Кандидатпед. Наук, зав. Кафедрой логопедии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кандидатпед. Наук, зав. Кафедрой логопедии



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра логопедии

 

О.Р. Ворошнина, А.А.Мифтахова

 

 

Логопсихология

 

 

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 050715.65 – «Логопедия»

 

Согласовано: Учебно-методическое управление «____» _____________ 20___ г. __________________________ Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ «____» _____________ 20___ г. Зав. Кафедрой __________________

 

Пермь

пгпу 2009

 

Р е ц е н з е н т:

Кандидатпед. наук, зав. кафедрой логопедии

Пермского государственного педагогического университета О.Н. Тверская

 

 

Авторы-составители:

Канд. псих. наук доц. О.Р. Ворошнина, ассистент А.А. Мифтахова

 

 

    Логопсихология:учеб.-метод. комплекс курса. Для специальности 050715.65 – «Логопедия» / авт.-сост.О.Р. Ворошнина, А.А. Мифтахова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – 46 с.  

Учебно-методический комплекс по курсу «Логопсихология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических и семинарских занятий, темы рефератов, учебно-методическое обеспечение курса, включающее список литературы, информационный электронный ресурс и методические указания студентам.

Адресовано студентам дневного отделения, обучающимся по специальности «Логопедия».

 

Согласование с деканом обучающего факультета:

 

Декан _____________________ И.Ю. Ильина

 

 

Директор библиотеки______________ ________Подгорных Г.М.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Выписка из ГОС ВПО по специальности «Логопедия»  
I. Рабочая программа дисциплины …………………………………  
1.Цели и задачи изучения дисциплины ……………………………  
1. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины…….  
2. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля………………………………………………………………..  
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы…………………  
3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы…….  
4.Содержание курса …………………………………………………..  
5.Темы практических и семинарских занятий………………………..  
6.Лабораторные работы (лабораторный практикум)..........................
7.Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению……………………………………………...  
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………….....  
8.1. Список литературы……………………………………………….....  
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………...  
8.3. Методические указания студентам……………………………….  
8.4. Методические рекомендации преподавателю……………….…...  
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестации………………………..............................................................  
Вопросы к зачету.........................................................................................  

 


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ДПП.Ф.04 Логопсихология Теоретическиеосновылогопсихологии. Соотношениепервичныхивторичныхпризнаковвструктуреречевогодефекта. Психологическаяхарактеристикадетейснарушениямиречи: слуховаяагнозия, зрительнаяагнозия, астереогноз, особенностимнестическойдеятельности, нарушениямыслительныхопераций, личностныеособенностидетейснарушениямиречи.  

 

 

I. Рабочая программа дисциплины

 

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Предмет «Логопсихология» входит в цикл дисциплин предметной подготовки (федеральный компонент) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050715 – Логопедия. Содержание дисциплины включено в основную образовательную программу подготовки учителя-логопеда.

Содержание курса опирается на классические и современные исследования отечественной и зарубежной детской и возрастной психологии, дефектологии, межпредметные связи с общей и специальной психологией, нейропсихологией, психолингвистикой, специальной (коррекционной) педагогикой, логопедией и другими науками.

Логопсихология готовит учителя-логопеда к работе с лицами, имеющими первичные речевые нарушения, позволяет познакомиться с критериями дифференциальной клинико-психологической диагностики первичных и вторичных нарушений речи в структуре нарушенного развития.

Цель курса: содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах психологического сопровождения процессов развития, воспитания, обучения и коррекции нарушений речевого и психического развития лиц с нарушениями речи.

Изучаемая дисциплина ориентирована на освоение психодиагностической, коррекционно-развивающей и психопрофилактической функций учителя-логопеда в области специального образования, обеспечивается реализацией следующих основных задач курса:

Задачи:

- познакомить студентов с закономерностями и особенностями психического развития лиц с различной структурой речевого дефекта;

- раскрыть механизмы взаимодействия речевых и неречевых психических функций в условиях нормального и нарушенного речевого развития;

- сформировать представления о функциях речи и их нарушениях в условиях дизонтогенеза речи;

- познакомить с критериями дифференциальной диагностики первичных и вторичных нарушений речи в структуре нарушенного развития;

- способствовать освоению содержания и технологий психодиагностической, коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности в целостном образовательном процессе работы с логопатами.

 

2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Курс «Логопсихология» занимает важное место в процессе подготовки учителя-логопеда. Освоение его содержания обеспечивается благодаря преемственным связям с дисциплинами общегуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального блоков Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050715.65 – Логопедия. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Логопедия»:

Теоретические основы логопсихологии. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи: слуховая агнозия, зрительная агнозия, астереогноз, особенности мнестической деятельности, нарушения мыслительных операций, личностные особенности детей с нарушениями речи.

К началу освоения курса «Логопсихология» студент должен:

- знать основы фундаментальных наук о человеке, об общих и возрастных закономерностях его развития;

- знать нормативные и правовые акты в области специального (коррекционного) образования, государственной и международной политики в отношении детства и образования;

- знать анатомо-физиологические, социально-психологические и психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным психическим развитием.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

иметь представление: о психофизиологических и лингвистических основах логопсихологии; о концепции речи как ключевой высшей психической функции.

знать: общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями речи; особенности личности, эмоционально-волевой и познавательной сферы, общения и поведения лиц с нарушениями речи, методы и приемы их изучения и коррекции; соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта;

уметь: анализировать теоретические и прикладные исследования по вопросам детской логопсихологии; подбирать необходимый для изучения ребенка материал в соответствии с задачами психолого-педагогической диагностики; проектировать содержание и методы коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка;

приобрести навыки: подбора диагностического инструментария; анализа медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка; составления психолого-педагогической характеристики на ребенка;

владеть, иметь опыт: подбора и оформления диагностического материала для обследования; проектирования содержания коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности; подбора методов и приемов реализации коррекционно-развивающей работы; составления психолого-педагогической характеристики на ребенка.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная
Номера семестров  
Аудиторные занятия:  
лекции  
практические и семинарские занятия  
лабораторные работы (лабораторный практикум)
самостоятельная работа  
Всего часов на дисциплину  
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, № семестров) Входной контроль - компьютерное тестирование. Промежуточный контроль по разделам «Теоретические основы логопсихологии», «Психологическая характеристика детей с нарушениями речи» – компьютерное тестирование. Контроль остаточных знаний – компьютерное тестирование в 7 семестре.
Курсовая работа (№ семестра)
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) – № семестров зачет – 6 семестр

 

 

Форма обучения очная

 

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе Самостоятельная работа  
Лекции Практ. занятия, семинары Лабор. работы
Раздел 1. Теоретические основы логопсихологии
1. Логопсихология как наука          
2. Психофизиологические и лингвистические основы логопсихологии          
3. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта          
Раздел 2. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи
4. Особенности восприятия при речевых нарушениях          
5. Особенности мнестической деятельности при речевых нарушениях          
6. Особенности мышления при нарушениях речи          
7. Личностные особенности детей с нарушениями речи          
8. Характеристика общения и деятельности при различных формах речевых нарушений          
ИТОГО:          

 

Содержание курса

Детей с нарушениями речи

Тема 4. Особенности восприятия при речевых нарушениях

Виды расстройства восприятия: слуховые, зрительные, тактильные агнозии.

Характеристика зрительной агнозии. Недоразвитие и нарушение зрительного предметного гнозиса, его связь и влияние на характер нарушений речи и познавательной деятельности детей с различной речевой патологией (дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, нарушения письма и чтения).

Нарушение и недоразвитие оптико-пространственного гнозиса. Уровни развития пространственных представлений в онтогенезе. Специфика нарушений и формирования пространственных представлений у детей с речевыми дефектами (дизартрия, алалия, общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма).

Расстройства симультанности.

Характеристика слухового восприятия. Структура слухового восприятия: неречевой и речевой слуховой гнозис. Слуховая агнозия, слуховая аритмия, слуховая амузия. Речевой слуховой гнозис: фонетический слух и фонетическое восприятие, фонематический слух и фонематическое восприятие. Значение речевого слухового гнозиса в процессе развития речи. Особенности речевого слухового гнозиса у детей с нарушениями речи. Влияние нарушений речевого слухового гнозиса на возникновение и характер нарушений устной и письменной речи. Вторичные нарушения речевого слухового гнозиса при нарушениях речи.

Характеристика тактильного восприятия. Нарушения тактильного восприятия у лиц с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи, нарушения письменной речи): астереогноз (тактильная предметная агнозия), тактильная агнозия текстуры объекта, пальцевая агнозия, тактильная алексия, тактильная асимболия; соматоагнозия, гемисоматоагнозия, соматопарагнозия.

Несформированность тактильного восприятия у детей с речевыми нарушениями.

Методы и приемы изучения восприятия у детей с речевыми нарушениями. Возможности и ограничения в использовании методов нейропсихологической диагностики в логопсихологии.

Развитие зрительного анализа и синтеза, развитие визуального мышления. Формирование пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями.

Приемы развития слухового гнозиса. Значение логопедической работы по преодолению нарушений и развитию речевого слухового гнозиса.

Развитие обследовательских перцептивных действий в процессе ознакомления с окружающим, формирования предметных и продуктивных видов деятельности.

 

Тема 5. Особенности мнестической деятельности при речевых нарушениях

Особенности мнестической деятельности при нарушениях речи. Определение памяти, основные свойства, виды, процессы. Роль памяти в развитии речи детей.

Типы расстройств памяти: модально-неспецифические, модально-специфические.

Особенности кратковременной, долговременной и оперативной памяти у детей с нарушениями речи. Специфика смысловой и механической памяти, возможности развития смысловой памяти при тяжелых нарушениях речи.

Нарушение слуховой (слухоречевой) памяти. Сохранные виды памяти (простые и сложные), возможность их использования в процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Приемы и методы изучения памяти детей дошкольного возраста. Возможности и ограничения использования вербальных методов при изучении памяти детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Методы и приемы коррекции и развития разных видов памяти. Приоритет в развитии сложных видов памяти, смысловой памяти. Возможность использования и развития сохранных видов памяти в коррекции нарушений устной и письменной речи.

 

Тема 6. Особенности мышления при нарушениях речи

Определение мышления. Операции, формы и виды мышления. Этапы или стадии формирования умственных действий.

Характеристика операций мышления, знаний, самоорганизации деятельности. Особенности знаний детей с тяжелыми нарушениями речи, их влияние на характер результатов наглядно-образного и понятийного мышления. Особенности операций мышления: несформированность или специфика формирования отдельных операций и их компонентов у детей с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи, нарушения письменной речи). Особенности самоорганизации познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями.

Методы и приемы изучения мышления детей с речевой патологией. Возможности и ограничения в использовании вербальных методов исследования мыслительной деятельности и ее результатов.

Методы и приемы коррекции и развития мышления детей-логопатов. Обогащение представлений об окружающем как средство овладения знаниями. Развитие визуального и логического мышления. Приемы развития и формирования самоорганизации познавательной деятельности.

 

Тема 7. Личностные особенности детей с нарушениями речи

Индивидуально-психологические особенности личности детей с речевыми нарушениями. Фиксированность на дефекте. Психологическая модель феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте. Особенности формирования способностей при речевых нарушениях.

Особенности формирования «Я-концепции» и отношения к речевому нарушению при различных нарушениях речи (алалии, ринолалии, дизартрии, патологии голоса, заикании и др.).

Типы личности при нарушениях речи.

 

Тема 8. Характеристика общения и деятельности

при различных формах речевых нарушений

Определение общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Основные формы общения в детском возрасте: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситутивно-познавательная. Общение как условие развития личности.

Нарушения основных звеньев общения: операционально-технического, мотивационного, контроля при различных речевых нарушениях. Особенности общения у детей с речевой патологией. Особенности развития и использования невербальных и вербальных средств при системных нарушениях речи, заикании.

Нарушение коммуникативной функции речи при алалии, афазии, общем недоразвитии речи.

Коррекционная направленность педагогической работы по формированию общения и коммуникации у детей с речевой патологией (алалия, общее недоразвитие речи, детская афазия, заикание и др.).

Роль и значение ведущих видов деятельности в процессе овладения речью. Особенности ведущих видов деятельности у детей с речевыми нарушениями.

Формирование предметной деятельности как условие развития языковой способности детей с тяжелыми нарушениями речи. Особенности игровых действий, ролевого поведения, действий сюжетосложения у детей-логопатов. Влияние речевых нарушений на овладение дидактической и сюжетно-ролевой игрой.

Продуктивные виды деятельности: особенности, значение в процессе коррекции и развития речевой и неречевых психических функций.

Развитие и формирование предпосылок учебной деятельности у детей с нарушениями речи. Формирование мотивации и произвольной регуляции поведения и деятельности.

 

Семинарское занятие № 1.

Задачи изучения темы:

1. Учиться анализировать и сопоставлять позиции, определяющие предмет, цель, задачи, методы логопсихологии с позициями, определяющими предмет, цель, задачи, методы логопедии, специальной психологии, патопсихологии, нейропсихологии, психолингвистики.

2. Учиться устанавливать межотраслевые связи логопсихологии.

3. Учиться анализировать учебную литературу, составлять карту-конспект.

Форма отчетности: карта-конспект

Наука Определение Предмет Цель, задачи Методы
Логопсихология Логопедия Специальная психология Патопсихология Нейропсихология Психолингвистика        

Вопросы к теме:

1. Сравнительная характеристика логопсихологии со следующими науками:

- логопедия

- специальная психология

- патопсихология

- нейропсихология

- психолингвистика

Критерии для сравнения:

а) определение науки

б) предмет

в) цель, задачи

г) методы

2. Межотраслевые связи логопсихологии с другими науками.

Основная литература:

1. Калягин, В.А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова.– М.: Академия, 2006.

 

Дополнительнаялитература:

1. Белянин, В.П. Психолингвистика / В. П. Белянин.– М., 2004.– С. 8-12, 126-150.

2. Левченко, И.Ю. Патопсихология / И. Ю. Левченко.– М., 2003.

3. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой.– М., 2002.
Разд. 3. – Гл. 3.

4. Психологический словарь / под ред. Ю. Л. Неймара.– Ростов-на-Дону, 2003. – С. 288, 333.

5. Трошин, О.В. Логопсихология / О. В. Трошин, Е. В. Жулина.– М., 2005.

 

Семинарское занятие № 2, 3

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть сущность и специфику познавательного развития детей, имеющих речевые нарушения.

2. Дать характеристику развития отдельных познавательных процессов у детей с нарушениями речи.

3. Учиться анализировать, обобщать, систематизировать учебный материал, совершенствовать умения логично, аргументированно излагать изученный материал.

4. Учиться подбирать литературу по теме реферата.

Форма организации занятия: семинар.

Форма отчетности: реферат, карта-конспект.

Методические рекомендации:

Группа студентов делится на 3 подгруппы в соответствии с темами рефератов. Студенты изучают литературу, анализируют, обобщают ее и подготавливают выступление. В процессе выступления необходимо выделить основные моменты, которые будут фиксироваться другими студентами.

1 Тема 1. Особенности зрительного восприятия при нарушениях речи

План:

1. Сущность зрительного восприятия, его содержательная характеристика.

2. Особенности зрительного восприятия при нарушениях фонетической стороны речи.

3. Особенности зрительного восприятия при системных нарушениях.

4. Особенности зрительного восприятия при афазии.

5. Особенности зрительного восприятия при нарушении письменной речи.

Тема 2. Особенности мнестической деятельности при нарушениях речи

План:

1. Сущность мнестической деятельности.

2. Особенности мнестической деятельности у детей с нарушениями звукопроизношения (дислалией, ринолалией, дизартрией).

3. Особенности мнестической деятельности при системных нарушениях речи (алалии, афазии).

4. Особенности мнестической деятельности при заикании.

5. Особенности мнестической деятельности при нарушениях голоса.

Тема 3. Особенности мыслительной деятельности при нарушениях речи

План:

1. Особенности мыслительной деятельности детей с нарушениями звукопроизношения.

2. Особенности мыслительной деятельности детей при системных нарушениях.

3. Особенности мыслительной деятельности заикающихся.

4. Особенности мыслительной деятельности детей при нарушениях голоса.

5. Особенности мыслительной деятельности детей при нарушениях письменной речи.

Литература:

1. Анушев, Г.И. Психологические особенности заикающихся / Г. И. Анушев // Расстройства речи и голоса в детском возрасте.– М., 1973.

2. Бейн, Э.С. К вопросу о фрагментарности слухового восприятия при сенсорной афазии / Э. С. Бейн, Б. А.Кистенев, М. К. Шохор-Троцкая // Физиологические механизмы нарушения речи.– Л.,1967.

3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер.– М., 1973.

4. Гаркуша, Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией 5-6 лет / Ю. Ф. Гаркуша // Недоразвитие и утрата речи/ Ю. Ф. Гаркуша.– М., 1985.

5. Дефектология.– 1980.– № 2 (ст. Ковшикова В.А., Элькина Ю.А.).

6. Дефектология.– 1973.– № 3 (ст. Серлевой Г.Ф.); 1975 – № 5 (ст. Цветковой Л.С., Пирсухалайшвили Т.М.); 1989.– № 5 (ст. Чевелевой Н.А.).

7. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник.– М., 1986.

8. Калита, Н.Г. К вопросу о нарушениях мышления у больных с акустико-мнестической афазией / Н. Г. Калита // Проблемы афазии и восстановительного обучения.– М., 1979.

9. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма / А. Н. Корнев.– М., 1997.

10. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский.– М., 1985.

11. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаковской.– М., 1998.

12. Мастюкова, Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи / Е. М. Мастюкова // Дефектология.– 1976.– № 1.

13. Недоразвитие и утрата речи. М., 1985.

14. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / ред.-сост. С. А. Миронова.– М., 1987.

15. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной.– М., 1968.

16. Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития.– Минск, 1987.

17. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых.– М., 1980.

18. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития.– Минск, 1985.

19. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера.– М., 1986.

20. Расстройства речи и голоса в детском возрасте.– М., 1973.

21. Расстройства речи и методы их устранения.– М., 1975 (ст. Гуменной Г.С., Гуровец Г.В., Давидович Л.Ф. и др.).

22. Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского.– М., 1969.

23. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых.– Л., 1987.

24. Селиверстов, В.И. Заикание у детей / В.И. Селиверстов.– М., 2000.

И др. литература по выбору студентов.

 

Тема 7.Личностные особенности детей с нарушениями речи

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть специфику становления структурных компонентов личности (уровня притязаний, самооценки, «Я-концепции») и эмоционально-волевой сферы лиц с тяжелыми нарушениями речи (при алалии, ринолалии, дизартрии, патологии голоса, заикании и др.).

2. Учиться определять изменения, происходящие в структуре личности в разном возрасте при осознании дефекта.

3. Учиться анализировать, систематизировать и обобщать учебную и научно-исследовательскую литературу.

Форма отчетности: план ответа на вопросы.

Вопросы к теме:

1. Общие понятия о личности: личность, индивидуальность, способности, темперамент. Понятие о воле, эмоциях, чувствах.

2. Особенности личностного и эмоционального развития ребенка с нарушением речи от рождения до 7 лет.

3. Особенности самооценки и уровня притязаний у лиц с тяжелыми нарушениями речи.

4. Особенности формирования «Я-концепции» и отношения к речевому нарушению при различных нарушениях речи (алалии, ринолалии, дизартрии, патологии голоса, заикании и др.).

5. Психологическая модель феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте.

6. Характер тревог, страхов и психологических защит у лиц с тяжелыми нарушениями речи.

7. Типы личности при речевых нарушениях.

Основная литература:

1. Калягин, В.А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова.– М.: Академия, 2006.

Дополнительная литература:

1. Глозман, Ж.М. Исследование уровня притязаний у больных с афазией / Ж. М. Глозман // Дефектология.– 1983.– № 1.

2. Слинько, О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О. А. Слинько // Дефектология.– 1992.– № 1.

3. Терентьева, В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи / В. И. Терентьева // Дефектология.– 2000.– № 4.– С. 75 (к вопросу 3).

4. Орлова, О.С. Личностные особенности больных со спастической дисфонией / О. С. Орлова, Л. Е. Гончарук // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности.– М., 1983.

5. Павлова, С.И. О психологических особенностях заикающихся детей и подростков / С. И. Павлова // Нарушения речи и голоса у детей.– М., 1975.– С. 65-69.

6. Селиверстов, В.И. Хрестоматия по логопедии: в 2 т. Т.1. О психологической модели феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте / В. И. Селиверстов. (Логопедия. Заикание. Хрестоматия) (к вопросу 6)

7. Волкова, Г.А. Реакция негативизма в поведении заикающихся детей / Г. А. Волкова // Изучение и коррекция речевых расстройств.– Л., 1986.

8. Глозман, Ж.М. Изменение личности при афазии / Ж.М. Глозман // Дефектология.– 1985.– № 6.

9. Калягин, В.А. Типологические и личностные характеристики взрослых заикающихся / В. А. Калягин, Л. Н. Мацько // Заикание: экспериментальные исследования и методы реабилитации.– М., 1986.– С. 28, 30.

10. Калягин, В.А. Оценка особенностей речи и личности заикающихся с помощью личностных психодиагностичнеских тестов / В. А. Калягин, Г. М. Степанова // Дефектология.– 1996.– № 3.

11. Щипицина, Л.М. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л. М. Щипицина, Л. С. Волкова // Дефектология.– 1993.– № 4. (к вопросу 7)

 

 

Список литературы

Основная:

1. Калягин, В.А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова.– М.: Академия, 2006.

2. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова.– М.: ВЛАДОС, 1997.

Дополнительная:

1. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова.– М.: Книголюб, 2004.

2. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской.– М., 2002.

3. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия.– М.: Академия, 2002.

4. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой.– М., 2003.

5. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной.– М.: Просвещение, 1967.

6. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи / З. А. Репина.– Екатеринбург, 1995.

7. Селиверстов, В.И. Заикание у детей / В. И. Селиверстов.– М., 2000.

8. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского.– М., 2003.

9. Усанова, О.Н. Специальная психология / О. Н. Усанова.– М., 1990.

10. Хрестоматия по логопедии в 2-х т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова.– М., 1997

Дополнительно рекомендуемая:

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази.– М., 1982.

2. Барташникова, И.А. Учись играя / И. А. Барташникова, А. А. Барташников.– Харьков, 1997.

3. Башаева, В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук / В. Башаева.– Ярославль, 1997.

4. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь.– М. 1988.– Гл. 1.

5. Венгер, Л.А. Психолог в детском саду / Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева.– М., 1995. – С. 13.

6. Венгер, А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе / А. Л. Венгер, Л. А. Венгер.– М., 1994.

7. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития / Е. Н. Винарская.– М.: Просвещение, 1987.

8. Виноградова, М.А. Нарушение функций и форм речи у заикающихся дошкольников в разных ситуациях речевого общения / М. А. Виноградова // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых.– Л., 1987.

9. Волков, Б.С. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога / Б. С. Волков, Н. В. Волкова.– М., 2002.

10. Волкова, Г.А. Реакция негативизма в поведении заикающихся детей / Г. А. Волкова // Изучение и коррекция речевых расстройств.– Л., 1986.

11. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова.– М.: Книголюб, 2004.

12. Воронова, А.П. Нарушения зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией / А. П. Воронова // Дефектология.– 1993.– № 1.

13. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: учебное пособие для студентов вузов / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова.– М., 2003.

14. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский.– М., 1983.– Т. 3.

15. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Л. С. Выготский / под ред. В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской. Т. 1.– М. Че Ро: Высш. шк.: МГУ, 2002.

16. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев.– М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961.

17. Гезелл, А. Проблемы дифференциального диагноза // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. Т.1. / А. Гезелл / под ред. В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской.– М.: Че Ро: Высш. шк: МГУ.– М., 2002.

18. Геркина, М.И. Речь заикающихся дошкольников в различных условиях общения / М. И. Геркина // Дефектология.– 1972.– № 3.

19. Глозман, Ж.М. Изменение личности при афазии / Ж. М. Глозман // Дефектология.– 1985.– № 6.

20. Глозман, Ж.М. Исследование уровня притязаний у больных с афазией. / Ж.М. Глозман // Дефектология. – 1983. – № 1.

21. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология.– 1995.– № 6.

22. Давидович, Л.Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития / Л. Р. Давидович // Расстройства речи и методы их устранения.– М., 1975.

23. Давыдковский, И.В. Внешние и внутренние факторы в этиологии // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: в 2 т Т.1. / И. В. Давыдковский / под ред. В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской.– М.: Че Ро: Высш. шк: МГУ.– М., 2002.

24. Даниленкова, О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи / О. Р. Даниленкова // Дефектология.– 2000.– №6.– С. 59-64.

25. Детская психология / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.– М., 1988.

26. Дефектологичесикийсловарь.– М.: Педагогика, 1970.

27. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: методическое пособие для практических психологов / под ред. Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова.– СПб., 2005.

28. Забрамная, С.Д. Развитие ребенка – в ваших руках / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик.– М., 2000.

29. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / Зимняя И. А.– М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2001.

30. Калягин, В.А. Типологические и личностные характеристики взрослых заикающихся / В. А. Калягин, Л. Н. Мацько // Заикание: экспериментальные исследования и методы реабилитации.– М., 1986.– С. 28, 30.

31. Калягин, В.А. Основные свойства внимания у взрослых заикающихся / В. А. Калягин // Изучение и коррекция речевых расстройств.– Л., 1986.

32. Калягин, В.А. Оценка особенностей речи и личности заикающихся с помощью личностных психодиагностичнеских тестов / В. А. Калягин, Г. М. Степанова // Дефектология.– 1996.– № 3.

33. Ковшиков, В.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной алалией / В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин // Дефектология.– 1980.– № 2.

34. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев.– СПб., 1997.

35. Коррекционная педагогика в начальном образовании / под ред. Г. Ф. Кумариной.– М., 2001.

36. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С. Н. Костромина, Л. Г. Нечаева.– М.: Ось-89, 1999.

37. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

38. Кривовяз, И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними / И. С. Кривовяз // Дефектология.– 1995.– № 6.

39. Лалаева, Р.И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, А. Гермаковска.– СПб.: Союз, 2005.– С. 176.

40. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский.– М.: Академия. 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.158 с.)