Коммуникация в современном мире: особенности и проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникация в современном мире: особенности и проблемы



См 27в и распечатку в телефоне)

Благодаря усовершенствованию СМК, преодолевающих пространственные, временные и культурные барьеры, люди становятся ближе друг другу, им легче прийти к взаимопониманию. С другой стороны, существует и критический подход. В центре его внимания находятся негативные последствия СМК: дереализация (виртуализация) реальности, манипуляция сознанием, разрушающее воздействие на человека, который превращается в частичного, разорванного субъекта. Превращаясь в «интерактивного» субъекта, человек становится простым ретранслятором сообщений, что означает утрату личности, утрату собственного «Я».

Интернет - одна из отличительных черт современной культуры- перевернулп ервичные представления об общении.

В качестве важнейших направлений развития общения под влиянием интернета:

-развитие и расширение связи между людьми, нахождение новых оснований и причин для вступления в общение;

-Появление новой формы общения – компьютерного общения;

-Компенсация неудовлетворенных потребностей в общении и стремление к самовыражению в реальных контактах активных включений в процесс компьютерного общения;

-Изменение в словарном запасе и структуре языка

30. проблемы организации психологической службы в системе образования. См в 17

В настоящее время выделяется несколько уровней функционирования психологической службы. На первом производится главным образом тестирование с це­лью выявления учащихся, нуждающихся в специальном обучении. На втором работа направлена на учащихся, кото­рым необходимо специальное обучение, а также на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие проблемы. Третий уровень предполагает прямую психологическую помощь всем нуждающимся в ней учащимся и консультацию персонала школы по вопросам психологии развития.

В «Руководстве Национальной ассоциа­ции школьных психологов по обеспечению психологичес­кой службы в школах» отмечается, что основная цель психологической службы – служить пси­хическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает:

а) психологическое и пси­холого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества;

б) активные вме­шательства психолога, направленные на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;

в) помощь педагогическому персо­налу и родителям прежде всего в плане заботы о ребенке – специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;

г) консультирование и совмест­ную работу с персоналом школы и (или) родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов.

Основное содержание психологической службы – по­мощь в обеспечении развития здоровой личности, коррек­ция разного рода затруднений в развитии личности, про­блемы профессиональной ориентации. Доминирующая функция психолога-консультанта, например в психодиагностической деятельнос­ти. Ее результатом служит диагностическое заключение, из которого вытекают последующие рекомендации. Психолог может рекомендовать организационные меры – зачисление ребенка в специальную или вспомогательную школу, в спе­циальные классы в рамках начальной школы, в специаль­ный детский сад и т.д. Он может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптимальную область для вы­бора профессии. Психолог может рекомендовать примене­ние подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, врачебное обсле­дование (психоневрологическое, логопедическое и др.). Большое место в консультациях занимает определение у всех детей готовности к обучению в школе, так называемой школьной зрелости, за год до поступления ребенка в школу (в этих странах дети начинают учиться с 6 лет).

Психологические консульта­ции и центры в основном занимаются решением конкрет­ных проблем, с которыми к ним обращаются родители или учителя. Это особенно четко представлено в венгерской ин­струкции для консультаций по вопросам воспитания, вме­няющей в обязанности психолога заниматься проблемами, связанными с наблюдаемыми в поведении ребенка откло­нениями от нормы, которые не могут быть исправлены обычными педагогическими средствами (например, агрес­сивное поведение, продолжительное беспокойство, невни­мательность и т.д.); с проявлениями в поведении ребенка чрезмерной чувствительнос­ти, робости, замкнутости, боязни школы, ответов на уроке и пр.; систематическими кражами, ложью ребенка дома или в школе; побегами ребенка из дома или из школы; внезап­ными изменениями в поведении ребенка; низкими результатами учения; отсутствием интереса к учебе в шко­ле; нарушениями речи нервного характера – заикание, скороговорение; жалобами ребенка или родителей на система­тические головные боли, бессонницу, беспричинную утом­ляемость и т.п.

Развитие психологической службы образования в России

В нашей стране первые попытки практического исполь­зования психологии в обучении и воспитании детей воз­никли еще на рубеже XIX?XX вв. и связаны с так называе­мой педологией, объединяющей в интересах практики результаты отдельных науч­ных дисциплин, изучающих развивающегося человека.

Общественное признание психологическая служба по­лучила на I съезде практических психологов образования Российской Федерации, который прошел в Москве в июне 1994 г. Съезд (более 1500 делегатов из всех регионов стра­ны) отметил, что в настоящее время психологическая служба становится органичным и необходимым элементом госу­дарственной службы образования, именно она определяет стратегию педагогики развития. Выступающие на съезде подчеркивали, что современная образовательная ситуация характеризуется развитием инновационных процессов. Многие сложности работы практического психолога продиктованы прежде всего тем, что он начинает работать не в устоявшейся системе, а в атмосфере инновационных начинаний. Однако именно это порождает множество возможностей и делает его деятельность плодотворной. Съезд показал, и это очень важно, что практические психологи начали осознавать самих себя как полноправных специалистов, имеющих четко определенные профессиональные функ­ции, цели и средства деятельности, ясно понимающих свое место в образовательной системе.

Психологическая работа – система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации и коррекции в сфере образования для обеспечения условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию обучаемых. Психологическая служба образования – один из существенных компонентов целостной системы образования страны, представляющий собой сеть специализированных подразделений, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа».

Психологическая служба образования –интегральное яв­ление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, – научного, прикладного, практи­ческого и организационного.

Научный аспект определяет содержание, функции, модель психологической службы образования, разрабатывает программы и методыдля профессионального применения.

Прикладной аспект предполагает использование результатов психологического исследования в смежных областях

Практический аспект службы обеспечивают непосред­ственно решение психологических проблем.

Организационный аспект включает в себя создание дейст­венной структуры психологической службы образования, обес­печивающей как взаимодействие всех звеньев службы по со­держательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профес­сиональной квалификации практических психологов.

Укажем психологические проблемы, на разрешение которых направлена психологическая работа в учебном заведении.

1. Личностные проблемы – это проблемы, ухудшающие личностное развитие обучаемых, их нравственное и психическое здоровье и самочувствие. В структурно-психологическом плане данные проблемы можно разделить на следующие группы:

мотивационные проблемы – отсутствие соответствующих побудителей к освоению содержания обучения, негативная или индифферентная учебная мотивация, невыраженность учебно-профессиональных интересов, отсутствие стремления к освоению избранной специальности в среднем или высшем учебном заведении;

операционально-деятельностные – неподготовленность определенной части обучаемых к выполнению основных учебных действий, их интеллектуальная неготовность к обучению в школе;

коммуникативные проблемы – недостаточное развитие качеств, благодаря которым учащиеся могли бы эффективно общаться со своими сверстниками и учителями, применять достаточно гибки­е способы установления взаимоотношений с другими людьми, совместно действовать с ними.

2. Коллективно-групповые проблемы – проблемы, ухудшающие морально-психологический климат учебного коллектива. К их числу относятся различные виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей (моральных, деловых, личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность обучаемых, выражающаяся в бытовых конфликтах, различные формы психологической несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным устойчивым стремлением к выбору ложных, асоциальных целей и ориентиров.

3. Деятельностные проблемы – проблемы, присущие учебной деятельности из-за несоответствия психофизиологических качеств обучаемых ее объективным требованиям, несовершенства учебных программ и технологии обучения, из-за несоответствия условий и организации образовательного процесса в учебном заведении основным закономерностям функционирования психики. Данные проблемы проявляются в снижении эффективности учебной деятельности, физической и психологической усталости обучаемых, негативных психологических и функциональных состояниях и эмоциях, возникающих в результате утомления, недостаточного восстановления физических и психологических сил.

Исходя из существования перечисленных проблем и необходимости их первоочередного решения, содержание психологической работы в учебных заведениях сводится к следующим основным направлениям. Это:

– создание и соблюдение психологических условий, обеспечиваю­щих пол­ноценное психическое и личностное развитие каждого обучаемого;

– целенаправленное формирование психических образований, являющихся важнейшим фактором эффективной учебной деятельности и полноценного личностного развития обучаемых.

Реализация первого направления предполагает совместную деятельность администрации, педагогов и психолога, требующую проведения соответствующих организационных, педагогических, медицин­ских мероприятий в интересах сохранения психологического здоровья обучаемых. Второе направление в большей степени связано с применением психологом специальных приемов и средств психолого-педагогического воздействия с учетом анализа предварительно полученных психодиагностических данных.

Основная цель деятельности практического психолога в учебном заведении – актуализация и создание социально-психологических условий, способствующих личностному и психическому развитию обучаемых, успешности их обучения, сохранению психического здоровья и предупреждению негативных психологических явлений в учебных и педагогических коллективах.

Задачами психологической работы в учебном заведении являются:

– психологическая и психолого-педагогическая экспертиза и оценка учебной деятельности детей и молодежи;

– научное психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, включающее изучение, оценку и совершенствование учебных программ и методических средств;

– психологическое изучение и оценка с целью совершенствования функций персонала учебного заведения, его психологическое обучение и просвещение;

– оказание психологической помощи обучаемым и персоналу учебного заведения в разрешении специфических учебных и профессиональных проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.233.223.189 (0.026 с.)