Денежные накопления и сбережения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Денежные накопления и сбережения.



Вопрос 44. Финансовые отношения в процессе создания, распределения и перераспределения ВВП и ЧНД являются объектом управления, которое представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на финансовую систему для достижения стратегических и тактических целей в соответствии с проводимой финансовой политикой. Современный подход к финансовому управлению на любом уровне основан на системной методологии и предусматривает выделение объекта и субъекта управления, взаимодействующих между собой по принципу двойственной связи.

Особенности финансового управления на макроэкономическом уровне были рассмотрены в 1-й части курса, поэтому в данном разделе необходимо изучить организацию финансового управления в звеньях децентрализованных финансов. Функции финансового менеджмента на предприятиях производственной и непроизводственной сферы осуществляют соответствующие финансово-экономические подразделения и службы, структура и состав которых зависят от формы собственности, масштаба и вида деятельности предприятия (организации).

Финансовые отделы и службы субъектов хозяйствования выполняют функции управления финансами на своих предприятиях в соответствии с финансовым законодательством и собственной финансовой политикой.

В своей работе финансовый аппарат всех уровней пользуется двумя методами управления: административным, в основе которого лежит нормативно-правовое регулирование и администрирование, и экономическим - современным инструментом которого является финансовый менеджмент как система управления финансовыми ресурсами, выполняющая процедуры планирования, организации, регулирования, координации, стимулирования и контроля.

Вообще под планированием понимают процесс разработки и принятия решений относительно целевых установок количественного и качественного характера и определение путей их достижения для конкретного объекта планирования (социально-экономической системы). Результатом планирования является система планов или отдельный план – документ, в котором определены параметры функционирования конкретного объекта.

Рассмотрим сущность и принципы финансового планирования, которое является важнейшим элементом системы финансового управления, так как представляет собой процесс разработки научно-обоснованных плановых показателей по обеспечению его необходимыми финансовыми ресурсами, эффективному их использованию, выявлению внутрихозяйственных резервов увеличения финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности. Объектом планирования здесь выступают финансовые ресурсы соответствующего уровня.

Значение финансового планирования в финансовом механизме состоит в том, что оно определяет стратегические показатели, определяет необходимые пути их достижения путем разработки конкретных финансовых показателей и служит, таким образом, инструментом для рационализации финансовых отношений предприятия с его контрагентами.

Финансовое планирование на уровне государства направлено на рациональное распределение финансовых ресурсов между всеми участниками общественного производства и звеньями финансовой системы. С помощью инструментов финансового планирования составляется госбюджет – главный финансовый план страны. На уровне отдельных экономических субъектов финансовое планирование представляет собой определенную последовательность действий, направленных на эффективное распределение финансовых ресурсов предприятия. Принципы планирования: единство планирования, отражающее его системный характер; координация как взаимосвязь и синхронность планов отдельных подразделений; участия в процессе планирования всех заинтересованных специалистов и подразделений; непрерывности процессов планирования в рамках единого механизма; гибкости как способности адаптироваться к изменяющимся условиям среды; точности, конкретности на основе детализации параметров применительно к компетенциям различных подразделений и служб; а также целевой направленности на достижение требуемых уровней платежеспособности, рентабельности, сбалансированности рисков, рыночной устойчивости и т.д.

Вопрос 43. Рассмотрим сущность и принципы финансового планирования, которое является важнейшим элементом системы финансового управления, так как представляет собой процесс разработки научно-обоснованных плановых показателей по обеспечению его необходимыми финансовыми ресурсами, эффективному их использованию, выявлению внутрихозяйственных резервов увеличения финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности. Объектом планирования здесь выступают финансовые ресурсы соответствующего уровня.

Значение финансового планирования в финансовом механизме состоит в том, что оно определяет стратегические показатели, определяет необходимые пути их достижения путем разработки конкретных финансовых показателей и служит, таким образом, инструментом для рационализации финансовых отношений предприятия с его контрагентами.

Финансовое планирование на уровне государства направлено на рациональное распределение финансовых ресурсов между всеми участниками общественного производства и звеньями финансовой системы. С помощью инструментов финансового планирования составляется госбюджет – главный финансовый план страны. На уровне отдельных экономических субъектов финансовое планирование представляет собой определенную последовательность действий, направленных на эффективное распределение финансовых ресурсов предприятия. Принципы планирования: единство планирования, отражающее его системный характер; координация как взаимосвязь и синхронность планов отдельных подразделений; участия в процессе планирования всех заинтересованных специалистов и подразделений; непрерывности процессов планирования в рамках единого механизма; гибкости как способности адаптироваться к изменяющимся условиям среды; точности, конкретности на основе детализации параметров применительно к компетенциям различных подразделений и служб; а также целевой направленности на достижение требуемых уровней платежеспособности, рентабельности, сбалансированности рисков, рыночной устойчивости и т.д.

Вопрос 45. Общепризнанным инструментом для обоснования стратегии, то есть выбора цели организации, и определения тактики, то есть путей ее достижения, служит механизм внутрифирменного планирования, описывающий взаимодействия и воздействие на объект управления – финансовые отношения предприятия - комплекта плановых документов с разными периодами планирования, скоростью обработки информации, способами реализации и другими параметрами. Стратегическое финансовое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу (5-15 лет) или среднесрочный период (от 1 года до 5 лет) и определяет общие цели предприятия, его перспективы и стратегию развития. Основными стратегическими показателями являются темпы роста собственных финансовых ресурсов, рентабельность собственного капитала, рентабельность активов и т.п.

Основные положения финансовой стратегии фирмы на более или менее отдаленную перспективу учитываются при составлении текущих тактических планов, регламентирующих источники финансового развития, структуру доходов и расходов, активов и капитала на более короткий период времени – 1 (2) года. При этом разрабатываются три основных документа: план движения денежных средств, план отчета о прибылях и убытках, план бухгалтерского баланса. Исходные данные для составления годовых тактических планов принимаются с учетом нормативно-справочных документов и текущей информации бухгалтерской отчетности, поступающей в этот контур планирования по каналу обратной связи. Скорость обработки информации здесь соответствует периодичности составления сводных бухгалтерских документов и принимается равной 1 месяцу. Тем самым в данном контуре создаются условия для ежемесячного регулирования финансовых потоков предприятия. В настоящее время существует определенная технология составления годового финансового плана, которая предусматривает выполнение расчетов по доходам и расходам, составление шахматки, где расходы и доходы предприятия увязываются между собой путем составления баланса, а затем составляется и проверяется непосредственно сам финансовый план.

Таким образом, в контуре тактического планирования руководством организации намечаются цели ее деятельности на обозримый период и определяются необходимые для этого средства. Детализация показателей тактических планов осуществляется в замкнутом контуре оперативно-календарного планирования с целью организации текущей финансовой деятельности и осуществления финансового контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.

Оперативное планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам, декадам, неделям и отражает реальное движение денег, причем доходы и расходы должны быть сбалансированы. С его помощью выявляются недостатки средств, выясняются их причины и намечаются соответствующие мероприятия. Кассовый план отражает оборот наличных денег и поступление их через кассу. Этот оперативный документ необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.

Вопрос 46-47. Финансовый контроль, как звено финансового механизма, представляет собой систему действий соответствующих органов и служб по проверке хозяйственной и финансовой деятельности предприятий и организаций для объективной оценки экономической эффективности их финансовых отношений, соблюдения законности и целесообразности финансовых операций, выявления внутрихозяйственных резервов улучшения их финансового состояния. Осуществляется финансовый контроль на всех этапах финансового управления: на стадии разработки финансовых планов, их реализации, регулирования финансовых отношений, оценки их эффективности.

Объектом ф\к являются не только денежные средства, но и движение всех материально-технических и трудовых ресурсов, которое опосредуется в денежной форме. Таким образом, он носит всеобъемлющий характер, и имеет не чисто контрольное значение, но и аналитическое содержание, так как позволяет делать выводы и принимать соответствующие меры по более эффективному использованию финансовых ресурсов предприятия.

Вопрос 51.

Финансовый рынок - особая сфера экономических взаимоотношений между владельцами свободных финансовых ресурсов (фондодателями), формирующими рыночное предложение денежных фондов, и покупателями (фондополучателями), предъявляющими на них спрос. В финансовой системе он выступает в качестве механизма перераспределения финансовых ресурсов между государством, субъектами хозяйствования и населением,позволяя при этом рационально распределять денежные средства между отраслями экономики, связывать часть денежных средств, не обеспеченных товарными ресурсами, а также покрывать дефицит государственного бюджета без дополнительной денежной эмиссии.

На финансовом рынке происходит постоянное движение, распределение и перераспределение сово­купности денежных ресурсов общества в явном и неявном виде, осуществляется их объективная оценка и устанавливается рыночная цена. Назначением финансового рынка является создание постоянно действующих каналов, по которым фонды посту­пают от кредиторов, располагающих излишками капитала, к заемщикам, формирующим долгосрочные и текущие инвестиции.

Взаимоотношения между ними реализуются в процессе кругооборота денежных фондов через создание финансового союза при осуществлении сделок купли – продажи капитала в той или иной форме.

Владельцы денежных ресурсов выступают на финансовом рынке в качестве продавцов фондов, то есть инвесторов, чей товар оплачивается рентной (процентной) ставкой. Желая выгодно разместить свободные деньги и получить при этом наибольший доход, инвесторы приобретают ценные бумаги на фондовом рынке либо предоставляют заемщикам кредиты и ссуды на кредитном рынке.

Собственники денежных средств являются покупателями фиктивного капитала и продавцами кредитных товаров.

Функции финансового рынка характеризуют основные направления его воздействия на систему финансов и включают в себя:

создание предпосылок для оптимального перелива финансовых ресурсов путем движения денежных средств от их собственников к заемщикам;

перераспределение свободных финансовых ресурсов между государством и его институтами, юридическими и физическими лицами, отраслями и регионами;

вовлечение части денежной массы, не обеспеченной товарными ресурсами, в экономику через формирование инвестиционных потоков;

неэмиссионное покрытие дефицита государственного бюджета путем замещения наличных денег кредитно-финансовыми операциями;

создание условий для объективной оценки стоимости финансовых ресурсов через обеспечение равновесия спроса и предложения на финансовом рынке.

Структура финансового рынка включает в себя:

-рынок ссудных капиталов

-денежный рынок,

- валютный

-рынок ценных бумаг,

Вопрос 52. Ценные бумаги - это своеобразный фиктивный капитал, представляющий собой титул реальной собственности. Не имея собственной потребительной стоимости, ценные бумаги отражают стоимость финансовых активов, обозначенную их номиналом. Участниками рынка являются:

к редиторы, предоставляющие свои временно свободные денежные средства в банки, и покупающие на финансовом рынке фиктивный капитал в форме ценных бумаг, надеясь на получение процентного дохода;

дебиторы, реализующие в качестве эмитентов долговые ценные бумаги на фондовом рынке, получая взамен финансовые ресурсы, необходимые для инвестиций.

Товарами РЦБ служат основные ценные бумаги в виде акций и облигаций, которые являются обязательством заемщика - эмитента и подтверждают право владельца - покупателя на по­лучение части чистой прибыли предприятия, в которое были инвести­рованы его денежные ресурсы при покупке ценных бумаг на рынке. Их движение обслуживает процессы развития активов предприятий и формирования основного капитала, поэтому основные ценные бумаги относят к классу капитальных бумаг.

Рынок капитальных ценных бумаг называется фондовым рынком, а реализуемые на нем ценные бумаги представляют собой фондовый инструмент, с по­мощью которого можно получить доступ к реальным ценностям, если средства вложены в развитие основных фондов, и к денежным ресурсам - при продаже ценных бумаг на вторичном фондовом рынке.

Особенность товарных ресурсов РЦБ предопределяет своеобразный характер объектов и субъектов торговых сделок на них. Например, эмитенты могут являться продавцами ценных бумаг на фондовом рынке и одновременно покупателями денежных средств, так как в результате торговых сделок они расширяют свой капитал за счет акционерных или заемных финансовых ресурсов, формируя соответствующие денежные фонды и используя их в своем производственно-хозяйственном обороте.

Финансовый рынок функционирует благодаря присутствию на нем владельцев капитала, желающих предоставить за плату его излишки покупателям, нуждающимся в определенных инвестиционных ресурсах для использования в своей деятельности. Владельцы капитала – национальные и институциональные инвесторы, а также физические лица - выступают на рынке в качестве продавцов - кредиторов, формируя предложение финансовых товаров. Так как финансовый рынок весьма подви­жен, при определенных условиях продавцы могут становиться покупа­телями.

Вопрос 53. Товаром рынка ссудных капиталов являются кредитные ресурсы, а их источником – ссудный фонд страны.Ссудный капитал в виде инвестиционных и потребительских кредитов, кредитов в текущую деятельность субъектов хозяйствования, государственного кредита, коммерческого и лизингового кредитования в рыночной экономике является важнейшим источником финансирования инвестиций. С его помощью денежные средства трансформируются в кредитные ресурсы, движение которых лежит в основе экономических взаимоотношений между кредиторами и заемщиками. Кредит необходим для того, чтобы поддерживать процесс общественного воспроизводства и обслуживать производственно-коммерческий оборот во всех сферах экономики.

За годы проведения рыночных реформ в Республике Беларусь были достигнуты определенные успехи в становлении и развитии рынка ссудных капиталов. Возникли новые финансовые учреждения государственной, акционерной и частной форм собственности, появилась здоровая конкуренция в области банковского обслуживания, кредитных, инвестиционных и страховых услуг.

В то же время финансовое состояние многих субъектов хозяйствования остается достаточно серьезным. Предприятия ощущают недостаток оборотных средств, особенно денежных ресурсов. Ограниченность собственных источников пополнения оборотного капитала заставляет их привлекать для его формирования заемные средства.

Таким образом, текущее состояние белорусского кредитного рынка характеризуется растущим объемом спроса на ссудный капитал. Это неизбежно вызывает тенденцию к удорожанию кредитов и ужесточению условий кредитования для юридических лиц, что тормозит развитие кредитного рынка. Сохраняется довольно высокий уровень инфляции, стойкая тенденция к повышению цен на товарном и ресурсном рынках ведет к реальному обесцениванию национальной валюты. Национальный банк осуществляет политику положительной ставки учетного процента, соответственно которой ставки межбанковских кредитов и все остальные ссудные проценты также достаточно велики. Все это сдерживает рост кредитных ресурсов ограничивает спрос на них и ведет к ухудшению инвестиционного климата.

Полностью победить инфляцию может только реальный рост производства, уменьшение издержек, инновационное развитие субъектов экономики. Для того, чтобы дать предприятиям возможность модернизировать производство, обновлять основные фонды и, в конечном счете, наполнить денежную массу реальными товарами, требуется целевая кредитная поддержка экономики, основанная на всестороннем развитии национального рынка ссудного капитала.

Кредитный сектор финансового рынка в Республике Беларусь представлен 2-х уровневой банковской системой, возглавляемой Национальным банком Республики Беларусь. Главной целью его деятельности является обеспечение устойчивости национальной денежной единицы на основе проведения рациональной внутренней и внешней денежно-кредитной политики, направленной на оптимизацию всех сфер финансовой деятельности в государстве.

В функции Национального банка входитрегулирование денежного обращения и эмиссионной деятельности; организация межбанковских и внешних расчетов; кредитное и кассовое обслуживание коммерческих банков, органов государственной и местной власти, проведение единой государственной политики в области финансового регулирования экономики. Для выполнения возложенных на него задач НБ РБ использует различные инструменты прямого и косвенного регулирования.

· Обязательные экономические нормативы, устанавливаемые для коммерческих банков и других финансовых учреждений, являются методами прямого воздействия. Они ограничивают свободу банковской деятельности с целью снижения степени финансового риска и уменьшения возможных негативных последствий для экономики.

Главным и наиболее эффективным инструментом косвенного воздействия Центральных банков развитых стран на финансовую систему является “пирамида процентных ставок”. В вершине этой пирамиды лежит официальная учетная ставка – ставка рефинансирования, размер которой устанавливается Национальным банком страны исходя из уровня инфляции и инфляционных ожиданий. Для обеспечения надежности и привлекательности банковских вкладов депозитная процентная ставка должна быть выше темпов обесценивания национальной валюты. В то же время рост платы за депозиты неизбежно ведет к увеличению стоимости кредита, однако это делает кредиты недоступными большинству хозяйствующих субъектов, заставляя государство идти на экономически невыгодное для кредитных учреждений льготное кредитование согласно целевым государственным программам.

Вопрос 48. Социальная защита – система финансовых отношений, направленных на обеспечение государством определенного уровня благосостояния граждан через гарантию доступа к жизненно необходимым благам для тех слоев населения, которые не могут быть экономически активными и не в состоянии самостоятельно обеспечивать себя доходами от участия в оплачиваемых трудовых отношениях. Процесс социальной защиты реализуется через систему инструментов социального обеспечения.

Социальное обеспечение – часть общегосударственных финансов, используемых государством для осуществления социальной защиты населения. В системе финансов оно рассматривается как экономический инструмент воздействия государства на перераспределение национального дохода с целью содержания, обслуживания и материальной поддержки граждан, оказавшихся в трудном положении.

Социальное обеспечение осуществляется в формах социального страхования, социальной помощи, социального обслуживания и попечительства.

Социальное страхование представляет собой денежные отношения по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования специальных фондов, предназначенных для содержания граждан, по объективным причинам не участвующих в общественном производстве.

Социальная помощь (общественное воспомоществование) -выплата адресных социальных пособий тем лицам, которые не могут сами в силу каких-либо обстоятельств зарабатывать деньги (малообеспеченным гражданам, доход которых ниже бюджета прожиточного минимума). Финансирование материальной помощи государством производится из бюджетных средств, формируемых за счет налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета, независимо от сделанных ранее взносов.

Попечительство - ориентировано на индивидуальную нуждаемость и осуществляется органами опеки за счет бюджетных ассигнований, пожертвований и спонсорской помощи.

Социальное обслуживание – деятельность государственных органов, центров социального обслуживания, социальных приютов, социально-реабилитационных центров, центров психологической помощи и т.п., а также юридических и физических лиц, оказывающих различные социальные услуги в пределах своей компетенции согласно действующему законодательству. Их целью является социальная поддержка и материальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной ситуации, путем создания условий для их социальной адаптации и реабилитации (сиротам, престарелым, инвалидам, детям, молодежи, бездомным, освободившимся из заключения и т.д.).

системы социального обеспечения, различающиеся по степени солидарности экономических субъектов в организации социальной защиты:

- системы с полной солидарностью, в которых отсутствует прямая связь между взносом и выплатой,

- системы с частичной, ограниченной, солидарностью, когда право на получение выплат зависит от взносов граждан

- системы с нулевой солидарностью, в которых отсутствует солидарность, а граждане получают персонифицированную помощь из созданного за счет их личных взносов фонда.

Вопрос 49. С точки зрения финансов социальное страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования и использования специальных фондов денежных средств/ необходимых для возмещения ущерба, оказания материальной помощи или социальной поддержки граждан в связи с наступлением определенных событий. Признаки социального страхования:

-фондовый характер - финансирование социальных выплат осуществляется из централизованных государственных фондов, образуемых за счет обязательных взносов, регламентируется государством;

-участие в первичном распределении ВВП (формирование страхового фонда за счет отчислений от доходов предприятий), во вторичном (отчисления в пенсионный фонд из доходов граждан) и в перераспределении ЧНД (при осуществлении выплат из страховых фондов);

-целевое назначение – на выплату пенсий, на выплату единовременных пособий, на оказание материальной помощи и т.п.;

-возвратный характер – но сумма выплат не равна сумме платежей;

-обезличенный характер – выплаты производятся в установленном законном порядке тем лицам, которые нуждаются в социальной помощи;

-прибыльное использование на основе инвестирования временно свободных сумм в финансовые и реальные активы.

Принципы социального страхования: всеобщность, универсальность, комплексность, самоуправляемость, равенство граждан, дифференциация условий выплат и их гарантированность государством.

Материальная основа – централизованные (государственное социальное страхование) и децентрализованные фонды денежных средств (негосударственное социальное страхование).

Государственное страхование выступает в двух формах:

социальное страхование, пенсиями; пособиями по болезни; выплатами на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

страхование определенных Страховые выплаты осуществляются в виде пособий и компенсаций при наступлении страхового события непосредственно пострадавшему или членам его семьи.

Негосударственное социальное страхованиеосуществляется в добровольной форме на основе договоров страхователей со страховщиками (негосударственными страховыми компаниями) в виде личного страхования.

Средства ФСЗН формируются тариф страхового взноса с нанимателей (предприятий) – 34% от ФОТ, в т.ч. 28% - пенсионное страхование, 6% - социальное;

работающие граждане – 1% от дохода;

Освобождены от уплаты страховых взносов общественные объединения инвалидов и пенсионеров и принадлежащие им предприятия, а также инвалиды - члены крестьянских и фермерских хозяйств.

Вопрос 50. Пенсионное обеспечение – совокупность экономических отношений по поводу распределения и перераспределения части национального дохода и ВВП для образования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для выплаты пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста, или имеющим другие установленные законом основания для получения пенсии Система пенсионного обеспечения выступает как источник гарантированных государством доходов граждан при выходе их на пенсию и в других случаях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с этим различают следующие виды пенсий:

трудовые ( мужчины с 60 лет при наличии трудового стажа не менее 25 лет, женщины с 55 лет (трудовой стаж не менее 20 лет);

за определенные заслуги перед государством;

за выслугу лет – лица, имеющие основания для ухода на пенсию в более раннем возрасте (военнослужащие, граждане, работающие в тяжелых условиях и на вредном производстве и т.п.);

социальные (по инвалидности, нетрудоспособности, потере кормильца и т.п.

Различают два вида пенсионных систем:

накопительная система, при которой величина пенсии прямо зависит от доходов работников,

солидарная система – работающие граждане формируют пенсионный фонд, который идет на выплату пенсионного обеспечения тем, кому положено.

В Республике Беларусь традиционно функционирует солидарная система пенсионного обеспечения.

Состояние пенсионной системы может оцениваться с помощью показателей ее финансовой устойчивости: Экономические факторы оцениваются показателями солидарной стоимости – отношением суммы пенсионных расходов к общей сумме страховых выплат из ФСЗН; и национальной стоимости – отношением суммы пенсионных выплат к ВВП. Демографические факторы – коэффициентом замещения, то есть отношением числа пенсионеров к числу работающего населения.

Направления пенсионной реформы,: трехкомпонентная система, включающая в себя три составляющих (солидарное, обязательное накопительное и добровольное накопительное страхование); ориентация на персональный характер социального страхования; персонифицированный учет и регистрация работников всеми нанимателями; сохранение солидарного характера социальной защиты, основанной на распределительном принципе; снятие ограничений с максимального размера пенсий благодаря накопительной компоненте; увеличение объема государственных инвестиционных ресурсов; гарантия сохранения и эффективного использования накопительных пенсионных средств со стороны государства; выпуск государственных ценных бумаг для пенсионного накопления и т.д.

Вопрос 55. Развитие международной экономической интеграции как специфической формы интернационализации хозяйственной жизни предполагает расширение экономического и производственного сотрудничества различных стран, сближение отдельных национальных хозяйств и проведение согласованной экономической политики в области внешнеэкономической их деятельности. ВЭД, как совокупность внешнеэкономических связей между странами или их резидентами, рассматривается на двух уровнях. На макроэкономическом уровне она отражает межгосударственные экономические отношения, возникающие в ходе экспортно-импортных операций, в формах внешнеторговой деятельности, производственной кооперации, инвестиционного сотрудничества, валютных и финансово-кредитных операций. Планирование и регулирование этой деятельности производится правительством стран на основе межправительственных соглашений, в которых согласуется перечень и номенклатура товаров и услуг, объемы привлечения кредитных ресурсов и другие параметры ВЭД.

На уровне производственных структур (предприятий, фирм, объединений) внешнеэкономическая деятельность осуществляется в форме партнерских связей с иностранными контрагентами и планируется самостоятельно субъектами хозяйствования. Они могут сами выбирать себе партнеров, вид товаров для экспортно-импортных сделок, цену, объем и стоимость товаров, выполняя при этом нормы государственного законодательства и подчиняясь требованиям государственного регулирования ВЭД.

Финансовый механизм в области международных экономических отношений выступает средством реализации финансовой политики государства в области международного сотрудничества и экономической интеграции, так как предназначен для обеспечения ВЭД. Его основными задачами является косвенное воздействие через различные финансовые рычаги (налоговые, таможенные и страховые ставки, нормы процента, валютные курсы) на развитие всех форм ВЭД, повышение ее эффективности, привлечение иностранных инвестиций, формирование и рациональное использование валютных фондов государства и субъектов хозяйствования.

Организация финансов ВЭД зависит от вида деятельности и предполагает особенности в осуществлении расчетов, кредитовании, налогообложении. Основные направления ВЭД на современном этапе:

Внешнеторговая деятельность –обмен произведенной продукцией, товарами, работами, услугами между участниками ВЭД на основе проведения различного вида коммерческих операций на внешних рынках:

-экспорт – вывоз товаров, работ, услуг, НМА резидентами страны за пределы таможенной территории РБ и передача их на возмездной основе нерезидентам в других странах;

-импорт – ввоз из-за границы товаров, полученных на возмездной основе от нерезидентов за пределами таможенной территории РБ от нерезидентов РБ;

-реэкспорт – вывоз за границу ранее импортированных в страну товаров без дополнительной переработки в стране;

-реимпорт – ввоз в страну ранее вывезенных товаров, если они не были подвержены никакой переработке в другой стране;

-встречная компенсационная торговля – товарообменные операции на безвалютной основе в виде бартерных операций и прямой компенсации, а также торговые и промышленные компенсационные операции на платной основе (встречные закупки, офсетные сделки, авансовые операции).

Объектамивнешнеторговой деятельности могут быть:

товары – продовольствие, ТНП, оборудование различной степени готовности (готовые товары, полуфабрикаты, комплектующие, сырье);

услуги – производственно-технические (инжиниринг), арендные (лизинг), социальные (туризм); транспортные, страховые, банковские, информационные, консультативные (юридические, бухгалтерские, консалтинговые, управленческие);

научно-техническая продукция –а вторскиеправа на изобретения, интеллектуальную собственность, лицензии, ноу-хау и т.д.

По методу торговли различают прямые сделки непосредственно между покупателем и продавцом, находящимися в разных странах, и операции при посредничестве комиссионеров, консигнаторов, дистрибьюторов и биржевых посредников.

Появление и развитие внешнеэкономических связей предопределяет совершенствование финансово-валютного механизма, обеспечивающего обслуживание финансовых взаимоотношений между участниками ВЭД, а также появление и углубление самого понятия «финансы ВЭД».

Совместное предпринимательство (нвестиционная деятельность) – привлечение иностранного капитала для организации совместных предприятий на территории РБ или вывоз предпринимательского капитала с целью организации за границей своих филиалов и предприятий с иностранными партнерами. Предпринимательский капитал может выступать в форме прямых инвестиций – капиталовложений в уставные фонды СП, портфельных инвестиций – реализуемых посредством покупки (продажи) акций предприятия зарубежными партнерами.

Кредитные отношения – помимо обслуживания внешнеторговой деятельности предусматривают также и чисто финансовые операции, связанные с движением денежного капитала на мировом пространстве. Формы международных кредитных отношений: внешние займы и кредиты, вклады в иностранные банки, международный лизинг – постоянно развиваются, диверсифицируются и совершенствуются.

Вопрос 56. Финансы ВЭД, как экономическая категория, представляют собой совокупность производственно-экономических отношений в денежной форме, возникающих в процессе распределения и перераспределения общественного продукта, созданного в данной стране и в других странах, и направленных на формирование субъектами хозяйствования и государством специальных фондов денежных средств в национальной и иностранной валюте.

Признаки финансов ВЭД: фондовый характер на основе форм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.081 с.)