Бюджетная классификация РФ, её состав и значение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетная классификация РФ, её состав и значение.



Бюджетная классификация РФ, её состав и значение.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, которая применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней и обеспечивает сопоставимость их показателей (ст. 18 БК РФ). Значение названной классификации состоит в том, что она устанавливает единство формы бюджетной документации и позволяет передавать необходимую информацию с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает восемь позиций:

— классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

—функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

—экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

—классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

— классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;

— классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и ее субъектов, видов муниципального долга;

— классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и ее субъектов, а также государственных внешних активов Российской Федерации;

— ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе производить лишь дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая ее общих принципов построения и единства. Федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно определением состава и структуры бюджетной классификации, не должны содержать положений, ее изменяющих.

Непосредственно бюджетная классификация изложена в виде приложений к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». В частности, в них содержатся: состав бюджетной классификации (Приложение 1); классификация доходов бюджетов (Приложение 2); функциональная классификация расходов бюджетов (Приложение 3); перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов (Приложение 4); перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов (Приложение 5); экономическая классификация расходов бюджетов (Приложения 6-7); классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов (Приложение 8); классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (Приложение 9); классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов, видов муниципального долга (Приложение 10); классификация видов государственных внешних долгов Российской Федерации и ее субъектов, а также государственных внешних активов Российской Федерации (Приложение 11); ведомственная классификация расходов федерального бюджета (Приложения 12-13).

Каждому объекту классификации в зависимости от группировки присваивается группировочный код, выраженный трех-, четырех-, шести- и семизначными цифрами.

1. Указания о порядке применения бюджетной классификации издаются Минфином России. В настоящее время действует приказ Минфина России от 25 мая 1999 г. № 38н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Правовое регулирование бюджетной классификации РФ.

Рис. 4 Бюджетная классификация

См.также: Расходы бюджета

Группировка доходов бюджетов по главным администраторам доходов бюджетов.

Вид доходов

Код вида доходов (4 - 13 разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 10-ти знаков и включает:

· группу - (4 разряд кода классификации доходов бюджетов);

· подгруппу - (5 - 6 разряды кода классификации доходов бюджетов);

· статью - (7 - 8 разряды кода классификации доходов бюджетов);

· подстатью - (9 - 11 разряды кода классификации доходов бюджетов);

· элемент - (12 - 13 разряды кода классификации доходов бюджетов).

Код вида доходов предусматривает следующие группы:

· 1 00 00000 00 - налоговые и неналоговые доходы;

· 2 00 00000 00 - безвозмездные поступления;

· 3 00 00000 00 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Группу 1 00 00000 00 "Налоговые и неналоговые доходы" детализируют следующие подгруппы:

· 1 01 00000 00 - налоги на прибыль, доходы;

· 1 02 00000 00 - налоги и взносы на социальные нужды;

· 1 03 00000 00 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

· 1 04 00000 00 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

· 1 05 00000 00 - налоги на совокупный доход;

· 1 06 00000 00 - налоги на имущество;

· 1 07 00000 00 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

· 1 08 00000 00 - государственная пошлина;

· 1 09 00000 00 - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

· 1 10 00000 00 - доходы от внешнеэкономической деятельности;

· 1 11 00000 00 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

· 1 12 00000 00 - платежи при пользовании природными ресурсами;

· 1 13 00000 00 - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

· 1 14 00000 00 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

· 1 15 00000 00 - административные платежи и сборы;

· 1 16 00000 00 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;

· 1 17 00000 00 - прочие неналоговые доходы;

· 1 18 00000 00 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

· 1 19 00000 00 - возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет.

Группу 2 00 00000 00 "Безвозмездные поступления" детализируют следующие подгруппы:

· 2 01 00000 00 - безвозмездные поступления от нерезидентов;

· 2 02 00000 00 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· 2 03 00000 00 - безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

· 2 04 00000 00 - безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

· 2 05 00000 00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

· 2 07 00000 00 - прочие безвозмездные поступления;

· 2 08 00000 00 - перечисления для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

Группу 3 00 00000 00 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" детализируют следующие подгруппы:

· 3 01 00000 00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

· 3 02 00000 00 - рыночные продажи товаров и услуг;

· 3 03 00000 00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

· 3 04 00000 00 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Дальнейшая детализация подгрупп кода вида доходов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей.

Код элемента доходов для налоговых доходов соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для неналоговых доходов коды элементов " 01", " 02" применяются в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей соответственно органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для неналоговых доходов коды элементов " 03", " 04", " 05", " 10" применяются в следующем порядке:

· в части обязательных платежей (денежных взысканий (штрафов), сумм принудительного изъятия, сумм от реализации конфискованного имущества) коды элементов " 03", " 04", " 05", " 10" применяются в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей соответственно органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления городского округа, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления поселения (за исключением штрафов, зачисляемых в соответствии с бюджетным законодательством в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов);

· в части доходов от реализации и использования органами местного самоуправления нефинансовых и финансовых активов (за исключением земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена) коды элементов " 03", " 04", " 05", " 10" применяются к доходам от реализации и использования активов, находящихся соответственно в собственности внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, собственности городского округа, собственности муниципального района, собственности поселения;

· в части доходов от оказания платных услуг коды элементов " 03", " 04", " 05", " 10" применяются в зависимости от услуг, оказываемых соответственно получателями средств бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, получателями средств бюджетов городских округов, получателями средств бюджетов муниципальных районов, получателями средств бюджетов поселений;

· в части поступлений от передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, коды элементов " 04", " 05", " 10" применяются в зависимости от расположения указанных земельных участков соответственно в границах территории городского округа, в границах межселенной территории, в границах территории поселения. Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.

Устанавливаются следующие коды элементов доходов:

· 01 - федеральный бюджет;

· 02 - бюджет субъекта Российской Федерации;

· 03 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга;

· 04 - бюджет городского округа;

· 05 - бюджет муниципального района;

· 06 - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

· 07 - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

· 08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

· 09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;

· 10 - бюджет поселения.

По коду элемента доходов " 05" (бюджет муниципального района) также отражаются доходы муниципальных образований, полностью или частично не перешедших на систему организации местного самоуправления, предусмотренную Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Подвид доходов

В рамках кода классификации доходов бюджетов выделен код подвида доходов.

Подвиды доходов бюджетов кодируются четырьмя знаками (14 - 17 разряды кода классификации доходов бюджетов).

Детализация кодов подвидов доходов осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в следующем порядке. Министерство финансов Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов доходов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Финансовый орган субъекта Р оссийской Ф едерации утверждает перечень кодов подвидов доходов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов доходов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

По доходам от взимания налогов, сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов и доходам от взимания государственной пошлины первый знак кода подвида доходов используется для раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу. При этом главные администраторы указанных доходов (за исключением вывозных таможенных пошлин на сырую нефть) обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации в соответствии со следующей структурой кода подвида доходов:

· 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

· 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;

· 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации.

При мобилизации вывозных таможенных пошлин на сырую нефть в федеральный бюджет таможенные органы обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации в соответствии со следующей структурой кода подвида доходов:

· 1001 - сумма вывозной таможенной пошлины на сырую нефть от налогооблагаемого экспорта, кроме Республики Беларусь (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

· 1002 - сумма вывозной таможенной пошлины на сырую нефть от экспорта в Республику Беларусь (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

· 2001 - пени и проценты по вывозной таможенной пошлине на сырую нефть от налогооблагаемого экспорта, кроме Республики Беларусь;

· 2002 - пени и проценты по вывозной таможенной пошлине на сырую нефть от экспорта в Республику Беларусь;

· 3001 - суммы денежных взысканий (штрафов) по вывозной таможенной пошлине на сырую нефть от налогооблагаемого экспорта, кроме Республики Беларусь;

· 3002 - суммы денежных взысканий (штрафов) по вывозной таможенной пошлине на сырую нефть от экспорта в Республику Беларусь.

Возврат излишне уплаченных сумм отражается по коду бюджетной классификации с применением кода подвида доходов, по которому поступила излишне уплаченная сумма. При этом проценты, начисляемые при нарушении сроков возврата излишне уплаченных сумм, отражаются по коду бюджетной классификации с применением кода подвида доходов "2000".

Дальнейшая детализация по доходам, администрируемым Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой, не предусматривается.

Органы государственной власти субъектов Р оссийской Ф едерации вправе применять детализацию кода подвида доходов по доходному источнику бюджета субъекта Российской Федерации в том случае, если данный доходный источник не закреплен за главными администраторами доходов бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по следующим доходным источникам независимо от того, закреплены или не закреплены указанные доходные источники за федеральными органами государственной власти:

· " 000 1 13 03020 02 0000 130 Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации и компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации";

· " 000 1 16 90020 02 0000 140 Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации".

Органы местного самоуправления вправе применять детализацию кода подвида доходов по доходному источнику соответствующего бюджета в том случае, если данный доходный источник не закреплен за главными администраторами доходов бюджета, назначаемыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отражение доходов целевых бюджетных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с применением кода подвида доходов не предусматривается.

Статья 110 Налоговые доходы

На данную статью относятся доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в том числе:

· налоги на прибыль, доходы;

· налоги на социальные нужды;

· налоги на товары, работы, услуги, реализуемые на территории Российской Федерации;

· налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

· налоги на совокупный доход;

· налоги на имущество;

· налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

· государственная пошлина, сборы;

· задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Статья 180 Прочие доходы

На данную статью относятся доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от внешнеэкономической деятельности, включая таможенные пошлины, прочие поступления от внешнеэкономической деятельности, а также прочие неналоговые доходы, не отнесенные на другие статьи группы 100 "Налоговые и неналоговые доходы".

Классификация операций

Статья 290 «Прочие расходы»


На данную статью относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств и пр.
Сюда включаются следующие расходы:
– уплата налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины и сборов, патентных пошлин, разного рода платежей в бюджеты всех уровней;
– уплата штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, другие экономические санкции;
– выплата окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов российских академий наук, имеющих государственный статус;
– выплата научных стипендий ученым, стипендий работникам организаций оборонно-промышленного комплекса, безработным гражданам, обучающимся по направлению службы занятости, студентам, учащимся, аспирантам, докторантам, ординаторам, а также расходы за счет стипендиального фонда на социальную поддержку учащихся, студентов и аспирантов учебных заведений профессионального образования;
– выплата государственных премий, грантов в различных областях;
– выплата вознаграждений за выявление месторождения полезного ископаемого в соответствии с законодательством РФ;
– поощрительные выплаты спортсменам – победителям и призерам спортивных соревнований (в том числе Олимпийских, Параолимпийских, Сурдоолимпийских игр, чемпионатов мира и Европы), а также тренерам и специалистам сборных команд, обеспечившим их подготовку;
– оплата судебных издержек, в том числе связанных с представлением интересов РФ в международных судебных и иных юридических спорах, юридических и адвокатских услуг;
– выплаты по решениям Правительства РФ, связанным с исполнением решений судебных органов иностранных государств;
– возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами; возмещение морального вреда по решению судебных органов;
– выплата денежных компенсаций истцам по соответствующим решениям Европейского суда по правам человека;
– отчисления денежных средств профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу;
– на прием и обслуживание делегаций (представительские расходы).

Тема 5. Расходы бюджетов

 

Сущность расходов бюджета

Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они находят свое отражение в функциональной классификации бюджетных расходов.

Посредством такой формы функционирования бюджета, как бюджетные расходы, образуются доходы нетрудоспособных граждан и оказывается поддержка другим социально-незащищенным слоям населения. Само же воздействие на величину указанных выплат регулирует меру потребления данных групп населения в соответствии с экономическими возможностями общества. Бюджетные расходы способны оказывать активное влияние на формирование экономического роста, приоритетное финансирование научных исследований, развитие прогрессивных отраслей, оптимизацию структуры материального производства, сглаживание региональных диспропорций. В этом проявляется регулирующая роль расходов бюджета.

Основным приоритетом бюджетных расходов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе останутся расходы на социальную сферу, систему социальной защиты и инвестиций в человеческий капитал. Формирование «социального бюджета» будет основано на принципах социальной политики. Политика государства в области расходов на социальную сферу подразумевает:

· повышение реального уровня пенсий с одновременным обеспечением краткосрочной и долгосрочной устойчивости пенсионной системы;

· существенное снижение уровня бедности за счет обеспечения необходимой социальной помощи;

· сохранение существующих льгот ветеранам войны, инвалидам, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, детских пособий (с обязательной проверкой нуждаемости), а также перевод большинства из них в денежную форму;

· выплату жилищных субсидий домохозяйствам, расходы которых на жилищно-коммунальные услуги превышают законодательно установленные нормы (с учетом ликвидации дотаций предприятиям ЖКХ и перекрестного субсидирования);

· повышение реальной заработной платы учителей и врачей, а также техническое переоснащение образовательных и медицинских учреждений;

· обеспечение текущих материальных расходов бюджетных организаций в соответствии с установленными нормами;

· необходимые государственные инвестиции в социальную сферу.

 

Кроме того, в бюджете, как правило, предусматриваются ассигнования и на компенсацию потерь населения от роста цен в условиях их либерализации.

 

Бюджетное финансирование

 

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств организациям, предприятиям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принципы, формы и методы бюджетного финансирования влияют на результативность функционирования бюджетной системы.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют следующие принципы финансирования:

· получение максимального эффекта при минимуме затрат предполагает, что бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой – в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

· целевой характер использования бюджетных ассигнований означает, что юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

· предоставление бюджетных средств по мере выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований ставит в зависимость бюджетное финансирование от выполнения показателей и позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

· безвозвратность бюджетных ассигнований означает предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. Так, например, в 1996 г. такие ссуды должны были быть предоставлены на финансирование:

· расходов на формирование федеральных продовольственных фондов;

· расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);

· части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности.

 

В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки:

· бюджетные средства используются недостаточно эффективно;

· широко распространена практика нецелевого использования расходования бюджетных средств.

· бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики;

· не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения;

· продолжается списание долгов в аграрном секторе.

 


Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ указанных расходов производятся по согласованию соответственно органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта РФ.

Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения РФ и субъектов РФ определяется Правительством РФ.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

· обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

· функционирование федеральной судебной системы;

· осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

· национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

· государственная поддержка атомной энергетики;

· ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

· исследование и использование космического пространства;

· содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

· формирование федеральной собственности;

· обслуживание и погашение государственного долга РФ;

· компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

· пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

· проведение выборов и референдумов РФ;

· федеральная инвестиционная программа;

· обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

· обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

· финансовая поддержка субъектов РФ;

· официальный статистический учет;

· прочие расходы.

 

Расходы федерального бюджета на 2002 год составили 1 947 386,3 млн. руб.

Федеральный бюджет на 2003 год по расходам был утвержден в сумме 2 345 641,4 млн. рублей.

Государственная Дума утвердила федеральный бюджет на 2004 год по расходам в сумме 2 659 447 млн. рублей.

Федеральный бюджет на 2005 год утвержден по расходам в сумме
3 047 929,3 млн. рублей.

Более подробно расходы федерального бюджета на 2005 г. представлены в приложении 2 (см. дополнительные материалы).

Из бюджетов субъектов РФ финансируются такие виды функциональных расходов, как:

· обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

· обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

· проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

· обеспечение реализации региональных целевых программ;

· формирование государственной собственности субъектов РФ;

· осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

· обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

· оказание финансовой помощи местным бюджетам;

· обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

· компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

· прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы на:

· содержание органов местного самоуправления;

· формирование муниципальной собственности и управление ею;

· организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

· содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

· организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

· муниципальное дорожное строительство и содержание дорог
местного значения;

· благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

· организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

· содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

· организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

· обеспечение противопожарной безопасности;

· охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

· реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

· обслуживание и погашение муниципального долга;

· целевое дотирование населения;

· содержание муниципальных архивов;

· проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

· финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ [1].

 


Сбалансированность бюджетов

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов бюджет должен быть сбалансированным по доходам и расходам. Сбалансированность является основным принципом бюджетной системы РФ. Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета, превышение доходов над расходами – профицитом бюджета.

Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. В экономической теории отношение к нему разное, но его нельзя считать абсолютным злом или абсолютным благом, многое зависит от причин его возникновения и источников покрытия. Пределы бюджетного дефицита зависят от экономической ситуации.

Известный английский экономист Дж. Кейнс и его последователи в целях стимулирования экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовали проводить политику дефицитного финансирования, которая представляет собой способ государственного регулирования экономики. По их мнению, любое увеличение государственных расходов (в т. ч. военных) дает мультиплицирующий толчок экономическому росту в условиях присущей рыночной экономике недогрузке производственных мощностей и резервной армии труда.

Бюджетный дефицит – явление объективное и неслучайное, он порождается циклическими процессами в развитии экономик многих стран и целым рядом других причин.

Причинами его образования могут выступать:

- рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличения инвестиций;

- чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны
и т. п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие;

- кризисные явления в экономике, развал и неэффективность финансовой системы.

 

Минимизация дефицита бюджета достигается разными методами: одни используются при формировании бюджета, другие при его исполнении.

К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов, совершенствование механизма распределения бюджетных доходов, выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов, построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений, сокращение масштабов государственного сектора экономики, жесткая экономия расходов путем исключения из них лишних затрат, использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.134 с.)