Альтернативные теории свойств товара и его стоимости. Понятия товара, потребительной стоимости, полезности и цены. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Альтернативные теории свойств товара и его стоимости. Понятия товара, потребительной стоимости, полезности и цены.



Первый подход — трудовая теория стоимости и ее разновидности:

- идеалистическая,

- относительная,

- абсолютная.

В соответствии с этой научной концепцией субстанция, т. е. сущностная основа товара, определяется трудом, затраченным на его производство. В завершенном виде трудовая теория стоимости была разработана К. Марксом. Однако отдельные элементы этой теории исследовались задолго до возникновения классической школы. Впервые положение о приравнивании различных товаров выдвинул древнегреческий философ Аристотель, который писал о товарном обмене: «Обмен не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости». Приравнивая товары друг к другу, товаропроизводители приравнивают воплощенный в них труд. Труд — это та общая основа, которая заключена во всех товарах. В процессе развития и расширения сферы исследования в экономической литературе сложилось несколько подходов к определению сущностных основ трудовой теории стоимости. М. Туган-Барановский, например, выделял три разновидности трудовой теории стоимости (трудовой теории ценности).

Идеалистическая теория (учение о «справедливой цене») изложена теологом, философом Фомой Аквинским (1225-1274). Согласно этой теории обмен продуктов только тогда удовлетворяет требованиям справедливости, когда они обмениваются в соответствии с трудом, затраченным на производство товаров. В соответствии с воззрениями Ф. Аквинского равенство обмениваемых товаров означает греховность получения торговой прибыли. Такой подход основывался не на законах реальных экономических отношений, а на этических нормах. Поэтому М. Туган-Барановский назвал эту теорию идеалистической.

Относительная трудовая теория изложена Д. Рикардо, который полагал, что стоимость «продуктов регулируется не одной, а двумя причинами: относительным количеством труда, необходимого для производства продукта, и суммой прибыли, которая должна получиться с затраченного капитала за время до продажи продукта».

Абсолютная трудовая теория стоимости разработана К.Марксом. М. Туган-Барановский назвал ее абсолютной, так как труд, согласно этой теории, является абсолютной субстанцией стоимости. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Товар – продукт труда, предназначенный для продажи и обмена.

Товар обладает 2 свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость – полезность вещи, способность вещи удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Все товары как потребительные стоимости делятся на средства производства и предметы потребления. Первые выступают в виде станков, машин, вторые — в виде предметов, удовлетворяющих личные потребности людей. Некоторые предметы потребления выступают и как средства производства, и как предметы потребления. В качестве потребительной стоимости выступают также услуги. Своеобразие услуг состоит в том, что они, во-первых, не имеют вещественной формы (транспортные перевозки, ремонт обуви, одежды); во-вторых, выступают в виде полезного эффекта (для транспорта — перемещение грузов или пассажиров и т. д.); в-третьих, услуга как потребительная стоимость может быть потреблена в момент производства (потребление электроэнергии). Вторым свойством товара является стоимость или его способность обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции (меновая стоимость).

Меновая стоимость – количественное отношение, в котором различные потребительные стоимости обмениваются между собой в определенных пропорциях. Потребительные стоимости различных товаров являются качественно разнородными и количественно несоизмеримыми. Чтобы количественно соизмерить различные товары, они должны обладать общим свойством, которое делает их сравнимыми между собой при обмене. Таким общим свойством является труд. Отсюда следует, что в основе определения стоимости товаров лежит затраченный на их производство общественный труд.

Стоимость — это воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей.

Исходя из двух свойств товара — потребительной стоимости и стоимости — К. Маркс вывел двойственный характер труда. Товары как потребительные стоимости создаются различными видами труда: костюм — трудом портного – это есть конкретный труд, который создает потребительную стоимость. Но при обмене разнообразные товары, созданные разными видами конкретного труда, приравниваются друг к другу. Приравнивание осуществляется за счет того, что различные конкретные виды труда содержат нечто общее: затраты умственной и физической энергии человека, его нервных и мускульных усилий, т.е. затраты человеческого труда вообще. Труд товаропроизводителей, выступающий как затраты рабочей силы вообще, представляет собой абстрактный труд, который создает стоимость товара.

Абстрактный труд — это основа, которая делает товары однородными и соизмеримыми. Следовательно, конкретный и абстрактный труд — две стороны воплощенного в товаре труда. Конкретным трудом создается потребительная стоимость, а абстрактным трудом — стоимость товара. Величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда.

Общественно необходимые затраты труда — это рабочее время, которое требуется для изготовления какого-либо товара при общественно нормальных для данного общества условиях производства, при среднем уровне умелости и интенсивности труда.

Второй подход — теория предельной полезности, согласно которой в основе определения стоимости товара лежит полезность. Одним из методологических принципов обоснования этой теории является маржинализм, предполагающий использование для исследования экономических законов и категорий предельных величин.

Субъективная ценность — это ценность материальных благ для данного субъекта.

Объективная ценность — рыночная цена материального блага.

При этом определяющая роль отводится субъективной ценности. В процессе обмена субъективный подход осуществляется по следующей схеме: каждый покупатель решает, какое количество товара он готов отдать за нужное ему благо; оценка ценности блага проводится индивидуально каждым отдельным участником хозяйственного процесса. Объективная ценность в виде рыночной цены регулируется оценками «предельного покупателя» и «предельного продавца». С помощью таких «предельных пар» обеспечивается равновесие между покупателями и продавцами, т. е. определение ценности осуществляется в процесс достижения равновесия спроса и предложения. Рыночная цена на любой товар «определяется главным образом отношением спроса», а предложение — факторами производства.

Третий подход – теория сочетания издержек и полезности, предложенная А. Маршаллом. Используя теории трудовой стоимости и предельной полезности, он сделал вывод, что «принцип издержек производства» и «принцип конечной полезности» являются основными частями одного всеобщего закона спроса и предложения. Закономерности формирования предложения он объяснял на основе идей теории факторов производства, а закономерности спроса – на основе теории предельной полезности.

А. Маршалл исходил из того, что дары природы бесплатны; капитал выступает как накопленный в прошлом запас средств; труд является экономической работой человека, «каждый трудится с равным усердием». «В этом случае проблема стоимости очень проста. Вещи обмениваются друг на друга пропорционально труду, затраченному на их производство».

Рыночная цена на любой товар «определяется главным образом отношением спроса», а предложение – факторами производства.

Полезность – удовлетворение или удовольствие, которое индивид получает от потребления товара или услуги.

Цена – денежное выражение ценности товара, услуги, актива или фактора производства.

 

 

Вопрос № 11.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.007 с.)