Монополия: сущность и виды. Антимонопольная политика. Антидемпинговая политика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополия: сущность и виды. Антимонопольная политика. Антидемпинговая политика.



Монополистическая, несовершенная конкуренция возникла в конце XIX—нача­ле XX вв. в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходила концентра­ция капитала, возникали акционерные общества. Монополии устанавливали конт­роль над природными, материальными и финансовыми ресурсами.

Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного про­давца товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рам­ки буквального понимания. В настоящее время он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма являются монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естествен­ным» (когда фирма владеет редкими, уникальными, не воспроизводимыми ре­сурсами), но может быть создано и искусственно (когда фирма использует орга­низационные приемы).

В условиях монополии существуют несколько видов конкуренции: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билате­ральная монополия.

Монопсония. Тип рыночной структуры, когда существует монополия един­ственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупа­тель обеспечивает монопольную прибыль, поскольку продавец теряет часть дохо­дов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.

Олигопсония. Тип рыночной структуры, при которой существует группа по­купателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обес­печивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.

Олигополия. Тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

Дуополия. Тип рыночной структуры, при которой имеется только два постав­щика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополисти­ческие соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства.

Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) — тип рыночной струк­туры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя (потребление электроэнергии, водоснабжение, газоснабжение).

Монополистическая ситуация, как правило, сопровождается антимонопольными методами воздействия со стороны государственных органов.

Первая группа мер административно-правового воздействия осуществляется в виде:

а) запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

б) роспуска существующих монополистических объединений;

в) расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.

Вторая группа мер административно-экономического воздействия выступает в виде запрещения в законодательном порядке:

а) преследование государством осуществляющих ценовую дискриминацию по­ставщиков (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

б) преследование торговцев, использующих недобросовестную рекламу;

в) внеэкономическое воздействие на контрагентов, вступивших в сговор с це­лью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья группа мер экономического воздействия государства предполагает:

а) использование различных приемов налоговой политики, которые вынужда­ют монополии назначать цены на выпускаемую продукцию, близкую к усло­виям свободной конкуренции;

б) поощрение выпуска товаров-субститутов; разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного про­изводства;

в) стимулирование появления на рынке новых товаропроизводителей;

г) расширение рынка за счет установления международных экономических свя­зей и увеличения импорта;

д) распространение научных и технологических знаний.

Антидемпинговое законодательство - специальные правовые акты и положения, направленные против демпинга, т.е. против продажи товаров на внешнем рынке по ценам более низким, чем на внутреннем рынке. Основными элементами антидемпингового законодательства являются 6-я статья ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), определяющая понятие демпинга, и Международный антидемпинговый кодекс, принятый на Женевской конференции ГАТТ в 1967 г. Последний регламентирует процедуру выявления и доказательства факта демпинга, а также способы компенсации понесенного ущерба фирмам импортирующей страны, производящей аналогичную продукцию. В случае установления факта демпинга импортирующая страна может ввести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары. Порядок применения антидемпинговых пошлин также регулируется ГАТТ, которое исключает злоупотребления в этой области.

 

 

Вопрос № 19.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.004 с.)