Которые выросли в непослушных родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Которые выросли в непослушных родителей



 

Друг! (Мне кажется, что все детские книги должны начинаться с каких-то милых слов, типа "Друг!" или даже "Дружок!", а эта книга практически детская!) Хочу рассказать тебе историю…. Нет, я хочу рассказать тебе кучу историй… нет, я расскажу тебе…

Ладно, хватит баловаться. На самом деле, эта книга о путешествиях. Причём это не путевые заметки, не «трэвел-лог», не очерки, не дорожная лирика… Этого уже написано много. Сейчас я решил уделить внимание изнанке путешествий: тому, как сделать свои перемещения в пространстве более интересными, безопасными и лёгкими.

Так получилось, что мы с детьми достаточно много путешествуем. Самостоятельно, без привязки к какому-то любимому способу перемещений: чаще всего автостопом, иногда пешком да на общественном транспорте. Без привязки и к любимым регионам: за границу и по России. Для нас это не что-то необычное, это просто стало продолжением нашей повседневной путешественнической жизни, той, которая была до появления малышей…

Почему я пишу эту книгу? Мы часто публикуем в интернете фото и видео о своих перемещениях, пишем книги и статьи, и круг общения у нас достаточно обширный. Поэтому на нас регулярно сваливается много вопросов о том, как же это, организовать путешествие с ребёнком? Причём вопросы эти возникают не только у новичков-путешественников, но и уже у искушённых людей, так сказать, «туристов-профессионалов». Так вот, эта книга — попытка ответить на все поступающие вопросы, а заодно обобщить весь свой опыт и сделать его максимально доступным как для себя, так и для тех, кто еще не успел у нас ничего спросить.

Ещё я имею право писать эту книгу, потому что сам путешествую с самого раннего детства пешком и на лыжах, и на общественном транспорте, и автостопом. А ещё, потому что имею уже немалый опыт путешествий с детьми разных возрастов (автостопом только пройдено около 100 тыс. км по дорогам девятнадцати стран!), как со своими, так и с «чужими» (кавычки, так как чужих детей не бывает). Например, наша старшая дочь, в свои три с половиной года имеет опыт странствий в уже шестнадцати странах, а загранпаспорт у неё такой заполненный, что пограничники удивляются. Младший сын, в свой год уже тоже поездил, правда, ещё не так, как его сестра. Он больше по России.

Мне кажется, что путешествия с детьми – это самая высшая ступень развития путешественнического бытования. Одно дело, если ты делаешь интересные проекты в одиночку, но куда более сложным может оказаться продолжать жить своей наполненной приключениями жизнью и после появления детей; одно дело, если ты проходишь технически сложные походы, но совсем другое – смочь организовать насыщенный маршрут для всей семьи; одно дело, если ты достигаешь отдалённых мест сам, совсем другое – воспитать у своих детей интерес к познанию мира и заразить их своей страстью к путешествиям.

Итак, каково это — путешествовать с малыми детьми, да ещё и самостоятельно? Какие особенности? О чём позаботиться? Что предусмотреть? Вот решил написать одним махом, чтобы все страждущие (потенциальные и состоявшиеся странствующие родители) узнали наше мнение об этом весьма интересном процессе, причём книга эта не только про автостоп, а в целом про путешествия, как способ активной жизни.

Единственное, я понял, что не получиться рассказать о «детских» путешествиях, без опоры на путешествия «взрослые», потому что, это пока ещё не детско-юношеский туризм и дети ещё не занимают активной и самоходной роли. Поэтому я попытаюсь описать некоторую часть «науки путешествий» взрослых, как я это сам понимаю, потому, что это та база, на которой и строится любое путешествие, не важно, кого ты берёшь себе в попутчики. И потом добавлю в текст некоторую информацию, которая касается только детских путешествий. Чтобы не запутаться, отмечу этот материал машинкой, вот такой:

Итак, в путь!


 

 

  Вот не успеешь отойти от компьютера, как дети тут же решат помочь и что-нибудь добавят. На этот раз получилось вот что:   \77\7*479956555633568778999885\\э. Э Ээъ\ 9-*77+58788888888888888888888888888888888888888888888888888888 Ъъххххххххххххххъъъ\\\ъ\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\22222222222222222222222222222222077744210121111111112223321111111джэ Хъ\756+ /*-\  

 

Посвящаю сей труд всем, кто никогда не вырастет. Кто никогда не повзрослеет. Мама! Слышишь? Она уже 33 года, кажется, задает мне этот риторический вопрос (последние годы, правда, в её словах я стал слышать гордость): «Когда же ты повзрослеешь?!» Никогда, судя по всему!

«Взрослость» уж слишком скучное слово. Оно отдает немного отвисшим животом, рутиной, ипотекой и ещё чем-то, типа серьёзного лица и слов: «Это не серьёзно!»

Конечно, слово «взрослость» я тоже использую. Но только в одном смысле: «способность заботиться о ком-то ещё, кроме себя». Это значение взрослости и призываю пропагандировать, культивировать и практиковать. Без этого у нас с вами никакой книги не получится. И тогда, вместе с этим значением взрослости, непослушные путешествующие дети смогут вырасти в непослушных путешествующих родителей.


 

ШКОЛА ТУРИЗМА

 

Мои путешествия выросли из туризма старой советской школы. В Мурманске у нас был кружок в центре детско-юношеского туризма, в котором обучали как ориентироваться по карте, как завязывать узлы… мы даже в походы ходили и бегали соревнования по туристическому многоборью и спортивному ориентированию.

Вообще, это было очень интересно, и казалось даже сложным: мы выходили с тяжёлыми рюкзаками, с допотопным снаряжением (видели бы вы мой первый ватный спальник и десятикилограммовую палатку на четверых человек!), выбирались в лесок в десяти километрах от города и варили в этом леске кашу, ломали лыжи, морозили конечности и другими способами получали туристический опыт. Для меня, в ту пору школьника, это казалось настоящими приключениями. До тех пор, пока я не попал в настоящий категорийный спортивный поход в котором был из школьников только я (меня за успехи в соревнованиях отправили со взрослой группой). Так вот, в походе том я понял, что «походы», в которые я ходил до этого, были вовсе не походами, а только системой отбора и тренировкой. И тогда я понял, что есть детско-юношеский туризм, а есть туризм взрослый. И что они очень разные. И что до первого своего похода я никаким туризмом не занимался, а лишь тренировался и проходил суровый отбор.

Прошло много лет, я проехал сотни тысяч километров автостопом, прошёл тысячи километров пешком, и только после этого стало приходить ко мне понимание, чем мы занимались в своих вылазках за город. Чему нас учили и почему мы ходили именно так.

Сейчас поделюсь своими соображениями.

Итак, как я уже говорил, в первых походах мы шли очень мало, стояли долго, несли много всего (снаряжение было похабным и многое было вообще не нужным), а занимались тем, что ставили и складывали палатки, варили еду в огромных вёдрах, жарили оладушки на углях, пели песни под гитару, играли в какие-то культ-массовые подвижные игры… На самом деле, в те годы, мы нарабатывали способность обеспечить себе комфорт в разных и достаточно крепких условиях. Мы ходили в одни и те же места, но ходили круглый год, в компании самых неподготовленных людей, которые постоянно делали много ошибок, ломали лыжи, сжигали свои носки у костра, рвали одежду… но при этом мы учились хорошо жить в любое время года, при любом настроении. Мы отрабатывали многие навыки до автоматизма на полосах препятствий, чтобы потом лишь 5 % из нас пошли в настоящие, технически сложные походы, действительно легко адаптируясь к самым разным внешним (и внутренним!) условиям.

Адаптация. Приспособление. Гибкость. Отработанные до автоматизма навыки, которые помогают в любых, даже самых нечеловеческих условиях не только выжить, но ещё и жить хорошей жизнью. И безо всякого экстрима. Потому, что экстрим (который сейчас пропагандируется в разных сферах жизни) - это то, к чему ты не готов. Для девочки, которую по подарочному сертификату скинули с парашютом с самолёта – это событие супер-экстрим. А для спортсмена разрядника это же явление обычное дело.

Именно поэтому я считаю, что самое главное в путешествиях – это постепенно наращивать нагрузки и учиться «быть везде как дома». И постепенно избавляться от экстрима во всех его проявлениях. Нужно учиться включать в свою зону комфорта самые разнообразные условия. А нарабатывается это именно через простые бытовые вещи. Развести костёр. Получилось? А на ветру? А из мокрых дров? А без спичек? Поставить палатку? А бескаркасную? А на камнях? А на ветру? А в грозу? А переночевать без палатки? А зимой? Починить ботинки? А зимой? А без иголки? И так далее и так далее. Чем длиннее будут эти последовательности, тем проще и безопаснее будут в конце концов походы.


 

САМОЕ ВАЖНОЕ

Дети, как бы мы не старались, очень сильно на нас похожи и знают нас изнутри, это генетика. Я бы даже сказал такую цитату: «они уверенно идут по нашим следам, которые мы всячески стараемся замести». Не знаю, чьё это высказывание, к сожалению. Суть этих слов в том, что с детьми нужно быть честными. Они как хорошие НЛП-мастера (или психотерапевты) хорошо замечают всю нашу неискренность и все наши напряги, поэтому с ними не получится себе врать. А особенно в путешествии. Поэтому, отправляться в путешествие с детьми нужно тогда, когда у тебя нет вопросов относительно того, ехать или нет. Нравится или нет. Хорошо тебе или нет. Другими словами, если тебя по-настоящему вставляет от странствий, если тебе нужны движение и жизнь, если жажда познавать секреты мира в тебе сильнее сидения у телевизора, то и читать дальше не надо, просто надо делать то, что любишь. Дети — это не причина ехать или идти. Дети — это не причина сидеть дома. Дети — это отражение нашего образа жизни, наших убеждений и наших взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому для меня всё просто. До детей читали книги, и с детьми читаем книги. До детей путешествовали. И с детьми путешествуем. А как по-другому?

Путешествуя сначала с маленькой дочерью, а потом ещё и с сыном, мы печалимся лишь о том, что они, будучи старше и смотря на свой, заполненный штампами заграничный паспорт, будут жалеть о том, что побывав в стольких странах – ничего не помнят. Ну, это ведь я по себе знаю. Смотрю с мамой фотографии: «О, а где это? Это же я? Я там был?» «Был, - отвечает моя мама, - только ты был маленький и наверное ничего не помнишь». Не помню, конечно. Маленький ведь был. Может, правда, и помню, но только бессознательно. А сознательно помнить всё как-то интереснее, так ведь? Тем не менее, обученное кочевое подсознательное мне до сих пор не даёт спать на месте… за что я ему очень благодарен, как благодарен и своим родителям, которые меня везде таскали, куда путешествовали сами.


ПУТЕШЕСТВУЯ В ПОТОКЕ, или слава последовательности!


Давно уже мне попадались доморощенные переводы статей одного весьма любопытного товарища с непривычным именем — Михай Чиксентмихайи. Я читал и думал: «Вот какой молодец!» А вот в Магадане, один хороший человек мне подарил книгу этого автора: «Поток». Оказывается, книги Михая уже профессионально перевели и издали! Отличная новость. Прочитал несколько его книг с карандашом. Уж шибко хорошо написано и по делу. Можно даже сказать, что Михай стал пророком моей религии, в которую я давно и так верил. Так он хорошо описал то, что я понимал да выразить словами не мог. Так вот, не удержусь и прорекламирую одну из концепций Михая тут, потому что она удивительно точно описывает суть дела. Итак, встречайте.

 

Во-первых, надо ввести понятие «Потока» - это такое состояние сознания, когда всё хорошо получается. Ты делаешь что-то очень хорошо и с удовольствием. Люди так и говорят: «Прёт!», «На мази!», «бьёт ключом!» и т.д. «Поток!» - или «оптимальное переживание», как сам его называет Чиксентмихайи, знакомо всем людям. И все люди его любят. Так вот. Как его достичь? Об этом собственно и пишет учёный. К его работам я вас и отправлю, читайте источник.

А тут я поделюсь с вами своим самым любимым графиком из этой книги. Берём мы две оси координат. По одной откладываем наши навыки и умения, а на другой те требования, которые к нам предъявляются. Зависимость простая: если требования высоки, а умения малы — то возникает стресс. Если требования малы, а умения высоки — то возникает скука.

Поток же — это балансирование на границе между скукой и стрессом. Если стало скучно — нужно найти себе занятие посложнее, если накапливается стресс — нужно либо увеличивать свои навыки и быстрее учиться, либо заняться чем-то попроще. Красиво, правда? Мне очень нравится. И в отношении путешествий очень хорошо подходит: чтобы не было скучно — нужно искать всегда себе маршруты посерьёзнее... чтобы было безопасно — нужно трезво оценивать свои навыки и вовремя уменьшать нагрузки.

Вот представьте. Никогда мы не ездили автостопом по зимникам, только один раз в жизни поймали тачку, чтобы доехать до своей дачи в 40 км от города. И тут мы читаем чей-нибудь рассказ о путешествии зимой по каким-нибудь холодным якутским местам, проникаемся и собираемся в путь. Конечно, наши навыки будут слабоваты для этого путешествия, а требования — ой, как высоки! И что мы получим? Стресс. И для себя и для встреченных нами людей. Они будут переживать за нашу жизнь. И будут правы. И это же касается наших взаимоотношений с близкими. Если мы скажем своей маме, что уезжаем завтра в кругосветное путешествие — то она будет волноваться. Ей же тоже нужно постепенно прокачать свой навык ждать чадо из путешествия! Поэтому нужно постепенно увеличивать сложность и продолжительность своих дорог. И она во время большой дороги будет волноваться тоже – мама ведь! – но уже не так критично.

Всё время теперь рассматриваю путешествия как балансирование между стрессом и скукой. И знаете что, получается проскользнуть. И в стресс не попасть, и в скуку. Великое дело!

Интересный момент возникает при движении группой: даже у слаженной группы может оказаться разная подготовленность и кто-то свалится в стресс, а кто-то заскучает. Это важно понимать и вовремя замечать, чтобы подкорректировать: кого-то разгрузить, а кому-то добавить нагрузочки.


 

 

Последовательность и реалистичная оценка своего (своих спутников и своих детей) сегодняшнего путешественнического опыта – это очень важно. Мне многие говорят: «не знаю как у вас, но наш ребёнок не приспособлен для путешествий. Как только мы садимся в нашу машину, он начинает орать и делает это до тех пор, пока мы не приедем». Конечно, так произойдёт, если первый год думать, что ребёнок ещё слишком маленький, ни к чему не приспособлен, что брать его с собой слишком трудно и опасно и т.д. Потом, после долгих сборов и уговоров бабушек, которые живут в другом городе, родители-таки отправляются в первое путешествие с чадом на борту своей машины. Та-дам! Устали все так, что следующая поездка предстоит не скоро. И бабушка в шоке, так как она увидела, «как ребёнок тяжело переносит дорогу!»

Что мы имеем? Какие свойства мы хотим у своего ребенка развивать, в такие условия и нужно его ставить. Если мы хотим вместе путешествовать, и хотим чтобы ребёнок умел приспосабливаться к условиям дороги, то его и нужно брать везде с собой с самого рождения. Если мы хотим, чтобы дети всегда мёрзли – поместите их в хроническое тепло и закутайте от любых сквозняков и свежести. Если хотим устойчивых детей – то пусть они бегают под дождём и снегом. Только постепенно и без экстрима. Это называется закаливание.


НАВЫК ОДОМАШИВАНИЯ

Как условие комфортности

 

Продолжу тему «бытия в потоке». Путешествие – это чреда одомашниваний в разных условиях, которые попадаются на пути. Что это значит? Представьте, что выснимаете каждый раз новую квартиру каждый день (или чуть реже), в течение нескольких месяцев. И квартиры эти разные. Какие-то элитные, какие-то совеем не элитные и похожи на палатку. В каких-то вы живете самостоятельно, а в каких-то есть соседи. И где-то соседи нормальные и вам нравятся, а иногда попадаются отморозки и алкоголики. В принципе, ничего страшного, если у тебя хорошо разработан навык «быть везде как дома». Если ты легко адаптируешься к новым очень разным условиям. С соседями придётся научиться договариваться. Кто-то станет твоим другом, а с кем-то расстанешься, и событие это будет для тебя праздником.

 

Как быть везде как дома?

 

1. Путешествуйте налегке. Будет легче переезжать, если вещей у тебя будет мало. По аналогии с переездами – в путешествиях тоже выбрасывайте лишнее и путешествуйте налегке!

 

2. Учитесь удовлетворяться тем, что есть. Будет легче одомашниваться и везде быть как дома, если ты умеешь удовлетворяться тем, что есть сейчас. И жить простой жизнью. Я знаю одного человека, который может спать только в самых дорогих отелях. Все его рассказы о поездках на курорты посвящены тому, как ему не понравился тот или иной отель. И что такой и такой отель не соответствует заявленным звёздам. Правда есть у него парочка любимых отелей в Мире (но поскольку он разорившийся миллионер, то отдых в этих отелях он себе уже не может позволить). Так вот, если ты обожаешь отели без звёзд или вообще можешь спать под настоящими, небесными звёздами, то тебе будет легче путешествовать, чем любителю накрахмаленных простыней.

 

 

3. Будьте целостными. Понятие «дом» для многих людей связано с возможностью «быть самим собой» и «быть в безопасности». Если ты живешь двойной (тройной, четверной и т.д.) жизнью, придумываешь себе какие-то нелюбимые роли, стараешься кем-то казаться, кем ты не являешься, постоянно играешь в социальные игры, обманывая других людей, а прежде всего себя. То тогда только закрывшись от посторонних глаз в своем «доме», ты сможешь отдохнуть и спрятаться. А если ты не занимаешься всей этой социальной шелухой, то тебе и отдыхать нужно гораздо меньше, и «Эго» твоему бояться нечего. Потому что красть нечего, когда ничего не спрятано! Тогда ты сможешь хорошо жить среди любого количества соседей, в любых местах.

 

О РАННЕМ РАЗВИТИИ

Помимо того, что мы просто делаем то, что любим и умеем, путешествия мне кажутся очень правильной школой жизни для всех людей, а для детей в особенности. Если верить психологам, сторонникам движения «за раннее развитие!»[1] — то очень важно дать в первые три года жизни растущему человеку как можно больше впечатлений. Как можно больше знаний. Это закладывает фундамент для дальнейшего развития и, по сути, является определяющим в нём. Чем больше мы даем своему чаду в первые три года жизни, тем развитей он будет всю свою жизнь. И наоборот, чем меньше будет информации — тем меньше будет развития. Если это правда, то тогда, если мы первое время своего ребенка от всего оберегаем, ничего ему не показываем кроме его «детской комнаты», потом нашему чаду может быть «ничего в этой жизни не интересно», кроме его, собственно, «детской комнаты». Что выращиваем, то и собираем. Так вроде заведено?

 


ЕЩЁ ПРО КОМФОРТ

Понятие комфортасвязано с количеством затрачиваемой энергии и в целом баланса субъективных чувств «усталости» и «отдохнувшести».

 

Усталость в путешествии может быть двух типов:

 

1. Физическая усталость. Усталость – это физиология. Очевидно. Ты можешь мёрзнуть, жарится, мокнуть, таскать тяжёлый рюкзак (и ещё ребёнка!). Это действительно может быть тяжёлым трудом и требовать хорошего отдыха и достаточного питания. На самом деле физическая усталость достаточно легко компенсируется хорошим сном, едой и небольшим перерывом в путешествии.

 

2. Психологическая усталость. Усталость – это мнение. Зачастую, психологически устать в дороге можно чаще, гораздо сильнее, драматичнее и во много раз быстрее, чем физически.

Наш мозг устроен так, что для него нет разницы, делаем какую-то физическую работу, или же думаем о ней. Мозг устаёт от навязчивых мыслей, переживаний и расфокусированного внимания. Человек убегает мыслями в прошлое, фантазирует о будущем и перестаёт получать ресурс от настоящего, в котором собственно и происходит самое интересное – путешествие. Удерживать в фокусе то, что происходит в настоящем времени, быть в моменте путешествия позволяет не уставать от странствий, а наоборот черпать силы в них. Но на практике, удерживать длительно фокус могут далеко не все. Но этот навык тренируемый и очень сильно зависит в целом от мотивации к именно этому путешествию и от общей «заряженности» к жизни.


 

МИКРОЦЕЛИ В ПУТЕШЕСТВИЯХ С ДЕТЬМИ

 

Что касается путешествий с детьми — то тут тоже хорошо помнить о Потоке. Нужно постепенно наращивать нагрузки. Не рваться туда, куда не готов. Мы, например, первые поездки автостопом с грудным ребёнком осуществляли (это при моём-то полмиллионнокилометровом автостопном опыте!) вокруг своей деревни, в пределах 25 км. Обкатывали движение с ребёнком в слинге. Учились. Потом была поездка по России — мы ехали по бабушкам, с Алтая до Москвы. Ну а только после этого уже были заграничные путешествия. Хорошо, кстати, что дети появляются по очереди (двойняшки, это, наверное, тоже хорошо, но поскольку они появляются «хором», то к ним приноровиться, я думаю, чуть сложнее, но практического опыта такого у меня нет). А так пока с одним потренируешься, потом другой появляется, а первый уже подрастает и с определённого возраста уже способен и помогать... Вот такие вот дела.

Одно из условий возникновения потока по Чиксентмихайи — это наличие цели. Действительно. Без цели путешествие превращается в бродяжничество. Мои заметки и статьи вызывают большой резонанс, ой, сколько мне довелось почитать разных комментариев в интернете, Боже мой! Например, почему-то некоторые люди любят нас сравнивать с цыганами — путешествуем, да ещё и с детьми — ну точно цыгане! Ничего не могу сказать про этот культурный пласт, цыган видел лишь несколько раз: в телевизоре, в цыганском районе Тюмени и в таковом же в Румынии (там, правда, были крутые коттеджи и дорогие машины). Но слово цыгане в применении к нам, мне кажется, — это некоторая метафора о бродяжничестве. Что, мол, кочуем-кочуем и конца нашему кочеванию нет. Да ещё и детей таскаем! Вот сейчас отвечу. Есть и начало у любого путешествия. Есть и конец у него. Есть и цели. Но в путешествиях с детьми есть нюансы. Если мы можем поставить себе какую-то географическую цель и задумать, например, достичь Экватора. То для нас — это имеет смысл. А для ребенка, который ещё не очень понимает, что такое экватор и какой от него прок?

Поэтому цели для детей в путешествии должны быть очень понятными и, так сказать, сенсорно очевидными. То есть их легко можно проверить на опыте. Например, покататься с какой-нибудь высокой горки — это достойная для ребёнка цель. Вот мы уже поглядываем на разные детские площадки в поисках подходящего объекта. Или, например, мы можем посмотреть на Море. Покидать в него камушки и посмотреть на корабли. Это ребенку понятнее, чем достичь Персидского залива. А уже потом, мы потычем вместе пальцем в карту и назовём всё своими именами, так для образовательных целей: «А помнишь море?» Это был Персидский залив. Вот он нарисован. А это Охотское море… вот тут Магадан. А с горки большой катались? А на самолёте? А на вертолёте? Это вот тут, Чукотка.

Цели хорошо придумывать на небольшой срок. Потому, что если мы путешествуем два месяца и сами уже можем забыть, что движемся к экватору... то ребёнок это забудет ещё скорее. Для него цели нужно ставить на день. Или даже несколько раз в день. Тогда ребёнок будет путешествовать, а не бродяжничать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.045 с.)