Финансово-экономическая, тарифная и социальная политика в сфере ЖКХ в условиях реформ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансово-экономическая, тарифная и социальная политика в сфере ЖКХ в условиях реформ



Имеются разл. подходы к содержанию и проведению реформы, но выделяют 2 напр-я:

1)Экономия бюджетных средств и постепенное перекладывание издержек ГХ на население(↑ тарифов на ЖКУ, ↑ цен на тр-т, на телеф.переговоры)(нецелесообразен) «+»: структурная перестройка фин. потоков и ↑ эф-ти исп-я бюджетных средств «-»: отриц. реакция нас-я, ↓ качества обслуж-я потреб., ухудш-е ГХ.

2)Структурная перестройка хоз. отношений в сфере ЖКХ: демонополизации, созд-е конкур. среды и ресурсосбережения. ↑ тарифов и соверш-е тарифной политики д. сопров-ся рын. изм-ми, экон.-организ. преобраз-ми и соответ-ть доходам нас-я.

Цель проведения реформ: у лучшение ур-ня и кач-ва обсл-я нас-я в соотв-и с действ. стандартами путем перевода данной сферы в систему соц.-ориент. рын. хоз-ва

Подцели: улучшение уровня и качества работ, услуг, ↓ издержек, ↓ расходов бюджета МО на сод-е ЖКХ, смягчение для нас-я возможных негат. аспектов реформ.

Пути реформирования ЖКХ:

1. ↑ эф-ти системы упр-я – разд-е ф-й упр-я и хозяйств-я в системе ЖКХ, опр-е экон. поля действия для заказчиков услуг и работ, подрядчиков.

2. Форм-е конкур. среды – форм-е гор. и муниц. заказа на вып-е работ, услуг и размещение их на конкурсной основе.

3. Стимулир-е энергоресурсосбереж-я – меры экон. стим-я, организ.меры и привл-е In д/этих технол-й.

4. Упоряд-е тарифов на опл. ЖКУ, реш-е пробл. фин-я жилищ. сектора – экон. обосн. тарифы, вкл-е расх. за капрем-т и найм жилья (д/ неприватиз.)

5. Соц. поддержка нас-я – стандарты кач-ва, помощь малоимущим.

Актуальные задачи мероприятий реформирования:

1. Соверш-е системы упр-я ЖФ и об. ЖКХ, обеспеч-е ответ-ти УО перед нанимателями и собственниками ЖП, реализ-я реформы прав собств-ти на жилище.

2. Соверш-е тариф. политики.

3. Обеспеч-е адресно-социальной защиты нас-я при оплате ЖКУ.

4. Разв-е инициативы собств-ков ЖП.

5. Разв-е бизнеса на основе госуд.-част. парнерства.

6. Соверш-е тарифного регулир-я орг-и ЖКК (ФЗ от 30.12.2004 №210 «Об основах регулир-я тарифов орг-и КК»).

7. ↑ эф-ти госуд. бюдж. политики.

Тарифная политика в ЖКХ

Соверш-е системы оплаты за ЖКУ предусматривает:

1. постенный переход к экон. обоснов. тарифам д/всех групп потребителей 2. сокращ-е бюдж. дотаций по мере ↑ платежей потребителей 3. внедрение мер по энергоресурсосбережению 4. ↓ себест-ти пр-ва ЖКУ 5. ↑ эф-ти мер по соц. защите нас-я путем выделения компенсаций малоимущим гр-м 6. включ-е в оплату расходов на капремонт жилых зданий и платы за найм ЖП 7. дифференцир. ставки на оплату жилья в зав-ти от его качества и местоположения.

Основная идея программы ЖК реформы (2001) - передача бюдж. ресурсов гр-м, заинтерес. в их эффект. расходовании. Также предусм-ся:

- созд-е системы соцсчетов граждан, куда будут направляться все виды фин. помощи от гос-ва (расходование бюдж. средств станет прозрачным и адресным)

Для конкурентных отраслей ЖКХ (жилищное хозяйство, ремонтно-строительное производство, сбор и удаление отходов) в качестве экон. обосн. тарифов м.б. рыночные цены, в монопольных сферах (водопр.-канализ. хоз-во, коммун. энергетика и гор. электротр-т) – централизовано установл.цены, определенные на основе научно-обоснованной методики с применением норм и стандартов.

К осн. путям ограничения роста коммун. тарифов относятся:

-↓ реальных потерь в процессе пр-ва, трансп-ки и потребления ЖКХ

-исключение из состава себест-ти затрат, не относящихся к издержкам на пр-во и реал-ю услуг

- ↑ ур-ня научно-методич. обосн-я НПБ ЖК тарифов

-форм-е конкурентной среды

Целесообразно на уровне сб Федерации разработать Положения по регулированию цен и тарифов на ЖКУ, также обосновать и принять процедуру форм-я, предоставления и утверждения цен и тарифов.

Функции различных уровней управления: Федеральный – создание НПБ и методической базы ценообразования, уст-е цен и тарифов на услуги, проведение мониторинга по сб. Уровень сб. Федерации – разработка региональной НПБ и методической базы форм-я цен и тарифов на ЖКУ, определение перечня услуг, цены на которые регулируются на регион. Уровне Уровень МО – разработка муниципальной НПБ и методической базы формирования цен и тарифов на ЖКУ, установление и регулирование их величины по группам потребителей. Уровень предприятий – формирование цены на основе действующий НПБ и методической документации, проведение фин. и технол. аудита, расчет плановой себест-ти и прибыли с учетом основных фондов, разработка программы развития предприятий.

Необходимо создать независимую, постоянно действующую комиссию по регулированию тарифов, в кот. д. войти представители различных подразделений исполн. и представ. власти МО, независимые эксперты.

Социальная политика – комплекс мер по поддержке соц. неблагополучных слоев населения.

Заключается в выявлении и обесп-и базовых потребностей соц. неблагополучных категорий нас-я.

Социальные гарантии: стандарты предоставления ЖКУ по базовым тарифам.

Соц. поддержка населения включает: - меры по разработке стандартов качества на ЖКУ - исп-е федер. и регион. стандартов по оплате жилья и услуг. - формирование рац. системы компенсаций малоимущим слоям нас-я Задача – обесп-е соц.поддержки нас-я.

Меры: 1. Разработка и введение в практику стандартов качества работ и услуг в ЖК обслуживании нас-я. 2. Формирование рац. системы выплаты компенсаций на оплату жилья и услуг 3. Упорядочение системы льгот по оплате услуг ЖКХ

Главная цель – ликвидация бедности. Цель соц. сферы -содержание детей, престарелых, нетрудоспособных, дать гарантии трудоспособным на случай болезни, травм и др. рисков.

Функции:

- соцстрахование - в случае потери трудоспособности по возрасту

-соцобеспечение - систематизация мер по обеспечению нетрудосп-ти, по всестороннему обеспечению детства, материнства и отцовства

- соцзащита – соцгарантии по оплате условий труда и занятости

- соцподдержка - временные меры адресной поддержки в кризисной ситуации


Система качества услуг в ГХ

Продукция, услуги в ГХ – предост-ся в виде доведенных до потреб-ля материальных носителей с определ. качеств. параметрами (тепловая энергия, э/э, вода), а также непосредств. работ на об. (обсл-е жилых домов, ремонт. санит. очистка) Качество ЖКУ - это совок-ть характеристик ЖКУ, обеспечивающих требуемые (нормат. потребности абонента.

Стандарт – нормат. – технич. док-т, кот. устанавл-т осн. треб-я к качеству прод-и, услуги. Стандартизация – деят-ть по разработке, образ-ю и примен-ю стандартов, регул-ся законом РФ «О стандартизации»

Согласно закону, станд-я осущ-ся в целях обесп-я обязат. треб-й по безопасности, совместимости и взаимозаменяемой прод-и, по её потребит. хар-кам, исходя из необходимости ↑ качества прод-и и экономии ресурсов.

Централ. орган упр-я стандартами РФ – Госстандарт России (все обл-ти кроме стр-ва - Госстрой).

Стандарты качества ЖКУ существуют в след. норм.-техн. док-тах:

- (ГОСТ) и (ОСТ) СНиП) (СТП) (РД) (ТУ) (доп. треб-я к качеств. показ-лям)

Например, состав и свойства воды должны отвечать требованиям ГОСТа 2874-82 «Вода питьевая», требования к качеству основных фондов, инженерных систем водопровода, канализации, газоснабжения, отопления содержатся в СНиП 2.04.01-85, 2.04.08-88, 2.04.07-86.

Документ руководителя по качеству содержит политику в области качества и описывает систему качества орг-и

Необходимо каждому предприятию ГХ вести определенную политику в области качества.

Политика в области качества – основное напр-е цели орг-и в области качества.

Обеспеч-е высокого качества прод-и в сфере ГХ невозможно без созд-я эффект. системы упар-я качеством. Требов-я по качеству сод-я и ремонта ЖФ и качества ЖКУ, утвержд. ОМСУ на основе стандартов ЖКУ, - неотъемлемая часть договоров подряда на обслуж-е ЖД любой формы собст-ти и договоров соц. найма.

Система качества – комплексная система упр-я деят-тью организаций, обеспечивающая современно высокое качество предоставляемых ЖКУ при max удовлетворении требований потребителя и создающая удовлетворенность персонала результатами деят-ти орг-и при наим. затратах.

Направления в системе качества:

- обеспечение качества – совок-ть планирования и систем проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что ПРУ удовлетворяет опред. требования к качеству

- управление качеством – методы и виды деят-ти операт. характера, используемые для удовлетворения требований к качеству. Одна из форм - контроль качества, кот. лежит в основе любого процесса управления. Имеет 2 недостатка:

- не улучшает выпущенную прод-ю, но ↑ затраты

- только фиксирует качество, но не влияет на его ↑

- улучшение качества – мероприятия, проводимые для ↑ эф-ти от результата деят-ти и процессов в целях получения выгоды как для пр-ва, так и для потребителя

Сертификация – процедура, посредством кот. третья уполномоченная сторона дает письм. гарантию, что ПРУ соответствует заданным требованиям В 1987 г. межд. орг-ей по стандартиз-и были разработаны стандарты ISO-9000. Они обобщают опыт орг-и работ по качеству и созд-ю систем качества. В наст. время идет процесс перехода от сертифик-и качества прод-и к сертифик-и систем качества.

В сфере ГХ потребитель имеет дело с монополистами и не м. отказаться от их услуг, поэтому обеспечить качество ЖКУ м. лишь путем разв-я конкуренции и госуд. нормат. регулир-я.

Виды сертификации: обязательная (защита и безоп-ть здоровья и жизни) и добровольная (направл. на ↑ конкурентоспособности прод-и и производителя). В РФ - добровольный х-р.

Процесс контроля качества ЖКУ в ключает 2 стадии: измерение (приборное, экспертное) и анализ (в сравнении с нормат. значениями харак-к ЖКУ).

Нормат. значения харак-к ЖКУ – устан. в НПД значения, обязательные для соблюдения (номинал. значения и допустимые границы отклонений от них).

Необходим документ (стандарт), который постулирует эти положения. Такой документ (Показатели качества ЖКУ) в наст. время разрабатывается в Госстрое России в соотв-и с ИСО (ИСО 9004-2 Админ. управление качеством и элементы системы качества. Часть 2. Доводящие указания по услугам).

Подомовой контроль и учет,проводимые силами УК, позволяют достоверно и оперативно оценивать качество услуг, а также внедрять ИТ высокого порядка, организовывать отношения с поставщиком услуг на правовом уровне.

Требования по качеству ЖКУ д.б. отражены в договорах между поставщиком и заказчиком (потребителем) услуг: поставщик – УК, поставщик - собственник. В договоре по каждому виду услуги д.б. перечислены ее характ-ки, нормат. значения, а также величины допустимых отклонений от нормативов.

Показатели качества различают:

1. Качество обслуж-я: - время перерыва в подставке услуг - частота отказа в поставке

2. Показ-ли качества услуг (по матер. носителю) -.ХВС, ГВС: физико-хим. св-ва, санит.-гигиен., давл-е в трубопров., расход воды - Водоотведение: мощность насосных станций. - Снабж-е ГВ на отопл-е: t теплоносителя на входе (70 С), р, расход Гв на отоп-е, расход подачи теплоэнергии. -Газоснабж-е: физ.-хим. св-ва, санит.-биол.., давл-е, расход газа - Электроснабж-е: напряж-е и мощность электропит-я, частота электр. тока.

Фиксирует наруш-я качества двусторонний акт между заказчиком и потребителем услуг. Обязательные позиции акта: вид услуги и наименование хар-ки, качество которой нарушено; указание момента времени выхода значения хар-ки услуги за допустимые границы; указание момента времени прекращения дестабилизирующих факторов и вхождение хар-ки услуги в допустимые границы; период времени, в течение которого качество услуги отличалось от нормат. значения; величины отклонений фактического значения от нормат..

Больше нормы: избыточности в объемах поставок и хар-к энергоресурсов, перетоп зданий, ростом нагрузок на коммуник. сети внутри зданий, их быстрым износом и др. Меньше нормы: недопоставки энергоресурсов. Санкции: фин. компенсацию за нарушение комфортных условий проживания, а также за неоказание или некачественное оказание услуги. Эта санкция носит антимонопольный характер.

По станд. «Показатели качества ЖКУ» д.б. установлены требования к 3 группам характеристик:

- хар-ки ЖКУ - предоставленные услуги;

- Хар-ки товаров (продукции), обеспечивающих заданные значения хар-к услуг (товар или продукция является материальным носителем ЖКУ и входит в ее состав: горячая и холодная вода, э/э, газ):

- Система менеджмента качества организации - поставщика услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.016 с.)