Идеальные циклы поршневых ДВС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеальные циклы поршневых ДВС



Исследование циклов тепловых двигателей проводится с целью оценки совершенства действительных процессов, протекающих в двигателе, а также с целью учета влияния различных факторов на экономичность двигателя.

Метод термодинамического анализа циклов тепловых двигателей, предложенный Б. Клапейроном, усовершенствован отечественными учеными В.И. Гриневецким, Б.С. Стечкиным, Е.К. Мазингом и другими, является общим для всех те­пловых двигателей. Этот метод прост и последователен. Сущность его заключается в следующем:

1. Действительный цикл теплового двигателя заменяется идеальным, при этом принимается ряд допущений:

– рабочее тело рассматривается как идеальный газ с постоянной теплоемкостью и массой один килограмм;

– процесс сгорания топлива, связанный с изменением химического состава рабочего тела, заменяется обратимым процессом подвода теплоты;

– цикл считается замкнутым, т.е. процесс выброса продуктов сгорания заменяется обратимым процессом отвода тепла;

– механические и тепловые потери отсутствуют.

2. Получают формулу термического КПД идеального цикла и проводят анализ влияния различных факторов на величину .

3. Получают, а затем анализируют выражение полезной работы цикла.

Используя данный метод, проведем исследование некоторых циклов поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Внутри цилиндра поршневого ДВС в результате сгорания топлива

выделяется большое количество теплоты и образуется газообразное рабочее тело. Эти двигатели имеют сравнительно высокую экономичность, приемлемые массогабаритные и эксплуатационные характеристики. Они широко используются, особенно в качестве транспортных двигателей.

По характеру процессов, при которых осуществляется сгорание топлива, циклы поршневых ДВС делятся на три вида:

1) с подводом тепла при постоянном объеме (цикл Отто);

2) с подводом тепла при постоянном давлении (цикл Дизеля);

3) смешанный цикл, в котором часть теплоты подводится при постоянном объеме, а оставшаяся - при постоянном давлении.

 

5.2.1. Цикл ДВС с изохорным подводом теплоты

В двигателях, работающих по этому циклу, приготовление топливной смеси осуществляется либо в специальных устройствах – к а р б ю р а т о - р а х, либо непосредственно в цилиндре (распыленное форсункой горючее перемешивается с поступающим в цилиндр воздухом в такте всасывания). Сгорание протекает в момент, когда поршень меняет направление движения от сжатия к расширению, поэтому процесс подвода тепла можно считать изохорным.

С целью анализа действительный цикл заменим идеальным, рис.5.3, включающим следующие процессы:

1-2 – адиабата сжатия рабочего тела;

2-3 – изохора подвода теплоты q1;

3-4 – адиабата расширения рабочего тела;

4-1 – изохора отвода теплоты q2.

При анализе цикла исходными данными являются: параметры состояния в точке 1: p1, T1, v1 ; с т е п е н ь с ж а т и я и с т е- п е н ь п о в ы ш е н и я д а в л е н и я . Рис. 5.3

Под степенью сжатия понимают отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания.

Для цикла, изображенного на рис. 5.3

.

Величина зависит от количества подведенной теплоты q1 в изохорном процессе и определяется по выражению:

.

Определим параметры рабочего тела в состояниях 2, 3 и 4.

Точка 2: v2 = v1 / ; p2 = p1 к; T2 = к-1 T1.

Точка 3: v3 = v2 = v1 / ; p3 = p2 = кp1; T3 = T2 = к-1T1.

Точка 4: v4 = v1; p4 = p1; T4 = T1.

Значения температур в точках цикла позволяют определить количество подведенной и отведенной теплоты по формулам:

q1 = cv(T3 – T2) = cv( к-1T1 - к-1 T1) = cv( -1) к-1 T1;

q2 = cv(T4 – T1) = cv( T1 – T1) = cv( -1)T1.

Найдем термический КПД изохорного цикла:

t = 1 - ,

после сокращения 1 - . (5.2)

Таким образом, термический КПД ДВС с изохорным подводом тепла зависит только от степени сжатия и показателя адиабаты к.

 

На рис. 5.4 приведены расчетные кривые, показывающие зависи­ мость от и к. Из гра­фика видно, что с увеличением величина непрерывно растет. Однако в двигателях, работающих по изохорному циклу, величина степени сжатия ограничивается по двум причинам: во-первых, при больших может наступить детонационное горение топлива; во-вторых, возникает опасность преждевременного самовоспламенения топлива в конце сжатия из-за высокой температуры. Поэтому для современных изохорных двигателей = 7…10.

Рис. 5.4Вычислим полезную работу цикла:

lц = q1 – q2 = cv( -1) ( к-1 -1) T1.

Выражая cv через к и R и используя уравнение состояния, получим:

lц = ( -1) ( к-1 -1). (5.3.)

Анализ выражения (5.3) показывает, что работа цикла растет с увеличением и .

По циклу с изохорным подводом тепла работают ДВС на легких фракциях горючего.

 

5.2.2. Цикл ДВС с изобарным подводом теплоты

Сгораемое в ДВС топливо представляет собой смесь какого-либо горючего с воздухом. Если в цилиндре сжимать вначале воздух, а затем подавать туда распыленное горючее под высоким давлением, то можно избежать и детонации преждевременного воспламенения. Эта раздельная подача позволяет существенно повысить степень сжатия, а, следовательно, и КПД и использовать в качестве горючего более тяжелые фракции переработки нефти. Создание двигателя, использующего этот принцип, связано с именем немецкого инженера Р. Дизеля (1858-1913), поэтому двигатели с раздельным сжатием называют д и з е л ь н ы м и.

В дизелях горючее подается в цилиндр в конце такта сжатия. Так как температура находящегося в цилиндре сжатого воздуха высокая, топливная смесь воспламеняется. В процессе горения, несмотря на то, что поршень перемещается, давление остается постоянным.

Идеальный цикл с изобарным подводом тепла, рис.5.5, состоит из следующих процессов:

1-2 – адиабата сжатия рабочего тела;

2-3 – изобара подвода теплоты;

3-4– адиабата расширения рабочего тела;

4-1 – изохоры отвода теплоты.

Здесь заданными являются:

параметры p1, v1, T1, а также степень сжатия и степень предварительного расширения.

. Последнюю обозначают через

и вычисляют как

. Рис. 5.5

Получим выражение термического КПД этого цикла, для чего определим параметры в точках 2,3,4.

Точка 2: v2 = v1 / ; p2 = p1 к; T2 = к-1 T1.

Точка 3: v3 = v2 = v1; p3 = p2 = p1 ; T3 = T1.

Точка 4: v4 = v1; p4 = p3(v3/v4)к = p1 ; T4=T1 p4/p1 = T1.

Вычислим значения теплоты в процессах 2-3 и 4-1:

q1 = cp (T3 –T2) = cp ( -1) T1

q2 = c v(T4 -T1) = cv ( -1)T1.

После подстановки q1 и q2 в формулу термического КПД и сокращения, получим:

. (5.4)

Отсюда следует, что термический КПД цикла с изобарным подводом тепла зависит от степени сжатия , величины показателя адиабатык и степени предварительного расширения

Он возрастает с увеличением и ки уменьшением .

Полезная работа цикла будет равна

Lц = q1-q2 = cpT1( -1) – cvT1( -1) = .

Работа цикла возрастает с увеличением и уменьшением .

При одинаковых степенях сжатия термический КПД цикла с изобарным подводом тепла ниже, чем у цикла с изохорным подводом тепла, так как

сомножитель в уравнении (5.4) всегда больше единицы. Но в изобарных ДВС используются более высокие значения , чем в изохорных двигателях, что повышает их экономичность.

В табл.5.1 приведены величины дизельного двигателя для ряда и при к = 1,35.

Т а б л и ц а 5.1

  p2, МПа T2, K
   
  60,1 37,3 3,82    
  62,1 40,4 4,59    
  63,8 43,0 5,40    
  65,2 45,2 6,24    
  66,4 41,2 7,12    
  67,5 48,9 8,03    
             

 

Для увеличения экономичности дизеля необходимо увеличивать степень сжатия и уменьшать степень предварительного расширения. Это значит, что действительный процесс сгорания топлива желательно проводить при наименьшем изменении объема цилиндра. Осуществление такого процесса сгорания возможно в двигателях со смешанным подводом теплоты, в которых топливо начинает гореть при постоянном объеме, а сгорание заканчивается при постоянном давлении. Анализ цикла со смешанным подводом теплоты включает элементы изохорного и изобарного циклов.

Выражение термического КПД смешанного цикла имеет вид:

(5.5)

 

Сравнение циклов поршневых ДВС

Сравнение циклов поршневых двигателей проводят при одинаковых максимальных давлениях и равных перепадах температур, так как именно эти условия в действительности определяют конструктивные особенности двигателей, их прочность, надежность в эксплуатации.

Для сравнения циклов их изображают совмещено в Ts координатах, рис.5.6,

где цикл 12341 – изохорный;

цикл 12′′341 – изобарный;

цикл 12 3′ 341 – смешанный.

 

Рис. 5.6

Для анализа запишем в виде: .

Здесь числитель – полезно используемая теплота цикла, она эквивалентна площади изображенных циклов. Знаменатель – отведенная теплота, она оди-

накова для всех циклов. Из рис.5.6 наглядно видно, что термический КПД изобарного цикла самый максимальный из рассматриваемых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.31.38 (0.024 с.)