Актуальные проблемы специальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальные проблемы специальной психологии



Актуальные проблемы современной специальной психологии анализируются в клинико-психолого-педагогическом и социально-психологическом аспекте. Раскрывается концепция комплекса параллельных служб в системе образования, ориентированных на оказание психологической, коррекционно-педагогической, социально-педагогической и медицинской помощи детям. Представлена модель организации специализированного кабинета детского психолога. Особое место отводится системе психологического изучения детей с проблемами: правилам организации обследования, порядку проведения диагностических процедур, вопросам сбора, интерпретации и представления психолого-педагогической информации.

Специальная психология - это наука, занимающаяся изучением закономерностей атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь человека.

Специальная психология изучает спонтанное и направленное формирование психических новообразований при атипичном развитии и определяет способы управления им в целях эффективной и оптимальной социализации каждого индивидуума с атипией.

Объект изучения специальной психологии - лица (дети и взрослые) с атипиями (врожденными или приобретенными отклонениями и нарушениями развития) и отношение к ним в обществе на разных этапах его существования.

Под атипией нами понимается развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики.

Цель специальной психологии -изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.

На новом этапе научного и практического развития специальной психологии возникают новые проблемы:

1. Изучение детей с ограниченными возможностями, не охваченных специальной психолого-педагогической помощью. По данным обследования школьников в 2004 г. в Курской области, являющейся репрезентативной по своим статистическим показателям для всей России, только дети с ЗПР и умственно отсталые составляют более 13%, а это значит, что около миллиона детей школьного возраста с недостатками развития не получают специальной психолого-педагогической помощи. По-прежнему остаются неохваченными такой помощью и большинство детей с тяжелыми и множественными дефектами.

2. Развитие ранней специальной психологической службы, включающее раннее выявление, диагностику, психологическое сопровождение ребенка и его семьи.

3. Фундаментальное изучение возможностей и условий интеграции детей с недостатками развития в образовательных учреждениях общего назначения.

4. Разработка единого подхода к использованию терминологии. Непродуманная "борьба со стигматизацией" и непонимание различий между использованием терминологии в средствах массовой информации и в научной литературе привели к размыванию понятий и неадекватному использованию терминов. Вместе с тем, специфические для специальной психологии (и дефектологии в целом) термины (например, "недостаток") выпадают из употребления.

5. При переходе на единую международную систему высшего образования возникает необходимость обосновать специальную психологию и как новую область научных знаний, и как новую учебную дисциплину и специализацию, которой нет прямых аналогов за рубежом

По-прежнему актуальны и некоторые давно поставленные проблемы:

1. Разработка методик дифференциальной психологической диагностики нарушений развития. До настоящего времени господствует интуитивно-эмпирический подход и "кустарная" организация диагностической работы. Это проявляется в произвольном выборе методик для проведения обследования, интуитивно-эмпирической оценке результатов выполнения диагностических заданий обследуемым и вытекающей из этого невозможностью сопоставления результатов обследования, проводимых разными диагностическими коллективами. Решение этой проблемы целесообразно начать с определения унифицированного набора диагностических методик, основанного на идеях Л.С. Выготского о сложной специфической структуре нарушенного психического развития.

2. Разработка нового содержания и методов обучения детей с недостатками развития. При больших успехах в коррекции "специфических" (первичных) недостатков содержание и методы обучения общеобразовательным предметам в большинстве случаев остаются традиционными, перенесенными из обычной системы образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.005 с.)