Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости социального времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости социального времени



Социологическое воображение

Индивид, который обладает социологическим воображением, способен понимать, какое влияние оказывает действие исторических сил на внутреннее состояние и жизненный путь людей. Оно позволяет объяснять, как в бурном потоке повседневной жизни у людей часто формируется ложное сознание своих социальных позиций. В этом водовороте событий являет себя устройство современного общества, которое формирует психический склад людей. Также и личные трудности людей упираются в независимые от них проблемы, а равнодушие публики к отдельному индивиду проявляется в озабоченности лишь социально значимыми вопросами.

Первым результатом социологического воображения и первым уроком основанной на нем социальной науки является понимание того, что человек может постичь приобретенный жизненный опыт и выверить собственную судьбу только тогда, когда определит свое место в контексте данного времени, что он может узнать о своих жизненных шансах только тогда, когда поймет, каковы они у тех, кто находится в одинаковых с ним условиях.

Социологическое воображение дает возможность постичь историю и обстоятельства отдельной человеческой жизни, а также понять их взаимосвязь внутри общества. В этом заключается задача, которую можно выполнить с его помощью.

Так же она позволяет перейти от исследования независимых от воли отдельного индивида общих исторических изменений к самым сокровенным свойствам человеческой личности, а также видеть связь между ними. Использовать эту возможность побуждает постоянное стремление понять социально-историческое значение человека в таком конкретном обществе, которое обеспечивает ему проявление своих человеческих качеств и само существование.

Посредством социологического воображения человек сегодня надеется понять, что происходит в мире и что происходит с ним самим — в точке пересечения биографии и истории общества. Самосознание современного человека, которому свойственно видеть себя по меньшей мере пришельцем, если не вечным странником, во многом обусловлено отчетливым представлением о социальной относительности и трансформирующей силе истории. Социологическое воображение является наиболее плодотворной формой такого самосознания. С его помощью у людей, чей кругозор ограничивается небогатым набором замкнутых траекторий движения, часто появляется неожиданное чувство, как будто они проснулись в доме, который до этого им лишь казался знакомым и родным. Верно это или нет, но они начинают понимать, что теперь они сами способны к правильным обобщениям, непротиворечивым оценкам и взвешенным суждениям.

 

Прежние решения, некогда казавшиеся весомыми, теперь представляются безрассудными и невежественными умствованиями. В людях вновь оживает способность удивляться. Они обретают новый способ мышления, производят переоценку ценностей, их мысли и чувства способствуют осознанию культурной значимости социальных наук. Пожалуй, наиболее важно, что социологическое воображение дает возможность различить понятия "личные трудности, связанные с внешней средой" и "общественные проблемы, обусловленные социальной структурой". Такой подход служит важнейшим фактором социологического воображения и отличительной чертой всех классических работ в области социальных наук. В то же время присущие социологическому воображению качества как в моральном плане, так и в отношении познания фактов социальной действительности регулярно востребуются литературной работе и для политического анализа. Эти качества трансформируются самыми разнообразными способами, став основными свойствами интеллектуальной деятельности и интерпретации процессов в области культуры. С его помощью многие пытаются понять настоящее в контексте истории. Как только начинает осознавать противоречивость представлений о "человеческой природе", возрастает потребность в творческом и более пристальном взгляде на рутинный социальный порядок и те катастрофические перемены, которые в наше время общественных волнений и идеологических конфликтов обнажают (и формируют) природу человека. Хотя мода обнаруживается в стремлении ей следовать, социологическое воображение не просто дань моде. Это особое качество мышления и интеллекта, которое, вероятно, обеспечивает наиболее наглядное представление о самых сокровенных областях нашего бытия в их связи с более широкой социальной действительностью. Это именно то свойство, более широкое и искусное применение которого открывает возможность всем остальным качествам и фактически самому человеческому разуму играть более важную роль в жизни людей.

Ключевым элементом социологического воображения является взгляд как бы стороннего наблюдателя – попытка абстрагирования исследователя от личного опыта, привычного культурного контекста, что может привести к обнаружению новых, неизвестных ранее смысловых пластов, аспектов человеческого бытия. Это особое качество мышления и интеллекта, которое, вероятно, обеспечивает наиболее наглядное представление о самых сокровенных областях нашего бытия в их связи с более широкой социальной действительностью». Более того, в социологическом воображении ученый видел своеобразную возможность личного участия исследователя в процессе изменения общества, политической и культурной жизни.

В социологическом воображении сливаются воедино наука и искусство. Речь идет, прежде всего, об «искусстве не доверять» своему обычному видению мира, об особой функции разума на основе приобретенных знаний проникать в сущность окружающих реалий, видеть их оборотную сторону и различные грани. Социолог не мыслил свободу без разумной личности, торжества разума. «свобода, – писал он, – это не только возможность делать все, что нам вздумается, или делать выбор из заданных вариантов. Свобода – это, прежде всего, возможность определить варианты выбора, обсудить их и только потом принять решение. Вот почему не может быть свободы без повышения роли разума в человеческих делах». По мнению же Миллса, как классический либерализм, так и классический социализм исчерпали возможности производства ценностей разума и свободы, что, прежде всего, проявляется в политическом бездействии научного сообщества. В этой связи ученый ставит вопросы, которые, представляется, актуальны и сегодня: «почему свободный интеллект далек от принятия решений власти? Почему сейчас среди власть имущих преобладают крайняя безответственность и невежество?» развитие человеческой цивилизации по пути демократии и свободы Миллс связывал с идеей об обществе, «в котором все люди будут обладать самостоятельным разумом и чье независимое мышление будет иметь структурные последствия для общества, истории и их личных судеб… такое общество можно определить как общество, где доминирует истинная общественность, а не массы». Именно поэтому социологическое воображение ученый рассматривал не только как неотъемлемое качество социологов, но свободных интеллектуалов вообще.

 

 

Задание 2. Подготовка социологического эссе по теме «Образование как социальный институт общества, его эволюция и современное состояние»

Цель задания: активизация развития творческих способностей студентов, формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, углубление знаний по теме «Базовые социальные институты. Социальный институт образования»

 

Образование как социальный институт

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности, учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты — не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами — организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу, что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество, профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И, несмотря на различные издержки, профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения

Ведущая социальная функция образования — гуманистическая.

Гуманизация — объективная потребность общественного развития, основной вектор которого — направленность на человека.

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия — идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени — в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель — ученик.

С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. На практике оно колеблется между перепроизводством и недопроизводством. Обе крайности негативно влияют на профессиональную структуру, вызывают приток в профессию людей без соответствующей подготовки, массовую практику обучения профессии “на месте” без научных основ и творческих навыков. Они разрушают профессиональную культуру, делают неясными отношения внутри групп и между ними, вносят непрофессиональные критерии в оценивание людей, усиливают роль приписываемых статусов в социальном продвижении индивидов. Качественная сторона отражает формирование производственных свойств работников и связана во многом с профессиональной школой. Но те же свойства непосредственно развиваются в трудовой деятельности, в общеобразовательной подготовке, где формируется творческий и нравственный потенциал работника. Его производительность и инновационная активность несколько повышается с ростом общего образования.

Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой. Но объектом передачи становятся не все, а избранные (в соответствии с заказами) типы культуры, например, доминантная, школьная, профессиональные.

Формирование личности — один из жизненно важных интересов государства и групп, поэтому обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.

В национально-государственной организации социума школа целенаправленно формирует ориентации населения во внешнеполитическом пространстве. Этносоциальный тип культуры обусловливает содержание образования, подчеркивая в нем ведущие интересы данного этноса. Так школа осуществляет содействие патриотизму.

Молодежь вступает в жизнь — трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних. Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям.

Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование — такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности.

Профессиональное образование — важный этап в гражданском становлении личности, в ее гармоническом развитии. Непонимание объективно необходимой связи развитости и профессионализма порождает не только схоластические споры относительно «противоречия» того и другого, но и серьезные ошибки в практике работы с молодежью, когда овладение профессиональными знаниями и навыками в той или иной форме противопоставляется общегуманитарной культуре. В результате возникают либо пресловутые «технократические перекосы», либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, от труда и общественной практики.

Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно.

Школа сейчас стоит перед непростым выбором — найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.

Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе.

По-прежнему остро стоит вопрос о концепции народного образования, его дальнейшем функционировании. Основной упор делается на содержание образования, на активные способы ввода ребенка в мир как единое целое. Во главу угла ставятся не отдельные школьные предметы, не количество часов на те или иные дисциплины и даже не объем информации, а поиск новых способов организации образования, при которых в сознании ребенка установилось бы как можно больше прямых, личностных связей с мировоззрением. Именно в этом подлинное богатство, целостность и единство личности, залог ее истинной свободы. И напротив, чтобы управлять человеком, манипулировать им, необходимо расчленить это единство, разорвать его и противопоставить личное — общественному, политическое — нравственному, профессиональное — человеческому. Это с успехом делала авторитарная школа, меняя эти части местами, сталкивая их и устанавливая произвольно их приоритет.

Поиск причин критического состояния школьного образования заставляет многих исследователей обращаться не только к социально-экономическим проблемам конкретного общества, но и к анализу цивилизационного развития, определяющего способ мышления человека, развитость общественных институтов, в том числе и системы школьного образования. Однако, находясь в преддверии нового тысячелетия, перед лицом новой "антропогенной эры", обыватель смутно представляет природу и сущность цивилизационных процессов, в центре которых он находится. Поэтому необходимо еще раз обратиться к самому понятию цивилизации и определить значение цивилизационных процессов в природе проблем школьного образования.

 

Задание 3. Сделайте конспект работы В.П.Горяинова по теме «Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости социального времени»

Цель задания: формирование у студента практических навыков работы с научной литературой, навыков анализа текста, углубленное ознакомление студентов с темой «Социальное пространство и время»

Характеристика фаз

 

Номер фазы Характеристика исторической фазы адаптированности населения к социальному времени Длительность фазы
  Подъем адаптированности 94м4-94м9
  Спад 94м9-95м11
  Подъем 95м11-97м9
  Спад 97м9-98м11
  Подъем 98м11-2002м5
  Спад 2002м5-2004мЗ
  Подъем 2004мЗ-2004м11

 

Указанные фазы и есть дискретные единицы социального времени. Следовательно, социальное время в данном исследовании дискретно в соответствии с указанными фазами, но внутри фаз оно рассматривается как непрерывное.

 

 

Эмпирическая часть

Задача эмпирического раздела статьи: количественно зафиксировать, что социальное время идет в разных фазах и в разных группах отношения к социальному времени в поступательном или возвратном направлениях, вперед или назад, и с различным темпом. Следовательно, оно может иметь различную качественную окраску и ценность для диагностики состояния общества.

Положительный коэффициент регрессии для позитивно относящихся к социальному времени слоев означаем для краткости как коэффициент прогресса социального времени (КПСВ). Он означает увеличение количества респондентов с положительным отношением к социальному времени в общественном сознании этого слоя в течение определенной фазы.

Отрицательный коэффициент регрессии для позитивно относящихся к социальному времени обозначаем как коэффициент регресса социального времени (КРСВ). Он означает увеличение количества респондентов с отрицательным отношением с социальному времени в общественном сознании этого слоя в течение определенной фазы. Эти два пункта также относятся к середнякам как позитивно относящимся к социальному времени.

Положительный коэффициент регрессии для негативно относящихся к социальному времени обозначаем как коэффициент регресса социального времени (КРСВ). Он означает увеличение количества отрицательных отношений к социальному времени в общественном сознании этого слоя в течение определенной фазы.

Отрицательный коэффициент регрессии для негативно относящихся к социальному времени означаем для краткости как коэффициент прогресса социального времени (КПСВ), так как он означает уменьшение количества отрицательных случае в отношения к социальному времени в общественном сознании этого слоя в течение определенной фазы. Таким образом, социальное время в табл. 3 представлено как дискретное. Внутри каждой фазы оно непрерывно и однородно. В ней качество социального времени для

разных слоев и разных фаз зафиксировано как прогрессивное (поступательное) или регрессивное (возвратное). Это означает, что разные слои общества живут в разном субъективном времени, кроме фаз 1 и 5 как наиболее благоприятных фаз развития общества за рассматриваемый период.

Дендрограмма на рис. 3 показывает, что все фазы по структуре можно разделить на четыре кластера (группы): в первый кластер входит фаза 4 входа в "дефолт" августа 1998 г. Она имеет во всех группах отношений КРСВ и самый большой отрицательный баланс социального времени. Эта фаза пока в единственном числе противостоит остальным фазам; во второй кластер входит фаза 3, имеющая незначительный баланс КПСВ. Она является предвестником фазы 4 входа в дефолт, что свидетельствует в пользу предположения о том, что угрозы наступления фаз КРСВ и дефолта можно предсказывать; в третий кластер входят фазы 1 и 5 значительного подъема КПСВ. Этот коэффициент для самых благополучных фаз оказался в сумме меньше КРСВ на фазе 4; в четвертый кластер входят фазы 2, 6 и 7. Эти фазы имеют крайне низкий баланс КПСВ. Настораживает момент, что фазы 6 и 7 имеют крайне низкий баланс КПСВ в условиях, в целом благоприятных для экономического развития страны (темпы роста ВВП примерно 6% в год и высокие цены на нефть). Это явный признак негативного отношения к жизни среди разных групп общества.

Можно сделать предположение о причине указанного положения: оно вызвано беспрецедентным нагнетанием "свободными" СМИ негативных представлений о жизни страны, даже высокая прибыль от нефти представляется бедствием, деловая жизнь - сплошным криминалом, развратом и разнузданным, незаслуженным потреблением, органы местной власти выглядят сплошь коррумпированными и тратящими бюджетные деньги только на личное обогащение, а правительство страны озабочено тем, как обмануть народ и сэкономить на его элементарных нуждах (рисунок 3).

 

Рис. 4. Дендрограмма иерархического кластерного анализа коэффициентов детерминации для семи фаз проведения рыночных реформ в России за последние 10 лет.

Задание 4. Обзор статей из журналов «Социологические исследования» за последние три года по теме «Терроризм как протестное движение»

Цель задания: помочь студентам применить знания, полученные на лекции, в работе с периодическими изданиями.

ГЕНДЕРНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

ЖЕНСКОЕ МЕНЬШИНСТВО

 

Мужчины и женщины имеют различный доступ к привилегиям, престижу и власти. Проблема распределения традиционно ре­шалась в пользу представителей мужского пола. Хотя женщины и занимают некоторые властные посты, это скорее исключение из общего правила, судя по газетным сообщениям, в которых отмечается: «она единственная женщина» или «это первая жен­щина».

В развитых странах женщин не рассматривают как второсте­пенную и подчиненную группу. Чтобы понять, почему женщин считают меньшинством, вернемся к пяти принципиальным харак­теристикам меньшинства

1. Исторически женщины часто сталкивались с предубежде­ниями и дискриминацией (рассмотрим эту проблему подробнее чуть позже).

2. Женщинам присущи физические и культурные черты, отли­чающие их от мужчин — доминирующей группы.

3. Женщины все более становятся сознательной социальной группой, имеющей четкое представление о собственной уникаль­ности.

4. Принадлежность к женщинам не является добровольной, поскольку пол — это статус, который дается человеку с рожде­ния.

5. Только пятая характеристика не применима к женщинам, поскольку эндогамия (внутригрупповые браки) не является пра­вилом.

Совершенно очевидно, что женщины как социальная группа имеют характеристики меньшинства.

ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ И КУЛЬТУРА

 

Все общества учитывают анатомические различия между мужчи­нами и женщинами, обусловливающие их гендерные роли — набор культурных ожиданий, определяющих те модели поведе­ния, которым должны, следовать представители каждого пола. Антропологи предполагают, что гендерные роли — это ранняя форма разделения труда у человеческих существ. Все мы рожда­емся в обществах с четко установленными культурными ориенти­рами, регламентирующими поведение мужчин и женщин.

Антрополог Джордж П. Мердок в своем сравнительном ис­следовании культур 224 обществ обнаруживает, что в определе­ниях социально приемлемого поведения мужчин и женщин в разных социальных системах наблюдаются значительные разли­чия. Действительно, как видно из табл. 7.1, распределение обя­занностей между полами часто резко отличается от того, кото­рое принято в нашем собственном обществе.

Огромные различия в гендерных ролях мужчин и женщин в разных обществах указывают на социальную подоплеку большин­ства таких различий.

Таблица 1. Разделение труда между полами в 224 обществах

Виды деятельности Число обществ и пол людей, занимающихся конкретным видом деятельности
Только мужчины Обычно мужчины Представители обоего пола Обычно женщины Только женщины
Охота          
Ловля мелких животных          
Выпас скота          
Рыбная ловля          
Расчистка сельскохо­зяйственных земель          
Работа на молочной ферме          
Подготовка почвы и сев          
Возведение и разбор­ка построек          
Уход за посевами и сбор урожая          
Переноска тяжестей          
Приготовление пищи          
Обработка металлов          
Постройка лодок (судостроение)          
Работы по камню          
Плетение корзин          
Ткачество          
Производство и починка одежды          

ГЕНДЕРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

 

Гендерная самоидентификацияэто наше представление о себе как о мужчине или женщине. Оно вовсе не самоочевидно и не может устанавливаться исключительно по внешнему виду. Боль­шинство людей ощущает полное соответствие между своей анато­мией и своей гендерной самоидентификацией. Мальчики, как правило, научаются вести себя в соответствии с теми моделями, которые их культура определяет как «мужские», а девочки учат­ся быть «женственными». Однако есть и такие индивиды, для которых все это ничего не значит. Наиболее поразительными примерами этому являются транссексуалы — индивиды, имею­щие нормальные половые органы, однако психологически ощу­щающие свою принадлежность к противоположному полу. В не­которых случаях врачи с помощью хирургии и гормонов справля­ются с этим несоответствием, изменяя анатомию индивида таким образом, чтобы она соответствовала его гендерной самоиденти­фикации.

Здесь ключевую роль играет процесс научения. Однако при­рода подобного научения остается дискуссионной. По мнению Зигмунда Фрейда и его последователей, гендерная самоиденти­фикация и усвоение конкретных моделей полового поведения являются результатом комплекса, который наблюдается у детей в возрасте от 3 до 6 лет. В этот период дети открывают для себя различия между полами. По мнению фрейдистов, это от­крытие приводит к тому, что ребенок начинает рассматривать себя как соперника родителя одного с ним пола в завоевании любви родителя противоположного пола. Благодаря подобной идентификации мальчики приобрета­ют представление о себе как о мужчине, а девочки — как о женщине.

Представители теории культурного переноса ут­верждают, что гендерная самоидентификация и приобретение со­ответствующих моделей поведения — это результат постепенного процесса обучения, который начинается в младенчестве. Они по­лагают, что родители, учителя и остальные взрослые люди фор­мируют поведение ребенка, закрепляя у него реакции, соответст­вующие гендерной роли ребенка, и отучая его от несоответству­ющих реакций. Родители часто по-разному оформляют комнаты для мальчиков и девочек. В комнатах у мальчиков часто наклеи­вают обои с изображениями животных, а в комнатах девочек преобладают цветочные мотивы, кружева, бахрома. Игрушки у мальчиков и девочек тоже разные. Мальчикам чаще покупают машинки, разные военные игрушки, спортивные при­надлежности, игрушечных зверей и механические игрушки, а де­вочкам — кукол, кукольные домики, игрушечные хозяйственные принадлежности.

Теория культурного переноса также подчеркивает роль соци­ализации в формировании полового поведения детей. Однако в целом эта теория создает впечатление, что взрослые носители культуры программируют детей на определенные модели поведе­ния.

Теория когнитивного развития, наоборот, при­влекает внимание к тому факту, что дети сами активно стремятся к обретению гендерных ролей. По мнению приверженца этой теории психолога Лоренса Кольберга, дети начинают осознавать себя «мальчиками» или «девочками» в возрасте между 18 меся­цами и тремя годами. После того как они идентифицируют себя как существа мужского или женского пола, у них возникает желание принять модели поведения, согласующиеся с их вновь приобретенным статусом. Этот процесс называется самосоциализацией. Согласно Кольбергу, у детей формируются стереотипные представления о сущности мужского и женского пола — чрез­мерно упрощенные, гипертрофированные и схематические. Затем дети используют этот стереотипный образ, вырабатывая у себя взгляды и поступки, связанные с их конкретной половой принад­лежностью.

Выводы обеих теорий получили подтверждение в практичес­ких исследованиях. Все большее число ученых, занимающихся социальными и поведенческими проблемами, приходят к убежде­нию, что полное объяснение процесса обретения гендерных ролей должно включать в себя элементы, свойственные обоим теоретическим подходам.

 

Практическое занятие № 1.

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Социализация личности

Цель занятия: раскрыть понятие социализации, рассмотреть социализацию как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности.

Термин «социализация» предполагает, что человек изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Стадия первичной социализации – охватывает промежуток времени от рождения человека до начала подросткового периода, характеризуется некритическим усвоением социального опыта: ребенок адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации – соответствует подростковому и юношескому возрасту. В подростковом возрасте, когда мировоззрение и характер человека еще неустойчивый, характеризуется как стадия промежуточной социализации. В юношеском возрасте (18–25 лет), когда вырабатываются устойчивые свойства личности, характеризуется как стадия устойчиво концептуальной социализации: у молодых людей возникает желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения

3. Стадия интеграции – характеризуется желанием индивида найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

– индивид сохраняет свою непохожесть, вступает в агрессивное взаимодействие с окружающими людьми, обществом;

– индивид стремится изменить себя, стать таким, как все;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.076 с.)