Социальные группы и общности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные группы и общности



Под социальной группой понимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие.

Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом, а также среда, в которой проистекают коллективные процессы.

На планете проживают более 5 млрд человек, а количество социальных групп, по оценкам специалистов, доходит до 8—10 млрд. Это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5–6 группах.

Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека: способность к абстрактному мышлению, речь, самодисциплина и нравственность – возникли результате групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии – иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Сегодня человек не мыслит себя вне группы: он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми. Классификация социальных групп

1. В зависимости от того, в какой мере объективная принадлежность индивида к данной группе предполагает субъективное осознание этой принадлежности, различаются номинальные группы, реальные группы и агрегаты.

Номинальные группы – социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (например, пассажиры пригородных поездов, семьи, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.). Межличностные отношения в номинальных группах практически не опосредствованы никакой деятельностью.

Реальные группы называются так потому, что принадлежность индивидов к этим группам определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности. К числу этих признаков относятся: пол (мужчины и женщины); уровень дохода (богатые, бедные и зажиточные люди); национальность (русские, американцы, эвенки, турки и т. д.); возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики); семейное положение (холостые, женатые, разведенные, вдовые); профессия (водители, учителя, военнослужащие и т. д.); место жительства (горожане, сельские жители). У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

На границе между номинальными и реальными группами находятся агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп. К ним относятся аудиторные группы, некоторые разновидности толпы.

2. В зависимости от размера выделяются большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы – это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

Малые группы – небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения. Сюда относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.

Социальная организация – общность людей, искусственно сконструированная с какой-либо легитимной целью (например, производство товаров или оказание платных услуг) при помощи институционализированных механизмов подчинения (власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Примерами социальных организаций могут служить промышленные предприятия, фермерские хозяйства, банки, школы, больницы и т. д. Социальные организации могут быть очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими (от ста человек до нескольких человек). Социальные организации – промежуточный между большими и малыми социальными группами тип объединения людей.

Социальная общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

Виды социальных общностей:

1. социально-классовые общности (классы, социальные слои);

2. социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);

3. этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);

4. социально-территориальные общности (город, деревня, регион);

5. социально-профессиональные общности.

Этносоциальные общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.

Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю.

Племя – более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). Численность племен доходила до десятков тысяч человек. В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.

Народ – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более многочисленны, чем племена, и далеко не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях.

Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая общность. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но зато есть общая история и культура. Нации возникают в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, когда складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, появляется литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов людей. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

 

Практическое занятие № 3

Социализация личности

Цель занятия: раскрыть понятие социализации, рассмотреть социализацию как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности.

Термин «социализация» предполагает, что человек изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Стадия первичной социализации – охватывает промежуток времени от рождения человека до начала подросткового периода, характеризуется некритическим усвоением социального опыта: ребенок адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации – соответствует подростковому и юношескому возрасту. В подростковом возрасте, когда мировоззрение и характер человека еще неустойчивый, характеризуется как стадия промежуточной социализации. В юношеском возрасте (18–25 лет), когда вырабатываются устойчивые свойства личности, характеризуется как стадия устойчиво концептуальной социализации: у молодых людей возникает желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения

3. Стадия интеграции – характеризуется желанием индивида найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

– индивид сохраняет свою непохожесть, вступает в агрессивное взаимодействие с окружающими людьми, обществом;

– индивид стремится изменить себя, стать таким, как все;

– конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия – охватывает весь период зрелости, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду посредством трудовой деятельности.

5. Послетрудовая стадия – соответствует пожилому возрасту, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Орвиль Г. Брим утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые в отличие от детей могут оценивать нормы.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

4. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома и т. д..

5. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Основные теории социализации:

Теория «зеркального Я» Чарлза Кули

Согласно Чарлзу Кули (1864–1929), развитие личности начинается с некоторой инстинктивной установки, присущей каждому индивиду с момента рождения: «чувства моего». В ходе социализации «чувство моего» развивается и дифференцируется, разделяясь на множество различных самоощущений. Итогом социализации является формирование представлений, трансформирующих самоощущения индивида в «социальные чувства» (любовь, сочувствие и т. д.), которые можно считать основой социальной организации.

Формирование человеческого Я Кули связывал с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению индивида, он производит на окружающих. Согласно теории «зеркального Я», представление человека о самом себе включает представление о том, как человек выглядит в глазах «другого», о том, как «другой» оценивает этот образ, и вытекающее отсюда самоощущение, например гордость или унижение.

Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Эрик Эриксон (1902–1994) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты психосексуального развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Если потребности ребенка удовлетворяются, у него развивается чувство доверия к окружающему его миру, если нет, то, наоборот, недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности.

Третий кризис соответствует второму детству, характеризуется конфликтом между предприимчивостью и неадекватностью ребенка.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок готовится к выполнению будущих задач и обретает собственный статус среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском любимого человека, партнера для совместного совершения цикла «работа – рождение детей – отдых».

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося в «интересе к следующему поколению и его воспитанию».

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а выход из кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Теория социализации Парсонса

Согласно Толкотту Парсонсу (1902–1979), индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей. Механизм этот, как полагает Парсонс, работает на основе сформулированного Фрейдом принципа удовольствия – страдания, приводимого в действие с помощью вознаграждения, и наказания и включает в себя также процессы торможения и замещения.

Согласно Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов:

– познавательных механизмов (подражание, или имитация, и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви);

– защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты;

– механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами и согласно сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами.

Личность, согласно Парсонсу, благодаря учению всегда находится в состоянии изменений, однако ее уравновешенное состояние сохраняется в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения.

Теория нравственного развития Колберга

Теория Лоуренса Колберга (1927–1987) предполагает существование универсальных этапов нравственного становления. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилемм, Колберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению.

Согласно Колбергу, существует два главных фактора, влияющих на переход от одного этапа развития к другому:

1. неравновесное состояние: ребенок сталкивается с моральной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней; в этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно родителей.

2. расширение перспективы: взрослея, дети приобретают способность рассматривать проблемы с точки зрения других людей.

Колберг выделяет следующие уровни нравственного развития:

1. доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авторитет и моральный кодекс взрослых людей.

2. конвенционный уровень: дети считают, что общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение. Общественная система, основанная на принципах взаимной общности и социального порядка, считается наиболее желательной и, следовательно, определяет наши суждения о «правильном» и «неправильном».

3. постконвенционный уровень: понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании универсальных этических принципов; они часто бывают абстрактными и неопределенными, но включают в себя сохранение жизни любой ценой и важность человеческого достоинства.

 

Агенты первичной социализации

Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире – в социально сконструированной реальности. Природа в этом случае не позаботилась о подходящем «жилище» для человека, поэтому на протяжении всей своей жизни человек будет искать себе пристанище в виде профессии, статуса, должности, либо как-то еще. Важно, что это «место» кормит, поит, одевает человека и дает ему уверенность в завтрашнем дне. У ребенка до 15 лет нет такой «крыши», поэтому он существует в полной зависимости от родителей и от своих родных.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, так что агенты социализации здесь играют главнейшую роль. Плюс они выполняют гораздо больше ролей и функций, нежели агенты вторичной социализации. Отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг и т.д. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Сверстники же равны ему. При этом разные социальные агенты как бы конкурируют друг с другом за право обладания преимущественного влияния на ребенка. Предположим, родители ребенка и его друзья, оказывают противоположное влияние на объект, при этом каждый дает ему неоценимые знания о том, как быть взрослым, или, наоборот, ребенком. То есть таким образом они облегчают ему переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.

Подразумевая конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты». В первичной социализации агенты социализации могут называться также институтом социализации, если говорить о них в общем виде. Например, институт семьи.

Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Первичным институтом социализации можно также называть не только семью, но и школу, которая в которой ребенок испытывает большое влияние агентов.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. И напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослев, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, СМИ, армией, церковью и т.д.

Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация – это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.

Вторичная социализация

Вторичная социализация, как уже было сказано, охватывает в большей степени зрелость и старческий период. Период зрелости характеризуется большим, по сравнению с предыдущим периодом, количеством друзей у молодых людей, состоящих в браке. В среднем, их число составляет семь человек, они подбираются по сходству вкусов, взглядов на мир, интересов и по географическому удобству общения. Деятельность в расцвете зрелости направлена на достижение поставленных жизненных целей, это не позволяет много времени уделять друзьям. Поддерживаются лишь самые прочные связи.

Доктор Орвиль Г. Брим приводил различия между социализацией взрослого и ребенка: социализация взрослого в большой степени направлена на изменение своего внешнего поведения, а детская – корректирует базовые ценностные ориентации; взрослые оценивают нормы, дети в большинстве случаев могут их только усваивать; социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыкам, социализация же детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

То есть детям в их большинстве свойственно в основном усвоение получаемых данных и принятие их такими, какие они есть, без возможности обсуждать мнение взрослых, предположим, родителей. Взрослые люди вынуждены устанавливать себе приоритеты в сложных ситуациях, которые часто не совпадает с мнением их родителей или противоречит каким-то нормам.

Институты вторичной социализации

Как и в первичной социализации, во вторичной, или продолженной, есть свои агенты социализации. Первичные агенты социализации тоже играют здесь роль и могут также выступать как агенты вторичной. Агенты вторичной социализации – представители школы, университета, предприятия, армии и т.д., то есть все те, кто является представителем официальных структур и влияет на социальную деятельность человека. Термин «вторичная» обозначает тех, кто стоит во втором «эшелоне влияния», оказывает менее важное влияние, так как личность человека уже почти сформирована. И их воздействие обычно менее глубокое, чем у первичных. Вторичными в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. И именно они относятся к институтам социализации. Вторичные агенты выполняют одну или две функции и, в отличие от первичных, их влияние довольно ограниченно. Агенты не могут заменять друг друга, так как они выполняют различные функции и имеют узконаправленную специальность. Например, судья не может заменить бригадира или учителя.

Еще одно различие между агентами первичной и вторичной социализации – агенты вторичной социализации получают за свою деятельность материальное вознаграждение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.052 с.)