Обследование письменной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование письменной речи



Обследование письма

А. Дисграфические ошибки

  Оптические Акустические Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмма-тические
Списывание (начало года)        
Диктант (начало года)        
Изложение (начало года)        
Списывание (конец года)        
Диктант (конец года)        
Изложение (конец года)        

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Б. Орфографические ошибки

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Обследование навыков чтения

А. Обследование чтения: побуквенное, послоговое, беглое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее, монотонное, выразительное ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Дислексические ошибки ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Ответы на вопросы по прочитанному, пересказ (точный, неточный) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г. Понимание прочитанного (поверхностное, полное) _________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (самостоятельность, организованность, наблюдательность, работоспособность, устойчивость внимания...) _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I год обучения II год обучения
   

 

Результат первого года обучения __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат второго года обучения ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

I год обучения II год обучения
   

 

Дата ___________________ Подпись логопеда _____________________

«Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий» (Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №26. 1979. С. 28).

Подпись родителей ______________________________________________

Подпись директора МОУ _________________________________________

М.П.

Приложение 1 к речевой карте

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащегося ________ класса

__________________________________________________________________

(200— / 200___учебный г.)

1. Подбери однокоренные слова.

□ стол _________________________________________________________

□ сноп _________________________________________________________

□ гриб _________________________________________________________

□ лист _________________________________________________________

□ лес __________________________________________________________

□ винт _________________________________________________________

2. Подбери слова-антонимы.

□ Большой _____________________________________________________

□ Старый_______________________________________________________

□ Низкий _______________________________________________________

□ Сесть ________________________________________________________

□ Широкий _____________________________________________________

□ Говорить _____________________________________________________

□ Смелый ______________________________________________________

□ Ссориться ____________________________________________________

□ Здоровый ____________________________________________________

□ Далеко _______________________________________________________

□ Сильный _____________________________________________________

□ Быстро _______________________________________________________

3. Запиши предложения, раскрывая скобки.

□ Саша (ото)рвал (от)цветка (от)росток._____________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

□ Лодка (с)ребятами (от)плыла (от)берега. __________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

□ Ребята (с)двинули парты (с)места и стали (под)метать пол. _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. Заполни таблицу.

Именительный падеж, единственное число Именительный падеж, множественное число Родительный падеж, единственное число Родительный падеж, множественное число
мост мосты моста мостов
ухо      
утенок      
стул      
ведро      
книга      
палец      
дерево      
пень      
стена      

 

5. Вставь нужные предлоги и приставки.

□ Всадник ___ вязал лошадь ___ дерева и ___ скочил ___седло.

□ Легкий ветерок ___дувает пыль ___ дороги.

□ Весело ___ бежали весенние ручьи ___ лесам и оврагам.

6. Подбери к словам-признакам слова-предметы, из предложенных ниже

вариантов:

□ интересная ___________________________________________________

□ полосатая ____________________________________________________

□ увлекательное _________________________________________________

морозный ____________________________________________________

□ вкусный ______________________________________________________

□ высокий ______________________________________________________

холодное _____________________________________________________

□ хорошее ______________________________________________________

□ звонкая ______________________________________________________

Мороженое, песня, сказка, зебра, забор, путешествие, настроение, воздух.

7. Подбери слова-признаки к словам-предметам.

□ осень (какая?) _________________________________________________

□ день (какой?) _________________________________________________

□ солнце (какое?) ________________________________________________

□ друзья (какие?) ________________________________________________

 

8. Допиши окончания.

Льнян___ полотенце Тепл___ дни

Красив___ портрет Осенн___ погода

Син___ тетрадь Последн___ страница

Бумажн___ стаканчик Грязн___ окно

Приветлив___ улыбка Морозн___ день

 

Приложение 2 к речевой карте

ОБРАЗЦЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

учащегося ________ класса

(200 / 200 учебный г.)

Диктант

Изложение

ЧАСТЬ 3
Программа работы по преодолению
нарушений письма у младших школьников

Частичное расстройство письма, в настоящее время достаточно часто встречающееся у детей младшего школьного возраста, обозначают термином дисграфия. По мнению автора, у детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения). Ошибки чтения и письма не являются постоянными или единичными для конкретного слова. Поэтому один фактор не может быть основой для постановки заключения «дисграфия».

В настоящее время специалистами предпринимаются попытки классифицировать нарушения письменной речи. Предложено множество различных подходов к данной проблеме. Последняя классификация дисграфии, разработанная кафедрой ЛГПИ им. Герцена, выделяет следующие формы дисграфии:

— артикуляторно-акустическая;

— дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания;

— дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа синтеза;

— аграмматическая;

— оптическая.

В основе данной классификации лежит несформированность определенных операций процесса письма. Данная классификация представляется автору наиболее убедительной. Ее состоятельность подтверждают результаты обследования устной и письменной речи детей, подкрепляет опыт работы многих специалистов.

Коррекция дисграфии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии. В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами логопедии должны решаться также частные задачи:

— формирование фонематического восприятия;

— формирование навыков фонематического анализа и синтеза;

— формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

— формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;

— формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;

— развитие пространственно-временной ориентации;

— развитие зрительного и слухового восприятия;

— развитие связной речи;

— развитие процессов чтения и письма.

Одной из главных задач логопеда, работающего с детьми-дисграфиками, является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого зависят методы и продолжительность обучения.

Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики.

Учитывая, что дети с дисграфией отстают в письме с первого класса, необходимо начинать работу по устранению нарушений письменной речи с начала второго учебного года (2-го класса) по Программе I-IV.

Необходимо отметить, что отсутствие в настоящее время коррекционной программы для детей с нарушением письма и чтения, а также недостаточное количество методических разработок и практических пособий осложняют работу логопедов и позволяют говорить об актуальности данной проблемы. Предложенная автором программа коррекционной работы с детьми, страдающими дисграфией, состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен одной из форм дисграфии:

— артикуляторно-акустической;

— дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания;

— дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза;

— аграмматической;

— оптической.

Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей, но не расписана по классам (так как логопедическая работа ведется по единой для всех возрастных категорий системе). Разница заключается в подборе лексического материала, который должен соответствовать всем программным требованиям по русскому языку, предъявляемым к массовой школе (по Программе 1-4 или 1-3).

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:

1. Звука, буквы;

2. Слога;

3. Слова;

4. Словосочетания;

5. Предложения;

6. Текста.

Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи).

Дети, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в корне слова и после шипящих Ж-Ш-Ч-Щ-Ц, правописание ЧН-ЧК, употребление Ь. Последняя тема изучается на занятиях во время знакомства с мягкими и твердыми согласными, так как является частью программы по изучению твердых и мягких согласных и дифференциации этих звуков на письме.

При подборе лексического материала учитывается знание детьми таких понятий как «часть речи», «грамматические формы рода, числа, падежа» и т.д. Кроме того, дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.031 с.)