Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Психологическая характеристика
Детей с нарушениями речи Тема 4. Особенности восприятия при речевых нарушениях Виды расстройства восприятия: слуховые, зрительные, тактильные агнозии. Характеристика зрительной агнозии. Недоразвитие и нарушение зрительного предметного гнозиса, его связь и влияние на характер нарушений речи и познавательной деятельности детей с различной речевой патологией (дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, нарушения письма и чтения). Нарушение и недоразвитие оптико-пространственного гнозиса. Уровни развития пространственных представлений в онтогенезе. Специфика нарушений и формирования пространственных представлений у детей с речевыми дефектами (дизартрия, алалия, общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма). Расстройства симультанности. Характеристика слухового восприятия. Структура слухового восприятия: неречевой и речевой слуховой гнозис. Слуховая агнозия, слуховая аритмия, слуховая амузия. Речевой слуховой гнозис: фонетический слух и фонетическое восприятие, фонематический слух и фонематическое восприятие. Значение речевого слухового гнозиса в процессе развития речи. Особенности речевого слухового гнозиса у детей с нарушениями речи. Влияние нарушений речевого слухового гнозиса на возникновение и характер нарушений устной и письменной речи. Вторичные нарушения речевого слухового гнозиса при нарушениях речи. Характеристика тактильного восприятия. Нарушения тактильного восприятия у лиц с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи, нарушения письменной речи): астереогноз (тактильная предметная агнозия), тактильная агнозия текстуры объекта, пальцевая агнозия, тактильная алексия, тактильная асимболия; соматоагнозия, гемисоматоагнозия, соматопарагнозия. Несформированность тактильного восприятия у детей с речевыми нарушениями. Методы и приемы изучения восприятия у детей с речевыми нарушениями. Возможности и ограничения в использовании методов нейропсихологической диагностики в логопсихологии. Развитие зрительного анализа и синтеза, развитие визуального мышления. Формирование пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями. Приемы развития слухового гнозиса. Значение логопедической работы по преодолению нарушений и развитию речевого слухового гнозиса.
Развитие обследовательских перцептивных действий в процессе ознакомления с окружающим, формирования предметных и продуктивных видов деятельности.
Тема 5. Особенности мнестической деятельности при речевых нарушениях Особенности мнестической деятельности при нарушениях речи. Определение памяти, основные свойства, виды, процессы. Роль памяти в развитии речи детей. Типы расстройств памяти: модально-неспецифические, модально-специфические. Особенности кратковременной, долговременной и оперативной памяти у детей с нарушениями речи. Специфика смысловой и механической памяти, возможности развития смысловой памяти при тяжелых нарушениях речи. Нарушение слуховой (слухоречевой) памяти. Сохранные виды памяти (простые и сложные), возможность их использования в процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Приемы и методы изучения памяти детей дошкольного возраста. Возможности и ограничения использования вербальных методов при изучении памяти детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Методы и приемы коррекции и развития разных видов памяти. Приоритет в развитии сложных видов памяти, смысловой памяти. Возможность использования и развития сохранных видов памяти в коррекции нарушений устной и письменной речи.
Тема 6. Особенности мышления при нарушениях речи Определение мышления. Операции, формы и виды мышления. Этапы или стадии формирования умственных действий. Характеристика операций мышления, знаний, самоорганизации деятельности. Особенности знаний детей с тяжелыми нарушениями речи, их влияние на характер результатов наглядно-образного и понятийного мышления. Особенности операций мышления: несформированность или специфика формирования отдельных операций и их компонентов у детей с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи, нарушения письменной речи). Особенности самоорганизации познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями. Методы и приемы изучения мышления детей с речевой патологией. Возможности и ограничения в использовании вербальных методов исследования мыслительной деятельности и ее результатов.
Методы и приемы коррекции и развития мышления детей-логопатов. Обогащение представлений об окружающем как средство овладения знаниями. Развитие визуального и логического мышления. Приемы развития и формирования самоорганизации познавательной деятельности.
Тема 7. Личностные особенности детей с нарушениями речи Индивидуально-психологические особенности личности детей с речевыми нарушениями. Фиксированность на дефекте. Психологическая модель феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте. Особенности формирования способностей при речевых нарушениях. Особенности формирования «Я-концепции» и отношения к речевому нарушению при различных нарушениях речи (алалии, ринолалии, дизартрии, патологии голоса, заикании и др.). Типы личности при нарушениях речи.
Тема 8. Характеристика общения и деятельности при различных формах речевых нарушений Определение общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Основные формы общения в детском возрасте: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситутивно-познавательная. Общение как условие развития личности. Нарушения основных звеньев общения: операционально-технического, мотивационного, контроля при различных речевых нарушениях. Особенности общения у детей с речевой патологией. Особенности развития и использования невербальных и вербальных средств при системных нарушениях речи, заикании. Нарушение коммуникативной функции речи при алалии, афазии, общем недоразвитии речи. Коррекционная направленность педагогической работы по формированию общения и коммуникации у детей с речевой патологией (алалия, общее недоразвитие речи, детская афазия, заикание и др.). Роль и значение ведущих видов деятельности в процессе овладения речью. Особенности ведущих видов деятельности у детей с речевыми нарушениями. Формирование предметной деятельности как условие развития языковой способности детей с тяжелыми нарушениями речи. Особенности игровых действий, ролевого поведения, действий сюжетосложения у детей-логопатов. Влияние речевых нарушений на овладение дидактической и сюжетно-ролевой игрой. Продуктивные виды деятельности: особенности, значение в процессе коррекции и развития речевой и неречевых психических функций. Развитие и формирование предпосылок учебной деятельности у детей с нарушениями речи. Формирование мотивации и произвольной регуляции поведения и деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.153 (0.006 с.) |