Книга для непослушных детей, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга для непослушных детей,



Или

Путешествуя с рождения

Практическое руководство

по самостоятельным путешествиям

взрослых и с детьми

Алтай, 2016


«Ы!» - это не просто буква и не просто звук. Это мантра изучения Мира. По крайней мере, у наших детей процесс открытий, самых ранних, выражался в интенсивно-увлечённом тыканьи указательным пальцем в неизвестное с возгласом: «Ы!». Причём интонации могли быть самыми разными, от недоумённо-вопросительных до восторженно-утвердительных. А путешествия - это самая лучшая школа, именно поэтому мы уже много лет путешествуем сами и берём с собой в дорогу детей. Вот об этом и книга. О странствиях всей семьёй и о том, как сделать этот процесс более простым, осознанным и наполненным.  

… Но что же он станет изучать? Ведь надо же ему что-то знать. Не познакомить ли его чуточку с географией?
– А на что она ему? – возразил воспитатель. – Когда маркиз пожелает отправиться в свои поместья, неужели почтари не найдут дороги? Будьте покойны, не заблудятся. Для путешествий нет нужды в буссоли, и из Парижа в Овернь люди отлично добираются, не ведая, на какой они широте.

 

Вольтер. Жанно и Колен

 

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он её и расскажет.

Правдин. Описание земли.

Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, – свезут, куда изволишь.

Фонвизин. Недоросль

С благодарностью к моим учителям:

Аркадию Кареву,

Вячеславу Елину,

Михаилу Лобову,

Игорю Архипову,

Алексею Ворову,

Антону Кротову,

Ричарду Делонгу

 

 

© текст: Александр Иванов; обложка: Алеся Коржовская;

редактор Юлия Хмелевская.

 

!Внимание! Любая часть этой книги может быть скопирована, тиражирована и распространена любым способом, свободно и без спроса, но без внесения в текст изменений и с указанием авторства.

Пользуйтесь на благо!


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1 ВВОДНАЯ 6

ШКОЛА ТУРИЗМА 9

САМОЕ ВАЖНОЕ 11

ПУТЕШЕСТВУЯ В ПОТОКЕ, или слава последовательности! 12

НАВЫК ОДОМАШИВАНИЯ как условие комфортности 15

О РАННЕМ РАЗВИТИИ 16

ЕЩЁ ПРО КОМФОРТ 17

МИКРОЦЕЛИ В ПУТЕШЕСТВИЯХ С ДЕТЬМИ 18

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУТЕШЕСТВИЙ С ДЕТЬМИ 20

Глава 2 ПОДГОТОВКА ПУТЕШЕСТВИЯ

ВЫБОР МАРШРУТА 22

ПРОТЯЖЁННОСТЬ МАРШРУТА 23

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПУТИ 23

КРАСОТА МАРШРУТА 23

ВЫБОР ПОПУТЧИКОВ 26

Глава 3 СНАРЯЖЕНИЕ

ПУТЕШЕСТВУЯ НАЛЕГКЕ 28

ЧТО МЫ БЕРЁМ С СОБОЙ 35

Глава 4 ДВИЖЕНИЕ

СПОСОБЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ 39

ОРИЕНТИРОВАНИЕ 47

РИТМ 48

ОСОБЕННОСТИ ХОЛОДНОГО КЛИМАТА 49

ОСОБЕННОСТИ ЖАРКОГО КЛИМАТА 50

Глава 5 ПИТАНИЕ

ПИТАНИЕ ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ 52

А ЧЕМ ЖЕ РЕБЁНКА КОРМИТЬ? 53

Глава 6 МЕДИЦИНСКИЕ ВОПРОСЫ

АПТЕЧКА 55

А ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАБОЛЕЕТ? 59

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ АПТЕЧКИ 60

ГИГИЕНА – МАТЬ ВСЕХ МЕДИЦИНСКИХ НАУК 63

Глава 7 НОЧЛЕГ

НОЧЛЕГ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ 67

НОЧЛЕГ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ 72

Глава 8 ОБЩЕНИЕ В ДОРОГЕ

ПРО ЯЗЫКОВЫЕ БАРЬЕРЫ 74

КАК ГОВОРИТЬ С ЛЮДЬМИ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ 76

КАК ГОВОРИТЬ С ЛЮДЬМИ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ 78

О ДЕТСКОМ ПЛАЧЕ 80

ОСНОВЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ГИПНОЗА 82

Глава 9 АССИМИЛЯЦИЯ

ВЕРНУВШИСЬ 88

ПРИЛОЖЕНИЕ 90

· КИТАЙ И ОСОБЕННОСТИ КИТАЙЦЕВ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВУЮЩИХ АВТОСТОПОМ И НЕ ТОЛЬКО 91

· СТРАТЕГИЯ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ АВТОСТОПОМ ПО КИТАЮ 96

· СТРАТЕГИЯ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В КИТАЕ 100


Глава 1

ВВОДНАЯ

КНИГА ДЛЯ НЕПОСЛУШНЫХ ДЕТЕЙ,

ШКОЛА ТУРИЗМА

 

Мои путешествия выросли из туризма старой советской школы. В Мурманске у нас был кружок в центре детско-юношеского туризма, в котором обучали как ориентироваться по карте, как завязывать узлы… мы даже в походы ходили и бегали соревнования по туристическому многоборью и спортивному ориентированию.

Вообще, это было очень интересно, и казалось даже сложным: мы выходили с тяжёлыми рюкзаками, с допотопным снаряжением (видели бы вы мой первый ватный спальник и десятикилограммовую палатку на четверых человек!), выбирались в лесок в десяти километрах от города и варили в этом леске кашу, ломали лыжи, морозили конечности и другими способами получали туристический опыт. Для меня, в ту пору школьника, это казалось настоящими приключениями. До тех пор, пока я не попал в настоящий категорийный спортивный поход в котором был из школьников только я (меня за успехи в соревнованиях отправили со взрослой группой). Так вот, в походе том я понял, что «походы», в которые я ходил до этого, были вовсе не походами, а только системой отбора и тренировкой. И тогда я понял, что есть детско-юношеский туризм, а есть туризм взрослый. И что они очень разные. И что до первого своего похода я никаким туризмом не занимался, а лишь тренировался и проходил суровый отбор.

Прошло много лет, я проехал сотни тысяч километров автостопом, прошёл тысячи километров пешком, и только после этого стало приходить ко мне понимание, чем мы занимались в своих вылазках за город. Чему нас учили и почему мы ходили именно так.

Сейчас поделюсь своими соображениями.

Итак, как я уже говорил, в первых походах мы шли очень мало, стояли долго, несли много всего (снаряжение было похабным и многое было вообще не нужным), а занимались тем, что ставили и складывали палатки, варили еду в огромных вёдрах, жарили оладушки на углях, пели песни под гитару, играли в какие-то культ-массовые подвижные игры… На самом деле, в те годы, мы нарабатывали способность обеспечить себе комфорт в разных и достаточно крепких условиях. Мы ходили в одни и те же места, но ходили круглый год, в компании самых неподготовленных людей, которые постоянно делали много ошибок, ломали лыжи, сжигали свои носки у костра, рвали одежду… но при этом мы учились хорошо жить в любое время года, при любом настроении. Мы отрабатывали многие навыки до автоматизма на полосах препятствий, чтобы потом лишь 5 % из нас пошли в настоящие, технически сложные походы, действительно легко адаптируясь к самым разным внешним (и внутренним!) условиям.

Адаптация. Приспособление. Гибкость. Отработанные до автоматизма навыки, которые помогают в любых, даже самых нечеловеческих условиях не только выжить, но ещё и жить хорошей жизнью. И безо всякого экстрима. Потому, что экстрим (который сейчас пропагандируется в разных сферах жизни) - это то, к чему ты не готов. Для девочки, которую по подарочному сертификату скинули с парашютом с самолёта – это событие супер-экстрим. А для спортсмена разрядника это же явление обычное дело.

Именно поэтому я считаю, что самое главное в путешествиях – это постепенно наращивать нагрузки и учиться «быть везде как дома». И постепенно избавляться от экстрима во всех его проявлениях. Нужно учиться включать в свою зону комфорта самые разнообразные условия. А нарабатывается это именно через простые бытовые вещи. Развести костёр. Получилось? А на ветру? А из мокрых дров? А без спичек? Поставить палатку? А бескаркасную? А на камнях? А на ветру? А в грозу? А переночевать без палатки? А зимой? Починить ботинки? А зимой? А без иголки? И так далее и так далее. Чем длиннее будут эти последовательности, тем проще и безопаснее будут в конце концов походы.


 

САМОЕ ВАЖНОЕ

Дети, как бы мы не старались, очень сильно на нас похожи и знают нас изнутри, это генетика. Я бы даже сказал такую цитату: «они уверенно идут по нашим следам, которые мы всячески стараемся замести». Не знаю, чьё это высказывание, к сожалению. Суть этих слов в том, что с детьми нужно быть честными. Они как хорошие НЛП-мастера (или психотерапевты) хорошо замечают всю нашу неискренность и все наши напряги, поэтому с ними не получится себе врать. А особенно в путешествии. Поэтому, отправляться в путешествие с детьми нужно тогда, когда у тебя нет вопросов относительно того, ехать или нет. Нравится или нет. Хорошо тебе или нет. Другими словами, если тебя по-настоящему вставляет от странствий, если тебе нужны движение и жизнь, если жажда познавать секреты мира в тебе сильнее сидения у телевизора, то и читать дальше не надо, просто надо делать то, что любишь. Дети — это не причина ехать или идти. Дети — это не причина сидеть дома. Дети — это отражение нашего образа жизни, наших убеждений и наших взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому для меня всё просто. До детей читали книги, и с детьми читаем книги. До детей путешествовали. И с детьми путешествуем. А как по-другому?

Путешествуя сначала с маленькой дочерью, а потом ещё и с сыном, мы печалимся лишь о том, что они, будучи старше и смотря на свой, заполненный штампами заграничный паспорт, будут жалеть о том, что побывав в стольких странах – ничего не помнят. Ну, это ведь я по себе знаю. Смотрю с мамой фотографии: «О, а где это? Это же я? Я там был?» «Был, - отвечает моя мама, - только ты был маленький и наверное ничего не помнишь». Не помню, конечно. Маленький ведь был. Может, правда, и помню, но только бессознательно. А сознательно помнить всё как-то интереснее, так ведь? Тем не менее, обученное кочевое подсознательное мне до сих пор не даёт спать на месте… за что я ему очень благодарен, как благодарен и своим родителям, которые меня везде таскали, куда путешествовали сами.


ПУТЕШЕСТВУЯ В ПОТОКЕ, или слава последовательности!


Давно уже мне попадались доморощенные переводы статей одного весьма любопытного товарища с непривычным именем — Михай Чиксентмихайи. Я читал и думал: «Вот какой молодец!» А вот в Магадане, один хороший человек мне подарил книгу этого автора: «Поток». Оказывается, книги Михая уже профессионально перевели и издали! Отличная новость. Прочитал несколько его книг с карандашом. Уж шибко хорошо написано и по делу. Можно даже сказать, что Михай стал пророком моей религии, в которую я давно и так верил. Так он хорошо описал то, что я понимал да выразить словами не мог. Так вот, не удержусь и прорекламирую одну из концепций Михая тут, потому что она удивительно точно описывает суть дела. Итак, встречайте.

 

Во-первых, надо ввести понятие «Потока» - это такое состояние сознания, когда всё хорошо получается. Ты делаешь что-то очень хорошо и с удовольствием. Люди так и говорят: «Прёт!», «На мази!», «бьёт ключом!» и т.д. «Поток!» - или «оптимальное переживание», как сам его называет Чиксентмихайи, знакомо всем людям. И все люди его любят. Так вот. Как его достичь? Об этом собственно и пишет учёный. К его работам я вас и отправлю, читайте источник.

А тут я поделюсь с вами своим самым любимым графиком из этой книги. Берём мы две оси координат. По одной откладываем наши навыки и умения, а на другой те требования, которые к нам предъявляются. Зависимость простая: если требования высоки, а умения малы — то возникает стресс. Если требования малы, а умения высоки — то возникает скука.

Поток же — это балансирование на границе между скукой и стрессом. Если стало скучно — нужно найти себе занятие посложнее, если накапливается стресс — нужно либо увеличивать свои навыки и быстрее учиться, либо заняться чем-то попроще. Красиво, правда? Мне очень нравится. И в отношении путешествий очень хорошо подходит: чтобы не было скучно — нужно искать всегда себе маршруты посерьёзнее... чтобы было безопасно — нужно трезво оценивать свои навыки и вовремя уменьшать нагрузки.

Вот представьте. Никогда мы не ездили автостопом по зимникам, только один раз в жизни поймали тачку, чтобы доехать до своей дачи в 40 км от города. И тут мы читаем чей-нибудь рассказ о путешествии зимой по каким-нибудь холодным якутским местам, проникаемся и собираемся в путь. Конечно, наши навыки будут слабоваты для этого путешествия, а требования — ой, как высоки! И что мы получим? Стресс. И для себя и для встреченных нами людей. Они будут переживать за нашу жизнь. И будут правы. И это же касается наших взаимоотношений с близкими. Если мы скажем своей маме, что уезжаем завтра в кругосветное путешествие — то она будет волноваться. Ей же тоже нужно постепенно прокачать свой навык ждать чадо из путешествия! Поэтому нужно постепенно увеличивать сложность и продолжительность своих дорог. И она во время большой дороги будет волноваться тоже – мама ведь! – но уже не так критично.

Всё время теперь рассматриваю путешествия как балансирование между стрессом и скукой. И знаете что, получается проскользнуть. И в стресс не попасть, и в скуку. Великое дело!

Интересный момент возникает при движении группой: даже у слаженной группы может оказаться разная подготовленность и кто-то свалится в стресс, а кто-то заскучает. Это важно понимать и вовремя замечать, чтобы подкорректировать: кого-то разгрузить, а кому-то добавить нагрузочки.


 

 

Последовательность и реалистичная оценка своего (своих спутников и своих детей) сегодняшнего путешественнического опыта – это очень важно. Мне многие говорят: «не знаю как у вас, но наш ребёнок не приспособлен для путешествий. Как только мы садимся в нашу машину, он начинает орать и делает это до тех пор, пока мы не приедем». Конечно, так произойдёт, если первый год думать, что ребёнок ещё слишком маленький, ни к чему не приспособлен, что брать его с собой слишком трудно и опасно и т.д. Потом, после долгих сборов и уговоров бабушек, которые живут в другом городе, родители-таки отправляются в первое путешествие с чадом на борту своей машины. Та-дам! Устали все так, что следующая поездка предстоит не скоро. И бабушка в шоке, так как она увидела, «как ребёнок тяжело переносит дорогу!»

Что мы имеем? Какие свойства мы хотим у своего ребенка развивать, в такие условия и нужно его ставить. Если мы хотим вместе путешествовать, и хотим чтобы ребёнок умел приспосабливаться к условиям дороги, то его и нужно брать везде с собой с самого рождения. Если мы хотим, чтобы дети всегда мёрзли – поместите их в хроническое тепло и закутайте от любых сквозняков и свежести. Если хотим устойчивых детей – то пусть они бегают под дождём и снегом. Только постепенно и без экстрима. Это называется закаливание.


НАВЫК ОДОМАШИВАНИЯ

Как условие комфортности

 

Продолжу тему «бытия в потоке». Путешествие – это чреда одомашниваний в разных условиях, которые попадаются на пути. Что это значит? Представьте, что выснимаете каждый раз новую квартиру каждый день (или чуть реже), в течение нескольких месяцев. И квартиры эти разные. Какие-то элитные, какие-то совеем не элитные и похожи на палатку. В каких-то вы живете самостоятельно, а в каких-то есть соседи. И где-то соседи нормальные и вам нравятся, а иногда попадаются отморозки и алкоголики. В принципе, ничего страшного, если у тебя хорошо разработан навык «быть везде как дома». Если ты легко адаптируешься к новым очень разным условиям. С соседями придётся научиться договариваться. Кто-то станет твоим другом, а с кем-то расстанешься, и событие это будет для тебя праздником.

 

Как быть везде как дома?

 

1. Путешествуйте налегке. Будет легче переезжать, если вещей у тебя будет мало. По аналогии с переездами – в путешествиях тоже выбрасывайте лишнее и путешествуйте налегке!

 

2. Учитесь удовлетворяться тем, что есть. Будет легче одомашниваться и везде быть как дома, если ты умеешь удовлетворяться тем, что есть сейчас. И жить простой жизнью. Я знаю одного человека, который может спать только в самых дорогих отелях. Все его рассказы о поездках на курорты посвящены тому, как ему не понравился тот или иной отель. И что такой и такой отель не соответствует заявленным звёздам. Правда есть у него парочка любимых отелей в Мире (но поскольку он разорившийся миллионер, то отдых в этих отелях он себе уже не может позволить). Так вот, если ты обожаешь отели без звёзд или вообще можешь спать под настоящими, небесными звёздами, то тебе будет легче путешествовать, чем любителю накрахмаленных простыней.

 

 

3. Будьте целостными. Понятие «дом» для многих людей связано с возможностью «быть самим собой» и «быть в безопасности». Если ты живешь двойной (тройной, четверной и т.д.) жизнью, придумываешь себе какие-то нелюбимые роли, стараешься кем-то казаться, кем ты не являешься, постоянно играешь в социальные игры, обманывая других людей, а прежде всего себя. То тогда только закрывшись от посторонних глаз в своем «доме», ты сможешь отдохнуть и спрятаться. А если ты не занимаешься всей этой социальной шелухой, то тебе и отдыхать нужно гораздо меньше, и «Эго» твоему бояться нечего. Потому что красть нечего, когда ничего не спрятано! Тогда ты сможешь хорошо жить среди любого количества соседей, в любых местах.

 

О РАННЕМ РАЗВИТИИ

Помимо того, что мы просто делаем то, что любим и умеем, путешествия мне кажутся очень правильной школой жизни для всех людей, а для детей в особенности. Если верить психологам, сторонникам движения «за раннее развитие!»[1] — то очень важно дать в первые три года жизни растущему человеку как можно больше впечатлений. Как можно больше знаний. Это закладывает фундамент для дальнейшего развития и, по сути, является определяющим в нём. Чем больше мы даем своему чаду в первые три года жизни, тем развитей он будет всю свою жизнь. И наоборот, чем меньше будет информации — тем меньше будет развития. Если это правда, то тогда, если мы первое время своего ребенка от всего оберегаем, ничего ему не показываем кроме его «детской комнаты», потом нашему чаду может быть «ничего в этой жизни не интересно», кроме его, собственно, «детской комнаты». Что выращиваем, то и собираем. Так вроде заведено?

 


ЕЩЁ ПРО КОМФОРТ

Понятие комфортасвязано с количеством затрачиваемой энергии и в целом баланса субъективных чувств «усталости» и «отдохнувшести».

 

Усталость в путешествии может быть двух типов:

 

1. Физическая усталость. Усталость – это физиология. Очевидно. Ты можешь мёрзнуть, жарится, мокнуть, таскать тяжёлый рюкзак (и ещё ребёнка!). Это действительно может быть тяжёлым трудом и требовать хорошего отдыха и достаточного питания. На самом деле физическая усталость достаточно легко компенсируется хорошим сном, едой и небольшим перерывом в путешествии.

 

2. Психологическая усталость. Усталость – это мнение. Зачастую, психологически устать в дороге можно чаще, гораздо сильнее, драматичнее и во много раз быстрее, чем физически.

Наш мозг устроен так, что для него нет разницы, делаем какую-то физическую работу, или же думаем о ней. Мозг устаёт от навязчивых мыслей, переживаний и расфокусированного внимания. Человек убегает мыслями в прошлое, фантазирует о будущем и перестаёт получать ресурс от настоящего, в котором собственно и происходит самое интересное – путешествие. Удерживать в фокусе то, что происходит в настоящем времени, быть в моменте путешествия позволяет не уставать от странствий, а наоборот черпать силы в них. Но на практике, удерживать длительно фокус могут далеко не все. Но этот навык тренируемый и очень сильно зависит в целом от мотивации к именно этому путешествию и от общей «заряженности» к жизни.


 

МИКРОЦЕЛИ В ПУТЕШЕСТВИЯХ С ДЕТЬМИ

 

Что касается путешествий с детьми — то тут тоже хорошо помнить о Потоке. Нужно постепенно наращивать нагрузки. Не рваться туда, куда не готов. Мы, например, первые поездки автостопом с грудным ребёнком осуществляли (это при моём-то полмиллионнокилометровом автостопном опыте!) вокруг своей деревни, в пределах 25 км. Обкатывали движение с ребёнком в слинге. Учились. Потом была поездка по России — мы ехали по бабушкам, с Алтая до Москвы. Ну а только после этого уже были заграничные путешествия. Хорошо, кстати, что дети появляются по очереди (двойняшки, это, наверное, тоже хорошо, но поскольку они появляются «хором», то к ним приноровиться, я думаю, чуть сложнее, но практического опыта такого у меня нет). А так пока с одним потренируешься, потом другой появляется, а первый уже подрастает и с определённого возраста уже способен и помогать... Вот такие вот дела.

Одно из условий возникновения потока по Чиксентмихайи — это наличие цели. Действительно. Без цели путешествие превращается в бродяжничество. Мои заметки и статьи вызывают большой резонанс, ой, сколько мне довелось почитать разных комментариев в интернете, Боже мой! Например, почему-то некоторые люди любят нас сравнивать с цыганами — путешествуем, да ещё и с детьми — ну точно цыгане! Ничего не могу сказать про этот культурный пласт, цыган видел лишь несколько раз: в телевизоре, в цыганском районе Тюмени и в таковом же в Румынии (там, правда, были крутые коттеджи и дорогие машины). Но слово цыгане в применении к нам, мне кажется, — это некоторая метафора о бродяжничестве. Что, мол, кочуем-кочуем и конца нашему кочеванию нет. Да ещё и детей таскаем! Вот сейчас отвечу. Есть и начало у любого путешествия. Есть и конец у него. Есть и цели. Но в путешествиях с детьми есть нюансы. Если мы можем поставить себе какую-то географическую цель и задумать, например, достичь Экватора. То для нас — это имеет смысл. А для ребенка, который ещё не очень понимает, что такое экватор и какой от него прок?

Поэтому цели для детей в путешествии должны быть очень понятными и, так сказать, сенсорно очевидными. То есть их легко можно проверить на опыте. Например, покататься с какой-нибудь высокой горки — это достойная для ребёнка цель. Вот мы уже поглядываем на разные детские площадки в поисках подходящего объекта. Или, например, мы можем посмотреть на Море. Покидать в него камушки и посмотреть на корабли. Это ребенку понятнее, чем достичь Персидского залива. А уже потом, мы потычем вместе пальцем в карту и назовём всё своими именами, так для образовательных целей: «А помнишь море?» Это был Персидский залив. Вот он нарисован. А это Охотское море… вот тут Магадан. А с горки большой катались? А на самолёте? А на вертолёте? Это вот тут, Чукотка.

Цели хорошо придумывать на небольшой срок. Потому, что если мы путешествуем два месяца и сами уже можем забыть, что движемся к экватору... то ребёнок это забудет ещё скорее. Для него цели нужно ставить на день. Или даже несколько раз в день. Тогда ребёнок будет путешествовать, а не бродяжничать.


Глава 2

ПОДГОТОВКА ПУТЕШЕСТВИЯ

 

Подготовка путешествия:

ВЫБОР МАРШРУТА

Маршрут начинается с интереса. Нельзя отправляться в неинтересное место. Единственный момент – интерес, штука очень субъективная и идёт изнутри наружу, и никак не наоборот. Иными словами: не бывает неинтересных мест, бывают неинтересующиеся люди.

Чем больше ты путешествуешь, чем больше у тебя опыта, чем больше всего ты посмотрел, тем сложнее тебя удивить, тем сложнее найти интерес в обыденном. Когда впервые видишь пальмы, это «Пальмы!!!», а потом - уже просто «пальмы», без большой буквы и без восклицательных знаков. Это чудо восприятия. Наш мозг любит новизну и очень сильно зависим от привычного. И сейчас, в век информационных технологий и страшного дефицита «белых пятен», нам не остаётся практически никакого выбора… на наш век уже не осталось несовершённых «географических открытий». Приходиться искать интересное в уже открытом. Искать белые пятна внутри себя и открывать их, перемещаясь в этом уже на много раз описанном и перекартографированном мире.

 


Подготовка путешествия:

ПРОТЯЖЁННОСТЬ МАРШРУТА

 

Протяжённость штука субъективная. Кому-то 10 км далеко, а кому-то и 10000 мало. Нам, путешествующим жителям Сибири большие расстояния – чаще всего дело привычное. По всей вероятности, есть зависимость субъективного восприятия расстояний от места, в котором ты живёшь. У меня очень много знакомых европейцев приходит в ужас от наших необъятных территорий.

Однажды, в Нарьян-Маре я общался с каюром экспедиции «Советская Россия», участники которой пересекли всю нашу страну от Уэлена до Мурманска на собачьих упряжках. Так вот, этот человек смотрел на карту Евразии, словно на схему своей квартиры, для него огромные просторы тундры были самым привычным делом. А знакомые кругосветные мореплаватели, те вообще смотрят на Океан как на пруд в своём саду. Тут тысяча миль, тут тысяча. Тут ещё несколько тысяч. В общем, расстояние – дело восприятия. Нет длинных или коротких путешествий. Нужно оценивать маршрут с точки зрения своей готовности к нему. Для меня лично автостопный маршрут длинным становиться только с пяти тысяч километров, а что касается пешеходных переходов, то считаю двести километров по несложному рельефу доступным расстоянием, и это чуть больше чем «поход выходного дня». Выше 200 км начинается работа, и уже требуется хорошая физическая подготовка. Это считаю уже расстоянием приличным.

 

Подготовка путешествия:

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПУТИ

То же самое, субъективно. Кому как привычно. Знаю людей, которые могут быть в дороге годами. И не испытывают особых тягот. Мне лично нравится путешествие длиной в месяц-два. Это мой самый комфортный срок. Начиная с трех месяцев, я уже начинаю терять цель в путешествии, и мне становится труднее держать фокус на том, что я делаю.

Подготовка путешествия:

КРАСОТА МАРШРУТА

Я всегда стараюсь, чтобы маршрут был красивым. Что это значит? Трудно объяснить. Но попробую выявить закономерности.

 

1. Кольцевой маршрут вместо линейного. Это моя личная страсть. Кольцевой маршрут образует каждый раз как бы «кругосветку». Пусть даже она проходит вокруг дома.

Вот пример. Мы выходим со старта – «А». Мы хотим посетить нечто интересное – «Б». Вот, казалось бы, мотнись из «А» в «Б», а потом вернись в «А». Но куда интереснее и «красивее» может оказаться кольцевой маршрут с посещением ещё точек В, Г, Д и Е.

2. Линейный маршрут может быть интереснее и целостнее радиального. Радиальные выходы (Р1 и Р2) позволяют сходить на интересные места «налегке», оставив основное снаряжение в базовом лагере. Я почему-то не люблю радиалки. Мне кажется, они разрывают целостность маршрута, хотя конечно, радиальные выходы экономят силы. Считаю, что лучше изначально выйти налегке, тогда пропадёт необходимость в радиалках, их можно сразу соединить в одну нитку, добавив ещё пару интересных мест (Р3 и В).

3. Комбинированный маршрут может быть интереснее моно-маршрута. Например, можно проехать 1000 км автостопом по дороге (аб), потом пройти 500 км пешком (бв), потом опять проехать автостопом 2000 км (вг), потом сплавится по речке (гд) и опять «устопиться» на попутном судне (де), потом улететь на попутном самолёте (еж) до места, где есть дорога, и по ней опять уехать (ж-з-а).

4. Кратчайший путь не всегда самый кратчайший, не всегда самый дешёвый и уж тем более не всегда самый интересный.

А. Например, из России в Сербию самый прямой и очевидный путь проходит через Украину и Румынию. Но для пересечения Румынии нужна шенгенская виза, Румыния мне лично не очень интересна, второй раз мне туда не хочется ехать, поэтому мы выбираем маршрут более южный, через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию. Болгарская виза проще получается, дешевле стоит, а если ехать с детьми, то детям до 6 лет – бесплатна. Плюс, если ехать зимой, мы едем по более тёплому маршруту, гостеприимному и живописному.

Б. Самый очевидный путь из Красноярска во Владивосток лежит по Транссибу… Но если мы не ограничены во времени и хотим больше впечатлений, то можем проехать с Тайшета по всему БАМу, а потом добраться на Сахалин и оттуда улететь в Хабаровск. А там уже и до Владика рукой подать. Таким образом, мы получаем интересный маршрут, сохранив прежними точку старта и точку финиша.

 

5. Ну и наконец, подчинённость идее и целостность. Можно рассматривать маршрут как единую историю. Маршрут, оформленный таким образом, часто называется проектом и позволяет внятно рассказывать о путешествии и достаточно легко изыскивать помощь, если она требуется (спонсоры, народное финансирование, СМИ и т.д.). Связующая идея и история может быть очень разными и ориентироваться на разную аудиторию.


 

Подготовка путешествия:

ВЫБОР ПОПУТЧИКОВ

С кем выйти в дорогу? Вопрос очень важный. Я, правда, тут не рассматриваю случай, когда люди несамостоятельные разыскивают себе поводырей с мозгами, деньгами и уровнем ответственности, достаточным для того, чтобы организовать путешествие… разбирайтесь, пожалуйста, сами!

Вообще, найти себе попутчика – это зачастую сложнее, чем выйти замуж или жениться. Особенно если отправляешься в технически сложное путешествие или продолжительное. Путешествие позволяет хорошо проверить вашу личную совместимость и крепость дружбы. И если есть вероятность, что дружба проверки не пройдёт, то обдумайте заранее, как и где вы сможете расстаться. Помните про пословицу: лучший способ перестать дружить с человеком – это начать вместе жить. Путешествие это та же жизнь, только облачённая в рамку некоторых бытовых неудобств и непредсказуемых приключений.

 

Итак, самое простое – это путешествие одиночное.

Из плюсов: ни от кого не зависишь, не нужно договариваться, не нужно подстраиваться под чьи-то привычки, делаешь что хочешь и не перед кем не отчитываешься.

Минусы:может увеличиться вес снаряжения, которое могло бы быть групповым и разделиться по рюкзакам. Например, палатка, даже самая простая и маленькая может весить килограмм, и один ты её берёшь, и вдвоём идёшь с ней же. Итого: 500 г на человека, или 1000 г на человека, есть разница? Спальный мешок двухместный даёт выигрыш в весе против аналогичного спального мешка одноместного при пересчёте на человека.

Путешествие вдвоём. Классика. Это уже достаточно надёжно и безопасно. Очень легко договориться и найти общий ритм. Вдвоём можно делать очень сложные и продолжительные путешествия. Считаю, что двое взрослых – лучшая комбинация для путешествия. Минусы пока могу обнаружить лишь в лыжном туризме: малым количеством человек достаточно трудоёмко тропить лыжню по мягкому снегу в зимних походах. Ну, может быть, ещё в каких-нибудь технически сложных местах – для организации страховки в горах или на воде…

Путешествия втроём чреваты неустойчивостью – всё время двое могут объединяться против третьего, причём в разных комбинациях. Самая неудобная группа в плане психологического климата. Может потребоваться больше работы.

Путешествия вчетвером опять хороши своей устойчивой структурой.Тут тыполучаешь все плюсы двойки (мобильность) и большой группы (безопасность и возможность делать интенсивную работу).Четверка – это две двойки, которые легко могут разделиться и могут быть автономны при желании. А при возможности и по желанию - объединиться. Вчетвером (четверо взрослых) мы ездили, например, автостопом по Афганистану, сначала двигались парами, а потом объединились и большую часть страны пересекли нераздельной четвёркой, когда поняли, что для водителей нет разницы скольких человек подвозить - двоих или четверых, Азия ведь!

 

Что касается путешествий с детьми, то при самостоятельных путешествиях пешком и автостопом нет проблем путешествовать с одним ребенком. Когда он совсем маленький, то он и вообще не меняет «габаритов» взрослого путешественника. Мама прицепила малыша в слинг, выдала ему сиську, вот и всё. Никаких трудностей. Когда дети подрастают, то с одной стороны они становятся более самоходными, более самостоятельными, а с другой стороны – более тяжёлыми и начинают занимать взрослое место в транспорте. Тут уже нужно думать. Путешествия становятся чуть более дорогими и медленными. Может быть, в каком-то возрасте имеет смысл делиться на пары мама-ребенок и папа-ребёнок, или искать варианты путешествий более самостоятельных – на велосипедах, плавстредствах и т.д.


Глава 3:

СНАРЯЖЕНИЕ

ПУТЕШЕСТВУЯ НАЛЕГКЕ

 

После того, как я в первый раз поделился мыслями относительно путешествий с детьми в интернете, нас попросили написать о содержимом наших рюкзаков, которые у нас небольшие, как можно видеть по фотографиям. А если знать о том, что мы едем с двумя детьми, три месяца и по трем климатическим зонам, то они могут показаться вообще супер маленькими. Начал писать список вещей и понял, что к любому списку необходимо еще и описание нашего способа думать, позволяющее путешествовать с таким набором. В результате, вместо списка получилась данный текст, который был сначала статьёй в интернете, а теперь превратился в главу книги.

 

Прежде чем говорить про снаряжение, давайте определимся в очередной раз: для чего мы путешествуем? Ответ на этот вопрос может занять не одну страницу текста, причем у каждого путешественника написанное может существенно отличаться. Конечно, интересно пофантазировать и выделить некоторые категории целей. Мне кажется, что одной из главных категорий окажется совокупность неких позитивных субъективных переживаний, которые путешествующий человек получает от данного процесса. Человек получает радость от познания, от красивых видов, от интересных встреч, от успешного преодоления трудностей... много от чего. Но сейчас, мне бы хотелось поговорить об одном из важнейших факторов, который может очень сильно повлиять на получение удовольствия от путешествия. Это, как вы уже догадались - тяжелый рюкзак. Для многих именно рюкзак является символом путешествий. Для многих также этим символом является почему-то тяжелый рюкзак. Для кого-то отсутствие знания о том как можно уменьшить вес своей поклажи может стать фактором, из-за которого человек и вовсе никуда не пойдет. Давайте же поглубже заглянем в сей значимый вопрос!

 

Итак, мифология рюкзачной тяжести имеет весьма глубокие корни и всеми поддерживается. Откройте какую-нибудь приключенческую книгу, и в ней вам расскажут, как много вещей перла на себе та или иная великая экспедиция. Откройте список вещей в советском (да и в современном) справочнике по туризму и ужаснитесь от его величины. Зайдите в магазин туристического снаряжения и вам там с удовольствием продадут хоть тонну «крайне необходимого». Поговори со своим другом о походах, и он тебе сообщит, что он нес рюкзак весом в 30 кг.

Я вот тоже родом из школьного туризма, в котором мы таскали ужасные рюкзаки типа «колобок» и мечтали лишь о том, что когда-нибудь у нас появятся рюкзаки более удобные... так прошли годы. В 2007 году мы с друзьями шли пешеходный поход по острову Кунашир. Рюкзак у меня был уже удобный, но по-прежнему тяжелый, при том, что условия похода были очень приятные. Я откровенно страдал.

Это страдание заставило меня кардинально изменить свое отношение к переносимому весу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.104 с.)