Теории фирмы. Фирма – базовая форма предпринимательской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории фирмы. Фирма – базовая форма предпринимательской деятельности.



Фирма – это организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями.

Страховые компании являются коммерческими организациями банковского типа, специализирующиеся на мобилизации денежных средств страхователей и вклады­вающих их в ценные бумаги промышленных предприятий.

Инвестиционные компании — разновидность кредитно-финансовых инсти­тутов, которые аккумулируют денежные средства частных инвесторов посред­ством выпуска акций и облигаций и использующих полученные денежные сред­ства не для организации производства, а для приобретения ценных бумаг других коммерческих предприятий в своей стране и за рубежом.

Лизинговая фирма — это специализированная финансовая организация в виде отделения коммерческого банка, которая в качестве посредника приоб­ретает средства производства (станки, машины, оборудование) или недвижи­мое имущество на длительный срок с целью передачи их в аренду. По своему экономическому содержанию лизинговые операции представляют собой один из способов финансирования инвестиций, не требующий от пользователей единовременных крупных вложений. Лизинговые сделки, в отличие от кратко­срочного проката (рейтинг) до 1 года, заключаются на срок от 1 года до 15 лет. Различают контракты, заключаемые на среднесрочный период (до 5 лет), или оперативный лизинг, и на долгосрочный период (свыше 5 лет), или финансо­вый лизинг. По окончании срока аренды арендатор возвращает объекты аренды собственнику, или продлевает срок аренды, или выкупает их по остаточной сто­имости.

К инновационным фирмам относятся малые предприятия, деятельность ко­торых связана с наукоемким производством. Инновационные фирмы проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Инновационные фирмы носят рисковый характер.

Венчурные (рисковые) фирмы — это инновационные предприятия, деятель­ность которых нацелена на реализацию «рисковых проектов» в сфере наукоемко­го производства. Венчурное предпринимательство осуществляется путем орга­низации «рисковых» нововведенческих компаний, которые подразделяются на три вида: корпорации, партнерства, единоличные компании.

Такие коммерческие организации как аудиторские фирмы специализируют­ся на осуществлении вневедомственного контроля финансово-хозяйственной де­ятельности, правильности выплаты налогов по заказам акционерных компаний. Аудиторы обычно получают специальные полномочия контроля от государствен­ных органов за деятельностью акционерных компаний.

Брокерские фирмы (маклерские конторы) — это коммерческие учреждения, которые выполняют посреднические операции на рынках товаров и ценных бу­маг. В качестве источника их дохода служат процентные отчисления от стоимос­ти оборота сделок.

Менеджмент: сущность, виды, функции. Роль менеджера в современной экономике.

Под менеджментом понимается совокупность принципов, методов и форм управ­ления предприятием в рыночных условиях, система принятия и реализации реше­ний, направленных на достижение оптимального, наилучшего варианта использо­вания материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Менеджмент предполагает создание наиболее благоприятной социально-психологической среды для разви­тия творчества и инициативы.

Основоположником менеджмента считается американский инженер Ф. Тей­лор, который разработал инструментарий, обеспечивший рационализацию и ин­тенсификацию труда, что позволило существенно повысить эффективность про­изводства. Ф. Тейлор выделял 4 группы управленческих функций:

* выбор цели;

* выбор средств;

* подготовка средств;

* контроль над результатами.

Французский экономист А. Файоль настаивал на расширенной трактовке ме­неджмента. Он является создателем классической (административной) школы управления в целом (т. е. вышел за рамки управления производством). В этой связи им были сформулированы основные принципы управления: полномочия и ответственность; единоначалие; подчиненность личных интересов общим; воз­награждение персонала.

Все осуществляемые на предприятии операции А. Файоль разделял на 6 групп: технические, коммерческие, финансовые, охрана имущества, счетные, админи­стративные. К собственно управлению он относил шестую группу (административ­ные операции), в которой выделял следующие основные управленческие функции:

1) предвидение — прогноз будущего и разработка программы действий;

2) организация — построение двойного организма предприятия (материальная и социальная стороны);

3) распоряжение — руковдство действиями персонала предприятия;

4) согласования — установление связей и объединение действий и усилий сотрудников;

5) контроль — наблюдение за тем, чтобы все происходило в соответствии с распоряжениями.

Выдвинутые А. Файолем принципы и управленческие функции детально ис­следованы им в книге «Общее и промышленное управление», которая была опуб­ликована в 1916г. Важнейшие ее положения вошли в науку управления в каче­стве основополагающих.

В современных условиях управление основывается на четырех основных функ­циях менеджмента:

1) планирование — определение деятельности фирмы на перспективу и установление средств достижения целей;

2) организация — создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействий и координации деятельности ее подразделений;

3) мотивация — создание системы стимулов по осуществлению намеченных программ;

4) контроль — наблюдение за выполнением установленных заданий.

Особо следует выделить первую управленческую функцию—планирование. В связи с переходом на рыночные методы хозяйствования в нашей экономиче­ской литературе резко ослабло внимание к проблемам планирования. В этой связи следует отметить, что в западной экономической науке этим проблемам уделяет­ся большое внимание как на микроуровне, так и на макроуровне.

На микроуровне западные фирмы обычно разрабатывают комплексные пла­ны в виде бизнес-планов.

Корпорации разрабатывают краткосрочные планы до 1 года; долгосрочные планы на 5-10 лет; планы капитальных вложений; планы НИР; планы техни­ческих разработок; планы текущего производства; планы сбыта и снабжения; финансовые планы.

Для осуществления планов корпорации создают различные службы — плано­вую, финансовую, контрольную, НИР, проектно-конструкторскую, психологи­ческую, сбытовую, снабженческую.

С позиций предпринимательской деятельности, а также направлений пред­принимательской стратегии фирмы в структуре менеджмента выделяют следую­щие его виды.

Производственный менеджмент — это управленческая подсистема, обеспе­чивающая:

а) производство товаров в определенных количествах, должного качества в установленные сроки и при минимальных затратах;

б) определение стратегии в области исследований и развития, в области чело­веческих отношений (учет индивидуального потенциала работника, спло­чение отдельных групп работников);

в) управление запасами, управление качеством, управление трудовыми ресур­сами.

Финансовый менеджмент обеспечивает:

а) формирование оптимальной структуры финансовых средств;

б) максимизацию общих доходов и доходов на акции;

в) привлечение и эффективное использование финансовых ресурсов и обес­печение высоких дивидендов и роста курса акций;

г) анализ инвестиций и риска, управление краткосрочными и долгосрочными финансовыми ресурсами.

Рыночный менеджмент, или маркетинг — это управление коммерческой дея­тельностью, ориентированной на рынок фирмы. Маркетинг-менеджмент отвеча­ет за реализацию стратегии фирмы в области деловой активности. Он включает маркетинговые исследования, создание нового продукта, управление товарным движением, управление ценами.

В заключение следует отметить, что менеджмент как научное направление в эконо­мике возник в начале этого века в виде совокупности принципов и методов управ­ления. В 1950-е гг. менеджмент сформировался как организационная структура управления, в 1970-е гг. принял форму стратегического планирования, а на совре­менном этапе передовые фирмы стран с развитой рыночной экономикой начали осуществлять переход от стратегического планирования к стратегическому управ­лению. Такой переход означает не отказ от планирования, а дополнение его прогно­зированием, проводимым с учетом перспективного состояния внешней среды.

 

Вопрос № 23.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.210.43 (0.035 с.)