Система управления качеством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система управления качеством



Система управления качеством имеет объект и субъект. Немаловажное значение в развитии теории системного подхода к управлению качеством имеет трактовка этих понятий. Абстрагируемся от воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятия в целом и системы управления качеством в частности, исключим также внутреннее воздействие на систему управления качеством со стороны других подсистем в рамках системы управления предприятием. Общая модель системы управления качеством в таком случае может быть представлена рис. 2.

Рис. 2. Общая модель системы управления качеством на предприятии

 

Приведенная модель, по нашему мнению, отражает основные составляющие системы управления качеством, а именно, управляющую и управляемую подсистемы (субъект и объект управления). Субъектом управления являются руководители различных уровней, осуществляющие управление качеством на соответствующем уровне. Объектами управления выступают процессы, преобразующие исходные ресурсы в конечные результаты деятельности (производственный процесс, технологические процессы и др.); продукция как конечный результат деятельности предприятия; персонал в лице как отдельных исполнителей, так и отдельных структурных подразделений, реализующих определенные функции в системе управления качеством.

Взаимодействие между субъектом и объектом управления в системе управления качеством осуществляется, с одной стороны, в ходе реализации управляющего воздействия субъекта на объект управления путем принятия определенных управленческих решений в области качества; с другой стороны, посредством механизма обратной связи, благодаря которому субъект управления получает информацию о реализации принятых управленческих решений, а также о функционировании объекта, о его соответствии задаваемым параметрам.

Таким образом, управляющая и управляемая подсистемы представляют собой составные части системы, взаимодействующие друг с другом и взаимовлияющие друг на друга, что обеспечивает единство в рамках системы управления качеством.

В настоящее время МС ИСО серии 9000 на системы управления качеством приняты в качестве национальных стандартов без существенных изменений более чем в 80 странах мира (Германии, Франции, Англии, Австрии и др.). Такие решения принимались с целью выпуска продукции более высокого и стабильного качества, что способствовало увеличению объемов продаж предприятий, внедривших указанные системы управления качеством на внутреннем и внешнем рынках. Стандарты ИСО серии 9000 фактически стали нормативной базой для сертификации продукции и систем качества предприятий. Однако процесс дальнейшего развития и совершенствования системного подхода к управлению качеством, безусловно, не ограничивается использованием только этих стандартов.

Тенденции, характеризующие развитие системного подхода к управлению качеством на современном этапе, интересны и разнообразны. Это определяется прежде всего тем, что системы качества предприятий разных стран и даже в рамках одного государства находятся на различных этапах развития. На наш взгляд, наибольший интерес представляют сложившиеся тенденции развития системного подхода к управлению качеством в высокоразвитых промышленных странах, которые и определяют основные направления мирового развития в этой области. К ним относятся:

- внедрение систем качества, соответствующих требованиям МС ИСО серии 9000;

- активное осуществление процесса сертификации внедренных систем качества, соответствующих МС ИСО серии 9000;

- сближение требований многочисленных отраслевых и региональных систем стандартизации и осуществление гармонизации разнообразных требований к системам управления качеством благодаря МС ИСО серии 9000;

- переход от сертифицированных систем качества к тотальному менеджменту качества.

В связи с исследуемыми вопросами представляет интерес и Россия, причем не только с позиций страны, которая следует уже установленным направлениям движения, но и с позиций страны, где впервые системный подход к управлению качеством был реализован на практике.

 

Требования к качеству проектных решений

Порядок планирования и разработки проектной документации

Руководство проектно-изыскательской организации (далее по тексту ПИО) возглавляет и организует работу по разработке планов проектирования, в т.ч.:

а) формирование годовых планов работы ПИО и перспектив его развития (наряду с другими элементами управления) входит в зону ответственности руководителя проектной организации;

б) персональную ответственность за организацию работ по выполнению плана ПИР и их качество несёт главный инженер ПИО;

в) заместитель руководителя (главного инженера) (в зависимости от структуры ПИО) по производству обеспечивает координацию и контроль объектных графиков выполнения ПИР;

г) распоряжением руководства ПИО или архитектурно-проектной мастерской (в зависимости от структуры ПИО) назначается руководитель проекта (ТИП, ГАП), осуществляющий оперативное руководство проектированием конкретного объекта (или отдельного, специализированного вида работ или услуг) в соответствии с требованиями СНиПа 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта».

Планирование работ по конкретному объекту осуществляется на этапе организационно-технологической подготовки проектирования специалистами проектных функциональных подразделений под оперативным управлением (при необходимости - с участием) руководителя проекта.

План проектирования должен определять все необходимые для осуществления качественного проектирования виды деятельности, устанавливать исполнителей и их ответственность за выполнение работ в рамках ПИО и за её пределами.

Процедура планирования проектирования конкретного объекта включает:

· определение взаимосвязей между различными видами деятельности (разделами проекта);

· распределение работ между квалифицированными исполнителями;

· установление сроков выполнения и ресурсов (трудоемкость, затраты времени, финансовые средства), необходимые для качественного выполнения каждого вида и этапа работ);

· установление этапов (временных или процентных), на которых происходит взаимодействие между различными группами (специальностями) проектировщиков, а также проверки и оценки, включая нормоконтроль;

· назначение в каждом подразделении ответственного за выполнение требований по качеству в рамках ИСО 9000.

В ходе планирования разработки конкретного объекта на руководителя проекта возлагаются обязанности по разработке:

а) сметы проектирования, отражающей ресурсы и состав разработчиков ПСД, распределение между ними объемов работ и соответствующего финансирования;

б) календарного плана проектирования в пределах общих сроков, отведенных на осуществление всего инвестиционного проекта, отражающего продолжительность этапов выполнения проекта и необходимые контрольные точки (например, 10 %, 30 % и 60 % готовности проекта) для проведения оценки промежуточных результатов работ, а также время на нормоконтроль (в ПИО) и (или) вневедомственную экспертизу;

в) рабочих заданий для участников проектирования (для подразделений, бригад или отдельных специалистов в зависимости от структуры ПИО);

г) графика контроля, проверок и анализа проекта;

д) графика, согласованного с заказчиком (потребителем, пользователем) по рассмотрению результатов работ по этапам или в контрольных точках процесса проектирования.

На этапе планирования работ в ПИО осуществляется организационно-технологическая подготовка проектирования, которая проводится на 2-х уровнях:

На уровне ПИО производится:

а) разработка объектных технологических процессов проектирования (описание и схема);

б) подготовка нормативной базы по всем видам обеспечения технологии проектирования, включая эталонирование;

в) разработка типовых форм для проведения проектных работ;

г) контроль за ведением и правильностью использования технологической документации для проектирования;

д) контроль за соблюдением технологической дисциплины, качества и сроков выполнения технологических операций проектирования;

е) координация работ при подготовке проектирования.

На уровне производственных подразделений ПИО осуществляется:

а) разработка технологических процессов и операций для разработки разделов, подразделов ПД частей и марок РД для строительства;

б) оформление технологической документации на технологические процессы, операции, проектные действия, создание и ведение фонда этой документации;

в) контроль за соблюдением технологической дисциплины, качества и сроков выполнения технологических процессов, операций и проектных действий.

Формирование, разработка, согласование и утверждение документации на технологические процессы выполняется при участии и под методическим руководством функциональных подразделений с привлечением ведущих специалистов ПИО, выполняющих аналогичные функции (например, ТО) под непосредственным руководством ГИПа (ГАПа).

Общий технологический процесс представляет собой описание (в т.ч. графическое) любого комплекса (предпроектной, проектной, рабочей и др.) документации, в т.ч. информационного обеспечения.

Для иллюстрации положений настоящей методики разработан фрагмент общей организационно-технологической схемы процедуры «Планирование и разработка ПСД». Такого типа схема должна быть утверждена руководителем проекта перед подготовкой описания документированной процедуры.

Формальное построение организационно- технологической схемы выполняется с соблюдением следующих правил:

а) участники процедуры указываются в левой части модели;

б) наименование документов и действия конкретного (группового) участника процедуры отражаются в специально отведенной полосе;

в) все документы (входящие - «·» или исходящие - «· ·») фиксируются, т.е. являются записями по качеству данного элемента СК. Записи по качеству являются так называемой «доказательной» документацией и являются отражением реальной деятельности по обеспечению качества (в данном случае по элементу СК 4.4. «Планирование и разработка»).

Для планирования разработки ПСД в подразделениях в соответствии с технологическими схемами процесса проектирования разрабатываются объектные графики, которые обеспечивают:

· осуществление предупредительного (в т.ч. диспетчерского) контроля за своевременной передачей заданий в архитектурно-проектные мастерские и специализированные отделы, участвующие в проектировании объекта;

· обеспечение ритмичности в работе производственных подразделений;

· своевременное предупреждение и ликвидацию нарушений плановых сроков выпуска готовой проектной продукции.

Такие графики обеспечивают исходные данные для формирования технологических процедур установления организационно-технического взаимодействия подразделений в ПИО.

Критерии оценки качества проектных решений

Настоящая методика определяет порядок принятия (создания, разработки, формирования) проектных решений при проектировании объектов капстроительства, структуру технологического процесса разработки и принятия проектных решений и устанавливает общие требования (критерии) к качеству проектных решений в ПИО.

Проектное решение представляет собой результат переработки исходной информации для проектирования в новую информацию, получаемую путем последовательного решения соответствующих проектных задач. Совокупность проектных решений обеспечивает формирование информационной модели проектируемого объекта в форме ПСД для строительства зданий и сооружений.

Принятие проектных решений производится специалистами ПИО в соответствии с технологическими процессами, принятыми в соответствующей ПИО и с учетом приводимой типовой структуры технологического процесса разработки проектного решения.

Принимаются следующие виды проектных решений:

Общие проектные решения, к которым относятся: главные решения по генплану, объемно-планировочные решения компоновки здания, схемы инженерных систем обеспечения объекта и т.п.

Частные проектные решения по одной из функциональных систем проектируемого объекта, например: каркас здания, акустика помещения, системы ВК и т.п.

Элементные проектные решения описывают конструктивные, инженерные или иные аспекты одного из элементов, совокупность которых составляет функциональную систему (марку) проектируемого объекта.

Проектные решения также разделяются по уровню типизации и специализации.

Типовая структура работ при разработке проектных решений (частный технологический процесс)

Технологический этап Структура работ данного этапа
1. Постановка и выбор целей проектирования Выявлений целей, выбор главных целей проектирования - на основе задания на проектирование.
2. Анализ и выбор путей и способов решения проектных задач Выбор оптимальных методов и средств. Анализ точности и других характеристик выбранных методов и средств.
3. Организационно-технологическая подготовка Определение трудозатрат, затрат времени и стоимости работ, определение материально-технических ресурсов на проведение работ по разработке проектного решения.
4. Сбор информации для решения проектных задач Сбор, систематизация и анализ исходной информации. Оценка информационной базы, ее качественных и количественных характеристик. Доведение характеристик информации (например: полноты, достоверности до требуемого уровня.)
5. Разработка проектных решений, в т.ч.: Решение проектных задач с помощью выбранных методов и технических средств, проведение расчетов. Разработка вариантов проектного решения и их анализ. Выбор оптимального решения.
5.1. Определение возможных альтернативных вариантов проектного решения Выявление всех возможных вариантов проектного решения, проведение сопоставления вариантов по степени их адекватности целям и задачам проектирования.
5.2. Выявление набора факторов, влияющих на принятие решени я Установление всех факторов (технических, экономических, социальных и пр.) и ограничений по факторам, влияющим на принятие решения. Установление приоритетности факторов.
5.3. Отбор вариантов проектного решения Сокращение числа альтернативных вариантов проектных решений путем их сопоставления с приоритетными факторами. Последовательное сокращение числа факторов и проведение соответствующего сокращения числа альтернативных решений.
5.4. Выбор оптимального варианта проектного решения Выбор варианта проектного решения, наиболее полно отвечающего целям и задачам проектирования данного объекта и достигающего этих результатов оптимальным образом.
6. Оценка проектного решения Оценка уровня качества предлагаемого проектного решения. Вывод о приемлемости решения и его оценка.
7. Документирование проектного решения Закрепление проектного решения на носителе в виде эскизов, чертежей, расчетов, схем, программ и пр.

Приведенная в таблице последовательность технологических операций является типовым порядком принятия проектных решений и может быть использована на всех этапах проектирования проектировщиками всех специализаций. Необходимость проведения любой технологической операции или работы (по таблице) определяется в ПИО в зависимости от конкретных условий и с учетом проектной специализации проводимых работ.

Типовые технологические процессы принятия проектных решений целесообразно разрабатывать по каждой специализации, имеющейся в конкретной ПИО.

Общепринятыми* требованиями к качеству проектных решений в области строительного проектирования являются:

а) снижение материалоемкости, трудоемкости и стоимости строительства, сокращение его продолжительности;

б) устойчивость, безопасность и экологичность;

в) высокий уровень архитектурных и градостроительных решений, совершенствование планировки и повышение качества жилых домов, объектов социально-бытового и культурного назначения.

* - В отличие от общепринятых требований к качеству проектных решений существует подход к этому вопросу с позиций, принятых Европейской экономической комиссией, изложенных в Компендиуме ЕЭК, выпуск ООН, 1992г.

Компендиум предлагает рассматривать качество проектных решений с позиции удовлетворения «потребностей пользователей», которые легко можно охарактеризовать с качественной точки зрения. Конвенция Компендиума заключается в следующей формулировке: «Требования, которым должны удовлетворять жилые здания, главным образом, касаются безопасности, гигиены и комфорта жильцов». Все положения Компендиума сформулированы на основе стандартов ИСО и др. соответствующих международных документов.

Оценка качества проектных решений (проектной продукции) осуществляется для определения соответствия принятых решений по технологии (в т.ч. оборудованию) строительных решений, организации строительства, новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям строительства и эксплуатации проектируемых объектов, которые (последние) должны, как правило, устанавливаться соответствующими федеральными и отраслевыми органами управления, а также заказчиком - инвестором в заданиях на проектирование конкретных объектов.

В рамках СК ПИО необходимо разрабатывать документированные рабочие процедуры, регламентирующие порядок анализа и проверки ПД, включая операции оценки и контроля качества готовых проектных решений по этапам проектирования или в контрольных точках выполнения проектной продукции* (например, при 10 %, 30 %, 60 % готовности ПД). Рабочие процедуры по оценке качества рекомендуется оформлять в виде технологических процессов проектирования.

Типовые технологические процессы оценки качества проектных решений (по объекту, системе или элементу) подготавливаются в ПИО с непосредственным участием руководителей и главных специалистов соответствующих проектных подразделений, а также ГИПов (ГАПов).

Документация, разрабатываемая в рамках СК ПИО по Методикам оценки качества, должна, как правило, содержать:

требования федеральных и отраслевых нормативных материалов;

общие и специальные требования к качеству проектируемого объекта (или его элементов);

состав базовых значений технико-экономических показателей, базовых качественных характеристик;

методы определения и расчёта показателей и характеристик качества объекта;

методики оценки качества проектных решений на основе анализа и сравнения количественных характеристик;

порядок организации контроля принятых решений;

описание функций контроля качества проектных решений, осуществляемых руководящими сотрудниками и специалистами ПИО;

перечень этапов проектных работ, по завершении которых осуществляется контроль проектных решений;

формы документов регистрации контроля качества по этапам проектных работ;

формы документов, закрепляющих принципиальные проектные решения, на основе которых осуществляется контроль качества ПСД в процессе разработки.

Методы оценки качества проектных решений должны быть ориентированы на использование средств компьютерной техники с учетом объемов перерабатываемой информации и иных факторов сложности оценочных процедур.

 

Раздел 2.Состав и содержание проектных работ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.038 с.)