Сионистское движение И развитие «национального очага» в палестине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сионистское движение И развитие «национального очага» в палестине



Годы Первой мировой войны были крайне неблагоприятными для самостоятельной политической деятельности еврейского народа. Когда выяснилось, что Россия находится в одном лагере с Англией и Францией, различные еврейские круги стали надеяться, что этот факт побудит русское правительство изменить свою антиеврейскую политику; однако им пришлось очень скоро разочароваться: уже в самом начале войны власти стали выселять евреев из прифронтовой полосы и даже устраивать погромы. Поэтому симпатии большинства евреев, особенно в США, были на стороне Германии и Австрии.

Сионистская организация, верная принципам Герцля, старалась не возбуждать антагонизм ни в одном из воюющих лагерей, и, хотя ее Исполнительный комитет находился в Германии, она открыла «бюро связи» в нейтральном Копенгагене для поддержания связей с евреями как в странах Антанты, так и в государствах центрального блока. Однако были в сионистском движении и такие деятели, как, например, Владимир Жаботинский, которые были убеждены в том, что только поражение Турции сможет спасти ишув от уничтожения и открыть новые горизонты перед сионистским движением. Они требовали оказывать активную помощь странам Антанты.

Несмотря на сопротивление официального руководства сионистского движения, Владимир Жаботинский, Иосеф Трумпельдор и Петр Рутенберг начали кампанию с целью создания Еврейского легиона, который должен был сражаться на стороне Антанты.

Сперва англичане отнеслись к этому плану отрицательно, но уже в начале 1915 г. из палестинских беженцев в Египте был организован «Отряд погонщиков мулов», отличившийся в галлиполийских военных операциях. Летом 1917 г. в Лондоне был сформирован легион еврейских добровольцев, который впоследствии принял участие в завоевании Палестины. В 1918 г. началась мобилизация добровольцев и среди {665} евреев Соединенных Штатов.

В то же время английские сионисты, во главе с доктором Хаимом Вейцманом, стали прилагать усилия к тому, чтобы склонить правительство Великобритании и английское общественное мнение к созданию еврейского национального центра в Палестине. И действительно, эта идея была сочувственно встречена целым рядом видных представителей английской общественности, в том числе и некоторыми влиятельными евреями. Еще в 1915 г. один из них, Герберт Сэмюэль, предложил английскому правительству конкретный план для осуществления этой цели. Сионистское «бюро связи» в Копенгагене отправило в Англию двух видных лидеров движения — д-ра Е. Членова и Н. Соколова. В меморандуме, представленном сионистами британскому правительству в октябре 1916 г., было выдвинуто требование о том, чтобы Англия, освободив Палестину от турок, признала права еврейского народа на эту страну, разрешила свободную эмиграцию в нее евреев и утвердила полномочия учреждений, основанных сионистским движением в Палестине.

Державы Антанты были заинтересованы вовлечь Соединенные Штаты в войну против Германии и надеялись при помощи просионистской декларации повлиять на еврейское общественное мнение в Америке, склонявшееся на сторону центрального блока. Кроме того, стало известно, что Германия и ее союзники тоже подготовляют политическое заявление, поддерживающее сионистские стремления.

В январе 1917 г. начались переговоры между сионистами и английским правительством для определения послевоенных политических целей. В то же время Н. Соколов вел переговоры с французским правительством и добился крупных успехов. В начале июня 1917 г. он получил от французского министерства иностранных дел письмо, в котором было сказано: По вашему мнению, будет актом справедливости, чтобы союзные державы оказали поддержку возрождению еврейской нации в той стране, из которой еврейский народ был изгнан столько столетий тому назад. Франция относится положительно к этим стремлениям.

В июле 1917 года Хаим Вейцман предложил английскому кабинету проект политической {666} декларации, в которой Великобритания выразила бы свое согласие с «принципом признания Палестины как Национального очага еврейского народа и права еврейского народа строить свою национальную жизнь в Палестине...», но противники сионистов, среди них видные английские политические деятели еврейского происхождения, упорно боролись против опубликования такой декларации, и текст, окончательно утвержденный английским кабинетом, был значительно менее обязывающим.

В письме, посланном 2 ноября 1917 года английским министром иностранных дел Бальфуром лорду Ротшильду, говорится, что «...правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению Национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит свои старания для того, чтобы облегчить достижение этой цели». Несмотря на осторожную формулировку, в декларации Бальфура заключалось признание национальных стремлений евреев в Палестине, а в известной степени и сионистского движения как представительства еврейского народа. Декларация Бальфура была первой политической победой сионистов и апогеем самостоятельной политической деятельности еврейского народа в ту эпоху.

В конце 1918 г., когда вся Палестина была уже занята англичанами, военные действия на всех фронтах прекратились, и начались приготовления к подписанию мирных договоров. Различные еврейские организации стали проявлять оживленную политическую деятельность в связи с предъявлением на международном форуме требований еврейского народа по отношению к Палестине.

Съезд представителей палестинского ишува, состоявшийся в Яффе 18 декабря 1918 г., потребовал предоставить еврейскому народу право решающего голоса в вопросах, касающихся Палестины, которой предстояло стать английской подмандатной территорией. В связи с этим было выдвинуто требование создать еврейскую организацию, задачей которой было бы руководить всей деятельностью, связанной с заселением и развитием страны, с целью создать в Палестине еврейское большинство, при условии, что права других национальных групп будут полностью гарантированы; Арабский должен был бы стать официальным {667} языком наряду с ивритом.

Признание Национального очага должно было выразиться, в первую очередь, в наименовании страны «Эрец Исраэль», т. е. страна Израиля, а также в утверждении еврейского флага, как флага всей страны. Созванный в то же время Американский еврейский конгресс потребовал создать условия, которые обеспечили бы — в рамках переданного Лигой Наций Великобритании мандата — «постепенное превращение Палестины в еврейскую республику».

Вейцман счел даже своим долгом предостеречь от излишнего энтузиазма, выражавшегося в требовании немедленного провозглашения еврейского государства, так как, по его мнению, следует прежде заселить Палестину евреями, которые должны образовать в ней большинство для того, чтобы «она стала еврейской, так же как Англия является английской».

23 февраля 1919 г. представители евреев были приглашены в «Совет десяти» союзных держав. Вейцман, Соколов и Усышкин (выступивший на иврите) сформулировали следующие программные требования: содействие иммиграции и развитие поселенческой деятельности в Палестине; признание еврейского совета или агентства, как выразителя интересов евреев Палестины и всего мира; предоставление евреям преимущества при выдаче концессий, связанных с развитием народного хозяйства страны. Вопрос американского представителя, стремятся ли евреи создать автономную форму правления в Палестине, дал Вейцману возможность вновь разъяснить на международном форуме свою концепцию; он заявил, что его единомышленники не настаивают на немедленном создании еврейского правительства или органов еврейского государственного управления; достаточно будет содействия мандатных властей въезду в страну 70—80 тысяч евреев ежегодно, а также созданию в ней широкой сети еврейских учебных заведений. Когда евреи составят большинство населения, они сумеют образовать правительство, соответствующее сложившимся условиям.

При опубликовании Декларации Бальфура не было протестов со стороны арабов, но из заявлений арабских представителей на мирной конференции выяснилось, что осуществление программы Национального очага в {668} значительной мере зависит от отношений между евреями и арабами.

 

В конце 1918 года еврейские руководители встретились в Лондоне с Фейсалом, сыном меккского шерифа Хусейна, возглавлявшего арабское восстание против Турции, и пытались договориться с ним по вопросу о Палестине. Об успехе этих усилий можно судить по словам Фейсала, опубликованным 12 декабря 1918 года в газете «Таймс». Он отметил, что «... обе главные ветви семитской семьи понимают друг друга: арабы не испытывают чувства зависти по отношению к сионистическим евреям и намерены вести с ними честную игру, а сионистические евреи, со своей стороны, обещали национально настроенным арабам ответить тем же».

 

3 января 1919 г. Фейсал подписал соглашение с Вейцманом, в котором он выразил свое положительное отношение к Декларации Бальфура, а также к широкой иммиграции евреев в Палестину и к заселению ими страны. Если возникнут разногласия между обеими частями населения, спорные вопросы будут переданы на рассмотрение английскому правительству. Однако под своей подписью Фейсал добавил примечание, что он будет придерживаться соглашения только в случае удовлетворения арабских требований, переданных им английскому министерству иностранных дел; иначе же он не отвечает за его выполнение.

На одной из последовавших пресс-конференций с журналистами Фейсал отнесся отрицательно к идее создания еврейского государства в Палестине. Тогда состоялись дополнительные переговоры на эту тему, итоги которых были сформулированы Фейсалом в письме от 1 марта 1919г. профессору Феликсу Франкфуртеру, представлявшему американских сионистов. В этом письме ясно сказано, что арабы считают предложения сионистов на мирной конференции умеренными и приемлемыми.

«Мы окажем сердечный прием евреям, возвращающимся в свой родной дом, — писал Фейсал. — Еврейское движение — национальное, а не империалистическое. И наше движение национальное, а не империалистическое, и в Сирии (Арабы именовали тогда Палестину Южной Сирией.) имеется место для нас обоих.

{669} И действительно, я нахожу что ни одно из них не сможет добиться реального успеха без другого».

 

Затем начались обсуждения о формулировании текста мандата, и в апреле 1920г. в Сан-Ремо было достигнуто соглашение, по которому Палестина окончательно передавалась, как подмандатная территория, под управление Великобритании.

Решения Сан-Ремо были встречены евреями с энтузиазмом, а палестинскими арабами с возмущением, особенно ввиду того, что Лойд Джордж предложил пост первого британского Верховного комиссара в Палестине Герберту Сэмюэлю. Сэмюэль принял это предложение.

 

***

Когда англичане завоевали Палестину, ишув (еврейские поселения,

ldn-knigi) находился в тяжелом состоянии. Его экономика была совершенно разрушена, а большинство руководителей арестовано или выслано турками во время войны. Офицеры британских оккупационных войск, на которых была возложена обязанность заняться местным управлением, не только не считались с Декларацией Бальфура, но даже проявляли враждебное отношение к «еврейским большевикам», как они называли палестинских евреев.

В этих кругах были широко распространены юдофобские настроения, порой чуть ли не в духе «Протоколов сионских мудрецов».

Оккупационные власти, считавшие своей основной задачей поддержание существовавшего в стране распорядка, не только не содействовали укреплению еврейского населения, но даже запретили — после разразившихся арабских беспорядков — иммиграцию евреев и приобретение ими земель. В своих публикациях и переписке власти пользовались только английским и арабским и рассматривали введение иврита в качестве официального языка как излишнее обременение бюджета и администрации.

Весной 1918 г. и Палестину прибыла по поручению английского правительства официальная «Сионистская комиссия», прозванная в ишуве Комитетом делегатов. Наряду с английскими сионистами во главе с Вейцманом в ней участвовали также представители евреев Франции и Италии. Комитет делегатов приступил к организации жизни ишува и первыми его шагами были: оказание ему {670} экономической помощи; упорядочение медицинской службы и создание школьной сети (в июле 1918 года, вопреки сопротивлению оккупационных властей, был заложен в Иерусалиме фундамент Еврейского университета); помощь частным и кооперативным сельскохозяйственным поселениям, число которых к концу войны достигло двадцати.

Комитет делегатов стал постоянным органом ишува под руководством прибывших в Палестину видного лидера сионистского движения Менахема Усышкина и заведующего палестинским бюро Сионистской организации Артура Руппина. Наряду с ним в этот период было создано и выборное представительство еврейского населения, так называемый «Временный комитет».

Некоторые круги возлагали большие надежды на третий еврейский легион, сформированный в рядах английской армии во время войны в занятой уже ею тогда южной части Палестины. Этот легион состоял всецело из добровольцев из среды ишува. Ядром его была группа членов рабочих и учащихся еврейских учебных заведений,

Хотя легион не успел принять участия в завоевании северной части страны, многие считали, что существование еврейского контингента вооруженных сил в Палестине сможет сыграть важную роль в обороне еврейского населения и в осуществлении целей сионизма. Однако идея палестинского легиона наткнулась еще во время мобилизационной кампании на сильное сопротивление, как в среде пацифистской части рабочего движения, так и в других слоях ишува.

В 1919 году в страну прибыли первые послевоенные иммигранты. Значительная часть их была связана с движением Гехалуц, основной задачей которого была подготовка новопоселенцев к обоснованию на исторической родине. Гехалуц требовал от своих членов личного осуществления идеалов движения и приобщения к физическому труду, в первую очередь, в сельском хозяйстве. Он прививал им также основы еврейской культуры и знания иврита.

Зачинателями этого движения были руководители «Поалей-Цион» в Палестине Давид Бен-Гурион и Ицхак {671} Бен-Цви, находившиеся в годы войны в США, и Иосеф Трумпельдор, основатель и руководитель Гехалуца в России. Вскоре группы Гехалуца возникли почти во всех странах Восточной Европы. В 1921 году на конференции в Карлсбаде (Чехословакия) был создан центральный орган мирового движения Гехалуц.

Пионерская иммиграция усилила тенденцию к объединению рабочих партий в Палестине. Еще в период формирования еврейских легионов велись переговоры об объединении всех рабочих группировок в стране между Д. Бен-Гурионом — представителем созданного в Америке Еврейского легиона — и делегатом Палестинского легиона Берлом Каценельсоном, беспартийным руководителем сельскохозяйственного профсоюза.

На съезде, состоявшемся в начале 1919 года в Петах-Тикве, была создана путем слияния союзов сельскохозяйственных рабочих Иудеи, Галилеи и Самарии с партией Поалей-Цион организация Ахдут-Авода (Единство труда), целью которой было сплочение всех рабочих Палестины в федерацию, объединяющую в себе профессиональные союзы и одновременно берущую на себя обязанности по развитию национальной экономики, культуры и политической жизни.

После эвакуации французских войск из Верхней Галилеи в 1919 г. и до занятия этого района англичанами существованию находившихся там трех рабочих коллективных сельскохозяйственных поселений грозила серьезная опасность.

Ввиду сложившейся обстановки Ахдут-Авода решила во что бы то ни стало сохранить эти пункты для того, чтобы добиться в будущем включения всей Галилеи в рамки Национального очага. Несмотря на нерешительность большинства «Комитета делегатов», Усышкин поддержал эту точку зрения, и Трумпельдор отправился в кибуц — Кфар-Гилеади — для организации его обороны.

Оттуда группа защитников вышла на помощь соседнему Тель-Хаю. 1 марта 1920 г., отражая нападение арабов на это селение, Трумпельдор погиб смертью храбрых. Несмотря на то, что население Тель-Хая и Кфар-Гилеади было после этого временно эвакуировано, оборона Тель-Хая стала символом героической {672} стойкости евреев Палестины, их борьбы за свою жизнь и свои идеалы. Последние слова Трумпельдора: «Счастлив тот, кто умирает за родину» стали девизом всех защитников ишува.

В ту пору усилилось брожение среди палестинских арабов, начавших создавать национальные организации и клубы. Их активность поддерживалась некоторыми представителями английской военной администрации и в конце концов вылилась в беспорядки, вспыхнувшие в Иерусалиме в апреле 1920 г.

Толпы арабов начали нападать на евреев — главным образом в Старом городе, — грабили магазины, бесчинствовали и убивали беззащитных жителей — при полном бездействии английских властей. Жаботинский стоял в то время во главе еврейской самообороны Иерусалима. С оружием в руках он организовал демонстрацию с целью повлиять на администрацию, чтобы защита ишува была поручена легальным еврейским вооруженным силам. За это он был арестован и приговорен к 15 годам тюремного заключения, но был вскоре освобожден под натиском общественного протеста.

Однако власти не обнаруживали никакого намерения вверить оборону населения еще существовавшим в то время еврейским батальонам. Наоборот, самовольные попытки бойцов прийти на помощь подвергавшимся нападениям еврейским селениям рассматривались как серьезное нарушение дисциплины. После длительных трений легион был распущен.

Отсюда вытекали два вывода: во-первых, что необходимо создать кадры самообороны, и, во-вторых, что им придется действовать в условиях подполья.

***

После окончания войны мировое сионистское движение начало перестраиваться. По опубликовании Декларации Бальфура сионистское руководство в Англии заняло первенствующее положение во всем движении; его признанным лидером стал Хаим Вейцман.

Важную роль начали играть также сионистские организации США, которые активно защищали еврейские интересы на Версальской {673} конференции. Во главе их стоял член Верховного суда США Луи Брандейс.

Первый послевоенный съезд сионистов, на который собрались делегаты из многих стран, состоялся в Лондоне в июле 1920 года. На этом съезде было решено создать специальный фонд для строительства Палестины, «Керен-Гайесод», с основным капиталом в 25 миллионов фунтов стерлингов, из которых 8 миллионов было постановлено мобилизовать в течение первых двух лет.

Вейцман в сопровождении Усышкина и Альберта Эйнштейна, всю свою жизнь преданного сионистским идеалам, отправился в Америку для сбора денег в этот фонд. Съезд избрал Брандейса почетным президентом Всемирной сионистской организации, Вейцмана — президентом, а Соколова — председателем исполнительного комитета.

На XII сионистском конгрессе в Карлсбаде (сентябрь 1921 г.) политическая линия движения была намечена в духе идей Вейцмана. В резолюциях конгресса были подчеркнуты демократический характер сионистского движения и важность задачи пионерского заселения Палестины, а также была выражена надежда на добрососедские отношения между евреями и арабами.

***

В июле 1920 года Герберт Сэмюэль занял пост Верховного комиссара Палестины как подмандатной территории. Однако правительство Великобритании представило проект мандата на рассмотрение Лиги Наций только в декабре 1920 г., и лишь 24 июля 1922г. он был утвержден.

В вступительной части мандата было сказано, что «союзные державы пришли к соглашению, в силу которого мандатные власти будут нести ответственность за выполнение декларации, данной впервые 2 ноября 1917 г. правительством Его Величества короля Великобритании и принятой вышеупомянутыми державами, в целях создания Национального очага для еврейского народа в Палестине... признавая тем самым историческую связь между еврейским народом и Палестиной».

Мандатарий обязался создать условия, «гарантирующие основание еврейского Национального очага» (§2); признать {674} Еврейское агентство, которое будет сотрудничать с правительством во всем, «что касается создания еврейского Национального очага» (§4); облегчить иммиграцию в благоприятных условиях; поощрять, совместно с Еврейским агентством, «густое заселение земель евреями, включая их поселение на государственных пустынных землях...» (§6). Таким образом, текст мандата был, по существу, изложением плана практического осуществления Декларации Бальфура.

Уже с первых шагов Сэмюэля в роли Верховного комиссара стало очевидным, что он не намеревается пойти по пути последовательной и настойчивой реализации параграфов мандата. Он оставил на своих постах ряд чиновников английской военной администрации, явно проявивших полное нежелание осуществить Декларацию Бальфура, и старался завоевать доверие арабских лидеров, соглашаясь на многие из их требований. Кроме облегчения доступа иммигрантам, мандатные власти ничего не предприняли для развития Национального очага.

В начале мая 1921 года арабские банды совершили нападение на общежитие иммигрантов в Яффе и убили 13 евреев. На следующий день в этом же городе было убито еще несколько человек, среди них выдающийся писатель Иосеф-Хаим Бреннер. Во всей стране от рук погромщиков погибло 43 еврея. Тысячные толпы бедуинов атаковали Петах-Тикву, но были отражены поселенцами. Местные жители вместе с бойцами Еврейского легиона предотвратили нападения на другие еврейские населенные пункты.

Арабские полицейские — за немногими исключениями — не защищали евреев, а иногда и сами участвовали в нападениях. Со вспышкой беспорядков Верховный комиссар сразу запретил дальнейшую иммиграцию евреев и назначил следственную комиссию во главе с членом Верховного суда для выяснения причин волнений. В ответ на запрет иммиграции еврейские национальные органы заявили, что они прекращают свою деятельность. Лишь после заверений английского министра колоний Уинстона Черчилля о продолжении иммиграции эти органы возобновили свою работу.

Летом 1921 года Сэмюэль опубликовал {675} предварительный отчет о своей деятельности в качестве Верховного комиссара, в котором настоятельно утверждал, что существует возможность согласовать национальные устремления евреев с интересами арабов. Он добавил, однако, что «претворение этих устремлений в жизнь обусловлено в основном соблюдением прав нынешних жителей страны». «Право жителей» стало понятием, смысл которого определялся степенью давления арабских лидеров; это могло означать, что Верховный комиссар и британское правительство обязаны обусловить выполнение связанных с мандатом обязательств соглашением арабов. Такая политика, однако, не ослабила сопротивление арабов созданию еврейского Национального очага, а, напротив, содействовала его обострению.

В марте 1921 года Черчилль посетил Палестину и пришел — при посредстве Сэмюэля — к соглашению с Абдаллахом, сыном шерифа Хусейна, об образовании под его управлением и под английским протекторатом эмирата Трансиордания, который будет исключен из пределов Национального очага. В результате яффских событий в мае 1921 г. ряд уступок был сделан и арабским лидерам в Западной Палестине.

 

Все эти уступки были закреплены и санкционированы в «Белой книге», опубликованной Черчиллем в июне 1922 года. Правда, и в этой «Белой книге» неоднократно отмечается верность мандатария принципам Декларации Бальфура, однако в ней открыто заявляется, что сионистские органы не будут привлечены к участию в управлении страной и что иммиграция будет обусловлена «возможностью экономической емкости».

В этом документе находится совершенно недвусмысленное высказывание, что Британия не намеревается превратить «Палестину в еврейскую страну в такой мере, в какой Англия является английской».

«Белая книга» Черчилля была первым шагом англичан на пути к умиротворению арабов за счет евреев. Сионистская организация, стремившаяся к утверждению мандата Лигой Наций, была поневоле вынуждена одобрить условия «Белой книги», но арабы ее отвергли. Ряд других попыток Сэмюэля умиротворить арабов также потерпел {676} неудачу. Арабы решили бойкотировать выборы в Учредительное собрание, объявленное верховным комиссаром в сентябре 1922 г., а их представители, назначенные в Совещательную комиссию — новый орган, который должен был заменить отвергнутое арабами Учредительное собрание, — отказались от участия в ней.

Они отклонили также предложение, выдвинутое в конце 1923 года о создании Арабского агентства на подобие Еврейского агентства.

Лорд Плюмер, преемник Сэмюэля на посту Верховного комиссара (1925—1928 гг.), последовательно проводил политику, формулированную в Белой книге, совершенно не считаясь с давлением арабов. Лишь после его отставки вновь вспыхнули беспорядки.

 

***

Несмотря на все политические трудности, в двадцатых годах были фактически заложены основы Национального (еврейского) очага. За это десятилетие численность еврейского населения утроилась и достигла 160.000 душ. В 110 сельскохозяйственных поселениях (50 в 1920 году) насчитывалось 37.000 жителей; обрабатываемая ими площадь составляла 700 тыс. дунамов. Согласно проведенной в 1929 году переписи, в стране было 2.500 промышленных предприятий и мастерских и в них 11.000 еврейских рабочих; их валовая годовая продукция оценивалась в 2,5 млн. фунтов стерлингов. Электрическая компания и Поташный комбинат успешно развивались и стали крупнейшими в стране экономическими предприятиями. Ширилась сеть еврейских учебных заведений. В 1929/30 учебном году в 230 школах обучалась двадцать одна тысяча учеников, а в Еврейском университете в Иерусалиме было 200 студентов. В больничной кассе Гистадрута (Федерации трудящихся) насчитывалось 30.000 членов, а медицинская организация «Гадасса» предоставляла все виды врачебной помощи, в особенности детям и учащимся. В результате, смертность среди еврейского населения была одной из самых низких в мире (в 1926—1930 гг. — 11,66 на тысячу).

Все эти достижения, однако, были далеки от осуществления целей, поставленных себе вождями Сионистской {677} организации, и от надежд палестинского ишува и еврейского народа во всем мире во время опубликования Декларации Бальфура.

Еврейская иммиграция с 1920 г., когда она была официально разрешена, по 1929 год достигла приблизительно 100.000 душ. Ненамного лучше обстояло дело с сельскохозяйственным заселением страны. Власти не предоставили земель в пользование еврейским поселенцам, зато арабы получили в 1921 году 400.000 дунамов в районе Бет-Шеана. Успехи еврейского сельского хозяйства были, таким образом, исключительно результатом усилий населения и сионистского движения.

Особого внимания заслуживает выкуп Национальным фондом у арабских богачей-помещиков («эфенди») заболоченных, малярийных земель Изреэльской долины (Эмек-Изреэль) в двадцатых годах. Были достигнуты значительные успехи в области орошения, и площадь под цитрусовыми увеличилась до 60.000 дунамов. В эти годы большинство земледельцев находилось еще в поселениях, основанных на частновладельческом хозяйстве (мошавот), однако намечался уже быстрый рост коллективных и кооперативных поселений (кибуцов и мошавей овдим), насчитывавших вместе в 1929 году 52 пункта (18 в 1920 году). Они обрабатывали 200.000 дунамов, а их население насчитывало 7.000 душ. Все же с точки зрения общих национальных задач эти достижения были лишь весьма скромным началом.

Ишув неуклонно стремился обеспечить себе полную автономию в некоторых областях жизни. Уже в начале 1918 года в Яффе было созвано «Подготовительное собрание» представителей ишува, которое избрало «Временный комитет евреев Палестины на оккупированной англичанами территории». Однако первое выборное учреждение, «Собрание депутатов» (Асефат ганивхарим) начало свою работу только в октябре 1920 года.

Все еврейские жители Палестины, признававшие авторитет сионистских органов, входили в «Кнесет Исраэль», местными ячейками которого были еврейские общины, а высшим органом — «Собрание депутатов», в свою очередь избиравшее центральное руководство — «Национальный комитет» («Ваад леуми»). Крайне ортодоксальная «Агудат {678} Исраэль» не признавала эти учреждения и имела свое особое представительство.

Самым активным общественным фактором в жизни ишува стало рабочее движение. В декабре 1920 года был созван съезд трудящихся Палестины, на котором была основана «Всеобщая федерация еврейских трудящихся Палестины» (Гистадрут). В выборах приняло участие около 4.500 рабочих.

В ведение Гистадрута перешли все экономические предприятия рабочих партий, организация сельскохозяйственных коллективов и кооперативов, а также руководство учреждениями взаимопомощи. Внутри Гистадрута возникли различные течения, старавшиеся, в соответствии со своей идеологической программой, формировать облик коллективной и трудовой жизни, а также воспитать молодежные кадры в диаспоре.

Многие еврейские рабочие, особенно новоприбывшие, организовывались в артели, лишь частично занятые в сельском хозяйстве. Большая часть их работала на гражданском строительстве, в первую очередь на шоссейных дорогах, прокладывавшихся мандатными властями. Порядившиеся на выполнение работ артели всецело соблюдали коллективный принцип. Наряду с многочисленными, относительно небольших размеров артелями возникли и большие, как, например, «Гдуд Гаавода» (Рабочий батальон имени Трумпельдора).

«Рабочий батальон» был основан на собрании, созванном в память Трумпельдора, полгода после его гибели. Он был организован в виде автономных групп, имевших общую кассу и работавших, главным образом, на прокладке шоссейных дорог. Батальон создал два лагеря, в Эйн-Хароде и Тель-Иосефе, служивших центрами для всех рассеянных по стране трудовых отрядов. По окончании работ на дорогах члены «батальона» перешли в города, где они включились и в другие отрасли, как строительство жилых домов, промышленность и т.д.

В 1924 году в «батальоне» произошел раскол — на «правых» и «левых».

«Правые» создали несколько сельскохозяйственных кибуцов: Тель-Иосеф в Изреэльской долине, Кфар-Гилеади — в Галилее и Рамат-Рахель вблизи Иерусалима. Одна из «левых» групп стала {679} все больше склоняться к коммунизму. Около ста человек из этой группы, во главе с М. Элькиндом — вначале бывшим одним из виднейших руководителей «батальона», — эмигрировало в Советский Союз. Они основали в Крыму еврейскую земледельческую коммуну «Виа Ноува» («Новый путь»).

Все кибуцы в Палестине придерживались коллективистских принципов, разногласия существовали лишь в вопросе о формах коммуны. Некоторые считали, что кибуц является общественной ячейкой, основной задачей которой должна быть абсорбция новых иммигрантов, и поэтому они настаивали на больших коллективах, которые наряду с сельским хозяйством могли бы развивать и промышленные предприятия.

Они создали течение, ставшее известным под именем «Кибуц Меухад» (Объединенный кибуц). Другие же находили, что коллектив должен оставаться небольшой органической единицей — «квуца», занимающейся только земледельческим трудом. Они создали так называемый «Хевер-Гаквуцот» (Содружество квуцот). Первая группа была связана идеологичеки с партией «Ахдут-Авода», а вторая — с «Гапоэль Га-цаир». Оба объединения имели свои молодежные организации за рубежом, воспитывавшие кадры для пополнения их рядов и для основания новых кибуцов.

Члены молодежного движения «Гашомер Гацаир», с течением времени становившегося все более радикально-левым в политическом отношении, создали отдельный союз кибуцов — «Гакибуц Гаарци». Все сельскохозяйственные коммуны пополнялись членами пионерских-халуцианских движений из стран диаспоры. Эта преданная национальным идеалам молодежь отправлялась в болотистые или пустынные местности и, освоив их, поселялась там.

Гистадрут оказывал содействие пионерским начинаниям и развивал многогранную деятельность: он строил жилые дома для рабочих, основывал производственные кооперативы, создав общество «Солел-Боне», проводил строительные работы, занимался культурно-массовой деятельностью, уделяя особое внимание обучению новоприбывших ивриту и развитию еврейской культуры. В то же время Гистадрут был профессиональным союзом, {680} защищавшим интересы трудящихся и регулировавшим деятельность учреждений взаимопомощи.

Рабочий лагерь взял на себя также основную заботу о безопасности ишува. Хотя в ряде городов и селений имелись местные органы самообороны (Хагана), между ними не было тесного контакта. В двадцатых годах руководящие органы сионистского движения еще недооценивали необходимость самообороны. Они даже были готовы распустить нелегальную Хагану, если бы мандатные власти согласились создать легальные охранные отряды.

Однако большинство активистов Хаганы не было готово доверить безопасность ишува усмотрению английских чиновников, к тому же совсем не склонных легализировать еврейские вооруженные силы. Во главе Хаганы стояли в то время: Иосеф Гехт и Шаул Меиров (Авигур). Проблемы самообороны входили в компетенцию тогдашнего генерального секретаря Гистадрута — Давида Бен-Гуриона.

Одним из важнейших достижений того периода было полное внедрение в ишув возрожденного иврита как разговорного и литературного языка. Все образовательное дело, от детских садов и до Еврейского университета в Иерусалиме и Политехнического института в Хайфе, велось на иврите.

Созданная в Москве «Габима» переселилась в Тель-Авив и стала национальным театром. В Тель-Авиве поселились виднейшие еврейские писатели: X. Н. Бялик, Ахад-Гаам, Ш. Черняховский и другие. Наряду с ними начала свою деятельность группа молодых писателей, творчество которых развилось на палестинской почве. Иврит и литература на этом языке не только легли в основу духовной жизни ишува, — они также играли первостепенную роль в культурной деятельности сионистского движения в странах рассеяния, — в особенности в молодежных организациях — и служили связующим звеном между евреями разных стран.

Трения между Великобританией и Сионистской организацией, а также медленный темп поселенческой деятельности в Палестине привели к серьезным разногласиям внутри движения. После опубликования «Белой книги» в 1922 г. Жаботинский вышел из состава Исполнительного

{681} комитета Сионистской организации.

Представители религиозной партии «Мизрахи», а также «радикальных сионистов» под руководством Гринбаума в Польше и Усышкин в Палестине резко критиковали политику руководства. На XIII сионистском конгрессе в Карлсбаде в 1923 г. они требовали более твердой политической линии по отношению к Англии и протестовали против предложения Вейцмана ввести несионистские группы в состав Еврейского агентства. Ш. Капланский, из вождей рабочего крыла, призывал к поискам путей для соглашения с арабами, т. к. Британия, по его мнению, заинтересована в раздувании вражды между обеими нациями в стране.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.165.8 (0.057 с.)