Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кадры и монтажи (часть первая)
Определение кадра Понятие «кадр» имеет два значения. Одно из них связано с пространством: «целенаправленно выбранный прямоугольный кусок пространства в соотношении 3:4...» (Младенов, с. 93). Второе выражает время \л способ фиксирования на пленку кадра. В этом смысле кадр — это то, что мы засняли после запуска и до остановки камеры. Фильмы состоят из разного количества кадров. Фильм Эйзенштейна «Броне Классификация кадра В зависимости от их продолжительности кадры можно разделить на длинные и короткие. Длинный кадр, или кадр-эпизод «состоит из многих планов в результате внутрикадрового движения действующих лиц, а также подвижной камеры, постоянно меняющей композицию кадра, становясь в различных точках и ракурсах, приближаясь к снимаемым объектам или удаляясь от них» (Младенов, с. 94). В немалой части случаер длинные кадры означают спокойствие, а короткие — кульминацию, быстрый ритм. Возможна также комбинация коротких и длинных кадров. Это можно сделать и посредством контрапункта: «Краеугольным камнем в монтажной схеме Эйзенштейна является конфликт. Он постоянно противопоставляет различные по смыслу, композиции и длине кадры» (Райчева, с. 29). Кадр в зависимости от движения камеры В этом плане можно выделить: • кадры, при которых^ камера неподвижна, а объект двигается в зрительном • кадры, при которых камера двигается вокруг объекта; • кадры, при которых двигаются и камера, и объект. Можно осуществить классификацию и в зависимости от количества камер, с помощью которых снимается один и тот же кадр. В общем случае используется одна камера. Но большее количество камер позволяет нам выразить несколько точек зрения одновременно. Так фильм становится выразительнее. Для рекламного клипа кадр имеет ключевое значение. Кадр —основная единица фильма, так же как буквы являются основными единицами слова, а слова — единицами предложения, предложения же — единицами текста. Клип возникает из объединения кадров, осуществляемого посредством монтажа. Определение монтажа Монтаж — это способ отбора и выстраивания кадров. Конечная цель — получение гармоничного целого (текста), отвечающего поставленным ранее задачам.
Христо КАФТАНДЖИЕВ Монтаж не был придуман кинематографом. Он характерен и для остальных видов искусства. Автор романа комбинирует эпизоды в некоей последовательности, чтобы лучше выразить соответствующие смысловые внушения. Монтажный стык Данное понятие связано с границей между отдельными кадрами. Посредством стыка мы связываем (стыкуем) отдельные кадры, отличающиеся по своим характеристикам. С его помощью гармонизируем обрывочное действие, получающееся в результате различных кадров. Обрывочность можно преодолеть, если заканчивать и начинать последовательные кадры с одних и тех же или со схожих вещей — образов, слов, планов, ракурсов, цветов и т.д. Например", первый кадр заканчивается изображением дерева. С него же можно начать и второй кадр. Кадры можно стыковать и с помощью звука (звуковой стык): «Свист, издаваемый губами, переливается в паровозный гудок. Пыхтение человека — в бухтение машины» (Балаж, с. 252). Иногда нарочно кадры не стыкуются. Таким образом лучше выражается идея разграничения вещей. Манипулирование монтажом Монтаж дает самые большие возможности для манипуляции. Типичный тому пример — история с норвежской фирмой, перемонтировавшей в двадцатых годах фильм «Броненосец «Потемкин»: «Ни один из подстрекающих революционных кадров не был вырезан. Что же было сделано, чтоб угодить цензуре? Всего лишь небольшая перегруппировка. Фильм не заканчивался появлением флота, а вырезанное начало было приставлено к концу. То есть после бунта и после появления царского флота матросы стоят; дрожащими перед дулами ружей. Только теперь недовольных связывают и ставят к расстрелу. Только сейчас звучит команда «Пли»... и фильм кончается!» (Балаж, с. 167). Ассоциативный монтаж —'один из самых подходящих, когда хотим что-либо внушить. Чарли Чаплин и Сергей Эйзенштейн — мастера данного типа монтажа. Не менее эффективно можно делать некие внушения и средствами немонтажного кино —специфическим подбором персонажей, мест, времени съемок и т.д.
Классификации монтажа В общих чертах монтаж можно разделить на межкадровый (между отдельными кадрами) и внутрикадровый (монтаж в рамках отдельного кадра). Межкадровый монтаж В этом плане существует несколько классификаций, зависящих от различных переменных. В зависимости от типа происходящего действия монтаж можно разделить на два вида: • последовательный; • параллельный. ГАРМОНИЯ В РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ 7.3.5. Кадры и монтажи (часть вторая) Последовательный и параллельный монтаж При последовательном монтаже кадры следуют (в некоторой степени) так же, как происходит действие в реальной жизни. При параллельном монтаже мы соединяем действия, происходящие в разных местах, но объединенные какой-либо общей характеристикой. Типичным примером в этом смысле могут служить мысли одного из пионеров кино — американского режиссера Гриффита: «...эти разные истории пойдут, как четыре потока, спускающиеся с вершины горы. Сначала они будут двигаться раздельно, медленно и спокойно. Но чем^ дальше они будут уходить, тем ближе будут становиться, тем быстрее будет их течение, и в конце, в последнем действии, они сольются в единый поток взволнованной эмоции» (Райчева, с. 19). Психологические состояния и монтаж Специалисты определяют такой монтаж как ассоциативный. Бела Балаж анализировал углубленно данный тип монтажа: «У Гриффита есть фильм, где репутация, а следовательно — и счастье женщины оказываются под угрозой из-за газетной кампании. Огромный технический механизм типографии, где печатается распространяемая по всему миру газета, появляется со своими станками, как брошенный в атаку танковыми батальонами. Ротационные машины выбрасывают отпечатанные полосы, как пулеметную очередь. Само по себе нейтральное техническое предприятие приобретает лицо благодаря ассоциативному монтажу. По конвейеру катится газетная лавина... и обрушивается на женщину — в промежуточных кадрах она показана, как распластанная на земле беззащитная жертва. Возникает сравнение с лавиной, которая вот-вот похоронит под собой одну человеческую жизнь. Именно монтаж внушает это сравнение» (Балаж, с. 169). ^ Рудольф Арнхайм классифицирует монтаж по-другому. По его мнению, монтаж делится на различные виды в зависимости от: • отношений во времени; • отношений в пространстве; • смысловых взаимоотношений. Ниже приводится часть его классификации: Монтаж в зависимости от отношений во времени 1. Одновременность: • нескольких сцен — параллельные действия, смонтированные последова • действия в один и тот же момент. 2. До, после: • сцены, следующие одна за другой во времени; • ввод кадров о произошедших ранее событиях — припоминание; • ввод кадров о событиях, которые произойдут позже — пророческое виде Христо КАФТАНДЖИЕВ 3. События, не связанные во времени. В таком случае мы объединяем события не по темпоральному, а по смысловому принципу — например, монтируем кадр, в котором показываем расстрел бастующих рабочих, рядом с кадром, в котором режут быков на бойне. Монтаж в зависимости от отношений в пространстве Классификация такая: • действие в различных кадрах происходит в одном и том же месте;
• место действия в различных кадрах меняется в пространстве. Монтаж в зависимости от смысловых взаимоотношений 1.1. Параллельные формы: • формы объекта — округлость живота превращается в округлое возвыше • формы движения — качающийся маятник превращается в качающуюся 1.2. Параллельное содержание: • между отдельными объектами — показываем ручеек, птичек, счастливого • между целостными сценами — показываем, как расстреливают солдат / 2. Контраст в форме: • объекта — Пат и Паташон; • движения — быстрое / медленное движение; • содержания — голодный / витрина с продуктами. 3. Комбинации параллелей и контраста: • параллельность форм и контраст содержания — богач в кресле / бедняк на • параллельность содержания и контраст формы. Внутрикадровый монтаж Данный тип монтажа осуществляется в рамках отдельного кадра. В таком случае длина кадров больше по сравнению с межкадровым монтажом. Специалисты считают, что данный тип монтажа выражает жизнь правдоподобнее: «С такой же категоричностью, с какой некоторые советские кинематографисты 20-х годов считают монтаж основным выразительным элементом киноискусства, приверженцы «немонтажного» кино отвергают его, как пережиток, утверждая внутрикадровое движение, как самое соизмеримое со снимаемой действительностью, как самое присущее кинематографу средство выражения» (Райчева, с. 32). В действительности манипулировать зрителем данным типом монтажа можно ничуть не хуже, чем межкадровым. Причина кроется в том, что и персонажи, и все их характеристики (внешний вид, одежда, поведение и т.д.), и пространство, и время являются носителями значений. ГАРМОНИЯ В РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ 7.3.5. Кадры и монтажи (часть третья) Точки зрения и движения камеры Точкой зрения, движением камеры тоже можно внушать те или иные идеи. Это имеет особое значение для внутрикадрового монтажа. Причина в том, что, применяя его, мы не можем использовать большие возможности для внушения, предоставляемые межкадровым монтажом. Ниже приводится классификация точек зрения: • свидетельская точка зрения — камера является нейтральным или пристра • точка зрения персоналка (психологическая точка зрения) — в данном слу
• точка зрения неодушевленных предметов — данная точка зрения становит • несколько точек зрения одновременно, что достигается применением не Характеристики камеры —- движения и каданс Движения камеры можно классифицировать как: • приближение; • удаление; • зум — наезд или отъезд с помощью вариообъектива; • панорама — горизонтальное движение камеры вокруг вертикальной оси. С • трэвелинг — способ съемки во время движения — камера движется парал • кран (траекторная) — съемка с крана, при которой камера сочетает плав Значение несет и скорость (каданс) съемки. Высокая скорость выражает идею динамики: «Данный прием можно встретить в разных местах, включая в «Старом и новом» Эйзенштейна, где таким способом раскрывается жуткая медлительность, царящая в чиновничьей канцелярии, потом кто-то стукает кулаком по столу, ввергая всех в смущение, и все начинают действовать с молниеносной скоростью: служащие начинают метаться по канцелярии, печати и подписи сыплются на документ, и уже через несколько секунд все сделано» (Арнхайм, с. 123). Христо КАФТАНДЖИЕВ
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.021 с.) |