Психологическая помощь в экстремальных ситуациях: задачи и проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая помощь в экстремальных ситуациях: задачи и проблемы



Экстренная психологическая помощь это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

В арсенале психолога, работающего в ЧС. несколько сотен краткосрочных краткосрочных приемов, из которых он выбирает наиболее подходящий для конкретного человека, находящегося в данной ситуации и в определенном состоянии.

Задачи и методики. Психотерапевтические и психокоррекционные направления, используемые при оказании экстренной психологической помощи, предполагают возможность краткосрочного воздействия метода. Это такие направления, как нейро-лингвистическое программирование, телесноориентированная терапия, арттерапия, краткосрочная позитивная терапия, суггестивные техники, релаксационные методы и методы, направленные на саморегуляцию, рациональная психотерапия и другие.

Цели и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь основана на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами. В каждой конкретной ситуации специалист-психолог применяет не один конкретный метод, а скорее набор техник, методик, которые сочетаются друг с другом и подходят конкретному клиенту.

Проблемы и приёмы: Для релаксации -игрушки для любования и созерцания ;нервно – мышечная релаксация; аутотренинг; для работы со страхами- устрашающие маски, эмпатичные маски и игрушки; для работы с аутизмом – рефлексия на образ, отражённый в зеркале; проблема ступора и гипервозбуждения – агрессивные и эмпатичные игрушки; проблема психологического дебрифенга (отреагирование, переработки и минимизация последствий ЭС.) стресс, постравматический синдром расстройства, психологическое сопровождение, проблема паники, особенности поведения людей в катастрафической ситуации,

Проблемы

1 Экстренная психологическая помощь может быть оказана только в том случае, если реакции человека можно описать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию. То есть экстренная психологическая помощь не может быть оказана тем людям, чьи реакции выходят за пределы психической нормы. В случае, когда реакции человека выходят за пределы нормы, необходима помощь врача-психиатра. В связи с этим возможно и необходимо применение методов психологической диагностики. Однако понятно, что метод тестов, проективные психодиагностические методики не отвечают требованиям ситуации, в которой оказывается экстренная психологическая помощь. Поэтому для этих целей используются такие психодиагностические методы, как беседа, наблюдение. Безусловно, эти методы не так точны, как, например, метод тестов, однако они позволяют собрать необходимую для специалиста информацию и вовремя привлечь помощь специалистов смежных профессий.

2 В экстремальных ситуациях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры.

3 Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств.

4 Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом – следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем – провести переговоры. Профессионализм и чуткая интуиция специалиста должна быть на высшем уровне.

5 чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства.

6 Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий «госпитализма». Это за частую бывает невозможно осуществить.

7 Единство психологического воздействия подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована. В катастрофах широкого масштаба это условие сложнее выполнить.

В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

– практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

– координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.

Ситуация работы психолога в ЧС осложняется следующими моментами:

• Работа с группами. Часто приходится работать с группами жертв, и эти группы не создаются психологом искусственно, исходя из нужд психотерапевтического процесса, они были созданы самой жизнью в силу драматической ситуации катастрофы.

• Пациенты часто пребывают в остром аффективном состоянии. Иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще под эффектом травмирующей ситуации, что не совсем обычно для нормальной психотерапевтической работы.

• Нередко низкий социальный и образовательный статус многих жертв. Среди жертв можно встретить большое количество людей, которые по своему социальному и образовательному статусу никогда в жизни не оказались бы в кабинете психотерапевта.

• Разнородность психопатологии у жертв. Жертвы насилия часто страдают, помимо травматического стресса, неврозами, психозами, расстройствами характера и, что особенно важно для профессионалов, работающих с жертвами, целым рядом проблем, вызванных самой катастрофой или другой травмирующей ситуацией. Имеется в виду, например, отсутствие средств к существованию, отсутствие работы и пр.

• Наличие почти у всех пациентов чувства потери, ибо поскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую картину травматического стресса, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома.

• Отличие посттравматической психопатологии от невротической патологии. Можно утверждать, что психопатологический механизм травматического стресса принципиально отличается от патологических механизмов невроза. Таким образом, необходимо выработать стратегии работы с жертвами, которые охватили бы и те случаи, когда имеет место «чисто» травматический стресс, и те случаи, когда имеет место сложное переплетение травматического стресса с другими патогенными факторами внутреннего или внешнего происхождения.

Еще одна группа людей, к которым применяется психотерапия в зоне ЧС, это спасатели. Основной проблемой в подобных ситуациях является психологический стресс. Именно это обстоятельство значительно влияет на требования, предъявляемые к специалистам служб экстренной помощи.

22 Актуальные проблемы практической психологии образования См.17в Сфера образования.

Противоречие первое и главное — между теоретической и практической психологией образования.

На психологических съездах и конференциях, заседаниях и семинарах практических психологов регулярно обсуждается большое число самых разных вопросов. Однако одно утверждение сегодня кажется очевидным для большинства психологов образования — о необходимости соединения теории с практикой.

С одной стороны, представители академической психологии озабочены бездумным использованием плохо адаптированных и порой недостаточно научно обоснованных методик, смелостью практических психологов в постановке диагнозов и составлении прогнозов.

Подобному положению дел способствует недостаточно контролируемая ситуация на рынке психологической литературы, когда за написание пособий и справочников, сборников тестов и методик исследования берутся люди, владеющие словом, но не психологическим знанием.

Некоторые наиболее пессимистично настроенные академические психологи предрекают дискредитацию психологии как науки.

С другой стороны, психологи, занятые в той или иной области социальной практики, при столкновении со сложными ситуациями нередко испытывают профессиональную беспомощность. Недостаточность профессиональных знаний мешает им осознать истинную причину неудач и по сути дела обрекает на промахи и ошибки.

Таким образом, мы наблюдаем как бы самостоятельное относительно независимое существование теории и практики. Многие серьезные идеи обсуждаются, проверяются, но не внедряются и остаются на бумаге.

Поэтому сегодня стоит задача не просто соприкосновения, а взаимопроникновения теории и практики. На самом деле это — давняя психологическая проблема, разные аспекты которой неоднократно становились предметом обсуждения.

Идеологическая несвобода, воспринимавшаяся в течение долгих лет как главный тормоз в развитии общественных наук, наконец-то сменилась своей противоположностью. Однако так вожделенная идеологическая свобода обернулась идеологической беспринципностью. Оказалось, что воспользоваться свободой не так-то просто, именно поэтому диаду «свобода — ответственность» сменила другая, более понятная и близкая «свобода — анархия». Захотелось перенять все то, что делают зарубежные коллеги, и перенести их опыт в отечественные условия.

Ощущается необходимость подобного анализа современной практической психологии, и в частности психологии образования. Вряд ли можно одной фразой охарактеризовать ее современное состояние, но существенной особенностью видится самодостаточность: практические психологи (как, впрочем, и «теоретические») оказались замкнутыми сами на себя. Они не только отделились от теоретической психологии, но и дистанцировались от нее как от навязчивой матери, поучающей своих повзрослевших детей.

К сожалению, самодостаточность нередко мирно уживается с самоограниченностью, что приходится наблюдать в случае с практической психологией. Практический психолог не осознает не только необходимости, но хотя бы полезности фундаментальных знаний.

Противоречие второе, непосредственно вытекающее из первого, удачно подмечено В.Э. Пахальяном — «несоответствие содержания учебных планов и программ содержанию и требованиям профессиональной деятельности психолога... в образовательной среде. Он подчеркивает, что подготовка специалистов не может происходить без «учета практики». В идеале — не может, а в реальной жизни — может.

Существующая до настоящего времени вилка между академической направленностью образования во многих психологических вузах и необходимостью решения иных по своему содержанию задач в профессиональной жизни отпугивает психологов от практической работы.

Противоречие третье — между нормативными документами Министерства образования РФ и реальным положением практической психологии.

В «Положении о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ» (Приказ МО РФ от 22.10.99 № 636) определяются цели и задачи, основные направления деятельности службы, хорошо знакомые всем школьным психологам (пресловутые функциональные обязанности). Например, в качестве первой задачи службы называется следующая: «психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения» Данное «Положение...» следует рассматривать скорее как исходную точку для организации психологической службы, чем как конкретное руководство к действию.

Много вопросов вызывают рекомендации относительно распределения рабочего времени педагога-психолога. Особенности работы психолога не могут не зависеть от характера его учебного учреждения. Психолог начальной школы не проводит профессионального консультирования старшеклассников, а психолог средней школы — не занимается набором учеников в I класс.

Более того, решение одних и тех же задач может происходить с использованием разных средств в зависимости от объективных обстоятельств.

В связи со всем сказанным актуальной становится задача обучения психологов постановке проблем (выявление школьных трудностей, профориентация и т.п.) и профессиональной гибкости при поиске способов их решения: сначала что и зачем делать и только потом как.

 

ПАРАДОКСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Парадокс первый — практическая психология образования существует, но единая концепция психологической службы отсутствует.

Общение с коллегами и ознакомление с литературой позволяет выделить несколько соответствующих концепций и моделей.

1. Широкое распространение получила концепция, разработанная сотрудниками лаборатории научных основ детской практической психологии И.В. Дубровиной психологическая профилактика рассматривается как один из видов работы психолога.

2. В.Э. Пахальян отводит иную роль практической психологии. Он рассматривает педагога-психолога как «специалиста по первичной профилактике в системе службы практической психологии образования, а учреждения образования — как среду, в которой существуют оптимальные условия для профилактики нарушений психологического здоровья».

3. Концепция Л.М. Фридмана предполагает следующие виды работы школьного психолога: прием детей в школу и комплектование классов; налаживание взаимоотношений учителей и родителей; изучение процесса личностного развития учащихся; оценка воспитанности учащихся; работа с учителями и администрацией школы.

4. М.Р. Битянова — автор оригинальной концепции психологического сопровождения. Под сопровождением М.Р. Битянова понимает такую систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного воздействия.

5. Психологи Самарской области занимаются мониторингом образовательного процесса с целью определения состояния психологического здоровья детей. Эти данные ложатся в основу управленческих решений.

6. По мнению А.А. Реана, центральной фигурой, с которой должен работать школьный психолог, является не учащийся, а учитель. А.А. Реан говорил об интеграции психологических и педагогических усилий и предложил рассматривать психологическую службу как элемент единой психолого-педагогической системы.

Парадокс второй — у практического психолога образования есть обязанности, но нет прав.

«Положение о службе практической психологии...» по сути дела представляет собой перечень обязанностей школьного психолога. Вопрос о его правах почему-то остается без внимания.

Думаю, что причины такого положения дел следует искать не внутри, а вне психологии. На сегодняшний день психолог «не вписался» в наше общество, оказавшееся не готовым к принятию, наряду с медицинской, юридической, социальной, в том числе и психологической помощи.

Кроме того, совсем не разработан вопрос о праве психолога заниматься предпочтительно тем или иным видом работы в зависимости от специфики учебного заведения, о чем уже шла речь выше.

В связи с обсуждаемой проблемой профессиональных прав хочется поставить вопрос о границах деятельности каждого конкретного психолога. Если психолог в школе один, обязан ли он быть «многостаночником» или может заниматься одним видом работы?

Парадокс третий — число выпускников психологических вузов и факультетов увеличивается из года в год, а школьных психологов не хватает.

Парадокс четвертый — неудовлетворенность качеством профессиональной подготовки психологов сопровождается появлением краткосрочных психологических курсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.03 с.)