Реформация в Германии после смерти Лютера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформация в Германии после смерти Лютера



Сразу же после смерти Лютера протестантов Германии ждало суровое испытание. Одержав ряд побед над турками и французами, император Карл V решил заняться внутренними делами. Заключив союз с папой и Вильгельмом Баварским, он направил свои войска на земли князей-участников Шмалькальденского союза. В результате последовавшей за этим Шмалькальденской войны войска протестантов были разгромлены, в 1547 году войсками императора был захвачен Виттенберг, который уже почти 30 лет являлся неофициальной столицей протестантского мира (могила Лютера по приказу императора не была подвергнута разграблению), а курфюрст Саксонский Иоганн-Фридрих и ландграф Филипп оказались в тюрьме. В итоге на рейхстаге в Аугсбурге 15 мая 1548 года был объявлен интерим — соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки. Однако воплотить план Карлу не удалось: протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни и давно уже являлся религией не только князей и купцов, но и крестьян и рудокопов, в результате чего проведение интерима встречало упорное сопротивление.

Тогда по инициативе Морица группой умеренных протестантских теологов во главе с Меланхтоном был выработан более приемлемый для лютеран текст интерима, однако и он вызвал негативную реакцию со стороны непримиримых сторонников Реформации, получивших название гнесиолютеран. Конфликт между ними и сторонниками Меланхтона продолжался почти 30 лет.

В 1552 году протестантский Шмалькальденский союз вместе с французским королём Генрихом II начал против императора вторую войну, закончившуюся их победой. После второй Шмалькальденской войны протестантские и католические князья заключили с императором Аугсбургский религиозный мир (1555 г.), который установил гарантии свободы вероисповедания для имперских сословий (курфюрстов, светских и духовных князей, свободных городов и имперских рыцарей). Но несмотря на требования лютеран Аугсбургский мир не предоставил права выбора религии подданным имперских князей и рыцарей. Подразумевалось, что каждый правитель сам определяет вероисповедание в своих владениях. Позднее это положение трансформировалось в принцип «чья власть, того и вера» (лат. cujus regio, ejus religio). Уступкой католиков в отношении конфессии подданных стала фиксация в тексте соглашения права на эмиграцию для жителей княжеств, не пожелавших принять религию своего правителя, причём им гарантировалась неприкосновенность личности и имущества.

Однако разрешение политических споров не положило конец спорам догматическим. После смерти Лютера его ближайший помощник Меланхтон не смог сохранить единство лютеран. Он постоянно пытался найти компромисс — то с католиками, то с реформатами, что вызывало неудовольствие гнесиолютеран. В результате лютеранские богословы почти на 30 лет оказались вовлечёнными в ожесточённые теологические споры. Не обошлось даже без казней несогласных, что, однако, вызвало всеобщее возмущение. Помимо прочего, подобные споры не способствовали сплочённости лютеран перед лицом внешнего противника, поэтому в дело вмешались правители немецких земель. В 1576 году по инициативе курфюрста Августа Саксонского в Торгау состоялось обсуждение предварительных материалов, составленных Якобом Андреэ и Мартином Хемницем, был составлен документ «Torgisches Buch», разосланный различным земельным церквям для ознакомления с их мнением. К 1580 году работа была практически закончена, итоговый документ получил название Формулы Согласия. С выработкой Формулы Согласия и созданием корпуса Книги Согласия основные теологические споры внутри Евангелической Церкви были завершены[15].

Реформация в Швейцарии

Ситуация, аналогичная германской, сложилась и в Швейцарии, где авторитет католической церкви упал из-за злоупотреблений, разврата и невежества клириков. Монопольное положение церкви в области идеологии здесь также было подорвано успехами светского образования и гуманизма. Однако здесь, в Швейцарии, к идеологическим предпосылкам добавились сугубо политические: местное бюргерство стремилось превратить конфедерацию независимых друг от друга кантонов в федерацию, секуляризировать церковные земли, запретить военное наёмничество, которое отвлекало рабочие руки от производства[25].

Однако подобные настроения преобладали лишь в так называемых городских кантонах страны, где уже зародились капиталистические отношения. В более консервативных лесных кантонах сохранялись дружеские отношения с католическими монархиями Европы, армии которых они и снабжали наёмниками.

Тесная связь политического и идеологического протеста и породила движение Реформации в Швейцарии, наиболее яркими представителями которого выступили Ульрих Цвингли и Жан Кальвин.

Доктрина Цвингли имела черты сходства с лютеранством, но и немало отличалась от него. Как и Лютер, Цвингли опирался на Священное Писание и отвергал «Священное предание», резко критиковал схоластическое богословие, отстаивал принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства». Идеалом для него была раннехристианская церковь. Он не признавал того, что нельзя было, на его взгляд, обосновать свидетельством Священного Писания, и потому отвергал церковную иерархию, монашество, поклонение святым, безбрачие духовенства. В критике обрядов католической церкви он шёл дальше Лютера. Главное богословское различие между ними состояло в разной трактовке причастия, носившей у Цвингли более рационалистический характер. Он видел в евхаристии не таинство, а символ, обряд, совершаемый в воспоминание об искупительной жертве Христа. В то время, как Лютер шёл на союз с князьями, Цвингли был сторонником республиканизма, обличителем тирании монархов и князей[26].

Идеи Цвингли получили широкое распространение в Швейцарии при его жизни, но после гибели реформатора постепенно были вытеснены кальвинизмом и другими течениями протестантизма.

Стержневым положением учения Жана Кальвина являлось учение о «всеобщем предопределении», согласно которому Бог предначертал каждому человеку его участь: одним — вечное проклятие и скорбь, другим, избранным, — вечное спасение и блаженство. Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Кальвин утверждал духовный характер причастия, считал, что Божью благодать при его свершении получают лишь избранные[27].

Идеи Кальвина получили широкое распространении и в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции.

Реформа́ция во Франции (от лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение во Франции XVI века, направленное на реформирование Католической церкви в соответствии с её первоначальными традициями.

Приверженцев кальвинизма во Франции называли гугенотами. В отличие от многих других стран Европы, они не занимали строго определённой географически территории; очаги кальвинизма были рассеяны по всей территории страны. Это обусловливало особенно ожесточённый, братоубийственный характер Религиозных войн во Франции.

Кальвинистская реформация

Ситуация с Реформацией во Франции в некотором отношении напоминала немецкую, поскольку хотя центральная власть была более сильна, тем не менее некоторые провинции пользовались правами значительной автономии, особенно на юге, так что на юге и Французской Наварре протестантское движение было изначально сильным. Кроме того, аристократия также постоянно стремилась интриговать и ослаблять монархию. Религиозные вопросы перемешивались с политическими устремлениями. Правящие династии, сначала Валуа от Франциска I до Генриха III, а затем Бурбоны, начиная с Генриха IV, стремились упрочить стабильность страны и трона, сглаживая религиозную вражду либо посредством изгнания меньшинств, либо веротерпимостью.

Во Франции почва для реформ была подготовлена лучше, чем в Германии, благодаря деятельности либеральных католиков, таких, как Жак Лефевр д’Этапль и епископ Мо Гийом Брисонне. Король Франциск I и его сестра Маргарита Ангулемская нередко вмешивались, спасая гуманистов-реформаторов от козней мракобесов, а дочь Маргариты, Жанна д’Альбре, королева Наварры, страны, находившейся в вассальном подчинении Франции, в своих владениях предоставляла убежище преследуемым, хотя сама стала гугеноткой только в 1560 году.

Когда во Франции начали распространяться лютеранские идеи, Франциск I, не приветствовавший ересей, не был последователен в их подавлении, его политика зависела от того, хотел ли он политического союза с Папой, с турками или с немецкими лютеранами. В 1534 году в предвестии кризиса в Париже появились листовки, грубо критиковавшие мессу. Последовали жестокие репрессии. Епископ Брисонне покорился. Фарель бежал в Женеву, Лефевр в Страсбург, Кальвин — в Базель. При Генрихе II, сыне Франциска, гонения усилились, особенно в 1559 году, когда Франция и Испания заключили мир и каждая из стран смогла заняться подавлением ересей у себя дома. Преследования гугенотов, как называли протестантов во Франции, были бы еще более жестокими, если бы не смерть короля на турнире.

Амбуазский заговор

После смерти Генриха II соперничество аристократических кланов за влияние на его слабых сыновей стало всё чаще приобретать религиозный оттенок. Королевскую власть, в своей политике колебавшуюся, то, стремясь искоренить протестантов, то полностью признать их права, с двух сторон окружали радикальные представители двух аристократических родов, для которых вопросы религии представляли исключительную важность. Дом Гизов был настолько католическим, что выступал за привлечение испанской помощи, а семейство адмирала Колиньи настолько гугенотским, что ратовало за привлечение англичан и даже немцев. При Франциске II Гизы были близки к власти, поскольку матерью супруги короля, Марии Стюарт, была Мария де Гиз. Гугеноты, предвидя репрессии, вынашивали план Амбуазского заговора, преполагавшего убийство лидеров партии Гизов и захват власти домом Бурбонов. Однако заговор провалился.

Религиозные войны

Франциск II умер, и ему наследовал его младший брат, Карл IX. Королева-мать, Екатерина Медичи, взяла на себя власть и попыталась предотвратить религиозную войну, гарантировав гугенотам ограниченную веротерпимость в строго определенных регионах (эдикт 1562 года). Когда герцог Франциск де Гиз обнаружил гугенотов, отправлявших богослужение за пределами установленных границ, он открыл огонь. Бойня в Васси стала началом войн.

Гугенотов возглавил принц крови Луи Конде из дома Бурбонов. Кальвин выказал ему поддержку. Одна за другой последовали три безрезультатные войны. Во время первой из них погиб Конде, а Франциск де Гиз умер от руки убийцы. Его сын Генрих де Гиз считал, что к этому причастен Колиньи, новый лидер гугенотов. В конце десятилетнего периода безрезультатной вражды Екатерина предприняла вторую попытку примирения, скрепив ее браком Генриха Наваррского, Бурбона, сына Жанны д’Альбре и надежды гугенотов, со своей дочерью Маргаритой Валуа, католичкой. Вожаки всех партий прибыли на свадьбу в Париж. Герцог Гиз предпринял неудачное покушение на Колиньи. Затем Гиз, с молчаливого согласия Екатерины и ее сына Карла, охваченного паникой, попытался убить всех лидеров гугенотской партии во время резни в Варфоломеевскую ночь в августе 1572 года. За этим последовали кровавые бойни в провинциях.

Через два года (1574) Карла IX сменил на троне его брат, Генрих III. Неприятие резни было настолько сильным, что король мог править только в союзе с гугенотом Генрихом Наваррским. Некоего фанатичного католика это настолько взбесило, что он убил короля. Обе стороны отказались от претенциозных идей о низшей власти и беззастенчиво участвовали в народных волнениях. Затем Генрих Наваррский стал Генрихом IV, но будучи протестантом, не мог занять Париж и править Францией. Чтобы восстановить в стране мир, он перешел в католичество и издал эдикт дарования прав гугенотам, Нантский эдикт 1598 года. Им предоставлялась свобода совести, по-прежнему в ограниченных регионах, но помимо этого — полноправное участие в общественной жизни. Эдикт был отменен только в 1685 году. За этим последовал массовый исход гугенотов из Франции.

 

51. Каралеўская рэфармацыя.

В Англии Реформация началась значительно позже, чем на континенте - во время правления Генриха VIII, в 30-е годы XVI в. Реформационные идеи в Англии начали оформляться еще в XIV в. Идеологом ранней английской бюргерской Реформации был Джон Виклеф. Виклеф отрицал пиетет папства и требовал секуляризации земель.

В Англии XVI в. Реформация началась сверху, исходила от короля. Главной целью королевской Реформации являлось освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли.

Английская буржуазия была заинтересована в "дешевой и простой" церкви. Богатые церковно-монастырские земли не давали покоя светским феодалам. Весь этот комплекс причин положил начало английской Реформации.

Поводом к Реформации послужил отказ папы Римского расторгнуть брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской, что позволило бы королю вступить в новый брак с фрейлиной королевы Анной Болейн.

Екатерина Арагонская приходилась теткой Карлу V Габсбургу, католическому оплоту в Германии. Поэтому неудивительно, что папа был на ее стороне, и развод не санкционировал. Развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской был оформлен английским парламентом, после чего Генрих женился на Анне Болейн. В 1534 г. Генрих VIII издает "Акт о супрематии", которым король объявляется главой Английской церкви. Отношения с Ватиканом были решительно разорваны. "Акт" Генриха VIII не был проявлением борьбы с католицизмом, он знаменовал, в первую очередь, борьбу с папой. В "Акте" специально оговаривалась неприкосновенность всех католических догматов и обрядов. Менялся глава церкви - место папы занял король. Католический епископат оставался опорой складывающейся в это время в Англии новой формы монархии - аболютизма. Новая английская церковь, отрицая главенство папы, уже перестала быть абсолютно католической, но еще не стала протестантской. Она получила название англиканской, и англиканство, на первых порах, заняло среднее положение между католицизмом и протестантизмом.

В 1536-39 гг. в Англии закрываются монастыри и конфисковывается монастырское имущество. Из церквей изымаются драгоценные украшения. Начинается секуляризация церковных земель.

Генрих VIII был связан со многими английскими и европейскими гуманистами - Томасом Мором, Эразмом Роттердамским, Мартином Лютером и др. Отход Лютера от принципов гуманизма и переход на реформационные позиции дал Эразму Роттердамскому, не принявшему, как и многие гуманисты, Реформацию, повод для горького афоризма: подобно тому, как курица высиживает цыплят, гуманизм высидел Реформацию. Генрих VIII и Томас Мор выступили резко против новых принципов Лютера, и началась длительная богословская полемика. Томасу Мору принадлежит ряд богословских трудов, направленных против Реформации.

Секуляризированные у духовенства земли недолго удержались в королевской казне, вскоре они стали предметом торговли и спекуляции. Часть из них была подарена королевским фаворитам. Тем не менее секуляризация церковных земель имела огромные социальные последствия. Эти земли приобрели новые собственники - выходцы из среднего и мелкого дворянства и буржуазии, и тем самым оформился новый социальный слой английского общества.

Новые владельцы секуляризированных земель, чтобы повысить свои доходы, лишали крестьян их наделов, повышали ренту - причем до такой степени, что сами держатели вынуждены были покидать свои владения.

При Эдуарде VI англиканская церковь более приблизилась к протестантизму (признание догмата о предопределении). Но в это время в государственной и политической жизни Англии происходят серьезные изменения. В 1553 г. на престол восходит дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, католичка Мария Тюдор. Ее супругом был испанский король Филипп II. В Англии начинается католическая реакция. Королева восстановила католицизм. Началась кровавая борьба с протестантами и преследование их. Мария Тюдор получила прозвище Марии Кровавой. Однако королева не решилась возвратить монастырям земли и прочее имущество, секуляризированное при Генрихе VIII.

В Дании начало распространения реформационных идей относится к правлению Кристиана (1513-23) и Фредерика (1523-33). Крупнейшим деятелем датской Реформация был Х. Таусен. В 30-х гг. под знаменем Реформация развернулось народное движение, которое переплелось с борьбой внутри господствующего класса (см. "Графская распря" 1534-36). Кристиан, подавив движение, провел королевскую лютеранскую Реформация (1536), использовав ее в своих политических целях. Насильственное проведение лютеранской Реформация в Норвегии (1536) и Исландии (с 1540), подвластных Дании, было использовано для усиления там датского господства. Введение королевской Реформация в Швеции, освободившейся при Густаве Ваза от датского господства, было средством упрочения самостоятельной королевской власти и династии Ваза в стране (крупнейшие деятели шведской Реформация - братья О. Петри и Л. Петри, ее юридическое оформление и законодательное закрепление произошло на Вестеросских риксдагах 1527 и 1544, на общешведском церковном соборе 1529 в Эребру). Реформация была проведена и в Финляндии, подчиненной Швеции (крупнейший деятель финской Реформация - М. Агрикола).

 

Контррэфармацыя.

 

Несмотря на то, что феодализму в Европе в 16-17а.а. были нанесены ощутимые удары, феодальная реакция еще представляла собой большую силу. После первых поражений, понесенных от буржуазной Реформации и крестьянско-плебейских восстаний, феодальная реакция с 40-х г. 16в. перешла в наступление в разных направлениях. С другой стороны, католическая церковь, реорганизовавшись, повела ожесточенное наступление против Реформации повсюду, где последняя получила распространение или добилась успеха. Эта политика католической церкви, получившая название контрреформации, нашла наиболее яркое воплощение в деятельности вновь созданного Ордена иезуитов и в мероприятиях папства по осуществлению решений Триденского собора.

Основателем Ордена иезуитов был испанский дворянин среднего достатка Игнатий Лойола. Деятельность этого общества началась практически с 1534г., хотя официально Орден иезуитов был учрежден в 1540г. и с тех пор неизменно поддерживал тесную связь с папством.

Главным направлением деятельности иезуитов были: воспитание подрастающего поколения в духе ортодоксального католицизма; проникновение во все слои общества и преимущественно в правящие его сферы с целью их подчинения воле и целям Ордена и католической церкви; осуществление планов папской политики; борьба с ересями и распространение католицизма.

Иезуиты проникали в самую толщу обездоленных и угнетенных народных масс, выслеживали и выдавали инквизиции еретиков и «бунтовщиков». Они убеждали бедный люд в божественной предустановленности существующих порядков, в необходимости смирения и покорности. Их миссионеры энергично действовали в колониях и любыми методами распространяли там христианств.

Успехи Реформации показали необходимость проведения некоторых реформ и внутренних изменений в самой католической церкви, без чего она не могла сохранить свою былую роль в христианском мире. Папство стало решительно пресекать нарушения духовенством правил богослужения и папских предписаний. Были укреплены богословские факультеты университетов и церковные школы. В Риме создали центральный инквизиционный трибунал – главное учреждение по борьбе с ересями.

Большую роль в этих реакционных мероприятиях католической церкви сыграл Тридентский собор (церковный собор в итальянском городе Тренто), заседавший с перерывами с 1545 по 1563г. Решающей была его последняя сессия, длившаяся с января 1562 по декабря 1563г., на которой перевес оказался на стороне наиболее реакционных прелатов и иезуитов из Италии, получивших прозвище «ультрамон». Под их влиянием собор отверг все попытки отдельных его участников внести какие-либо существенные изменения в догматы и организацию католической церкви. Все сочинения протестантов и их учения были преданы анафеме.

Опираясь на решения собора, папство укрепило организацию церкви, преодолело догматические разногласия, усовершенствовало формы пропаганды католицизма там, где одержала успехи Реформация, а также в колониях.

 

53. Перадумовы навуковай рэвалюцыі. Развіццё прыродазнаўчых навук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.189.7 (0.022 с.)