Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психодиагностическая и консультативная
РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ Проводя психодиагностику, психолог выбирает те или иные методы исследования в зависимости от конкретного случая, ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т.д Наиболее используемыми являются следующие методики: 1. Психодиагностический опросник А.Е. Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопати ческих проявлений. 2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик. 3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности. 4. Рисуночные тесты «Дом — Дерево — Человек», «Кинематический рисунок семьи», «Несуществующие животные». «Неоконченные предложения» для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «эго» состояний жертвы насилия. Показаниями к психологическому консультированию являются: самостоятельное обращение ребенка или подростка, направление ребенка родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций, приглашение пострадавшего самим психологом. Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию.тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит. Как и в других случаях, основным методом психологического консультирования является интервью. С помощью специальных вопросов и заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения принятия личности консультанта и ситуации интервью к сбору информации о теме взаимодействия к личности клиента, от достижения взаимопонимания к совместному решению о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы. Во время интервью психолог может использовать другие известные методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие ребенку, пострадавшему от насилия, безусловное принятие его личности, безоценочное отношение. Часто эти результаты достигаются через различные варианты слушания клиента (Т. Гордон):
1. Пассивное слушание (тишина). Это мощное невербальное средство, позволяющее ребенку почувствовать внимание к его личности и проблемам. 2 Реакция подтверждения, признания услышанного. Осуществляется с помощью вербальных реплик и невербальных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмурирование и др). 3. «Открывание дверей». Это специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющие его высказывания. 4. Активное слушание, в ходе которого с помощью перефразирования услышанного психолог уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента. 5. «Отражение чувств» — метод передачи сопереживания и понимания, предложенный американским психотерапевтом К. Роджерсом. При его использовании психолог становится своеобразным зеркалом чувств ребенка, он помогает их осознать и вербализовать и тем самым содействует эмоциональному отреагированию. 6. Обучение сублимации, т.е. выражению чувств в социально-приемлемой, безопасной и потенциально-творческой форме. 7. Интерпретация. Это основа психологических методов воздействия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога. Человек открывает для себя альтернативное видение реальности, отличающееся от картины, которую он сам представил о случившемся. Изменение этой картины способствует изменению поведения и настроения консультируемого. 8. Директива, при использовании которой психолог ясно показывает консультируемому, какое действие считает для него желательным, и предполагает, что клиент выполнит его указания. 9. Самораскрытие. Психолог делится личным опытом и переживаниями, показывает, что способен разделить нынешние чувства собеседника. Высказывания психолога построены на «Я-предложениях». 10. Обратная связь. Психолог дает возможность человеку понять как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкретные данные для самовосприятия. Метод имеет особое значение для подростков в связи с наличием у них многочисленных проблем и комплексов, усугубляемых комплексом жертвы насилия.
11. Логическая последовательность. Психологом объясняются последствия его мышления и поведения: «Если то... то». Метод дает возможность для рефлексий своих действий и переживаний, способствует развитию возможностей рефлексивного поведения и принятия самостоятельных решений. 12. Пересказ. Повторение сущности ситуации клиента и его мыслей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами. 13. Резюме, используемое в конце консультативной беседы для суммирования суждений психолога и выводов клиента. Метод способствует прояснению результатов беседы и помогает перенести результаты интервью в реальную жизнь. Целесообразно использовать в работе с подростками, пострадавшими от насилия, «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных для подростковой психологии форм психологической помощи. Эта форма помощи обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность прервать контакт, если он нежелателен. «Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих молодежную субкультуру и специально подготовленных к работе на «телефоне доверия». Роль консультанта «телефона доверия» состоит в помощи подростку в идентификации проблемы, вербализации негативных эмоций, определении источников и установлении здоровых сохранных сторон личности обратившегося за помощью с целью повышения уровня его самооценки, выявлении круга друзей и близких, которые могли бы его поддержать, выработке плана действий в критической ситуации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.005 с.) |