Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика семьи и семейного воспитания
Анализ потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке В отечественной психологии и педагогике наиболее популярен информационно-просветительский подход обучения родителей, ориентированный на возрастную и педагогическую психологию. Однако ее основной недостаток — анонимный характер просвещения родителей. Любая работа с родителями более эффективна, если ориентирована на потребности конкретных родителей или групп семей. В то же время практический психолог рискует заблудиться в многочисленных личностных проблемах родителей. Комплексные психодиагностические исследования требуют серьезного практического опыта анализа и интерпретации полученных данных и длительного времени. Сократить время на исследование, учесть потребности каждой семьи, сориентировать их на определенный возрастной подход, опыт семейного воспитания и его недостатки помогают спецпрактикумы. Практикум по диагностике потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке Целевая установка: выяснить, какие имеются достижения в семейном воспитании; выяснить, в какой помощи нуждаются родители. Алгоритм проведения: 1. Сообщение целевой установки. 2. Деление родителей-участников на микрогруппы. 3. Консультации по заполнению диагностических анкет. 4. Заполнение анкет каждым играющим, работа аналитиков групп. 5. Ознакомление групп с итогами диагностирования. Послеигровая деятельность: 1. Составление общей диагностики системы. 2. Планирование работы психологической службы школы на основе диагностирования. 3. Проведение педконсилиумов на основании диагностики. Анкета родителя Ф.И.О. ученика__________класс__________ 1. Что в характере вашего ребенка вас радует, вызывает удовлетворенность (подчеркните соответствующее): A. 1) хорошие способности к учению, 2) хорошая работоспособность на уроке, 3) хорошие память, внимание, Б. 4) сильная воля, уверенность в себе, 5) дисциплинированность, вежливость, послушание, 6) умение быть всегда в хорошем настроении, v 7) доброта, чуткость, внимательность к людям, 8) умение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями. B. 9) умение вести себя в обществе, 10) отсутствие мстительности, злопамятности,
11) умение трудиться, трудолюбие, 12) скромность. 2. Что е характере вашего ребенка вас огорчает, в чем ему необходима помощь (подчеркните соответствующее): A. 1) слабые способности к учению, 2) низкая работоспособность на уроке, 3) плохие память, внимание, Б. 4) недисциплинированность, грубость, непослушание, 5) слабая воля, неуверенность в себе, 6) неумение держать хорошее настроение, 7) озлобленность, жестокость, невнимание к людям, 8) неумение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями, B. 9) неумение вести себя в обществе, 10) злопамятность, мстительность, 11) неумение трудиться, 12) излишняя скромность. После заполнения диагностических анкет составляется общая диагностическая карта, где зафиксировано количество проблем, вызывающих затруднения родителей (табл. 15). Диагностическая карта родителей Таблица 15
Приведенные в таблице 15 общие данные по классу свидетельствуют о том, что родители учащихся больше всего затрудняются в развитии познавательных и волевых процессов и навыков общения. Получив эти данные, вы сможете составить программу психологического семинара и групповых консультаций для родителей. Причем есть возможность привлечь помощников из числа самих родителей, которые заявили в своих анкетах об имеющемся положительном опыте воспитания тех или иных качеств. Желательно, чтобы данные подтвердились и учителями начальных классов, и классными руководителями. С итогами диагностирования следует ознакомить совет школы (родительский комитет). Часто к школьному психологу обращаются классные руководители, члены психолого-педагогического консилиума, родительский актив, испытывающие трудности в изучении семей, составлении их характеристик, особенно если это связно с «проблемными» семьями. В таких случаях можно использовать примерную аналитическую схему. Примерная схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся
1. Общая характеристика семьи. 2. По составу: полная, формально полная, неполная. 3. По семейному микроклимату: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная). 4. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый. 5. По отношению к школе: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию. 6. Особенности семейного воспитания: Родители создают условия для правильного развития ребенка: j — нормальные жилищно-бытовые условия, — организация места для учебных занятий, — создание домашней библиотеки, — наличие игровых уголков, ■ — контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима. Родители развивают познавательные интересы ребенка: — просматривают и обсуждают телепередачи, — читают книги, беседуют о прочитанном, — ходят с детьми в театр, — ходят с детьми в музеи, на выставки, — поощряют любимые занятия ребенка. Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда. Дети имеют конкретные обязанности в семье. Родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка. Родители видят недостатки в воспитании своих детей. Семья помогает педагогу в организации учебно-воспитательной работы. Родители справляются с воспитанием ребенка. 7. Недостатки семейного воспитания (назвать), 8. Причины этих недостатков (соответствующее подчеркнуть): — неблагополучие семьи (L) микроклимат, здоровье, — отсутствие единых требований, — незнание психологических особенностей своего ребенка, — низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей, — отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депрессия ребенка, — использование антипедагогических мер воздействия, — неправильная оценка ребенка, его идеализация, — невыполнение рекомендаций педагога, — неверие в возможности ребенка, в свои силы, — переоценка воспитательных возможностей семьи, — гиперпротекция, — другие причины (указать, какие). Результаты анализа можно оформить в виде таблицы (табл. 16). Сведения об особенностях и недостатках семейного воспитания в конкретном классе, школе, представленные психологом в общей схеме, помогут ему в выработке дифференцированного подхода к семьям учащихся. Для уточнения суждений педагогов об отдельных семьях можно использовать тесты для родителей и учащихся, характеризующие общую атмосферу семьи, особенности воспитания и взаимоотношений в семье.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.011 с.) |