Л е к ц и я № 1: «Мировая экономическая система и механизмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л е к ц и я № 1: «Мировая экономическая система и механизмы



Л е к ц и я № 1: «Мировая экономическая система и механизмы

Уровень и степень целостности системы мировой экономики характеризуется рядом организационно-экономических и правовых показателей и

качественными характеристиками интеграционных процессов:

1.наличие и приоритет системы взаимосвязи принципа независимости национальной экономики, уровень ее протекционизма с характером ее открытости в процессе международного торгово-экономического сотрудничества национальных экономик и их компаний на мировых и национальных рынках.

2. Степень развитости мирового права (в том числе – международного экономического права), регулирующего процессы движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы.

3.Возрастающая роль и характер деятельности международных организаций и прежде всего – экономических, призванных регулировать процессы торгово-экономического сотрудничества.

4. Возрастающая роль становления и развития международных региональных экономических объединений в системе международных экономических отношений.

5. Факторы развития тенденции глобализации системы валютно-финансовых отношений и нарастающая зависимость национальных валют от состояния мировых фондовых рынков.

6. Степень и объемы вовлечения иностранных капиталов в структуру национальных экономик и их роль в формировании национального ВВП.

7. Развивающаяся динамика активности национальных экономик в систему международной специализации и разделения труда в международном производстве, накоплении, инвестициях, обмене и распределении конечного продукта на мировых рынках.

8. Возрастающий фактор обеспеченности национальных экономик стратегическими природными ресурсами и всеобщая зависимость стран мира (производителей и поставщиков) от источников их приобретения на мировых рынках (цены, кризисы, военно-политическая нестабильность и т.д.).

9.Возрастающая роль международных организаций (ВТО. МВФ, Всемирный Банк, ЭКОСОС), степень их авторитета и эффективность международных механизмов и инструментов воздействия и регулирования деятельности ТНК, ТНБ и других международных альянсов и компаний.

10. Возрастающая интеграционная роль производственных, валютно-финансо-

вых (инвестиционных) и «человеческого» факторов по обеспечению устойчивости мировых рынков и всей мировой экономики как системы.

С х е м а основных закономерностей формирования

Сущность, основные закономерности, организационные формы и

Нормативные акты, регулирующие международные экономические

Отношения

Исторически процесс формирования системы мировой экономики и международных экономических отношений прошел от разрозненных колониальных, неравноправных торговых обменов до достаточно стройной нормативно и законодательно организованной:

а/ экспортно-импортной торговли;

б/ производственной и экономический интеграции, центральным звеном кото-рой выступают ТНК, ТНБ и др. альянсы;

в/ системы мировых рынков и геоэкономических центров;

г/ организационные системы регулирующих международных организаций в том числе – экономические, финансовые.

С развитием мировых (региональных) рынков, усилением конкурентной борьбы и нарастающим дефицитом стратегических сырьевых ресурсов государства мира (и особенно – ведущие страны мира) начинают активно формировать не только систему политических, но и широкий аспект экономических, финан -

совых, отраслевых и торговых организаций, союзов и альянсов.

Эти международные организации формировались по поводу участия их национальных экономик и хозяйствующих субъектов на мировых рынках и защиты их интересов (протекционистская политика и формирование международных региональных объединений).

Процесс создания международных политических, экономических и правовых международных организаций и институтов начался еще в 30-ые годы ХХ века.

(Например, - Лига наций, международный таможенный союз и др.

Наиболее активно этот процесс продолжился в 50-60-ые годы ХХ века: ООН

(и его экономический блок – ЭКОСОС, ЮНКТАДТ, ФАУ и др.), ВТО, МВФ, Всемирный банк и др.

В условиях активного развития международной экономической интеграции, торгово-экономического сотрудничества и глобализации экономических и информационных систем расширяются сферы внимания, координации и регулирования, а также – функции международных организаций. В частности,:

а/ развитие Институтов международного права и его отраслей (экономическое, коммерческое, отраслевое страхование, таможенное законодательство и др.);

б/ международные отраслевые организации (ОПЕК, МАГАТЭ, межд. эконом. Форумы – в Альпах, в Сант-Петербурге, межд.коммер. Союзы, Ассоциации и тд

в/ международные профессиональные организации (таможенный союз,ассо-цации авиаторов, транспортников, торгово-промышленные палаты и т.д.);

г/международные экономические организации хозяйствующих субъектов (ас-социации маркетологов, менеджеров, компаний и т.д.);

д/ специальные международные отраслевые организации по регулированию продовольственных рынков (рынок хлопка, чая, кофе, какао и др.).

В частности речь идет прежде всего об Организации Объединенных Наций

(United Nations Organisation).

ООН – это самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация. Ее основная функция – принятие стратегически актуальных для человеческого сообщества или соответствующего региона мира, или для той/ или иной страны политического решения по всем вопросам международного сотрудничества.

Вместе с рассмотрением глобальных проблем войны и мира ООН достаточно активно рассматривает социально-экономические проблемы в качестве одной из основных ее функций. В главе I Устава ООН «Цели принципы Устава ООН»

сформулирована задача «регулирования международного сотрудничества, разработка механизмов в разрешении проблем экономического порядка…». Здесь же сформулирована задача по обеспечению «исследований и разработки рекомендаций, а также – создание специализированных учреждений, которые должны действовать в тесной связи с ООН».

Структура ООН:

- Генеральная Ассамблея

- Совет Безопасности

- Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)

- Международный суд

- Секретариат

По некоторым данным вопросами экономической и социальной сферами занимается около 85 % всего персонала Секретариата ООН.

Одним из основных (из шести) основных органов ООН является Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС). Егостатус и функции закреплены в Х главе Устава ООН.

В функции ЭКОСОС входит:

а/ организация исследований по вопросам экономического и социального развития мирового сообщества;

б/ подготовка различного рода докладов и рекомендаций по экономическим и социальным вопросам для заседаний Ассамблеи и совета Безопасности;

в/ подготовка проектов конвенций, различных резолюций для рассматрения их на заседаниях Ассамблеи ООН;

г/ организация и подготовка проведения международных конференций по актуальным проблемам международных экономических и социальных отношений;

ЭКОСОС имеет право и создает различные вспомогательные органы управления на базе которых и сложилась сложная и стройная организационная, информационная и управленческая система оценки и регулирования международных экономических отношений.

Членами ЭКОСОС являются представители 54 стран, избираемые на 3-х летний срок и ежегодно обновляемые на 1/3 всего состава.

По регионам мира они распределены следующим образом: 14 мест – квота стран Африки; 10 мест- квота стран Южной Америки; 11 мест – квота стран Азии; 13 мест – квота стран Западной Европы; 6 мест- квота для стран Восточной Европы.

(важности ЭКОСОС в деятельности ООН является тот факт, что 70 % расходов общего бюджета на Аппарат ООН приходится именно на Аппарат сотрудников и организационную структуру ЭКОСОС и 85 % - сотрудников Аппарата

ООН.)

Основные задачи ЭКОСОС:

- рассмотрение основного мирового экономического и социального положения (экономико-статистический и сравнительный анализ) и подготовка фундаментальных обзоров и публикаций;

- анализ состояния складывающих тенденций развития мировой экономики;

- рассмотрение проблем сохранения и загрязнения окружающей среды;

- вопросы (рекомендации) по оказанию экономической, финансовой и научно-технической помощи развивающимся и экономически отсталым странам;

- различные аспекты развития сельского хозяйства и формирование продовольственных программ;

- проблемы демографического развития;

- координация выполнения международных программ, принятых ООН.

К середине 80 –х годов, когда обострился экономический кризис, ООН в 1974

году приняла Декларацию и Программу действий по установлению нового международного экономического порядка.

Вопросы координации и контроля за их исполнением было возложено на ЭКОСОС, которая была призвана сблизить интересы и уровни социально-экономического развития наиболее богатых и наиболее бедных стран. Ею принимались меры по разработке стратегии модернизации международных экономических отношений на с п р а в е д л и в о й основе. В частности, ЭКОСОС в этот период разрабатывает такие меры, как:

- о координации мер по стабилизации мировой валютно-финансовой системы;

- разрабатывается Программа «срочных мер» в интересах развивающихся и бедных стран мира, наиболее пострадавших от мирового кризиса середины 80-х

годов;

- одновременно разрабатываются предложение об отказе ведущих стран мира от задолженностей беднейших стран мира и др.

В структуре ЭКОСОС действуют различные межправительственные постоянные и функциональные (по возникающим проблемам) Комитеты и Комиссии

(статистическая, по правам человека, по положению женщин в мире, по работе с неправительственными (общественными) организациями.

Одновременно в системе органов ЭКОСОС действуют пять региональных экономических Комиссий, в том числе:

- Европейская Экономическая Комиссия;

- Экономическая и социальная Комиссия для Азии и Тихого океана (ЭКСКАТО)

- Экономическая Комиссия для Африки;

- Экономическая Комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА);

- Экономическая Комиссия для Западной Африки (ЭКЗА).

Не менее важной и авторитетной (наряду с ЭКОСОС) организацией по регулированию международных экономических отношений является и такая международная организация ООН как: Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАДТ.

Эта организация призвана регулировать международные торговые отношения.

Она была создана в 1964 году с целью координации и оказания содействия в вопросах организации международной торговли, ведению переговоров и подго-

 

товки международных договоров и рекомендаций международному торговому сообществу. В состав этой организации входит 170 государств.

Главный координационный орган ЮНКТАДТ – конференция, которая созывается два раза в год. Секретариат конференции находится в г. Женеве.

В структуре ЮНКТАДТ образованы комитеты:

- Комитет по сырьевым товарам;

- Комитет по готовым товарам и полуфабрикатам;

- Комитет по пароходству;

- Комитет по передаче технологий и экономическому сотрудничеству между

развивающимися странами (комитет по преференциям).

Другой международной экономической организацией ООН является - Организация объединенных наций по промышленному развитию – ЮНИДО.

Основное назначение этой организации – разработка проектов и Программ регионального и межрегионального экономического и научно-технического развития национальных экономик стран Азии, Африки и Южной Америки.

Главным координатором в разработке проектов и Программ является Консультативный Комитет ЮНИДО, представители которого находятся практически во всех развивающихся странах (континентах и регионах мира) в качестве Советников по промышленному развитию в регионах мира., которые консультируют, координируют, оказывают содействие в развитии национальной экономики той или иной страны.(Кстати, такое же представительство находится и в России с целью оказания ей «помощи» в промышленном развитии).

Важной международной экономической организации при ООН является –Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (Food and agrekalture) - ФАО. В ее состав входит 150 государств. Основной ее задачей является: сбор, обобщение и анализ информации по вопросам развития сельскохозяйственного производства и природопользованию в государствах мира, продовольствия, организации развития лесного хозяйства и рыболовства.

В струтуре Аппарата ООН создан и активно функционирует специальная Комиссия ООН по транснациональным корпорациям (ТНК, ТНБ и альянсам).

При ООН в 1966 г.была учреждена Комиссия ООН по п р а в у международной торговле – ЮНИСТРАЛ. Это – вспомогательный орган Генеральной Ассмблеи ООН по вопросам модернизации и согласования международной деятельности.

Задача ЮНИСТРАЛ: содействие унификации права международной торговли. В частности, Комиссия ЮНИСТРАЛ в 1976 разработала Арбитражный регламент, который активно используется странами и хозяйствующими субъектами, торгующими на мировых рынках, при разрешении международных торговых споров.

Высокоразвитые страны Запада разработали и приняли Энергетическую Хартию и подписали соответствующий Д о г о в о р по обеспечению энергетических ресурсов мира. Однако Россия этот Договор не подписала, потому что его положения не соответствуют национальным интересам и принципам суверенитета.

Среди других международных экономических организаций ООН еще в 1944 году на Бреттен-Вудской конференции был создан: Международный Валютный Фонд (на базе принципа формирования коммерческого капитала) – МВФ.

Затем была создана «группа» Всемирный банк, в которую входят:

а/ непосредственно Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который создан в 1945 г. и объединяет 180 стран мира. Его уставной капитал – около 150 млрд. долларов. Член МБРР оплачивает 20 % своих квот в уставном капитале. Высший орган МБРР – Совет управляющих. Каждая страна – член банка представлена одним членом в Совете управляющих – обычно на уровне

 

министра финансов.(Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 года).

В своей финансово-кредитной деятельности МБРР уделяет активное внимание проблемам экономики и финансов национальных экономик развивающихся стран и странам с переходной экономикой.

В отличии от функций МВФ, которые активно действуют в условиях краткосрочных макроэкономических и финансовых кризисов, МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития развивающихся и бедных стран. В частности приоритетными для МБРР являются такие направления как:

- структурные преобразования национальных экономик (их кредитование) по обеспечению либерализации их внешней торговли, по вопросам приватизации их производств, по вопросам реформы образования и здравоохранения и инвестиций в инфраструктуру страны.

МБРР выделяет долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях (но для бедных стран – кредиты на льготных принципах).

Совет управляющих МБРР состоит из назначаемых странами-членами управ-ляющих (министров финансов или председателей центральных банков страны), каждый из них назначает заместителя.

Срок полномочных управляющих – пять лет и заседает один раз в год (ежегодное собрание). Каждый управляющий может назначать своего директора-

-исполнителя.

Решения в Совете управляющих принимаются простым большинством голосов.

(По наиболее крупным (проблемным вопросам) необходимо набрать 85 % от общего количества членов МБРР.). При голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале МБРР (Однако США имеют 17 % голосов, то есть столько же, сколько имеет 140 –членов- развивающихся государств.(Квоты России и Украины составляют соответственно-1,8 и 0,8 %.

Как правило, текущую работу выполняют директора-исполнители, назначаемые членами – управляющими, которые избираются на два года. Из 24 директоров-исполнителей пять назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, США, Германия, Франция и Япония), имеющими наибольшую долю в капитале МБРР.

б/ Международная ассоциация развития (МАР). (Создана в 1960 г.и предоставляет кредиты наиболее бедным странам на льготных условиях, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка).

в/ Международная финансовая корпорация (МФК). Эта организация занимается содействием экономического роста развивающихся стран путем оказания поддержки частному сектору развивающихся стран.

г/ Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Создано в 1988 году. Осуществляет поощрение иностранных инвестиций в развивающихся государствах путем предоставления им гарантий иностранным инвесторам от возможных потерь, вызываемых некоммерческими рисками.

д/ Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Основан в 1966 году. Осуществляет содействие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. Эта организация проводит консультирование, научные исследования, располагает информацией об инвестиционном законодательстве в различных странах-членах МБРР.

Наряду с мировыми банками (МВФ и Всемирным банком), членами которых являются практически большинство стран мира, существует целый ряд региональных и континентальных межправительственных банков:

а/ Европейский инвестиционный банк (основан в 1958 году). Он обслуживает страны-члены Евросоюза и государства, сотрудничующиеся с ЕС;

б/ Межамериканский банк развития (основа в 1959 году.);

в/ Африканский банк развития (основа в 1964 году);

г/ Азиатский банк развития (основан в 1964 году);

д/ Европейский банк реконструкции и развития (основан в 1990 году)

В связи с тем, что ТНК сегодня занимает центральную нишу в функционировании мировых рынков (господствующее положение на них) и за процессом их деятельности наблюдает специальный Комитет ООН, такая же ведущая роль на мировых валютно-финансовых рынках сегодня принадлежит ТНБ (транснациональные банки мира), располагающие зарубежными филиалами. Сегодня их больше 100. При этом основными клиентами этих ТНБ выступают промышленные и торговые ТНК.

Вот почему практика деятельности ТНБ потребовала обеспечения, формирования некоего координирующего Центра их деятельности. Так, еще в 1974 году

главы Центральных банков высоко развитых стран сформировали так называемый Базельский комитет, в рамках которого сегодня обсуждаются проблемы регулирования международной банковской деятельности.

В 1975 году этот Комитет выработал, а в 1983 году – обновил так называемое Базельское соглашение (или Базельский конкордат). В нем распределяются обязанности по контролю за ТНБ со стороны стран их происхождения и принимающих стран, а также – определяют порядок обмена информацией между ними.

Одним из центральных звеньев, координирующим развитие торгово-экономи-ческого сотрудничества сегодня выступает Всемирная торговая Организация

(WTO - World Trade Organisation) – правопреемница бывшей GATT - Генеральное соглашение по торговле и тарифам), созданное в 1948 году (при ООН).

Сегодня – это самостоятельная международная экономическая (торговая) организация.

Деятельность ВТО обеспечивается на следующих основных п р и н ц и п а х:

- предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования в процессе экспортно-импортного сотрудничества;

- осуществление торговли без дискриминации со стороны другой стороны на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режима;

- право защиты отечественных производителей путем регулирования таможенными тарифами (принцип протекционизма), но с обязанностью постепенно отказываться от активного применения мер нетарифного регулирования;

- сокращение количества тарифных ставок с перемещаемых товаров в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их несогласованного применения по отношению к своему партнеру;

- предоставление членам ВТО консультаций и рекомендаций в режиме совершенствования торгового сотрудничества:

- соблюдение принципа равноправного доступа к рынкам и справедливой конкуренции по отношению к партнеру:

- принцип предоставления льготного режима для экономически слабо развитых стран;

- соответствие принципов торговли в рамках регионального сотрудничества правилам и нормам, разработанных ВТО;

- соблюдение правил и норм особого режима для регулирования товаров текстильного производства и готовой одежды (для экономических отсталых стран).

 

Вся система международных экономических отношений как в рамках двусторонних Соглашений, регионального сотрудничества, так и в границах международного торгово-экономического партнерства оформляется и регулируются не только Договорами и Уставами, но международным правом, в том числе и – ЭКОНОМИЧЕСКИМ П Р А В О М.

 

В условиях складывающегося неравноправного (а порой и несправедливого) торгово-экономического сотрудничества между высоко развитыми странами и экономически слаборазвитыми странами (политика дискриминации со стороны первых), высокой конкуренции на мировых рынках со стороны ТНК большинство развивающихся стран и тем более – экономически отсталые страны начали активно формировать систему регионального экономического сотрудничества.

В результате это сотрудничество сегодня переросло в активный процесс международной экономической интеграции, который сегодня находится в рамках различных стадиях (этапов) этого развития: от Евросоюза (высшая стадия развития) до первичной стадии формирования в рамках азиатских и африканский объединений.

В результате 50-летней практики формирования международной региональной экономической интеграции сегодня сложилось и активной действует около 20 объединений.  

 

В числе наиболее устойчиво сложившихся и активно функционирующих региональных объединений необходимо отметить следующие: Евросоюза (страны – члены Европы), НАФТА (страны-члены Северной Америки), АТЭС (страны –члены Юго-Восточной Азии и Тихого океана), АСЕАН (страны-члены Южной Азии), СНГ (страны-члены Восточной Европы и Центральной Азии), МЕРКОСУР страны-члены Южной Америки), КАРИКОМ (страны-члены Карибского бассейна), САДК(страны-члены Южной Африки), КОМЕСА (страны-члены Восточной и Южной Африки), ЭКОВАС (страны-члены Западной Африки), ЛАГ страны-члены Северной Африки), ЮДЕАК (страны-члены Центральной Африки), ШОС (страны-члены Восточной Европы и Центральной Азии), СГ России и Белоруссии и др.

Теория и практика формирования и развития самого развитого регионального экономического объединения Евросоюза позволяет сформулировать наиболее общие эволюционные этапы международной региональной экономической интеграции:

а/ формирование зоны свободной торговли;

б/ формирование таможенного союза;

в/ формирование общего рынка;

г/ формирования Экономического союза;

д/ формирование Экономического и валютного союза;

е/ формирование Политического союза.

В результате, сегодня можно говорить уже о сложившихся принципах формирования регионального экономического объединения:

- наличие сопредельности границ;

- формирование единого экономического пространства;

- наличие (временное введение) Межбанковского регионального валютно центра (Института) и обеспечение эквивалентного валютного обмена (индекса обмена);

- принцип единства территориального пространства;

- принцип кооперации и интеграции в сфере промышленного (индустриального) производства;

- принцип единой таможенной политики;

- принцип единой валюты;

- принцип формирования межнациональных (наднациональных) органов управления региональными объединениями;

- принцип единого законодательного органа (парламента);

- наличие конституционного документа, принятого сообществом стран-членов регионального объединения и ратифицированного парламентами (или принятого на референдуме) стран.

Рассмотрим организационно-структурное построение и функционально содержание ряда международных региональных экономических объединений.

1. Европейский Союз (ЕС).

Истоки его образования:

- в 1952 году было образовано (создано) Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) с участием: ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люк –сембурга.

- в 1957 г., 25 марта эти страны подписали Договор об образовании Европей-

ского Экономического Сообщества (ЕЭС), куда вошли: ФРГ, Франция, Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Бельгия.

Для обеспечения устойчивого регулирования и деятельности в рамках Европейского Экономического Сообщества были созданы следующие органы управления и координации.

а/ Совет глав государств-членов ЕЭС. Заседания проходят не реже дух раз в год.

б/ Европейская Комиссия (КЕС) – Исполнительный орган Евросоюза. (Сегодня она состоит из 25 стран – членов ЕС (комиссаров, ведающих отраслевыми вопросами). Комиссары Комиссии назначаются сроком на пять лет.

Резеденция КЕС находится в Брюсселе. Штат этой Комиссии – 15 тыс. чел.

Комиссия (КЕС) - аппарат является центральным звеном управления, определяющим и разрабатывающем стратегию развития стран – членов Евросоюза, в том числе и экономического развития.

в/ Европейский парламент ( резиденция располагается в г. Страсбурге). Парламент избирается прямым голосованием граждан всех стран-членов Евросоюза. В парламент избирается 626 депутатов. Квота представительства от каждой страны определяется количеством населения страны.

Парламент рассматривает и утверждает бюджет Евросоюза, обеспечивает контроль деятельности КЕС, имеет право формировать функции и полномочия сотрудникам КЕС, обеспечивает законодательную политику.

г/ Европейский суд. Он обеспечивает соблюдение норм и правил поведения членов-государств Евросоюза, а также – процесс контроля за реализацией законодательных актов, принимаемых в рамках Союза.

д/ Аграрный фонд ЕС. Его основная функция – регулирование объемов производства и цен сельскохозяйственной продукции (ФЕОГА). На функционирование этого фонда приходится значительная часть общего объема бюджета.

е/ Европейский социальный фонд. Этот фонд разрабатывает социальную политику в рамках Евросоюза, координирует перемещение рабочей силы стран-членов ЕС внутри региона, распределяет субсидии (дотации) по обеспечению движения рабочей силы и демографической политики.

ж/ Европейский фонд регионального развития. Этот фонд содействует структурной перестройки деградированных районов Евросоюза и устранению кризисных явлений. (Но вряд ли это будет сделано!!!).

з/ Европейский банк реконструкции и развития. Он создан на основе долевого участия с целью кредитования государств-членов Севросоюза.

Маастрихтский Договор. Договор был подписан главами государств-членов ЕС в декабре 1991 году. В результате был юридически оформлен Единый Таможенный и Валютный союз., который вступил в силу с 1 января 1999 года.

Маастрихтский договор. Вступление в Валютный союз в соотстветствии с договором возможно лишь при условии, что до вступления в него страна-канди-дат должна выполнить три основных условия:

- во-первых, - дисперсия цен. Степень отклонения от среднего уровня цены

не должна превышать 1,5 % от среднего уровня инфляции трех стран ЕС с наиболее стабильными ценами;

- во-вторых, годовой бюджетный дефицит не должен превышать 3-х % (процентов);

- в-третьих, государственный долг не должен превышать 60 % от величины ВВП национальной экономики.

2. Азиатско-Тихоокеанской экономическое сотрудничество в статусе региональной экономической организации была создана в 1989 году, членами которой сегодня является 21 государство стран юго-востояной Азии, Тихого океана, а также – США, Канады и др. стран. Последними в в 1997 году в АТЭС были приняты Вьетнам, Перу и Россия. По мимо них в состав регионального объеди

 

нения входят такие страны как Австралия, Новая Зеландия, Бруней, Гонконг, Китай, Кирибати, Малайзии, Маршаловы острова, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Южная Корея, Сингапур, Тайланд, Тайвань, Филиппины, Чили.

Формально статус и функции АТЭС заключаются в организации принципа открытости и многостороннего сотрудничества в сфере торговле, инвестиций и финансовой деятельности, а также – в развитии частного сектора региона.

В рамках консультативных функций его координационные органы (Комитеты) проводят встречи министров по вопросам экономики, заключают договора и

координируют долгосрочное сотрудничество.

Но в связи с тем, что данное объединение включает страны с различным уров-нем экономического развития и политических интересов, политическое руководство ряда азиатских стран приняло решение о создании «чисто» Восточно-Азиатского Саммита (ВАС), куда входили бы только страны Азии. И тем ни менее, в данном объединении практически создана Зона свободной торговли (первый этап формирования регионального объединения).

3 АСЕАН – Ассоциация стран Юго-Восточной Азии Эта торгово-экономи-ческая группировка была создана в 1967 году и включает десять стран: Индо-незия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Мьянма, Бруней, Лаос, Вьетнам, Россия.

Цель создания АСЕАН – обеспечение содействию социально-экономического развития стран региона и формирование единого регионального рынка.

Основные документы этого регионального объединения – Договор о сотрудничестве и Декларация по общим вопросам регионального экономического сотрудничества.

Высшим органом АСЕАН является ежегодная Конференция глав государств и правительств (один раз в 3 года).

Руководящий и регулирующий орган объединения – Постоянный комитет

 

Министров иностранных дел и послов стран-членов организации.

4. ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития была

создана в 1961 году 20-ю государствами-учредителями. Местонахождение - Париж. На 1 января 1999 года членами ОЭСР были 29 государств: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония.

(Россия сотрудничает с ОЭСР с 1994 г. после подписания Декларации о сотрудничестве и соглашения о привилегиях и иммунитете. В мае 1996 г Россия подала заявление и начала переговоры о полноправном членстве в ОЭСР).

ОЭСР принимает два вида решений: а/ постановления, обязательные для всех стран-членов и б/ так называемые «джентлменские» соглашения, имеющие добровольный характер, но обычно- соблюдаемые.

Главные задачи ОЭСР:

- анализ состояния экономик стран-членов ОЭСР и составление дважды в год прогнозов их развития на ближайшие 1,5 года;

- разработка рекомендаций в области регулирования хозяйства на макро и от-раслевом уровнях, в том числе и – анализ международной торговли;

- координация политики в области финансовой помощи развивающимся государствам;

- готовит материалы для крупных международных соглашений. Например, подготовлен, но пока еще ни всеми странами-членами ОЭСР подписано Многостороннее соглашение об инвестициях, призванное регулировать прямые иностранные капиталовложения в международном масштабе.

Главная цель этого Соглашения – либерализовать условия прямых взаимных капиталовложений в национальные экономики стран-членов организации, а

также – обеспечить открытие рынков инвестиций в странах-членов и уровнять права национальных и иностранных вкладчиков.

Высшим органом ОЭСР является Совет представителей государств-членов ОЭСР, который заседает один раз в год на уровне министров в соответствии с повестками заседаний (министры иностранных дел, экономики, финансов идр.).

В рамках аппарата ОЭСР создано и функционирует 150 специализированных комитетов, экспертных комиссий и рабочих групп.

5. НАФТА - Североамериканская ассоциация о свободной торговле – группировка, объединяющую страны: США, Канада, Мексика.(создана в 1994).

Инициатором такого объединения стала США, так как политическое руководство понимало, что интеграционные процессы в других регионах (ЕС. АТЭС и др.) приносят значительные дивиденды национальным экономикам. Поэтому передСША и встала задача не только сохранить, но и усилить конкурентоспособность своих ТНК на мировых рынках. С этой целью в рамках НАФТА решаются такие задачи как:

а/ либерализация и выравнивание товарообмена между нацинальными экон-номиками. (Это должно обеспечить выравнивание издержек производства

Ибо этот показатель до объединения был крайне – неравнозначен: один час рабочего времени в Канаде – 5,75 долл., в США – 4,5, а в Мексике – 50 центов.).

б/ либерализация внешнеэкономической деятельности;

в/ аннулирование таможенных барьеров и организация единого контенинтального североамериканского рынка для свободного движения товаров, услуг и рабочей силы через границы трех государств.

Ликвидация таможенных барьеров намечалось к 2010 году. Но уже сегодня пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами снижены до 70 %. В этом же направлении развивается снижение пошлин и в сферах энергетики, сельскохозяйственных товаров, автомобилей и текстиля.

Самый большой выйгрыш от вступления в НАФА получила Мексика в виде

Стремительного роста поступлений иностранного капитала и в первую очередь – из США. С оживлением инвестиционной деятельности в стране повысился уровень оплаты труда (до 30 % от ранее действовавшей: 1 час- 50 центов).

В Мекиске возрастает роль и обрабатывающей промышленности в связи с тем, что из США перемещаются ряд производств в Мексику. В свою очередь, Мекиска отказалась от 20 процентной таможенной пошлина на американские компьютеры, снижает ввозные пошлина на ввозимые американские и кандские автомобили и др.

6. М Е Р К О С У Р - Южноамериканский общий рынок стран Южного конуса (Договор о создании Южноамериканского общего рынка был заключен

в 1991 году). Этот Договор вначале был подписан в г. Асунсьоне (столице Парагвая) четырьмя сторонами: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. – «О

создании Таможенного союза и общего рынка – М Е Р К О С У Р».

В 1994 году в развитие Асунсьонского договора этими же странами было заключено дополнительное Соглашение «О создании зоны свободной торговли» с последующем образованием Таможенного союза.

В результате, с 1995 года на рынках 4-х стран начали действовать общие таможенные тарифы на импортные товары и услугу, охватившие примерно около 85 % всех ввозимых из третьих стран товаров и услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.162 (0.112 с.)