Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагог как личность и профессионал
Опросы воспитателей показывают, что большинство педагогов склонны высоко оценивать роль личности в педагогической деятельности. Из них 20% придают значение методике, технологиям, 10% — личности и 30% склонны соединить то и другое. Действительно, личностное и профессиональное в труде учителя взаимообусловлены. На начальной стадии профессиональной деятельности, когда его опыт еще не сформировался, личностные качества и свойства педагога имеют первостепенное значение. С годами профессия накладывает ощутимый отпечаток на личность и изменяет ее прежде всего в плане профессионально важных качеств. Профессионала-педагога легко отличить от представителей других профессий. К сожалению, профессиональная деятельность не только развивает личность человека, но и деформирует ее, превращая в человека с «флюсом». У педагогов эта узнаваемость чаще всего проявляется в оценочном отношении к другим людям, информационном снобизме, вертикальной (авторитарной) позиции общения, претензиях на роль истины в последней инстанции и т.п. Каким же образом личностное и профессиональное взаимодействуют? Личность, личностное в деятельности — это прежде всего мотивы и ценности действующего. Среди понятий, описывающих мотивационную сферу, — потребности,-интересы, стремления, установки и т.д. Мотивы и ценности — это предпосылка выбора способа действия, методики и превращения ее в личностный индивидуальный стиль. Установка — это неосознаваемый или частично осознаваемый настрой, готовность к определенному восприятию, переживанию, поведению. Установки определяют устойчивость и определенность протекаемой деятельности. Ценностные ориентации — это общие жизненные и педагогические убеждения и взгляды педагога, которые служат ориентирами его деятельности. Уровень ценностных ориентации педагога проявляется в отношении к деятельности и ее месту и значению в его жизни. По уровню ценностных ориентации педагога можно судить, насколько профессиональная деятельность «погружена» в сферу личностных смыслов педагога. С.Д. Поляков (1996) выделяет три варианта соотношения личностного и профессионального в педагоге: 1. Педагогическая деятельность незначима для него, он ее выполняет не более чем формально-ролевым образом (профессиональное не является личностно-значимым).
2. Педагогическая деятельность — один из личностных смыслов педагога наряду с другими, не менее важными (профессиональное — одна из личностно-значимых сфер). 3. Педагогическая деятельность — ведущий приоритетный, один из ведущих смыслов жизни педагога (профессиональное — одна из ведущих личностно-значимых сфер). Очевидно ожидать, что результативность деятельности и психологическое самочувствие учителя в разных вариантах различны. Уровень социальных установок учителя, воспитателя можно разделить на два подуровня: базовые социальные установки, проявляющиеся в профессиональной деятельности, и ситуативные, проявляющиеся при непосредственном взаимодействии с детьми. Базовые социальные установки педагога — это своеобразные личностные центрации, иерархия, соподчинение интересов педагога в педагогической сфере (А.Б. Орлов). Среди них: 1. Сосредоточенность педагога на себе, своих переживаниях, мыслях по поводу того, как он выглядит в глазах воспитанников («Я-центрация»). У некоторых педагогов это стремление к самоутверждению со стороны детей гиперболизировано и остается надолго. Классические заявления-переживания педагогов этой группы: они меня не любят, они мне не благодарны. 2. Решающая значимость для воспитателя мнения, оценки директора, завуча, «начальства» (центрация на администрации). Типичные высказывания: а что скажет или подумает обо мне руководитель? 3. Приоритетное значение оценки коллег, действия в интересах ее поддержания или улучшения, конформность, характерные мысли: а что обо мне скажут, подумают в коллективе? 4. Ориентация на оценке родителей воспитанников (центрация на родителях), особенно в ситуации платного обучения, специализированных и частных образовательных учреждений. 5. Сосредоточенность на содержании и способах своей деятельности (центрация на методике). Методоцентрические воспитатели могут быть творческими, знаменитыми. Но в ядре их творчества не воспитанник, а средство. 6. Приоритетный интерес к развитию воспитанника, к его проблемам, стремлениям, мыслям, переживаниям (центрация на воспитаннике, гуманистическая центрация). Педагоги с такой центрацией наиболее соответствуют сути педагогической профессии.
7. Доминирующий интерес к коллективу, группе, искренняя увлеченность работой со всеми вместе без внимания к конкретной личности (центрация на коллективе). Мотивы, которые побуждают педагога к деятельности, весьма различны, их иерархия и соподчиненность должны иметь определенную динамику, связанную с профессиональным становлением: стремление к признанию, самоутверждению -» акцентировка на содержании воспитания, обучения -» повышенный интерес к способам педагогической работы -» преобладание интереса к пониманию и развитию ребенка. Ситуативные установки обнаруживаются в непосредственном взаимодействии педагога с воспитанниками. Они направлены на ребенка, на себя как воспитателя, на содержание и способ взаимодействия с воспитанниками. Каждая из этих установок имеет множество вариантов, расположенных на оси субъект-объектного и объект-субъектного понимания педагогического процесса. В субъект-субъектной установке педагога проявляется: а) личностное отношение к ребенку, настрой на его восприятие, понимание переживаний, целей, интересов, взглядов, отношений; б) значимость собственных личностных проявлений для успеха педагогической деятельности; в) стремление к развивающему, личностно-значимому и привлекательному для воспитанников содержанию, важному и интересному также для себя; г) установка на сотрудничество в совместной деятельности и диалогичность в общении с детьми. Противоположные тенденции проявляются в субъект-объектной установке педагога. Фиксированные, ситуативные установки педагога — это психофизиологические механизмы предвосхищения определенных действий и готовности к определенным реакциям в конкретных ситуациях (Д.И. Узнадзе). Они находятся под влиянием личностных центраций и социальных аттитюдов педагога. Итак, личностное проявляется в профессиональном через ценностные ориентации и установки личности. Они как раскрывают, так и маскируют проявление личностных, индивидуальных особенностей воспитателей. Педагогические установки педагога формируются под влиянием общего отношения к различным сторонам жизни, самому себе, людям, деятельности. Они связаны глубинно с мировосприятием педагога, его жизненными смыслами. Вот почему изменение педагогических установок воспитателя невозможно без работы психолога с личностью педагога.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.007 с.) |