Лабораторная работа №8. Изучение методов оценки качества товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторная работа №8. Изучение методов оценки качества товаров



 

Цель работы – ознакомиться с сущностью методов определения показателей качества и методов оценки качества продукции, методиками их расчёта и областью применения.

Задание

1. Изучите классификацию методов оценки качества (Приложение Д). Ознакомьтесь с сущностью методов определения показателей качества товаров, а также с методами оценки качества продукции по ГОСТ 15467 и по [2], [3].

2. Ознакомьтесь с расчётным методом определения показателей качества и областью его применения.

Используя информацию о химическом составе пищевых продуктов (на маркировке), рассчитайте пищевую (энергетическую) ценность в ккал/100 г, предложенных преподавателем 3 – 4 вариантов.

При этом следует использовать коэффициенты энергетической ценности (Ккал/г), т.е. количество энергии, выделяемое 1 г вещества при его сгорании в организме человека: для белков – 4,0; для жиров – 9,0; для углеводов – 3,75, в том числе для моно- и дисахаридов – 3,8; для крахмала – 4,1; органических кислот – 3,0.

Полученные результаты оформите в виде таблицы (таблица 8.1)

 

Таблица 8.1 – Пищевая и энергетическая ценность продуктов и блюд

Наименование продукта Содержание, г/100г Энергетическая ценность, ккал/100г
белка жира углеводов расчётная на маркировке
           
           
           
           

 

Результаты прокомментируйте.

3. Ознакомьтесь с дифференциальным методом оценки уровня качества и областью его применения.

Определите значения единичных показателей качества опытных электронагревателей – показателей расхода электроэнергии. В качестве базовых используются серийные образцы аналогичных типов. Данные для расчёта приведены в таблице 8.2.

Таблица 8.2 – Единичный показатель качества электронагревателей

Объём нагреваемой воды, л Расход электроэнергии, кВт.ч Оценка образца по показателю расхода энергии
опытного образца серийного образца
  3,2 4,4  
  4,8 6,2  
  7,4 8,8  

 

Сделайте выводы об эффективности опытных изделий и прокомментировать целесообразность их производства.

4. Ознакомьтесь с комплексным методом оценки уровня качества и областью его применения.

Оцените уровень качества:

а) пылесосов разных моделей (таблица 8.3) по величине комплексного показателя (К), используя для расчёта формулу

где П – пылеочистительная способность пылесоса, %;

t – срок службы, число лет.

 

Таблица 8.3 – Уровень качества пылесосов

Модель пылесоса Значение показателей Уровень качества, К
пылеочистительная способность, % масса, кг срок службы, лет
  99,7 6,7    
  95,9 7,0    
    5,75    
  98,2 6,8    
  99,5 7,0    

 

Результаты прокомментируйте.

б) сыров сычужных полутвёрдых (таблица 8.4), если оценка единичных показателей качества проводилась экспертами по 100-балльной шкале в соответствии с ГОСТ Р 52972. Данная шкала охватывает органолептические показатели сыра, а также упаковку и маркировку (таблица 8.5).

Таблица 8.4 – Балльная оценка качества сыров

Наименование показателя Результаты оценки сыров, баллы  
Алтайский Советский Угличский Голландский Костромской Степной Латвийский  
  скидка оценка скидка оценка скидка оценка скидка оценка скидка оценка скидка оценка скидка оценка
Вкус и запах                            
Консистенция                            
Цвет                            
Рисунок                            
Внешний вид                            
Упаковка и маркировка                            
Итого                            
                                         

Таблица 8.5 – Критерии балльной системы качества сыров

Наименование показателей Максимальная оценка, баллы Скидка при наличии пороков, баллы
Вкус и запах   0-15
Консистенция   0-15
Рисунок   0-7
Цвет теста   0-2
Внешний вид   0-6
Упаковка и маркировка   0-1
Итого   0-46

 

В зависимости от общей оценки сыры относятся к одному из сортов или не допускаются к реализации (таблица 8.6).

Таблица 8.6 – Градация качества сыров

Наименование показателей Градация качества сыров
Высший сорт Первый сорт На промышленную переработку
Общая оценка, баллы Оценка по вкусу и запаху, баллы, не менее 100 – 87 86 – 75 Менее 75 Менее 34

 

Сделайте заключение об уровне качества сыров и обосновать вывод.

 

5. Ознакомьтесь с социологическим методом определения показателей качества и областью его применения.

Проанализируйте и обобщите результаты оценки потребителями показателей качества отдельных видов продукции (а и б). В заключение определите уровень качества личной одежды или обуви, используя изученные методы (в):

а) с целью усовершенствования конструкций и расширения ассортимента холодильников заводом-изготовителем было предложено потребителям оценить показатели качества холодильника.

В состав потребителей входили городские и сельские жители двух возрастных групп.

Потребители заполнили анкету, определив значение оценок отдельных показателей в баллах: 3 балла – вполне соответствует предъявляемым требованиям, 2 балла – недостаточно соответствует, 1 балл – не соответствует. Значения оценок показателей распределились следующим образом (таблица 8.7):

Таблица 8.7 – Потребительские оценки холодильников

Наименование потребительских показателей Оценки, данные потребителями
городское население сельское население
до 35 лет старше 35 лет до 35 лет старше 35 лет
Комфортность (по наличию функциональных узлов)        
Внешний вид (цвет, форма)        
Экономичность (энергопотребление)        
Габаритные размеры        

 

Проанализируйте результаты и сделайте вывод;

б) группе покупателей (женщин) предложили оценить потребительские показатели качества школьных ранцев. Оценка проводилась с помощью анкетирования. Каждый единичный показатель оценивался по пятибалльной системе. В таблица 8.8 приведены результаты оценки трёх комплексных показателей, данных потребителями разного возраста.

Таблица 8.8 – Потребительские оценки ранцев

Показатель качества Максимальная сумма баллов Оценки, данные потребителями
до 30 лет 31 – 40 лет 41 – 50 лет свыше 50
Функциональные          
Эстетические          
Эргономические          
Всего          

 

Прокомментируйте результаты и сделайте выводы;

 

в) определите уровень качества конкретного изделия из личной одежды или обуви (по выбору студента) (таблица 8.9).

Таблица 8.9 – Уровень качества ___________________________________

(укажите товар)

 

Показатель качества Коэффициент весомости показателя, кj Значение показателя mj, баллы Средневзвешенное значение оценки показателя, Jк, баллы Комплексный показатель качества, К, баллы
Функциональные (соответствие своему назначению) 0,35     -
Эргономические (удобство пользования, гигиеничность) 0,15     -
Надежность (срок службы, прочность крепителей) 0,25     -
Эстетические (внешний вид, силуэт, внутренняя отделка, цвет) 0,25     -
Уровень качества изделия       V

 

Значение показателей качества (mi) оценить по 5-балльной системе в соответствии с таблицей 8.10.

 

Таблица 8.10 – Балльная шкала оценки показателей качества

Характеристика показателя Оценка, баллы
Отличный Хороший Удовлетворительный Плохой Очень плохой  

 

Средневзвешенное значение группового показателя качества (Jк) определяется по формуле Jк = mi.кi.

Комплексный показатель уровня качества рассчитывается следующим

образом:

K=Jэст. + Jэрг. + Jфункц. + Jнад.

Прокомментируйте полученные результаты.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Как классифицируют методы определения показателей качества?

2. С помощью каких методов оценивают качество продукции?

3. В каких случаях используется расчётный метод оценки показателей

качества?

4. В чём состоит социологический метод оценки показателей качества?

5. Как определяется комплексный показатель уровня качества?

6. Что такое дифференциальный метод оценки уровня качества?

7. В чём сущность комплексного метода оценки уровня качества?

8. Каким методом может быть определён коэффициент весомости?

9. В чём сущность экспертного метода определения показателей качества?

10. Качество каких товаров и какие показатели оцениваются экспертным

методом?

11. Какие общие требования предъявляются к эксперту?

12. Какие методические требования предъявляются к эксперту пищевых и парфюмерно-косметических товаров?

13. Что понимается под пищевой ценностью?

14. Чем отличается энергетическая ценность от биологической?

15. В чём заключается основное значение физиологической ценности

продуктов?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.176 (0.019 с.)