Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правила техники безопасности при работе на кафедре химииСтр 1 из 9Следующая ⇒
Введение Приступая непосредственно к подготовке к занятию, найдите по номеру занятия соответствующие план подготовки к занятию и приложение к нему. Номер и дата занятия по расписанию указаны в календарно-методическом плане прохождения изучения дисциплины, который находится на доске учебной информации на кафедре химии. В плане подготовки к занятию приведены названия темы (тем) и перечень учебных вопросов, выносимых на занятие. Вам необходимо проработать рекомендованную в плане подготовки литературу (учебники, учебно-методические пособия, материалы лекций), в первую очередь, те источники, которые отмечены в разделе «Основная литература» в приведенном списке литературы. Для проверки своей готовности к занятию (самоконтроля) необходимо выполнить задания из части А приложения к плану подготовки к лабораторному занятию. Задания различаются по назначению и степени сложности. Задания из этой части являются простыми – предназначены для проверки устоявшихся базовых постулатов и знаний, на воспроизведение материала лекции или учебника. Если выполнение этих заданий вызывает затруднения, то следует вернуться к изучению теоретического материала. Если вы справляетесь с решением задач части А, то это означает, что вы имеете базовые знания по теме (темам) занятия, работа на котором под руководством преподавателя позволит вам систематизировать теоретические знания. В ходе занятия под руководством преподавателя вы должны осуществить переход от задач части А к решению задач из части Б приложения, требующих более высокого уровня подготовленности. Настоятельно рекомендуем готовиться к контрольным работам и зачету, используя задания части Б из приложений к планам подготовки к занятиям. Обратите внимание, что при наличии лабораторной работы на занятии, кроме теоретических аспектов, вы должны четко представлять методику выполнения эксперимента. После выполнения лабораторной работы вам необходимо написать отчет и сдать его на проверку преподавателю. Таким образом, перед изучающими дисциплину «Химия» при самостоятельной работе по подготовке к занятию стоят следующие задачи: – изучить базисные вопросы по темам, которые входят в план предстоящего занятия;
– проверить свою готовность к занятию (самоконтроль) выполнением заданий из частей А и Б, приведенных в приложении к плану подготовки к занятию; – ознакомиться с теоретическими основами и последовательностью действий при выполнении лабораторной работы на предстоящем занятии и написать отчет по лабораторной работе, выполненной на предыдущем занятии. Желаем вам успехов в освоении дисциплины «Химия». ПЛАНЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К лабораторному ЗАНЯТИЮ № 1
Литература для подготовки: Лекция №1; [1] – С. 92–109, 114–124; [5] – С. 9, 10.
Базисные вопросы: 1. Основные понятия термодинамики. Термодинамические системы. Функции состояния. 2. Первый закон термодинамики. Понятие об энтальпии. Способы расчета изменения энтальпии в ходе химической реакции. Закон Гесса. Значение энтальпии для описания химических процессов в живых системах. 3. Второй закон термодинамики. Энтропия. Изменение энтропии при различных типах превращений химических веществ. Способы расчета энтропии. Энтропия как мера упорядоченности физико-химической системы. 4. Свободная энергия Гиббса. Методы ее расчета. Прогнозирование возможности самопроизвольного протекания химической реакции. 5. Обратимые и необратимые процессы. Основные понятия теории химического равновесия. Константа термодинамического равновесия и ее характеристики. Прогнозирование положения равновесия в химической реакции на основе его константы. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Часть А 1. Определите тепловой эффект реакции
2. Установите возможное направление протекания реакции
при 30 0С, если известно, что при данной температуре DН0реакции равно -79,5 кДж/моль, а DS0реакции составляет 92 Дж/моль×К.
3. Напишитевыражения констант равновесия для следующих обратимых гомогенных и гетерогенных систем:
а) 2H2 (г) + O2 (г) D 2H2O (г) б) С (тв) + СО2 (г) D 2СО (г) в) NH4OH D NH4+ + ОН- 4. В сосуде объемом 1 л смешали некоторое количество СО и Сl2. После того, как система достигла равновесного состояния, в сосуде было обнаружено 0,5 моль COCl2, 0,02 моль СО и 0,01 моль Сl2. Вычислите константу равновесия системы СO (г) + Cl2 (г) D COCl2 (г) при той же температуре.
Часть Б 1. Одноиз возможных метаболических превращений глюкозы - спиртовое брожение:
Вычислите величину изменения энтропии этого процесса при 25 0С, учитывая, что DH0298 равно -77,2 кДж/моль.
2. Можно ли получить аммиак при стандартных условиях по реакции, приведенной ниже?
Каков знак изменения энтропии этого процесса? Как изменится вероятность протекания этой реакции при повышении температуры и почему?
3. Константа равновесия системы 2N2 (г) + O2 (г) D 2N2O (г) равна 12,1. Равновесные концентрации N2 и N2O составляют, соответственно, 0,2 и 0,84 моль/л. Найдите начальную и равно-весную концентрации O2.
4. Вычислите начальные концентрации исходных веществ, константу равновесия (Кр) и DG0298 реакции образования дипептида: Ала + Гли D Ала-Гли, если равновесные концентрации аланина, глицина и аланилглицина составляют, соответственно, 1,5 моль/л, 1,5 моль/л и 3×10-3 моль/л.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К лабораторному ЗАНЯТИЮ № 2
Литература для подготовки: Лекция № 2; [1] – С. 129–130; [6] – С. 20–21, 24–25, 30–33. Базисные вопросы: 1. Молярность, моляльность, мольная и массовая доли как способы выражения концентрации растворов. Определения, формулы для р а с ч е т о в и размерность различных способов выражения концентрации растворов. 2. Р а с ч е т ы при переводе одного способа выражения концентрации раствора в другой. 3. Основные способы приготовления растворов заданной концентрации. Р а с ч е т ы для приготовления растворов – растворением вещества в растворителе; – разбавлением более концентрированного раствора вещества; – концентрированием разбавленного раствора путем добавления вещества; – смешиванием растворов различных концентраций данного вещества. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Часть А 1. Какова мольная доля фосфорной кислоты в растворе, содержащем 100 г Н3РО4 в 100 молях воды?
2. Вычислите молярность 1%-ного раствора глюкозы (плотность раствора примите равной 1 г/мл).
3. Вычислите массовую долю нитрата серебра в растворе (плотность 1,18 г/мл) с молярной концентрацией 1,4 моль/л.
4. Рассчитайте моляльность 5 · 10-5 М раствора гидроксида натрия (плотность раствора 1 г/мл).
Часть Б 1. Найдите массы йода и спирта, которые потребуются для приготовления 200 мл йодной настойки с плотностью 0,85 г/мл и массовой долей йода 5%.
2. Раствор содержит 50 г этиленгликоля (М = 62 г/моль) в 500 г воды. Рассчитайте моляльную концентрацию раствора и мольную долю в нем этиленгликоля.
3. Раствор хлорида калия (плотность 1,13 г/мл) содержит 245,7 г соли в 1000 г воды. Вычислите моляльность, молярность и мольную долю соли.
4. До какого объема необходимо разбавить 100 мл 36%-ной соляной кислоты (плотность раствора 1,18 г/мл), чтобы получить используемый при пониженной кислотности желудочного сока раствор (плотность 1,05 г/мл) с массовой долей кислоты 10%?
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К лабораторному ЗАНЯТИЮ № 3
Литература для подготовки: Лекция № 2; [1] – С. 129–139; [6] – С. 326–344. Базисные вопросы: 1. Понятие о коллигативных свойствах растворов. 2. Закон Рауля и его следствия: понижение температуры замерзания и повышение температуры кипения растворов неэлектролитов. Эбулиоскопическая и криоскопическая константы, их размерность. Криометрия и эбулиометрия. 3. Явление осмоса, его значение для живых организмов. Осмотическое давление. Способы его определения и р а с ч е т а в растворах неэлектролитов. Изоосмия как основополагающий принцип гомеостаза. Гипо-, гипер- и изотонические растворы. Плазмолиз и гемолиз. 4. Особенности р а с ч е т а коллигативных свойств в растворах электролитов. Осмоляльность и осмолярность биологических жидкостей. Изотонический коэффициент (i), его физический смысл; взаимосвязь изотонического коэффициента и степени диссоциации электролита (a). ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Часть А 1. Рассчитайте температуру замерзания водного раствора, содержащего 50 г этиленгликоля (спирт, М = 62 г/моль) в 500 г воды.
2. Какую массу глицерина (спирт, М = 92 г/моль) следует прибавить к 0,5 л воды, чтобы повысить температуру ее кипения до 100,1 0С?
3. Рассчитайте осмотическое давление 2,05·10-2 М раст вора глюкозы (сахар) при 25 0С.
4. Какая масса глюкозы (сахар, М = 180 г/моль) содержится в 250 мл раствора (при 37 0С), если этот раствор изотоничен крови?
Часть Б 1. В 1 л воды растворили 9 г хлорида натрия (М = 58,5 г/моль) и 1 г глюкозы. Рассчитайте осмоляльность этого раствора.
2. Раствор, содержащий 16,05 г Ba(NO3)2 (M = 261 г/моль) в 500 г воды, кипит при 100,12 0С. Рассчитайте изотонический коэффициент соли в этом растворе.
3. Осмотическое давление раствора, содержащего 7,45 г сахара в 0,625 л раствора, равно 0,812 атм при 12 0С. На основании этих данных установите молекулярную массу сахара.
4. Определите осмотическое давление, которое может выдержать эритроцит, если гемолиз наблюдается в 0,3%-ном растворе (плотность 1 г/мл) хлорида натрия.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К лабораторному ЗАНЯТИЮ № 4
Литература для подготовки: [1] – С. 144–145, 148–149; [2] – С. 88–92. Базисные вопросы: 1. Ионноепроизведение воды. Водородный и гидроксильный показатели (рН, рОН). Уравнение ионного произведения воды в логарифмическом виде. рН как критерий оценки кислотности среды (кислая, слабокислая, нейтральная, слабощелочная, щелочная). Р а с ч е т ы: – молярной концентрации ионов ОН- (Н+) по заданной молярной концентрации ионов Н+ (ОН-) в растворе; – рН (рОН) по заданным молярным концентрациям ионов Н+ или ОН- в растворах; – молярных концентраций ионов Н+ и ОН- в растворах по заданным значениям рН растворов. 2. Сильные кислоты и основания в свете теории электролитической диссоциации. Водные растворы сильных кислот и оснований как двухкомпонентные системы (кислота – вода, основание – вода). Диссоциация сильной кислоты (основания) и диссоциация воды – влияние первого процесса на смещение равновесия второго, выбор рН-определяющего процесса. Р а с ч е т ы: – рН растворов по заданным молярным концентрациям сильной кислоты (сильного основания) в растворе; – молярных концентраций сильной кислоты (сильного основания) по заданным значениям рН растворов. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 Примечание. Растворы, указанные в задачах, водные и даны при температуре 25 0С. Часть А 1. Рассчитайте концентрацию ионов ОH- в растворе, если концентрация ионов H+ в нем составляет 10-4 моль/л.
2. Вычислите рН растворов по известным концентрациям ионов: 1) [H+]: 10-5 моль/л; 5·10-9 моль/л; 2) [ОH-]: 10-2 моль/л; 6 ,3·10-10 моль/л.
3. Рассчитайте концентрации ионов (моль/л) 1) H+ в растворах c рН равными 2; 4,8; 2) ОH- в растворах с рН равными 9; 11,5.
4. Приведите записи двух процессов диссоциации – указанных ниже сильной кислоты или основания (процесс 1) и воды (процесс 2), происходящих в разбавленных водных растворах этих электролитов. HCl, H2SO4, NaOH, Ba(OH)2 5. Вычислите рН растворов с концентрациями хлороводорода 10-3 и 10-10 моль/л.
6. Рассчитайте молярную концентрацию азотной кислоты в растворе с рН равным 4.
Часть Б 1. Может ли рН воды отличаться от 7?
2. Значения рН водных растворов находятся примерно в диапазоне (–1)¸15. Объясните, какими факторами это определяется. В частности, почему рН раствора не может равняться 20 или –5?
3. Рассчитайте рН растворов серной кислоты с концентрациями 2·10-3, 5·10-8 и 10-11 моль/л.
4. Рассчитайте рН растворов гидроксида натрия с концентрациями 5·10-2, 10-7 и 10-10 моль/л.
5. Рассчитайте концентрации (моль/л) гидроксида калия в растворах с рН равными 9 и 7,1.
6. Что вы можете сказать о молярной концентрации (С0) гидроксида бария в растворе, если рН раствора примерно равняется 7,0?
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К лабораторному ЗАНЯТИЮ № 5
Литература для подготовки: Лекция № 2; [1] – С. 140; [5] – С. 18; [6] – С. 27–29. Базисные вопросы: 1.1. Соли в свете теории электролитической диссоциации. Ионная сила раствора (I) и активная концентрация (а, моль/л) иона как понятия, характеризующие растворы сильных электролитов (солей, сильных кислот и оснований). Взаимосвязь активной концентрации (активности) иона с его аналитической концентрацией (С0, моль/л), коэффициент активности (g) иона. Зависимость g от I, формула Дебая – Хюккеля. Средние коэффициенты активности ионов. Р а с ч е т ы: – ионной силы раствора для электролитов разных типов; – активной концентрации иона по заданной аналитической концентрации электролита. 1.2. Р а с ч е т рН водных растворов сильных кислот и оснований с учетом ионной силы раствора (через активные концентрации протонов и гидроксил-ионов). ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.1 Примечание. Растворы, указанные в задачах, водные и даны при температуре 25 0С. Часть А 1. Запишите процессы диссоциации следующих солей в разбавленных растворах NaCl, CaCl2, AlCl3, Na3PO4, Na2SO4, CuSO4, Al2(SO4)3. 2. Для раствора NaCl выведите формулу, связывающую ионную силу (I) с аналитической концентрацией электролита (С0, моль/л).
3. Вычислите коэффициент активности (используя формулу Дебая – Хюккеля) и активность иона Na+ в растворе хлорида натрия с концентрацией 10–2 моль/л.
Часть Б 1. Для раствора Н2SO4 выведите формулу, связывающую ионную силу (I) с аналитической концентрацией кислоты (С0, моль/л).
2. Вычислите коэффициент активности иона Н+ в 0,1 М растворе серной кислоты и сравните его со средним коэффициентом активности из соответствующей таблицы в [5].
3. Рассчитайте рН 1 М раствора гидроксида натрия без учета ионной силы раствора (а = С0) и учитывая ионную силу раствора (а ≠ С0).
Литература для подготовки: [1] – С. 150–151; [5] – С. 19, 21, 26; [6] – С. 92–93. Базисные вопросы: 2.1. Диссоциация слабых кислот и оснований в водных растворах. Понятия: константа диссоциации кислоты (Ка, константа кислотности), константа диссоциации основания (Кb, константа основности), степень диссоциации слабого электролита. Сравнение слабых кислот по силе: критерии и оценка. 2.2. Прогнозирование направления протекания обменных взаимодействий в растворах электролитов: – кислота + основание (реакции нейтрализации); – соль + вода (гидролиз соли); – соль + кислота; – соль + основание. ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.2 Часть А 1. Для указанных ниже соединений приведите записи их диссоциации в разбавленных водных растворах. CH3COOH, Н2СО3, H3PO4, NH4OH. 2. Для приведенных ниже кислот запишите выражения констант кислотности (Ка). Укажите, какая из кислот является более сильной. HCN, HCOOH, CH3COOH. 3. Для следующих пар электролитов оцените возможность протекания обменных взаимодействий в водном растворе. а) HCl + NaOH; б) HCl + CH3СOONa; в) HCl + NH4OH; г) HCl + NaBr; д) CH3СOONa + H2O; е) NaBr + NH4OH.
Часть Б 1. Расположите указанные ниже соединения в порядке возрастания их кислотных свойств. а) Н2СО3; б) NaНСО3; в) H3PO4; г) NaH2PO4; д) Na2HPO4; е) CH3COOH.
2. Оцените возможность протекания указанных ниже взаимодействий и составьте уравнения реакций. а) H2SO3 (избыток) + Na2CO3; б) H2SO3 + Na2CO3 (избыток); в) H2SO3 + Na2CO3 (в молярном соотношении 1:1).
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К лабораторному ЗАНЯТИЮ № 6
Литература для подготовки: [1] – С. 150–151; [5] – С. 19, 21, 26; [6] – С. 92–94. Базисные вопросы: 1. Водные растворы слабых одноосновных кислот: зависимость концентрации ионов Н+ ([Н+], моль/л) от константы кислотности (Ка) и концентрации кислоты (С0, моль/л). Водные растворы слабых однокислотных оснований: зависимость концентрации ионов ОН- ([ОН-], моль/л) от константы основности (Кb) и концентрации основания (С0, моль/л). Формулы, связывающие параметры: – Ка, С0, [Н+] (раствор кислоты); – Кb, С0, [ОН-] (раствор основания). 2. Степень диссоциации (a) слабого электролита, ее взаимосвязь с концентрацией протонов (раствор кислоты) или с концентрацией гидроксильных ионов (раствор основания). Зависимость a от константы кислотности (основности) и концентрации электролита. Формулы, связывающие параметры: – Ка, С0, a (раствор кислоты); – Кb, С0, a (раствор основания). 3. Р а с ч е т ы: – рН раствора кислоты (основания) по заданным значениям Ка, С0 (Кb, С0); – С0 кислоты (основания) по заданным значениям Ка (Кb) и рН раствора; – Ка (Кb) по заданным значениям С0 кислоты (основания) и рН раствора. 4. Водные растворы слабых многоосновных кислот: выбор рН-определяющего процесса. ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 Примечание. Растворы, указанные в задачах, водные и даны при температуре 25 0С. Часть А 1. Изобразите диссоциацию следующих электролитов в водном растворе: CH3COOН, HCOOН, NH4OH, Н2СO3, Н3PO4. 2. Вычислите рН децимолярного (0,1 М) раствора уксусной кислоты и степень диссоциации кислоты.
3. Рассчитайте концентрацию (моль/л) молочной кислоты (слабая одноосновная кислота) в растворе с рН равным 2,8.
4. При какой концентрации (моль/л) раствора степень диссоциации NH4OH будет равна 5%?
Часть Б 1. Вычислите рН двух растворов муравьиной кислоты с концентрациями 0,18 и 1,8·10-3 моль/л.
2. Дан водный раствор аммиака (NH4Oh) с концентрацией 1,8·10-3 моль/л. Рассчитайте его рН и степень диссоциации основания.
3. Рассчитайте предельное значение рН раствора угольной кислоты, учитывая, что максимальная растворимость СO2 составляет 4,5·10-2 моль/л, и концентрация угольной кислоты не может превышать этой величины.
4. Рассчитайте концентрацию (моль/л) уксусной кислоты в растворе с рН равным 5.
5. Раствор одноосновной слабой кислоты (НА) с концентрацией 10-2 моль/л имеет рН равный 2,54. Рассчитайте константу диссоциации (кислотности) кислоты.
6. При какой концентрации (моль/л) муравьиной кислоты 50% ее находится в растворе в недиссоциированном состоянии?
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К лабораторному ЗАНЯТИЮ № 7
Литература для подготовки: [1] – С. 151–154; [5] – С. 19, 21, 26; [6] – С. 96–105. Базисные вопросы: 1. Гидролиз солей. Уравнения гидролиза в ионном виде. Константа гидролиза (Кгидр), ее зависимость от силы слабого электролита (кислоты, основания), входящего в состав соли. Формулы, связывающие параметры: – Кгидр и Ка (гидролиз по аниону); – Кгидр и Кb (гидролиз по катиону). Р а с ч е т константы гидролиза. 2. Водные растворы солей слабых одноосновных кислот: зависимость концентрации ионов ОН- ([ОН-], моль/л) от константы гидролиза и концентрации (С0, моль/л). Водные растворы солей слабых однокислотных оснований: зависимость концентрации ионов Н+ ([Н+], моль/л) от константы гидролиза и концентрации соли (С0, моль/л). Формулы, связывающие параметры: – Кгидр, С0, [ОН-] (гидролиз по аниону); – Кгидр, С0, [Н+] (гидролиз по катиону). 3. Степень гидролиза (b) соли, ее взаимосвязь с [ОН-] (гидролиз по аниону) или [Н+] (гидролиз по катиону). Зависимость b от константы гидролиза и концентрации соли. Формулы, связывающие параметры Кгидр, С0, b. 4. Водные растворы средних солей слабых многоосновных кислот: выбор рН-определяющего процесса. 5. Р а с ч е т ы: – рН раствора соли известного состава при заданном значении С0; – С0 соли известного состава при заданном значении рН раствора; – Ка (гидролиз по аниону) и Кb (гидролиз по катиону) по заданным значениям С0 соли и рН раствора. 6. Водные растворы кислых солей слабых многоосновных кислот: диссоциация и гидролиз аниона как конкурирующие процессы. Оценка кислотности среды и р а с ч е т рН.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 Примечание. Растворы, указанные в задачах, водные и даны при температуре 25 0С. Часть А 1. Для гидролизующихся солей из указанных ниже составьте уравнения гидролиза в ионном виде. NaCl, Ca(NO3)2, AlCl3, CH3COONa, CH3COONH4, K2S. 2. Для приведенных ниже солей рассчитайте константы гидролиза. Укажите, какая из них более полно подвергается гидролизу. KCN, CH3COONa, NH4Cl.
3. Определите, при какой молярной концентрации соли NH4Cl степень ее гидролиза в растворе составит 1%.
4. Вычислите рН децимолярных (0,1 М) растворов солей: NaCl, CH3COONa, NH4Cl.
5. Рассчитайте концентрацию (моль/л) соли NH4Cl в растворе с рН равным 5.
6. Изобразите процессы, протекающие в водном растворе соли NaHS. Оцените кислотность среды.
Часть Б 1. Рассчитайте рН раствора формиата натрия (НСООNa) с концентрацией 0,5 М.
2. Рассчитайте рН децимолярного раствора фосфата натрия и степень гидролиза соли.
3. Рассчитайте концентрацию (моль/л) сульфида натрия в растворе с рН равным 12. Можно ли приготовить раствор ацетата натрия с таким же значением рН?
4. Рассчитайте рН раствора хлорида аммония с концентрацией соли 0,5 моль/л с учетом ионной силы раствора, используя средний коэффициент активности соли из соответствующей таблицы в [5].
5. При каких кислотно-основных нарушениях в организме можно использовать растворы питьевой соды (NaНСО3) и в каком диапазоне концентраций?
6. Рассчитайте рН децимолярных растворов Na2HPO4 и NaH2PO4. Изобразите протекающие в растворах процессы, определяющие рН.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К лабораторному ЗАНЯТИЮ № 8
Литература для подготовки: Лекция № 3; [1] – С. 155–166; [5] – С. 30; [6] – С. 128–142. Базисные вопросы: 1. Буферные растворы: понятие, классификация, механизм действия. Буферные системы крови: гидрокарбонатная, фосфатная, гемоглобиновая, оксигемоглобиновая, белковая (на примере глициновой). 2. Уравнение Гендерсона – Гассельбаха (вывод и пределы применимости) для кислотного буфера и основного буфера. Р а с ч е т ы параметров буферных растворов с использованием уравнения Гендерсона – Гассельбаха: – рН по заданным количествам вещества (концентрации, объему раствора, массе) компонентов буфера; – количества вещества компонентов буфера (концентрации, объема раствора, массы) по заданному значению рН. 3. Зона буферного действия и буферная емкость. Буферная емкость по кислоте, буферная емкость по щелочи. Понятия ацидоза и алколоза. Щелочной резерв крови. Выбор буферного раствора под цель эксперимента. ПРИЛОЖЕНИЕ № 8 Примечание. Растворы, указанные в задачах, водные и даны при температуре 25 0С. Часть А 1. Выберите из указанных ниже пары соединений, из которых можно приготовить буферные растворы. а) HCl и KCl, б) HCOOH и HCOOK, в) NH4OH и NH4Cl, г) NaOH и NaCl, д) NaHCO3 и Na2CO3, е) NaOH и CH3COOH. К какому типу буферных систем они относятся?
2. Изобразите процессы, характеризующие поведение компонентов ацетатного буфера в водном растворе. В качестве соли используйте ацетат натрия. Напишите реакции, протекающие при добавлении к ацетатному буферу HCl; NaOH. 3. В 1 литре раствора содержится 0,05 моля ацетата калия и 0,02 моля уксусной кислоты. Рассчитайте рН этого раствора.
4. К 100 мл 0,05 М раствора хлорида аммония добавили 100 мл 0,02 М раствора аммиака. Рассчитайте рН полученного раствора.
5. Что такое буферная емкость? При каком соотношении концентраций компонентов буферного раствора его буферная емкость максимальна и каково при этом значение рН раствора? 6. Что такое щелочной резерв крови и почему это понятие связано с гидрокарбонатной буферной системой? Часть Б 1. Почему рН буферного раствора зависит от разбавления? 2. Какой объем 0,2 М раствора ацетата калия следует добавить к 500 мл 0,1 М раствора уксусной кислоты для получения раствора, величина рН которого равна 5,05?
3. В каком объемном соотношении смешаны децимолярные растворы гидрофосфата калия и дигидрофосфата натрия, если получен раствор с рН равным 6,21?
4. Какую массу гидроксида калия надо добавить к 500 мл 0,1 М раствора уксусной кислоты для получения раствора с рН равным 4,45?
5. К 100 мл 0,05 М раствора хлорида аммония добавили 100 мл 0,02 М раствора гидроксида калия. Рассчитайте рН полученного раствора.
6. Даны 4 буферные системы: аммонийная (1), ацетатная (2), гидрокарбонатная (3), фосфатная (4). Какие из них можно использовать для поддержания рН в ходе эксперимента: – на уровне 5,5; – на уровне 5,5, если известно, что в ходе эксперимента выделяются гидроксильные ионы; – на уровне 5,5, если известно, что в ходе эксперимента выделяются протоны?
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К Лабораторному ЗАНЯТИЮ № 9
Литература для подготовки: Литература для подготовки к лабораторным занятиям №№ 2–8 и конспекты работы на занятиях. Базисные вопросы: 1. Способы выражения концентрации растворов. 2. Коллигативные (физико-химические) свойства растворов. 3.Кислотно-основные равновесия в водных растворах сильных кислот и оснований. 4.Кислотно-основные равновесияв водных растворах солей, слабых кислот и оснований. 5.Буферные растворы. ПРИЛОЖЕНИЕ № 9 Примечание. Растворы, указанные в задачах, водные и даны при температуре 25 0С. 1.1. Какой объем воды следует прибавить к 400 г 25%-ного раствора нитрата натрия, чтобы получить 10%-ный раствор?
1.2. Какую массу хлорида натрия надо добавить к 200 г его 3%-ного раствора, чтобы получить раствор с массовой долей соли 10%?
2.1. Вычислите массу хлорида натрия, которую необходимо добавить на каждый килограмм льда, чтобы он растаял при –5 0С. Кажущаяся степень диссоциации соли в этом растворе составляет 90%.
2.2. Вычислите осмотическое давление 20%-ного раст-вора (плотность 1,1 г/мл) сахара С12Н22О11 (М = 342 г/моль) при 37 0С.
3.1. Рассчитайте рН раствора с концентрацией серной кислоты: а) 2×10-3 моль/л; б) 2×10-11 моль/л.
3.2. Рассчитайте молярную концентрацию Ba(OH)2 в растворе с рН равным: а) 7,1; б) 10.
4.1. Вычислите молярную концентрацию карбоната натрия в растворе с рН равным 9,0.
4.2. Рассчитайте рН 0,2 М раствора уксусной кислоты и ее степень диссоциации.
5.1. К 120 мл 0,2 М раствора аммиака добавили 80 мл 0,05 М соляной кислоты. Рассчитайте рН полученного раствора.
5.2. Какую массу формиата натрия следует добавить к 100 мл 0,1 М раствора муравьиной кислоты, чтобы получить раствор с рН равным 4,05?
ПЛАН ПОДГОТОВКИ ПРИЛОЖЕНИЕ № 10 Часть А 1. Запишите уравнения гетерогенных равновесий, устанавливающихся при образовании насыщенных водных растворов следующих труднорастворимых солей: а) AgCl; б) Ag2CO3; в) Ag
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.224.103 (0.241 с.) |