Городские и районные в городах, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Городские и районные в городах,



сельские и поселковые бюджеты.

В бюджетную систему входит также межгосударственный бюджет Союза РБ и РФ. Доходы и расходы всех уровней бюджетной системы образуют консолидированный бюджет, который не утверждается в законодательном порядке, а составляется для анализа бюджетной системы в целом.

Консолидированный бюджет как результат консолидации бюджетов всех уровней построен на основе следующих принципов:

-единства, позволяющего рассматривать бюджет как единую консолидированную систему, все звенья которых взаимодействуют между собой в соответствии с финансовой политикой государства, воплощенной в едином законодательстве, используют общие формы документации и статистической отчетности;

- самостоятельности, определяющего для каждого бюджета те территориальные рамки, в пределах которых вопросы формирования доходов и их распределения решаются каждым бюджетом самостоятельно, независимо от вышестоящих бюджетов. При этом каждый бюджет обеспечивает финансирование определенного органа власти;

-сбалансированности (различной компетенции), согласно которому бюджет каждого уровня решает свои определенные задачи в пределах компетенции, определяемой Законом о бюджете;

-гласности, требующий широкого обсуждения гражданами страны и соответствующими органами финансового планирования проектов бюджета на всех стадиях рассмотрения, а также их опубликования в СМИ;

-реальности, основанный на соизмерении возможностей общества при формировании доходной части бюджетов с общественными потребностями, учитываемыми при планировании расходов. На каждом уровне бюджетной системы разрабатываются отдельные финансовые планы, сметы расходов и другие плановые документы, которые впоследствии увязываются в едином проекте бюджета, обеспечивая его реализуемость;

-полноты, предполагающий наиболее полный охват в процессе бюджетирования всего круга показателей, характеризующих доходы и расходы общества в предстоящем периоде, а также позволяющий сосредоточить в бюджете все доходы и расходы страны.

Функционирование бюджетной системы требует развития бюджетных отношений – отношений между государством, населением, субъектами хозяйствования по поводу формирования и использования централизованного денежного фонда страны. Бюджетные отношения возникают между:

-Республиканским и местными бюджетами – по поводу распределения доходов;

-Государством, населением и субъектами хозяйствования – по поводу формирования бюджетных доходов через действующую налоговую систему;

-Государством, банками и другими кредитными учреждениями – по поводу предоставления государственных кредитов и займов на покрытие бюджетного дефицита.

Наиболее важными в функционировании бюджетной системы являются финансовые взаимоотношения между вышестоящим и нижестоящими бюджетами. Вышестоящий бюджет – бюджет более крупной административно-территориальной единицы, в случае необходимости может оказывать финансовую помощь другим бюджетам путем предоставления им бюджетных ассигнований в виде:

-дотаций – безвозмездное перечисление средств на покрытие текущих расходов;

-субвенций – перечисление денежных средств для выполнения определенных государственных программ или на другие конкретные цели;

-субсидий – перечисление денежных средств на цели, способствующие выравниванию уровня развития различных регионов;

-бюджетных займов – предоставляется на возвратной основе;

-бюджетных ссуд – на безвозвратной основе.

 

Вопрос 19. Так как одной из важнейших задач бюджета является выявление финансовых ресурсов страны и планирование на этой основе общегосударственных доходов, для полного охвата бюджетным процессом всех их источников выполняется бюджетная классификация.

Согласно ей, в предшествующих плановых периодах все источники доходов бюджета были разделены на текущие, формируемые в ходе повседневной текущей деятельности экономических субъектов (налоги и другие обязательные платежи) и капитальные, источником которых является использование государственного имущества (земли, основных фондов, имущественных прав, бюджетных средств). Отдельно планировались доходы свободных экономических зон и доходы государственных целевых бюджетных фондов.

На основе выполненного анализа можно определить доходы государственного бюджета как экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Различают доходы начисленные, которые подлежат внесению в бюджет в суммах, согласно Закону о налогах и сборах, и кассовые – фактически поступившие в бюджет. Учет этих категорий налогов ведется раздельно с целью контроля в ходе исполнения бюджета.

Вопрос 20. Совокупность взимаемых государством в обязательном порядке налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, методов изъятия и принципов построения представляют собой налоговую систему страны. Основная характеристика налоговой системы состоит в правовом регулировании налоговых отношений и закреплена в налоговом законодательстве, где определены виды налогов и порядок их взимания.

Налоговые системы могут отличаться друг от друга по видам налогов; по структуре и способам изъятия; по характеру ставок, льготам, санкциям; по составу фискальных органов и их полномочиям и по ряду других факторов.

Структура налоговой системы установлена Налоговым Кодексом РБ, в котором закреплены принципы построения налоговой системы, права, ответственности, обязанности, виды налогов и их элементы.

Принципы построения налоговой системы:

-Принцип единства

-Принцип стабильности

-Принцип множественности

-Принцип эластичности (подвижности)

-Принцип социальной направленности

-Ограничения на введение дополнительных местных налогов.

Одним из принципов налогообложения, принятым в мировой экономике, является принцип исключения двойного налогообложения, который, к сожалению, в налоговой системе РБ не реализован.

В налоговую систему РБ входят следующие налоги и обязательные платежи:

Косвенные налоги

Смешанные налоги, относимые на себестоимость

Прямые налоги и сборы

Местные налоги и сборы

Законом о бюджете устанавливаются максимальные ставки по местным налогам и сборам, в пределах которых местными органами власти могут быть предусмотрены пониженные ставки, льготы, внесены изменения по составу плательщиков, объектам налогообложения, налоговой базе, налоговому периоду и т.д. Контроль за соблюдением законодательства по местным налогам и сборам осуществляется органами Государственного контроля.

Вопрос 21. С теоретической точки зрения расходы государственного бюджета выражают экономические отношения, возникающие в связи с распределением денежных средств государства и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам.

По влиянию на процесс общественного воспроизводства расходы можно рассматривать как текущие (финансирование органов власти и госуправления, бюджетных учреждений и т.п.) и капитальные ( инвестирование промышленности, ВЭД, социальной сферы). В «Законе о бюджете РБ» приведена как функциональная (предметная) классификация расходов республиканского бюджета по разделам, подразделам и видам, так и ведомственная бюджетная классификация, в которой расходы распределяются по Министерствам, Ведомствам, другим организациям и по направлениям расходов. Структура бюджетных расходов составляется с учетом основных стратегических задач государства,

Вопрос 22. Баланс бюджета обеспечивается равновесием между суммами доходов и расходов бюджетов на всех уровнях бюджетной системы. В тех случаях, когда расходы бюджета превышают его доходы, возникает бюджетный дефицит, в противном случае имеет место профицит государственного бюджета. Характер бюджетного сальдо зависит от ряда факторов: направлений бюджетной политики, экономической активности населения, жесткости налогового законодательства и т.д. Во многих странах имеет место бюджетный дефицит, который является стимулом для развития экономики (страны Западной Европы). При заданной величине расходов наличие бюджетного дефицита является побудительным мотивом для экономического роста страны, так как влечет за собой повышение налоговых ставок, заставляет субъектов хозяйствования повышать эффективность производства, ускорять оборот и, тем самым, увеличивать доходы бюджета. Однако значительный бюджетный дефицит ведет к росту государственного долга и вынуждает государство прибегать к денежно-кредитной эмиссии, что увеличивает инфляцию в стране. При этом национальный доход перераспределяется на непроизводительные расходы, обслуживание государственного долга, уплате процентов по кредитам и займам.

Для покрытия бюджетного дефицита используются внутренние займы у Центрального банка, АКБ, небанковского сектора, частных лиц – на основе государственных и муниципальных ценных бумаг, эмиссия кредитных денег и другие меры государственного заимствования, которые негативно влияют на экономку, ведут к сокращению спроса, оттоку денег из производственной сферы, инфляции. В таких случаях может предусматриваться секвестер бюджета – сокращение, ограничение или даже запрещение некоторых расходов. Внешние займы у других государств в виде иностранных кредитов требуют значительных средств на обслуживание государственного долга. Управление государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий по его обслуживанию, определению условий размещения и погашения.

Законом о бюджете РБ предусматривается определенное превышение расходов над доходами как плановый бюджетный дефицит.

Так как одним из принципов бюджетного планирования является обеспечение сбалансированности бюджета, в ходе разработки государственного бюджета определяются источники покрытия бюджетного дефицита, которые утверждаются в Законе о бюджете. Для его покрытия привлекаются следующие источники. Внутреннее финансирование – кредиты и займы у НБ РБ, привлечение средств АКБ, юридических и физических лиц на основе государственных займов, поступление от реализации госимущества, в том числе от продажи акций, поступление задолженности за энергоносители и т.д. Внешнее финансирование – кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств прочие источники внешнего финансирования.

Правительство РБ использует финансово-правовые механизмы регулирования бюджетного дефицита путем установления предельного размера государственного внутреннего долга, который не должен превышать 3% ВВП, и лимитирования внешнего долга в пределах 2 млрд. долларов США.

Вопрос 23. Государственный кредит представляет собой самостоятельное звено финансовой системы страны, главной функцией которого является обслуживание процессов формирования и использования централизованных денежных фондов. В кредитных отношениях государства, которые носят перераспределительный характер, обязательное участие принимают органы государственной власти и государственного управления, жестко регламентируя условия и порядок осуществления активных и пассивных кредитных операций. Эти черты государственного кредита отражают его теоретическую сущность как элемента финансов страны.

С другой стороны, государственный кредит как форма кредитных отношений, имеет свойственные ей специфические черты, такие, как аккумуляция свободных денежных средств населения и других экономических субъектов путем осуществления государственных займов на принципах срочности, платности и возвратности. Такие отношения возникают при необходимости изыскания дополнительных финансовых ресурсов для покрытия бюджетного дефицита или финансирования каких-либо общественных потребностей, при этом государство выступает в роли заемщика, то есть кредитополучателя. С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования государственных расходов и выполнения своих функций. Это позволяет ограничивать налоговую нагрузку на экономику, не прибегать к денежно-кредитной эмиссии и сдерживать процессы инфляции. В период трансформации экономики и экономической нестабильности государственный кредит является главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов.

Отношения государственного кредита в Республике Беларусь регламентируются Законами «О внутреннем и внешнем государственном долге РБ» «О бюджете РБ» и другими законодательно-правовыми актами. Согласно им, государственный кредит может быть внутренним, в форме государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита государственного бюджета и эмиссии краткосрочных ценных бумаг в виде лотерей, векселей Правительства РБ, валютных облигаций и т.п.

Краткосрочные государственные облигации ГКО со сроком обращения до одного года выпускаются Министерством финансов от имени Совета Министров Республики Беларусь с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц для покрытия дефицита республиканского бюджета.

Долгосрочные государственные облигации ДГО со сроком обращения один год и более могут использоваться в расчетных операциях и служить предметом залога юридических лиц при взятии кредита.

Государственные долгосрочные облигации с купонным доходом ГДО выпускаются для возмещения бюджетного дефицита.

Вопрос 24. Бюджетный процесс в Республике Беларусь включает в себя следующие этапы:

1. Сбор и обработка финансовой информации, необходимой для осуществления бюджетирования (Программа социально-экономического развития, сводные финансовые планы развития отраслей и т.п.);

2. Составление проектов бюджета – за 12-18 месяцев до начала нового бюджетного года. Проекты республиканского бюджета, бюджетов областей и г. Минска служат основой проекта консолидированного бюджета и вместе с предложениями по их сбалансированию вносятся на рассмотрение Правительства РБ и соответствующих исполнительных органов местного самоуправления.

3. Одобренные проекты республиканского и консолидированного бюджетов представляются на рассмотрение Президента РБ. При необходимости внесения дополнений и изменений в законодательные акты, регулирующие налогообложение Президент направляет проекты соответствующих законов в Национальное собрание РБ до внесения проекта Закона о бюджете на предстоящий бюджетный период или одновременно с ним.

4. После одобрения Правительством за 9 месяцев до начала года проект бюджета передается в Парламент РБ для утверждения. Рассмотрение и утверждение бюджета производится высшим законодательным органом в ноябре-декабре предшествующего года. Закон о бюджете РБ и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих местных бюджетов должны быть приняты до 1 января очередного бюджетного периода.

5. Утвержденный бюджет Республики Беларусь становится законом и принимается к исполнению. Главное государственное казначейство организует исполнение республиканского бюджета и осуществляет управление государственными финансовыми ресурсами, находящимися на счетах казначейства.

6. Исполнение бюджета в течение планового периода осуществляется всеми государственными органами и субъектами хозяйствования во главе с Министерством финансов РБ.

Кассовое исполнение бюджета как организация сбора бюджетных средств, выдача бюджетных ассигнований, ведение учета и отчетности осуществляется через Казначейство РБ (казначейская система исполнения бюджета), Национальный банк РБ (банковская система) или их совместную деятельность (смешанная система.

Механизм исполнения бюджета через систему казначейства обеспечивает финансирование расходов министерств, ведомств и их подведомственных учреждений с единого казначейского счета непосредственно поставщикам без зачисления на счета распорядителей средств. Это позволяет ускорить расчеты и обеспечить рациональное маневрирование финансовыми ресурсами.

7. Завершающий этап бюджетного процесса состоитв утверждении Парламентом РБ составленного Министерством финансов отчета об исполнении и бюджета в прошедшем году и принятии соответствующего Закона об исполнении бюджета РБ.

От подготовки проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении проходит не менее двух лет. Весь этот период называется бюджетным циклом и во многом определяет эффективность всего бюджетного процесса.

Вопрос 25. Местные финансы – это финансы территориальных образований. По своей сущности они представляют совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления, субъектами хозяйствования, организациями и гражданами в процессе распределения и перераспределения части ВВП и ЧНД и формирования денежных фондов, необходимых для обеспечения социального и экономического развития отдельных регионов и населенных пунктов. Важной задачей местных финансов является выравнивание уровней экономического и социального развития различных территорий страны за счет внутрибюджетного перераспределения ресурсов.

Местные финансы имеют свое бюджетное устройство, которое может быть двухуровневым (в федеративном государстве) и одноуровневым – в унитарном. В Республике Беларусь они составляют часть публичных (общегосударственных) финансов и представлены в виде:

местных бюджетов (областных, городских, районных, районных в городах, сельских и поселковых);

местных внебюджетных и бюджетных фондов.

Иногда к местным финансам причисляют финансы коммунальных организаций, хотя это не совсем правильно, так как они обладают всеми признаками децентрализованных финансов.

Местные финансы являются наиболее динамично развивающимся элементом финансовой системы, что проявляется как в увеличении удельного веса в доходах и расходах консолидированного бюджета, так и в росте их значимости в социально-экономическом регулировании общественного производства. Они наиболее мобильны и могут оперативно реагировать на ситуационные факторы, возникающие на местах, форс-мажорные обстоятельства и другие трудности.

В полномочия местных (областных) Советов депутатов входит также законодательно утвержденное право вводить на территории своих регионов некоторые местные налоги и сборы,

Законом о бюджете устанавливаются максимальные ставки по местным налогам и сборам, в пределах которых местными органами власти могут быть предусмотрены пониженные ставки, льготы, внесены изменения по составу плательщиков, объектам налогообложения, налоговой базе, налоговому периоду и т.д. Контроль за соблюдением законодательства по местным налогам и сборам осуществляется органами Государственного контроля.

Таким образом, основными тенденциями в развитии местных бюджетов являются, во-первых, разделение полномочий в области финансов между центральными и местными властями с расширением круга задач последних, и, во-вторых, усиление контроля со стороны центральных финансовых органов за законностью, эффективностью и целевым использованием средств местных бюджетов.

Доходы местных бюджетовможно разделить на 4 группы: текущие налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов, доходы местных целевых фондов и капитальные доходы. Рассмотрим структуру основных источников доходов местных бюджетов на примере бюджета Брестской области.

Согласно Закону о бюджете РБ на 2006 г. в областные бюджеты и бюджет г. Минска поступают:

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

А) Текущие доходы:

Б) Капитальные доходы

В) Средства из республиканского фонда поддержки административно-территориальных единиц:

Вопрос 26. Специальные фонды, как и бюджет, являются инструментом перераспределения национального дохода и создаются для финансирования различных расходов. Они отличаются друг от друга по срокам действия, правовому положению, целевому использованию. По принадлежности специальные фонды делятся на государственные (республиканский дорожный фонд) и местные, по сроку действия – на постоянные (ФСЗН, дорожный фонд) и временные (местный фонд стабилизации экономики с/х производителей, жилищно-инвестиционные фонды отменены в 2005 г., фонд «Энергосбережение» - отменен в 2006 г.);

по целям использования – на экономические (поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки, фонд развития инфраструктуры города); социальные (ФСЗН, ФСЗ), научно-исследовательские (инновационный фонд, фонд развития строительной науки), кредитные (ссудный фонд), страховые (ФСЗН), военно-политические (фонд Президента РБ), межгосударственные (МВФ, МБРР, ЕБРР).

согласно Закону о бюджете РБ образованы следующие государственные целевые бюджетные фонды:

Дорожный фонд (1% от выручки, а также за счет акцизов на автомобильное топливо, налога на приобретение транспортных средств, налога с пользователей автомобильных дорог, платы и сборов за проезд по автодорогам общего пользования и т.п.);

Фонд охраны природы, образуемый за счет экологического и земельного налога и других поступлений);

Инновационные фонды различных республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству РБ и НАН РБ, образуемые за счет отчислений от себестоимости товаров и услуг, размер которых различен для предприятий разных Министерств и Ведомств (от 0.25% для гос. организаций до 3% процентов для Министерства промышленности, архитектуры и строительства, ЖКХ, 10% Министерства финансов и т.д.). Эти отчисления включаются в себестоимость продукции и учитываются при налогообложении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.232.21 (0.046 с.)