Глава 1. Задача,как один из основных обучающих и воспитывающих факторов в младшей школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Задача,как один из основных обучающих и воспитывающих факторов в младшей школе



Задача, её главные элементы

Каждому учителю хорошо известно, какое большое место в начальном обучении математике занимали всегда, да и сейчас продолжают занимать текстовые задачи.

Задача - это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий.

Из самого определения задачи вытекает, что в ней обязательно должен быть заключен какой-то вопрос. Без вопроса задачи нет. Поскольку ответ на вопрос задачи должен быть получен в результате арифметических действий, очевидно, в ней должно заключаться требование узнать то или иное число (или числа)- искомое и, кроме того в задаче должны быть указаны те числа, с помощью действий над которыми может быть найдено искомое. Поэтому обязательными элементами всякой арифметической задачи являются неизвестное (искомое) число или несколько искомых чисел и данные числа.

Основные элементы задачи - условие и вопрос. Числовые (или буквенные) данные представляют собой элементы условия. Искомое всегда заключено в вопросе. Однако в некоторых случаях задача формулируется так, что вопрос может включить в себя часть условия или вся задача излагается в форме вопроса.

Все это необходимо учитывать при обучении детей решению задач. Один из важных моментов обучения состоит в том, чтобы дети научились самостоятельно выполнять первичный анализ текста задачи, отделяя известное от неизвестного. Существенно, чтобы они умели не только вычленять из задачи числовые данные, но и объяснить, что означает каждое из содержащихся в ней чисел в контексте самой задачи, что сказано про то число, которое нужно найти и т.п.

Рассмотрим теперь вопрос о том, что значит решить задачу. На первый взгляд может показаться, что этот вопрос ясен, что он не нуждается в обсуждении. Однако это совсем не так.

Термин «решение задачи» употребляется в методике и в живой речи учителя и учащихся в различных смыслах, и на этой почве в процессе обучения возникают иногда определенные трудности, которые учителю следует заранее иметь ввиду.

Вообще говоря, решить задачу - это значить ответить на поставленный в ней вопрос. Именно так чаще всего понимают требования решить задачу сами дети. Довольно часто бывает так, что как только учитель сообщил задачу, дети сразу же дают ответ на её вопрос. Но это не всегда удовлетворяет учителя. Он стремится выяснить, ка получен этот ответ, на основе каких рассуждений, с помощью какого арифметического действия. Например, была предложена задача: «На одной тарелке 5 яблок, на другой - 3 яблока. Сколько всего яблок на этих двух тарелках?». Дети отвечают: «8 яблок». Сначала учитель обычно требует «полного» ответа на вопрос. (Это имеет смысл не только с точки зрения развития устной речи учащихся, но и для того, чтобы дети еще раз вернулись мысленно к тексту задачи, сопоставили свой ответ с условием и вопросом задачи). Получив ответ: «На двух тарелках было всего 8 яблок»,- учитель продолжает спрашивать: «Как ты узнал?». Этот, казалось бы, простой вопрос нередко для ребенка бывает трудным: «Я догадался», «Я подсчитал»- вот типичные ответы первоклассников в подобных случаях (а иногда и просто: «Я не знаю»). Среди учителей распространенно мнение, что если ученик не может объяснить, как он получил ответ на вопрос задачи, значит, он не решил её. Дети внутренне никогда не могут с этим согласится. Возникает своего рода конфликтная ситуация, которая в данном случае совсем не полезна. Причина её заключена в том, что учитель понимает требование решить задачу значительно шире, чем просто дать ответ на её вопрос.

Для того, чтобы не возникло такого взаимонепонимания между учителем и учениками, необходимо разъяснить детям смысл требования «решить задачу».

Полезно сказать детям примерно следующее: задачи, которые вы будете решать на уроках математики,- это не загадки, которые нужно разгадать. Решить задачу-это значит объяснить (рассказать), какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы после вычислений получить число, которое в ней нужно узнать. Записать решение задачи- значить с помощью цифр и знаков действий показать, что нужно сделать, чтобы найти неизвестное число, выполнить вычисления и дать ответ на вопрос задачи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.004 с.)