыли, а решение социально-экономических задач (обеспечение необходимых темпов экономического и производственного роста, смягчение циклических колебаний экономики, обеспечение занятости населения и ликвидация безработицы, стимулирование научно-технического прогресса и т. д.).

Существуют и трудности, которые приходится решать государственному предпринимательству:

1) предоставление льгот;

2) финансовая помощь важным наукоемким и капиталоемким отраслям экономики;

3) стимулирование научно-технического прогресса и укрепление места страны в мировом хозяйстве;

4) создание новых промышленных предприятий;

5) увеличение числа рабочих мест;

6) охрана окружающей среды и экологической обстановки;

7) развитие фундаментальных научных исследований;

8) производство товаров, являющихся по закону государственной монополией.

Однако частное предпринимательство по объективным причинам развивается более быстрыми темпами, чем государственное. В деятельности государственных предприятий всегда присутствуют политические мотивы, которые зачастую идут вразрез с экономическими.

Государство может регулировать рыночные отношения только тогда, когда в его руках находятся мощные экономические рычаги управления.

Государство влияет на рыночный механизм через:

1) свои расходы;

2) налогообложение;

3) регулирование;

4) государственное предпринимательство.

Государственные расходы представляют собой государственные закупки и трансфертные платежи. Такие расходы вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы.

Налогообложение – незаменимый элемент государственной политики. Налоги составляют 75–85% бюджетных средств. Государство взимает различные виды налогов. При высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов, пополнение бюджета снижается. Это замкнутый круг.

Законодательная форма регулирования формирует деятельность предпринимателей (антимонопольные законы).

Налоговая и кредитная формы воздействуют на национальный объем производства, изменяя объемы и направления производства, влияя на частное и коллективное предпринимательство.

Коллективное предприятие выступает в двух ипостасях: с одной стороны, нанимает рабочую силу, с другой, – члены трудового коллектива живут за счет продажи собственной рабочей силы. Эта особенность определяет специфику экономического поведения подобного предприятия.

Функция полезности коллективного предприятия сравнима с функцией полезности семейного предприятия и включает совокупный денежный доход и совокупное свободное время трудового коллектива. Каждый его член сталкивается с противоречием в желании получить максимальный доход и свободное время. Оценка ценности в данном случае будет субъективна.

В коллективном предприятии существует и еще одна задача, которая не стоит перед семейным хозяйством: разделение доходов между членами коллектива. Часто из-за недовольства по этому вопросу снижается трудовая мотивация и падает эффективность производства.

Чаще всего такой вид встречается в сельском хозяйстве. Как правило, весь объем произведенной продукции реализуется на свободном рынке по рыночной цене, поэтому выручка от реализации приравнивается к денежному доходу трудового коллектива.

Коллективный доход делится на 2 части: первая распределяется пропорционально затраченному каждым членом коллектива труду, другая – делится по иным принципам, определяемым членами.

 

Таблица 2.2 - Краткая характеристика основных видов бизнеса

Вид бизнеса Основные функции Организационные формы
Производственный Производство товаров, работ, оказание услуг Коммерческие организации (предприятия, фирмы, компании)
Коммерческий Купля- продажа товаров и услуг Торговые организации, товарные биржи
Финансовый Купля- продажа валюты, ценных бумаг, инвестирование Банки, фондовые биржи, финансовые компании, трастовые и др. организации
Страховой Страхование и перестрахование Страховые компании
Посреднический Оказание услуг Коммерческие организации

Лизинг

 

Лизинг - это производное от англ. Leasing - арендовать. По определению Федерального закона РФ "О лизинге" (1998 г.) лизинг — это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Предоставление имущества лизингополучателю производится на основе договора лизинга (финансовой аренды). Договор лизинга - гражданско-правовой документ, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Объектом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, том числе:

- предприятия и другие имущественные комплексы,

- здания, сооружения,

- оборудование,

- транспортные средства,

- племенные животные,

- другое движимое и недвижимое имущество.

Не могут быть предметом лизинга: земля и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

Субъекты лизинга:

А) Лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое имеет в собственности имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Б)Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое получает имущество предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование в соответствии с договором лизинга;

В)Продавец (поставщик ) — физическое или юридическое лицо (лизинговая фирма), которое продает имущество лизингодателя, являющееся предметом лизинга.

Кроме них, во многих лизинговых сделках субъектами лизинга или его участниками являются посредники, оказывающие транспортные, страховые, банковские и другие услуги.

В соответствии с Федеральным законом РФ "О лизинге" различают две формы лизинга. Внутренний лизинг, когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации. Международный лизинг, когда лизингодатель или лизингополучатель - нерезиденты Российской Федерации.

По срокам используется лизинг:

§ долгосрочный, осуществляемый в течение трех лет и более;

§ среднесрочный, действующий от полутора до трех лет;

§ краткосрочный — до полутора лет.

Основные виды лизинга:

1). Финансовый (капитальный);

2). Оперативный (сервисный);

3). Возвратный.

При финансовом лизинге лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество продавца и передать его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя при условии выплаты лизингополучателем полной суммы лизинговых платежей.

При оперативном лизинге лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование.

При возвратном лизинге продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. Он применяется тогда, когда организация испытывает временные трудности в финансовых средствах или желает подстраховать себя на случай ухудшения финансового положения (например, при падении курса акций). В этом случае она может продать часть своей собственности (зданий, оборудования) лизинговой компании и одновременно заключить с ней лизинговый договор на передачу ей своего бывшего имущества на условиях лизинга.

В договоре лизинга должно быть дано:

- точное описание предмета лизинга,

- указано наименование поставщика,

- срок, к которому он обязуется предоставить предмет лизинга,

- местонахождение объекта после покупки,

- характер его использования (интенсивность эксплуатации, выпускаемая продукции и т. д.),

- порядок содержания и ремонта,

- перечень дополнительных услуг, предоставленных лизингодателем.

Расходы, связанные с транспортировкой оборудования к месту поставки, монтажом и пуском в эксплуатацию, как правило, относят на лизингополучателя.

Под лизинговыми платежами понимается сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за право пользования имуществом - предметом договора. В зависимости от формы платежей различают денежные, компенсационные и смешанные платежи.

Лизингополучатель может отказаться от лизинга до истечения срока договора, за исключением случаев, когда при приемке оборудования в нем обнаружатся недостатки, исключающие его нормальную работу, устранение которых невозможно. Во всех остальных случаях при расторжении договора по инициативе лизингополучателя он обязан предоставить лизингодателю компенсацию, равную сумме сделки.

Франчайзинг

Франчайзинг (англ. Franchise - привилегия) это способ сбыта товаров и услуг, развития и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств малого и крупного бизнеса. Франчайзин г - это также форма интеграции малого и крупного бизнеса, тогда она предполагает создание широкой сети однотипных малых предприятий и предпринимателей посредством продажи им крупной компанией права на ведение дел от ее имени за определенную плату.

Субъекты франчайзинга - это франчайзер и франчайзи.

Компания, которая в целях расширения своего рынка сбыта передает такое право, называется франчайзером. Мелкая фирма или предприниматель, которые получают это право под обязательство соблюдать стандарты качества, технологии производственных и обслуживающих операций, франчайзи (оператором, пользователем).

Отношения между франчайзером и франчайзи регулируются лицензией - так называемой франшизой. Франшиза (франчайзинговый пакет) — это полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи.

Франшиза дает право франчайзи заниматься в течение оговоренного периода определенным бизнесом, используя специфические наименования товаров или услуг, принадлежащие франчайзеру.

Франшизаобязываетфранчайзи выплачивать франчайзеру первоначальный взнос и регулярные
отчисления (роялти) за франшизу и предоставляемые услуги; налагает на франчайзера обязанность помогать франчайзи в организации бизнеса,
обучении персонала, управлении продажами и т. д.; предоставляет франчайзеру право контролировать ведение бизнеса.

Выделяют несколько видов франчайзинга, которые классифицируются по двум признакам:

§ 1) в каком виде франчайзер предоставляет франчайзи товар для реализации;

§ 2) каким образом строятся отношения франчайзера и франчайзи.

По первому признакувыделяют товарный, производственный и деловой франчайзинг.

Товарный франчайзинг сложился в сфере торговли и заключается в покупке прав на продажу товаров с торговой маркой головной компании. Вместо того чтобы продавать свою продукцию многочисленным оптовым и розничным торговым фирмам, франчайзер продает ее исключительно или главным образом определенному кругу оптовых и розничных франчайзи, которые занимаются сбытом только этой продукции и не продают товары конкурентов. Для такого вида франчайзинга в наибольшей степени подходит продукция, которая имеет известную товарную марку и требует комплекса предпродажных и послепродажных услуг. По такой форме договора работает большинство фирм-франчайзи по торговле автомобилями, автосервисов, бензоколонок.

Производственный франчайзинг предполагает продажу франчайзи права производства и сбыта товара с использованием сырья и материалов, купленных у материнской компании, — это делается, например, в индустрии безалкогольных напитков. В данном случае франчайзи не просто работает под торговой маркой франчайзера, а включается в полный цикл крупной компании, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, плана продаж и др. На условиях производственного франчайзинга в сельском хозяйстве возможно использование технологий по обработке почвы внесению удобрений, выращиванию различных сельскохозяйственных культур (грибов и др.), откорму скота.

При деловом франчайзинге франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера. Продажа франшизы на вид деятельности сегодня наиболее популярна. Пример делового франчайзинга — организация сети закусочных («Баскин-Роббинс», «Макдональдс» и др.).

По второму признаку — организации взаимоотношений франчайзера и франчайзи различают:

- классическую модель,

- региональный франчайзинг,

- субфранчайзинг

- развивающийся франчайзинг.

В классической модели франчайзинга франчайзи напрямую заключает с франчайзером договор на поставку его товаров или оказание услуг в обмен на обязательство выплатить первоначальный взнос, а затем вносить определенные суммы в процентах от объема продаж (роялти). Все франчайзи, занятые в данной области обладают одинаковыми правами.

Региональный франчайзинг отличаются от классической наличием региональных посредников между материнской компанией и сбытовой сетью. Роль главного франчайзи здесь выполняет официальный представитель франчайзера в регионе.

В субфранчайзинге посредником является субфранчайзер, который осваивает региональный рынок, привлекает франчайзи, организует обучение кадров. Отличие от главного франчайзинга в том, что франчайзи работают напрямую с субфранчайзером на долгосрочной основе, почти не вступая в контакты с материнской компанией. Именно субфранчайзеру они платят роялти и рекламные взносы, часть которых перечисляется материнской компании, а остальное является доходом посредника и идет на содержание мы.

В развивающемся франчайзинге роль посредника исполняют лицо или группа инвесторов, которым материнская фирма уступила значительные права на освоение региона. Посредник может самостоятельно держать франшизы и привлекать франчайзи при условии, что будет исполнено оговоренное франшизой обязательство открыть определенное число торговых или сервисных точек иной территории в определенный срок.

Основу правового регулирования деятельности франчайзера и франчайзи в России составляет Гражданский Кодекс РФ, в котором (ст. 1027-1040) определены основные положения договора коммерческой концессии (франчайзинга).

ТЕМА 8: КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

План лекции:

8.1 Социально-экономическая роль предпринимательства в обществе

8.2Социально-психологические мотивы предпринимательства

8.3Сущность и нормы этики предпринимателя

«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек – к другим».

(Конфуций)

Сущность и особенности предпринимательской деятельности

Предпринимательство является особым новаторским, антибюрократическим стилем хозяйственного поведения руководителя, в основе которого лежит творческий поиск новых возможностей хозяйствования, умение привлекать и использовать в условиях конкуренции ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство означает персональную экономическую ответственность за результаты работы.

Можно также сказать, что предпринимательство - это осуществление созидательной экономической деятельности, освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.

Как социально-экономическое явление, предпринимательство включает в себя весь спектр общественных отношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и исторические моменты. Однако предпринимательская деятельность тесно связана в первую очередь с экономическими условиями жизнедеятельности.

В экономическом отношении предпринимательство содержит в себе различные стороны хозяйственной деятельности. Его можно рассматривать с трех точек зрения.

           
 
   
   
 
 

 


Рисунок 1.1 – Предпринимательство в экономическом отношении

 

К субъектам предпринимательства отнесены различные участники экономической деятельности:

1. Частные лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях.

2. Группы людей, связанные между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах, и т. д.

3. В отдельных случаях субъектом предпринимательства выступает государство в лице его экономических организаций.

Различают три формы предпринимательства:

 
 

 

 


Рисунок 1.2 – Формы предпринимательства

Объектом предпринимательства является определенная деятельность. На начальном этапе необходимо провести оценку возможности заниматься бизнесом в определенной сфере, опираясь на наличие ресурсов.

Собственно процесс предпринимательства включает следующие стадии:

- поиск новой идеи и ее оценка;

- составление бизнес-плана;

- поиск необходимых ресурсов;

- создание оптимального механизма реализации предпринимательских идей;

- управление созданным предприятием.

Предпринимательство - это вид деятельности предпринимателя. Предприниматель - это человек, который организует, управляет и берёт на себя риск, с которым сопряжена деятельность в бизнесе или на предприятии. Он стремится сделать свой бизнес успешным и готов рисковать деньгами и имиджем (репутацией) ради реализации своей идеи (цели).

Конечной целью предпринимателя является получение прибыли. Для достижения цели они ставят своё состояние на карту, испытывая удовлетворение от того, что "сами себе хозяева" и сами ответственны за свой успех. Предприниматель рискует финансовыми, материальными и человеческими ресурсами для создания нового бизнеса или новых возможностей в рамках существующего.

Приводя в равновесие риск предприятия и потенциальную прибыль, предприниматели осознают, что прибыль представляет собой стоимость бизнеса, которая складывается из:

• прибыли за предпринимательские идеи и понятия;

• платы за эффективное управление и руководство;

• компенсации за риск во время операции.

Что же побуждает людей стать предпринимателями? Подход к бизнесу требует предельно большой уверенности в себе и своих способностях. Поэтому люди в своём большинстве не расположены к риску. Однако имеется ряд сильных стимулов к предпринимательству:

• желание получить более высокий доход;

• желание сделать более успешную карьеру;

• желание быть более независимым;

• стремление быть владельцем собственного бизнеса;

• желание продвинуть новую идею или понятие;

• желание создать богатство, которого хватит на длительное время;

• желание внести вклад в развитие человечества или в особое дело.

 

 

ТЕМА 2. ТИПОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСВА

План лекции

2.1 Производственное предпринимательство

2.2Торговое предпринимательство

2.3Финансовое предпринимательство

2.4Страховое предпринимательство

2.5 Посредническое предпринимательство

 

«Всегда выбирайте самый трудный путь - на нем вы не встретите конкурентов»

(Шарль де Голль)

 

 

Под типологией предпринимательства понимается учение о раз­личных типах, видах, сферах предпринимательской деятельнос­ти, определяемых по существенным признакам, позволяющим отнести данную конкретную экономическую (хозяйственную) де­ятельность к определенному типу (виду).

Предпринимательская деятельность классифицируется по различным признакам:виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и экономическим формам, степени использования наемного труда и другим показателям.

 

Таблица 2.1 – Классификация предпринимательской деятельности

Признаки классификации Виды предпринимательств
1. По признакам законности Законное Незаконное Лжепредпринимательство
2. В зависимости от распространения деятельности на различных территориях Местное Региональное Национальное Международное Мировое
3. С точки зрения темпов развития Быстрорастущие Медленно наращивающие темпы развития компании
4. В зависимости от количества участников (учредителей) Индиви­дуальное Коллективное
5. По формам ответственности участников (учредителей) С полной солидарной ответственностью С субсидиарной ответ­ственностью
6. В зависимости от механизма создания, числа учредителей (уча­стников), процессов функционирования и управления Простые Сложные
7. С точки зрения уровня рентабельности Высоко прибыльные Низко рентабельные

 

С учетом направленности предпринимательской деятельнос­ти, объекта приложения капитала и получения конкретных ре­зультатов выделяются следующие виды предпринимательства:

 

Производственное

 

Торговое Финансовое

 

 

Страховое

 

Рисунок 2.1 – Виды предпринимательств

 

Все виды предпринимательства могут работать раздельно или в совокупности.

В современных рыночных условиях государственное предпринимательство играет важную роль. Рынок, работающий по своим законам, без государственного регулирования, остается только теорией. В реальности государство является активным участником рыночных отношений. Еще в период свободной конкуренции большая часть производительных сил вышла за рамки классического частного предпринимательства и государству приходилось брать на себя содержание больших социально-важных экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т. д.

В условиях монополистической конкуренции при сложном, требующем вливаний огромных капиталов и энергоемком производстве сами монополии заинтересовались в усилении регулирующей роли государства, в поддержке с его стороны, обеспечении с его помощью выхода на новые внутренние и внешние рынки. Рыночный механизм не в силах решить все трудности, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы и, в конечном счете, с общим экономическим ростом страны. Но есть и свои минусы, поскольку государство не всегда может вовремя реагировать на изменяющиеся условия, тем самым сдерживая производственные процессы.

Государственное регулирование экономики берет свое начало еще со Средних веков. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики – с разным уровнем давления.

Как показала история, все хорошо в меру – поскольку и государственный монополизм, и полное отсутствие государственного регулирования наносят существенный урон экономике страны. При умелом грамотном воздействии средствами налоговой политики, законодательной системы и т. д. могут быть достигнуты потрясающие результаты. В течение ХХ столетия формировалась и расширялась собственно предпринимательская деятельность государства, государственный сектор в экономике набирал все больший удельный вес.

Государственное предпринимательство берет на себя управление в тех случаях, когда требуются огромные капитальные вложения средств, срок отдачи велик и риски высоки. Здесь и выплывает основное отличие от частного предпринимательства: первоочередная цель государственного предпринимательства не получение прибыли, а решение социально-экономических задач (обеспечение необходимых темпов экономического и производственного роста, смягчение циклических колебаний экономики, обеспечение занятости населения и ликвидация безработицы, стимулирование научно-технического прогресса и т. д.).

Существуют и трудности, которые приходится решать государственному предпринимательству:

1) предоставление льгот;

2) финансовая помощь важным наукоемким и капиталоемким отраслям экономики;

3) стимулирование научно-технического прогресса и укрепление места страны в мировом хозяйстве;

4) создание новых промышленных предприятий;

5) увеличение числа рабочих мест;

6) охрана окружающей среды и экологической обстановки;

7) развитие фундаментальных научных исследований;

8) производство товаров, являющихся по закону государственной монополией.

Однако частное предпринимательство по объективным причинам развивается более быстрыми темпами, чем государственное. В деятельности государственных предприятий всегда присутствуют политические мотивы, которые зачастую идут вразрез с экономическими.

Государство может регулировать рыночные отношения только тогда, когда в его руках находятся мощные экономические рычаги управления.

Государство влияет на рыночный механизм через:

1) свои расходы;

2) налогообложение;

3) регулирование;

4) государственное предпринимательство.

Государственные расходы представляют собой государственные закупки и трансфертные платежи. Такие расходы вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы.

Налогообложение – незаменимый элемент государственной политики. Налоги составляют 75–85% бюджетных средств. Государство взимает различные виды налогов. При высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов, пополнение бюджета снижается. Это замкнутый круг.

Законодательная форма регулирования формирует деятельность предпринимателей (антимонопольные законы).

Налоговая и кредитная формы воздействуют на национальный объем производства, изменяя объемы и направления производства, влияя на частное и коллективное предпринимательство.

Коллективное предприятие выступает в двух ипостасях: с одной стороны, нанимает рабочую силу, с другой, – члены трудового коллектива живут за счет продажи собственной рабочей силы. Эта особенность определяет специфику экономического поведения подобного предприятия.

Функция полезности коллективного предприятия сравнима с функцией полезности семейного предприятия и включает совокупный денежный доход и совокупное свободное время трудового коллектива. Каждый его член сталкивается с противоречием в желании получить максимальный доход и свободное время. Оценка ценности в данном случае будет субъективна.

В коллективном предприятии существует и еще одна задача, которая не стоит перед семейным хозяйством: разделение доходов между членами коллектива. Часто из-за недовольства по этому вопросу снижается трудовая мотивация и падает эффективность производства.

Чаще всего такой вид встречается в сельском хозяйстве. Как правило, весь объем произведенной продукции реализуется на свободном рынке по рыночной цене, поэтому выручка от реализации приравнивается к денежному доходу трудового коллектива.

Коллективный доход делится на 2 части: первая распределяется пропорционально затраченному каждым членом коллектива труду, другая – делится по иным принципам, определяемым членами.

 

Таблица 2.2 - Краткая характеристика основных видов бизнеса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.115 с.)