Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Должностные инструкции логопедаСтр 1 из 13Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... 4 ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6 1. Инструктивное письмо........................................................................................................... 7 2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8 3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9 4. Программы обучения........................................................................................................... 16 5. Годовой план работы логопеда.......................................................................................... 17 6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся..................................... 28 7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................. 28 8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий................. 29 9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени.................... 32 10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу................................... 34 11. Речевые карты...................................................................................................................... 37 12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга................................................................................. 39 13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года........................................ 44 ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте.. 49 1. Речевые пробы и система их оценки................................................................................. 51 Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР....................................................... 67 Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР.............. 68 2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников................................ 69 Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70 Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70 3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70 ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91 1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94 Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94 Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95 Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96 Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96 2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97 Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97 Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104 Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110 Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115 Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120 ВВЕДЕНИЕ Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен в талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком. В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы. В связи с переходом на интегрированное обучение возросли требования к учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательного учреждения. Это касается как проблем дифференциальной диагностики, так и разработки методов и приемов коррекционной работы.
Цель логопеда логопункта — оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы, что бывает зачастую). Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы. Пособие состоит из трех частей. В первой части рассматриваются основные нормативные документы, которыми может руководствоваться учитель-логопед школьного логопункта. Необходимо отметить, что в зависимости от региона, в котором работает учитель-логопед, могут быть внесены изменения в список представленных документов (может меняться их количество, вид рекомендованных существующих документов и так далее), однако выполнение требований и рекомендаций основных нормативных документов неоспоримо. Все представленные образцы документов были разработаны и апробированы как самим автором в ходе практической деятельности, так и большим количеством логопедов различных районов города Самары и Самарской области в течение продолжительного времени. Во второй части пособия предлагается программа по преодолению пяти форм дисграфии. В третьей части рассматривается система коррекционной работы по всем пяти формам дисграфии. Книга может вызвать интерес у широкого круга лиц: — логопедов общеобразовательных и специальных школ разного типа; — учителей начальных классов и преподавателей русского языка; — студентов дефектологического факультета; — логопедов дошкольных учреждений (для осуществления взаимосвязи); — родителей, чьи дети имеют подобные нарушения.
ЧАСТЬ 1 Среди всех документов, имеющихся в арсенале школьного логопеда, как наиболее важные можно выделить: 1. Инструктивное письмо; 2. Сборник приказов и инструкций; 3. Должностные инструкции; 4. Программы обучения (для школьников с ФФНР, ФНР, ОНР, нарушением письма и чтения), допущенные к применению Министерством образования и науки РФ или местными органами управления; 5. Годовой план работы логопеда; 6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся; 7. Паспорт логопедического кабинета; 8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий; 9. График рабочего времени логопеда (циклограмма рабочего времени); 10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу; 11. Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта); 12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг с аналитической справкой по результатам мониторинга);
13. Годовой отчет специалиста о проделанной работе (в конце года). Логопед школьного логопункта или учитель-логопед специальной школы строит свою работу, ориентируясь на три нормативных документа: — инструктивное письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», — сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от сентября 1979 г., — постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». Ниже приведены наиболее важные положения указанных документов. Инструктивное письмо Согласно инструктивному письму Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи в формировании предпосылок к усвоению общеобразовательных программ (особенно родному языку) учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера). На логопедический пункт зачисляются дети, обучающиеся в данном общеобразовательном учреждении. Основанием для зачисления ребенка на логопункт служит наличие у него следующих дефектов: — общего недоразвития речи разной степени выраженности; — фонематического недоразвития речи; — недостатков произношения — фонетического дефекта; — дефектов речи, обусловленных нарушением подвижности и строения речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); — нарушений чтения и письма, обусловленных различными причинами. Зачисление на логопункт осуществляется в установленные сроки. Обязательно проводится обследование детей. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского образовательного учреждения не более 20 человек. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения. Групповые занятия проводятся: — с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленное различными причинами, не менее трех раз в неделю; — с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие или фонематический дефект, не менее двух-трех раз в неделю; — с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;
— с обучающимися, имеющими заикание, не менее трех раз в неделю. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут. Согласно инструктивному письму МО РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, составляет:
2. Сборник приказов и инструкций Этот сборник направлен на разработку и осуществление мер по всестороннему совершенствованию деятельности логопедов логопедических пунктов, усиление их роли в оказании специализированной помощи школьникам, имеющим нарушения письменной и устной речи. Фактически он представляет собой положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах, которое содержит следующие разделы: 1. Общие положения; 2. Организация логопедической помощи; 3. Учитель-логопед; 4. Руководство и контроль за логопедической работой; 5. Приложения. В сборник также входит инструктивное письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе. В нем рассмотрены основные направления, которые можно реализовать в повседневной практике с учетом индивидуальных особенностей детей. В настоящее время существует ряд документов, которые вносят изменения и дополнения в существующий сборник. Таковым является постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». В нем установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Так у учителей-логопедов и дефектологов она составляет 20 педагогических (астрономических) часов в неделю. Необходимо учитывать, что педагогический час включает в себя либо одно фронтальное занятие (академический час) и перерыв, либо два индивидуальных занятия и перерывы между ними. Поэтому он приравнивается к астрономическому часу. Программы обучения Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.
Однако существует еще один путь — использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов. Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет. Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок). В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу. 5. Годовой план работы логопеда Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий. Цель данного документа — отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года. По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.). Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе. I. Организационная работа В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года. II. Коррекционная работа В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий. III. Научно-методическая работа В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии. Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются). IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются: — учителя начальных классов; — педагог-психолог; — родители; — администрация общеобразовательного учреждения; — специалисты поликлиники, школьная медсестра. Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д. В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.
Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года. Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___ учебный год логопеда МОУ №________ «Утверждаю» Директор МОУ №__________ ФИО_____________________
Примечания. 1. Посещение педагогического совета, перерывы между занятиями, оформление документации и консультирование не входит в «чистое» рабочее время специалиста, т.е. не считается коррекционной работой. В циклограмме не отражается. Данное время считается присутствующим и входит в общий график специалиста. 2. Перерывы между занятиями соответствуют временному отрезку перемен данного образовательного учреждения (если перемена 10 минут, то перерыв между групповыми занятиями 10 минут, если перемена 20 минут — перерывы между занятиями 20 минут). 10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу Опираясь на материалы обследования и мониторинг, логопед составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала до каждой теме, лексический материал в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей. Составляя календарно-тематический план, логопед должен учитывать все направления работы для устранения имеющегося речевого дефекта. Например, при устранении ОНР — развитие фонематических процессов, работа над слоговой структурой, развитие лексико-грамматического уровня речи, развитие устной речи; при преодолении ошибок письма и чтения у детей с оптической дисграфией — развитие оптико-пространственных представлений, развитие моторной координации, объем лингвистического материала и т.д. Необходимо помнить о том, что при составлении планирования на группу логопед исходит из структуры дефекта и отбирает из программы темы, направленные на его преодоление. Пример календарно-тематического плана приведен на с. 46-48. Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта) В ходе обследования устной и письменной речи логопед заполняет речевую карту на каждого ребенка. Тип и состав речевой карты зависят от возраста ребенка и структуры речевого дефекта. В ходе практической деятельности автором были разработаны различные типы речевых карт. Эта необходимость возникла ввиду того, что имеющиеся в арсенале карты либо не отражали картину дефекта в целом, либо были чересчур громоздкими и неудобными в работе. В настоящее время в литературе по логопедии можно встретить различные варианты оформления и ведения речевых карт. Однако среди множества вариантов необходимо выбрать тот, с помощью которого логопед сможет увидеть полную картину речевого дефекта и без труда поставить заключение. Основные разделы речевой карты: 1. Анамнестические данные; 2. Обследование фонетической стороны речи; 3. Обследование звукопроизношения; 4. Обследование строения артикуляционного аппарата; 5. Обследование функционального базиса речи (память, восприятие, внимание, мышление); 6. Обследование лексико-грамматического строя речи; 7. Обследование связной речи; 8. Приложение (в виде образцов творческих и контрольных работ ребенка). В данном пособии я предлагаю вниманию специалистов несколько вариантов речевых карт, составленных с учетом возраста и специфики речевого нарушения ребенка.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.087 с.) |