Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовные стихи о бегстве из мира сего.
СТРАШНЫЙ СУД
Взгляд на историю и современность, высказанный в конце «Голубиной книги», весьма пессимистичен. В этой ситуации победы Кривды над Правдой, естественно, обострялся во- прос: как же спастись человеку в этом мире, где повсюду господствует неправда? Выход один: уйти, фигурально выражаясь, — с земли на небо жить вопреки земным, человеческим установлениям. Появляется множество духовных стихов, проникнутых крайне аскетическим, монашеским взглядом — на тему спасения души человека, его бегства от жизни, от земли, к Богу. Таковы стихи об Иосафе-царевиче. Царевич Иосаф, убедившись в том, что мир полон неправды, удаляется в пустыню. Так как песчаных или каменистых пустынь на Руси поблизости не было, то уйти в пустыню чаще всего означало — уйти в леса. Ибо лес был самым безлюдным местом, а леса были громадны. Одинокие монахи-отшельники или целые общины, желающие удалиться от мир- ской суеты, от всеобщей греховной жизни, уходили в лес, в скиты. Пустыня предполагала удаление от общества, от людей и полное одиночество, посвященное Богу. С другой сторо- ны, поскольку пустыня это лес, она наполнялась зеленой лесной природой, что мы и находим в стихе об Иосафе-царевиче. Эта пустыня олицетворялась в виде женского лица, в образе ма- тери-пустыни. Подобно тому, как у всех людей есть мать-сыра земля, у монаха-отшельника появляется мать-Пустыня. Духовный стих о царевиче Иосафе и представляет собой диалог между матерью-Пустыней и этим удалившимся в лесную Пустыню царевичем. Мать- Пустыня отговаривает царевича Иосафа от его религиозного подвига, предупреждая, как трудно жить в лесу, где нечего есть, а пить придется болотную воду. Но главная труд- ность — это полное одиночество. И когда начнется весна и вся природа расцветет, деревья покроются листьями, говорит Пустыня, ты меня покинешь. Тебя потянет назад к людям, к земной жизни. Но царевич Иосаф клянется в верности матери-Пустыне и ей возражает. И вот эти возражения нам особенно интересны, поскольку прославление Пустыни как ступени в Царство Небесное здесь совмещается с восхвалением живой природы.
Не стращай мене, мати, Ты великими страстями, А пусти мене, мати, Да в лес погуляти, Погуляю я, мати,
Я по темном по лесу, Забавлять мене будут Яко лютые звери, А втешать мене будет Поднебесная птица…
Другой вариант:
Со мной станут говорить На древах маленькие листья: Что Христос на престоле, С херувимы и серафимы…163
163 Там же, с. 225, 230.
Мы видим, как аскетический стих во славу пустыни проникается тонким эстетиче- ским чувством и молитвенное созерцание Царства Небесного переплетается с созерцанием красоты окружающей природы. А вместе с тем эта природа одухотворяется. И трепет листь- ев, и пение птиц в лесу перенимают ангельский образ. В пустыне, вместе с бегством от мира и земных страстей, природа не увядает, а воскресает. Но воскресает уже в каком-то небесном сиянии или во Святом Духе. Занимаясь народной верой, нам приходилось много говорить о материализме религи- озных представлений народа. А здесь мы находим другую сторону той же веры — ее глубо- кий мистицизм и религию Святого Духа, которая свойственна православию, может быть, больше, чем другим христианским религиям. В русских духовных стихах почти не упомина- ется Бог-Отец, но третья ипостась Божества Святой Дух встречается достаточно часто. На- помню, что в «Голубиной книге» само происхождение мира начинается со Святого Духа: «Начался белый свет от Свята Духа, от Свята Духа самого Христа». Святой Дух понимается порою как дыхание Христа. В частности, в стихах о Двенадцати великих пятницах сказано, что в пятницу накануне Святой Троицы сам Христос сходит с неба на землю и посылает Святой Дух «во сырую землю» и распускает Святой Дух по всей земле, по всей вселенной. Святым Духом как благодатной и таинственной силой Божией проникается и одухотворяется вся природа. И потому она так прекрасна в молитвенной пустыне, где обитает Иосаф- царевич. Хотя русский народ не очень разбирался в догматическом содержании Пресвятой Троицы, он очень чтил Троицу. Очевидно потому, что Троица связана с понятием Святого Духа. Ведь сам праздник Троицы — на пятидесятый день после Пасхи — сопряжен с тем, что в этот день Святой Дух сошел на апостолов. А в народном представлении Святой Дух
сходит не только на апостолов, но и на всю природу. Ибо Святой Дух это сила животворя- щая. Отсюда, по всей вероятности, повелся и утвердился повсеместный на Руси обычай в день Троицы украшать церкви зеленью — травами и ветками деревьев. В старину по всей России на Троицу возили эти ветки целыми возами и увешивали ими двери домов и косяки окон. Деревенские улицы украшали березками. Прихожане на праздник Троицы являлись в церковь с букетами полевых цветов. В некоторых губерниях эти букеты именовались «духа- ми», — что опять-таки указывает на связь со Святым Духом. Эти цветы, побывавшие в церк- ви, затем высушивали и хранили за иконами — для разных целей, поскольку, считалось, эти цветы обладают святой силой. Их клали, например, в амбары, где хранится зерно, мука и другие припасы, чтобы там не заводились мыши. Или — подвешивали на чердаке во избежа- ние пожаров. Особенно на Троицу украшали церковь: туда вносили срезанные деревья, а пол устилали свежей травой. Затем эту траву прихожане уносили с собой, примешивали к сену и кипятили в воде, а воду эту пили, потому что она считалась целебной. Этот обычай украшать зеленью церкви и дома на Троицу говорит насколько в народе была крепка вера в силу Свя- того Духа. Получалось так, что Святым Духом в этот день освящается вся земля. Возможно, с религией Святого Духа связан и другой обычай на Руси, который при- урочен к празднику Благовещения (25 марта). В этот день архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что Святой Дух низойдет на Нее и Она понесет Сына Божия — Иисуса Христа. Сим- волом Святого Духа был голубь. А шире — птицы, как олицетворение души. Считалось, что Благовещение празднуют не только люди, но и птицы, которые в этот день особенно раду- ются и не работают — не вьют гнезда. Одна кукушка нарушила этот запрет и в день Благо- вещения свила гнездо. В наказание за это с тех пор она не имеет собственного угла и не уме- ет его строить, и поэтому подкладывает свое яйцо в чье-нибудь чужое, готовое гнездо. Ради этого праздника на Руси существовал обычай — в день Благовещения выпускать птичек из клеток, даруя им свободу. Для этого в городах перед Благовещением специально торговали птицами, чтобы каждый мог в этот день выпустить птицу на свободу. Множество других поверий позволяют утверждать, что православная вера и русский народ особенно чтили Третью Ипостась, Святого Духа, что религия Святого Духа особенно
близка русскому национальному характеру и окрашивает очень многое в русской народной вере. Да и не только в народной. Но вернемся к духовным стихам о спасении человеческой души из плена земной, гре- ховной жизни. Один путь, как мы видели на примере Иосафа-царевича, — это удалиться в пустыню. Другой возможный путь представлен духовными стихами об Алексее, человеке Божием. Речь здесь идет о том, что сохранить или обрести чистоту и святость, находясь в обществе, живя бок о бок с другими людьми, в миру, можно путем добровольной нищеты и юродства. В основе этого сюжета лежит житие святого Алексея, который пренебрег своим знатным происхождением, богатством и семьей. По требованию родителей (чтобы не нару- шать заповедь — повиновения им) он обвенчался с невестой, но чтобы не нарушать другой
обет — целомудрия, он в ночь свадьбы ушел из дома, обменялся платьем с первым же встречным нищим, переехал в другой город и стал нищенствовать. Причем всю собранную милостыню раздавал другим нищим. Через семнадцать лет этого подвижничества сама Бо- гоматерь приказала ему вернуться в родной дом и там поселиться под видом нищего стран- ника, что Алексей и исполнил. Ни родители, ни жена, ни бывшие слуги-рабы его не узнали. Отец отвел ему каморку в доме, как последнему нищему. Но слуги над ним издевались и его презирали, плевали на него, ругались, а он все это терпел с благодарностью и молился Богу за своих рабов. Только когда он умер, родители поняли, что это был их сын, и все узнали, кто он и какой это великий подвижник, поскольку от его мертвого тела стали исцеляться боль- ные и слепые. Итак, это тоже путь аскетизма, путь бегства от жизни. И потому духовные стихи об Алексее, человеке Божием, приобрели на Руси особую популярность среди нищей братии. Поскольку, согласно изложенной здесь концепции, нищий, самый последний и самый прези- раемый в глазах людей человек, перед лицом Господа Бога может оказаться самым первым и самым прекрасным. Социальное неравенство выравнивалось нравственным превосходством и посмертным воздаянием. Об этом же неравенстве и подобном же воздаянии гласили духовные стихи на другой сюжет — о Лазаре. В основе — евангельская притча о Лазаре (Евангелие от Луки), в которой рассказывается о том, как у ворот богача лежал нищий, по имени Лазарь, и мечтал утолить голод крошками, падающими со стола богача. А потом оба они умерли, и богач в аду, в пла- мени, просил, чтобы Лазарь омочил палец в воде и поднес к его воспаленным устам. Но в этой просьбе богачу было отказано, поскольку все свое добро он сполна получил при жизни и за это мучается, а Лазарь при жизни видел лишь одно зло и теперь утешается. Эта притча несколько трансформирована в духовных стихах о Лазаре. А сами эти стихи были настолько популярны в России, что народная идиома «петь Лазаря» стала синонимом понятия — про- сить милостыню. Нищие ходили по домам и, собирая милостыню, пели чаще всего именно эти стихи о Лазаре. «Петь Лазаря» означает также тянуть что-то жалостливое, печальное. Сюжет песен о Лазаре очень прост, но весьма страшен. Жили-были два брата — ино- гда их обоих именуют Лазарями — один богатый, другой нищий. Богатый устроил роскош-
ный пир, созвал знатных гостей — бояр и князей, а когда пришел к нему нищий брат просить милостыню, богатый вытолкал его с крыльца, натравил на него собак и бросил его в навоз. И вот доведенный до отчаяния нищий Лазарь молит Господа Бога о смерти.
Взмолился он, Лазарь, Господу Богу: — Создай-ко мне, Господи, скорую смерть, Скору, крылату, не милостиву, Выняло бы душеньку не честно, не хвально, Сквозь правое ребро: На белом она свете налепствовалась, Тело мое белое нанежилось. Услышал Господь молитву его: Посылает он скорых ангелей,
Скорых, крылатых и милостивых: — Выньте его душеньку и честно и хвально, И честно, и хвально, и в сахарны уста, Положите его душеньку на пелены, Поднимите душеньку на небеса, Положите душеньку в пресветлый рай.
Тогда богатый брат, позавидовав счастливой участи нищего, тоже просит у Бога:
— Создай мне, Господи, скорую смерть, Скору, крылату и милостиву, Выняло бы душеньку в сахарны уста, Положило б душеньку на пелены, Подняло бы душеньку на небеси, Положило б душеньку в пресветлый рай: На белом она свете намаялась, Тело мое бело настранствовалось. Услышал Господи молитву его, Посылает к нему Господи двух ангелей, Двух крылатых и не милостивых: — Выньте его душеньку сквозь левое ребро, Положите душеньку на острое копье, Поднимите душеньку в верх высоко, И бросьте его душеньку в тартарары: На белом она свете напьянствовалась И тело ее белое нанежилося!164
Согласно народным представлениям, возможны два вида смерти. Одна смерть, легкая и честная, когда добрые ангелы, посланные Богом, вынимают душу из тела через рот, через уста, то есть очень осторожно, и несут ее в рай. Другая смерть, тяжелая и постыдная, когда недобрые ангелы или демоны пробивают человека копьем, вынимают душу сквозь ребро и несут ее в ад. Речь идет, разумеется, не столько о физических муках человека перед смертью, сколько о разном способе изымания души из тела — для праведников и для грешников. Самое интересное в приведенном стихе о Лазаре — это его стилистика, построенная на контрасте между человеческой просьбой о смерти и ее реальным исполнением по воле Бога. Происходит, можно сказать, игра от обратного. Нищий Лазарь дошел до того, что про- сит Бога о смерти, самой тяжелой и страшной (сквозь ребро), о смерти без милости потому якобы, что его душа при жизни уже получила все радости. Это сказано, конечно, с горькой иронией. Господь услышал его молитву. И это тоже сказано с иронией. Потому что Господь поступает вопреки молитве, поскольку видит несравненно глубже и дальше, чем человек предполагает. Тот же прием повторяется с богатым братом, который пытается попасть в рай путем обмана и говорит, что при жизни уже намучился. Но здесь, по отношению к богатому брату, господствует уже самая злая ирония. И смерть его рисуется очень страшно, благодаря наглядности и материальности образов — когда недобрые ангелы должны воздеть его душу
на острое копье, поднять высоко в небо и сбросить в преисподнюю. В результате всех этих оттенков и многообразных поворотов внутри весьма небольшого по размеру и несложного по сюжету поэтического текста духовный стих о Лазаре обладает большой художественной силой. И, конечно, этот стих доставлял громадное моральное удовлетворение нищей братии, которая его распевала, да и вообще всем бедным людям, и служил хорошим средством про- питания, пугая богатых и скаредных угрозой Божьего возмездия.
164 Там же, с. 48–49.
Подобно стихам о Лазаре, стих о Страшном Суде говорит о Божьем возмездии и Божьем воздаянии, но уже по отношению ко всему человечеству, к земле в целом. Порою исследователи духовных стихов (например, Г.Федотов) — удивляются изобилию текстов на тему Страшного Суда, а также самому содержанию этих текстов. Стих о Страшном Суде глубоко пессимистичен. Получается, что русский народ весьма печально смотрит на свое бу- дущее, на человеческую историю и на судьбу человека вообще. Или — как сказано в одном из вариантов стиха о Страшном Суде:
Кабы знал бы, человече, про Страшный Суд, Плакал бы, человече, и день и ночь!165
Поражает и ужасает жестокость Страшного Суда. Тут рисуются самые разные виды казни и пыток, которым подвергаются грешники. Одни грешники подвешены за языки, вы- тянутые до темени. Другие подвешены за хребты, на железных гвоздях, над раскаленными плитами. У третьих змеи высасывают грудь и сердце. Четвертые кипят в смоле, в медных котлах и т.д. При этом грешники искренне раскаиваются в своих грехах, совершенных порой по неведению, и молят Христа о прощении. В этих грешниках живет любовь к Богу и стрем- ление к Царству Небесному. Но все мольбы и слезы — напрасны. Христос — беспощаден. В некоторых вариантах Богородица, испытывая жалость к грешникам, просит Христа их поми- ловать. Христос соглашается исполнить Ее просьбу. Но тогда, выясняется, Христу надо вто- рой раз идти на распятие, для того чтобы искупить эти грехи. Второго распятия Сына Бого- матерь вынести не в силах, и Она отказывается от своей просьбы и перестает жалеть греш- ников:
Иисус Христос, пресладкий Сын… Не могу я Тебя видети Во вторые на Христове на распятии, Не могу забыть Твое прежнее помучение, Не могу я ту чару выпити, Горькими слезами плачучи. Не жаль мне такового народа многогрешного, А жаль мне своего Сына родимого, Христа Царя Богонебесного!
Тогда грешников запирают так глубоко под землей, заваливают камнями и плитами железными, чтобы они своими страданиями и воплями не тревожили Богородицы и не омра- чали радости праведников.
Чтобы крику и зыку их не слышати… Ни писку, ни визгу, ни рыдания Госпоже Богородице…166
Вот этот безысходный визг грешников, отсутствие какого-либо просвета и беспощад- ность Страшного Суда смущают некоторых исследователей духовных стихов. Ибо это про- тиворечит нашим гуманистическим понятиям. Федотов даже считает, что это находится в противоречии с самим христианством как религией божественной любви и милосердия. Что- бы как-то свести концы с концами, Федотов предполагает, что на духовных стихах о Страш- ном Суде отразился XVI век, когда в русской православной церкви победило строго закон- ническое, жестокое и ритуальное направление (иосифлянство), и власть Бога, в трактовке московского государства, стала сближаться с властью грозного самодержавного царя. Еван-
165 Там же, т. II, вып. 6, с. 327. 166 Там же, вып. 5, с. 133,135.
гельские и мистические источники тогда ослабли, и религия милости сменилась религией жестокого закона. Все это правильно по отношению к XVI веку, который ознаменован Иваном Грозным. Однако, на мой взгляд, у нас нет никаких реальных оснований сближать духовные стихи о Страшном Суде исключительно с этой эпохой. Народ на протяжении нескольких веков пел эти стихи и, очевидно, ценил их, поскольку они дошли до нас в таком количестве. С другой же стороны, мы знаем и по западным и по русским источникам, что все средневековое пони- мание Страшного Суда, а также представление вечных загробных мучений, которые ожида- ют грешников, — достаточно страшны. У нас нет уверенности, что это так уж противоречит Евангелию, потому что и в Евангелии, и в Апокалипсисе и во многих высказываниях Отцов Церкви содержатся на этот счет весьма твердые и резкие слова. По складу ума и душевным влечениям русский народ — апокалиптичен. Он склонен искать какие-то окончательные, последние решения в мировой истории, ждать этих решений и даже отчасти их осуществлять. Эта черта отмечалась некоторыми русскими философами и писателями и по-разному проявлялась в русской культуре. Естественно, это отразилось и в народной вере, в частности в духовных стихах о Страшном Суде. Страшный Суд это собы- тие, о котором народ не мог забыть, — тем более глубоко верующие люди, которые были но- сителями духовных стихов. Это событие пугало и привлекало. Привлекало, поскольку сули- ло окончательное уничтожение зла, пускай и страшной ценой. Весь мир тогда должен обно- виться, очиститься. Притом, согласно народным верованиям, отразившимся в духовных сти- хах, земля сначала очистится огнем, мировым пожаром, а затем водой, всемирным потопом. Об этом сказано, что сначала явится Антихрист и убьет святых пророков, посланных Богом на землю:
От той-то от святой-то крови Загорится матушка сыра земля: Со восхода загорится до запада…167
После этого космического переворота и начнется Страшный Суд. Вторая причина, обусловившая актуальность Страшного Суда, заключалась в самом понимании мировой истории в Средние века. Ведь история представляла тогда замкнутый цикл, который легко поддавался обозрению. История, даже если считать от сотворения мира, начиналась всего лишь за 5508 лет до Рождества Христова, а конец света ожидался в бли- жайшем будущем. На Руси в XIV и в XV веках широкое хождение получила теория, соглас- но которой конец мира и светопреставление намечались совершенно точно и конкретно на 1492 год. Потому что в этом году истекало седьмое тысячелетие от сотворения мира, а мир должен существовать только семь тысяч лет, что соответствовало бы семи дням Бытия. И эта дата зафиксирована документально в пасхальных календарях. А дни Пасхи каждый год ме- няются и высчитываются на особицу. И вот старинные таблицы доводили расчет лишь до этой круглой даты, до 1492 года по нашему счету, т.е. до семитысячного года от сотворения мира. А после этого, в конце, следовало предостережение: «Здесь страх, здесь скорбь, так же как с распятия Христова этот круг начинался, и в этом году будет конец света, в нем же чаем и всемирное Твое (Христово) пришествие». В ходе русской истории появлялись и другие прогнозы о конце света и Страшного Суда. Но так или иначе человек Древней Руси жил в достаточно четко очерченном и замкну- том кругу своих исторических представлений, и история эта должна была скоро окончиться. Следующая причина, заставлявшая напряженно ожидать Страшного Суда и много думать об этом, заключалась, по-видимому, в самой жизни, для простого народа нелегкой. Многие исторические бедствия, которых на Руси было достаточно, воспринимались как не- посредственное предзнаменование скорого конца света. Да и хронические социальные бо-
167 Там же, с. 122.
лезни наталкивали на ту же мысль. Жизнь, казалось, становится все хуже и хуже, и люди ве- дут себя все безнравственнее — значит наступают последние времена. В этом свете Страш- ный Суд рисовался как торжество справедливости, в которой особенно нуждались низшие, наиболее страдающие слои населения. В одном из вариантов духовного стиха о Страшном Суде есть весьма интересное про- тивопоставление Страшного Суда земным судам и судьям, которые возбуждали в народе особенно горькое чувство несправедливости, сплошь и рядом решая дела в пользу богатых и сильных мира сего. Судей было легко подкупить, и это было сущим бедствием на Руси для людей неиму- щих. В духовном стихе говорится, что отделением праведников от грешников руководит Ар- хангел Михаил с помощью огненной реки. Праведники спокойно переходят огненную реку, «ровно по суху и ровно по земле», огонь их не трогает, и направляются прямо в рай. А далее сказано:
Грешные рабы беззаконные Оставались за рекой за огненною, Вопияли во многие разные голосы: — Свет наш, Михаил архангел, Грозных сил воевода! Переведи нас через огненну реку, Возьми ты от нас злата-серебра, Мелкого-скатного жемчугу, Пускай нас во царство, во небесной рай! Речет им Михаил архангел, Грозных сил воевода: — Вы гой еси, многогрешные, рабы беззаконные! Здесь судья вам неподсудливая, Здесь судья вам с Богом праведная: Судь судим мы по праведному, Делаем повеленное, Не берем ни злата, ни серебра, Ни скатного-мелкого жемчугу, А берем только души праведные…168
Грешники пытаются дать взятку Архангелу Михаилу, как привыкли это делать в зем- ных судах. Но не тут-то было. Вот почему нужен Страшный Суд. Наконец, тема Страшного Суда и скорого конца света резко возросла в той народной среде, которая в XVII веке откололась от официальной церкви и стала подвергаться тяже- лейшим религиозным гонениям…
168 Там же, с. 237.
Глава девятая
БРОДЯЧАЯ РУСЬ
Носителями народной веры зачастую выступали паломники и странствующие бого- мольцы. Этот широкий круг смыкался порой с нищей братией, но отличался людьми начи- танными и наслышанными. Их называли — «каликами перехожими». Слово калика — ла- тинского происхождения, по названию специальной паломнической обуви: caligae. В стари- ну на Руси это слово путали с другим — «калека». Потому что в виде «калик перехожих», поющих духовные стихи и собирающих милостыню, выступали большей частью нищие слепцы — калеки. Однако «калики перехожие» совсем не обязательно калеки и не обяза- тельно нищие. Порою это были люди состоятельные, которые пускались в дальнее странст- вование в Царьград или в Иерусалим — не в одиночку, а большой общиной или дружиной и заказывали по дороге молебны, нанимали проводников. Известна былина, которая может рассматриваться также в качестве духовного стиха — «Сорок калик со каликою». Она пове- ствует о каликах, которые больше похожи на могучих богатырей. Да и одеты они богато:
Лапотики на ножках у них были шелковые, Подсумочки сшиты черна бархата… На головушках были шляпки земли греческой…
Это красивые и сильные молодцы. От их крика дрожит земля, падают маковки с тере- мов, и князь их принимает с великими почестями. В одном из вариантов литовский король им говорит:
— Не калики есте перехожий, Есть вы русские могучие богатыри…169
Но это все-таки не богатыри, а калики, т.е. паломники, и потому они не совершают воинских подвигов, хотя и наделены богатырской силой. Обладают они и чудесной, святой силой. Скажем, их атаман дует «святым духом своим» на молодую княжну, которая его ок- леветала и потому заболела неизлечимым недугом, и ее исцеляет. При всем том на пути к святым местам калики собирают милостыню. Но не проявляют никакой униженности и ми- лостыню берут, сказано, не рублями, а тысячами. Такие чудесные калики перехожие появ- ляются иногда и в других, собственно богатырских былинах, одаривая богатырей сверхъес- тественной силой. Загадка: что же это за люди, которые одновременно и богатыри, и не богатыри, бога- тые и нищие? Некоторые исследователи высказывают предположение, что это «калики пере- хожие» в их самом древнем прошлом, когда далекие паломничества могли совершать только очень сильные, богатые или очень благочестивые люди. Вот они и стоят у истоков духовных стихов. Калики перехожие в их древнем варианте, в отличие от богатырей, никогда не ездят на конях, а ходят пешком, и никогда не нарушают христианские заповеди, в отличие от обычных богатырей. За малейший грех на этом пути они дают зарок расплатиться жизнью. А иногда и расплачиваются, — но не за грех, а по ложному доносу, подозрению и обвинению в грехе. Короче говоря, это рыцари, которые приняли на себя крест не военного, а религиозно- го подвига, а возможно и подвига добровольного нищенства. И потому они, с одной сторо- ны, сохранили черты рыцарства и богатырства, а с другой, приобрели черты нищего стран- ника.
169 Там же, т. 1, с. 20–21.
Но возникает дополнительный вопрос: а не есть ли все это просто-напросто гипербо- лизация самими нищими своего нищенства, своего странничества? Не есть ли это, так ска- зать, мания величия нищего, который втайне, в душе, мнит себя святым богатырем? Я ду- маю, все эти оттенки возможны, и они смешиваются в былине «Сорок калик со каликою», где богатырство внезапно смыкается с нищенством. Нужно помнить, что эту былину пели не рыцари и не богатыри, а — нищие, как бы вспоминая о своем далеком прошлом и путая этот идеальный образ со своим сегодняшним днем. Никаких богатырских калик в реальном дос- тупном нам обозрении Древней Руси мы не знаем. Если таковые и были когда-то, в далекой древности, то потом их сменили толпы нищих и толпы просто усердных богомольцев, ходя- щих по святым местам: из Москвы — в Киев, из Киева — на Соловки. Это странничество, или паломничество, принимало порою настолько массовый харак- тер, притом стихийный, иррациональный, что Московское государство и православная Цер- ковь, несмотря на все сочувствие паломникам, вынуждены были иногда принимать загради- тельные и запретительные меры. Создается впечатление, что если бы народной вере и на- родной Руси дали полную волю ходить, куда она хочет, то русское государство развалилось бы. Настолько странничество приобретало по временам общенациональный размах и харак- тер. Что искали эти люди, снявшиеся с места и бродившие по дорогам России? Трудно дать на этот вопрос однозначный ответ: в этом странничестве сплетались разные мотивы, разные социальные слои и человеческие судьбы. Но главное, что побуждало русского чело- века в путь, это, конечно, поиски религиозной святости. Говоря иными словами, русский на- род — по всей России — искал ее, Россию, в идеализированном образе Святой Руси. Порой ее приходилось выдумывать, домысливать, воображать. С давних пор на Руси складывались всевозможные версии о какой-то идеальной зем- ле, спрятанной внутри страны или за ее пределами. Один из множества вариантов — благо- словенная Микитина вотчина, якобы обещанная Иваном Грозным брату царицы, Никите Ро- мановичу. В песне о взятии Казани Никита Романович просит царя:
А ты дай-ка мне Микитину да вотчину: Что хоть с петли уйди, Хоть коня угони, Хоть коня угони, хоть жену уведи, Только ушел бы в Микитину вотчину, Того доброго молодца да Бог простит170.
Широчайшей известностью пользовалась легенда о святом граде-Китеже, который скрылся из человеческих глаз при татарском нашествии, да так и остался незримым до конца света. Вокруг озера Светлояр, где, согласно преданию, расположен чудный город, собира- лись толпы молящихся. Многие из них надеялись с помощью Божьей увидеть в прозрачном озере отражение Китежа или услышать его колокольный звон. Легенда о граде-Китеже, в сущности, говорит нам о том, что Россия, при всех грехах и беззакониях, в своей глубине продолжала осознавать себя Святой Русью, пускай недостижимой. Находились лица, которые будто бы побывали в невидимом Китеже. Распространя- лись письма, посланные из Китежа людьми, проникшими в это заповедное царство. В них рассказывается, как истово там свершается весь порядок богослужения, как молитвы святых отцов предстают там в виде столпов огненных, доходящих до неба. Путешествие в невиди- мый Китеж, который сам Бог укрыл Своей дланью, было обставлено строгими условиями и обязательствами. Требовалась «клятвенная молитва», что человек готов жизнью пожертво- вать, умереть от голода или иные страхи претерпеть ради того, чтобы увидеть этот священ- ный город. Путь туда должен совершаться в великой тайне: о своем намерении нельзя гово-
170 А.Бороздин и др. Очерки по истории русской литературы, с. 100.
рить ни матери, ни отцу, ни братьям, ни сестрам. В случае разглашения тайны не только не увидишь град-Китеж, но и понесешь суровое Божье наказание… Сошлюсь на собственную скромную практику, чтобы хоть в малой степени передать подобные ощущения. Однажды, бродя по Русскому Северу, мы узнали, что где-то здесь, в двенадцати километрах, в глухом лесу, есть старинная часовня. Местные жители показали общее направление, но не стали объяснять подробности дороги: дойти до той часовни, — сказали они, — может лишь человек, который направляется туда с чистыми помыслами. В противном случае он просто заплутается и, сколько бы ни старался, не найдет той лесной ча- совни. Можете вообразить, какую радость мы испытали, доплетясь до этой часовни запутан- ными лесными тропинками: это как бы подтверждало чистоту наших намерений… В массовом паломничестве осуществлялись контакты народной среды с высокой цер- ковной культурой. Но дело не сводилось к посещению прославленных святынь и общению с избранными духовными лицами. Странствуя, человек чувствовал себя на земле пришельцем, чужестранцем, отрывался от житейских забот и пребывал в Небесной Отчизне. Порой весь мир для него таинственно преображался. В Евангелии сказано: «…Царствие Божие внутрь вас есть» (Лука, 17:21). Вот как об этом, через свой персональный опыт, свидетельствовал в прошлом столетии благочестивый странник из крестьян. Он ходил по России и побуждаемый Святым Духом творил непрестанно сердцем Иисусову молитву. «Сделался я какой-то полоумный, нет у меня ни о чем забот, ничто меня не занимает, ни на что бы суетливое не глядел и был бы все один в уединении; только по привычке одно- го и хочется, чтобы беспрестанно творить молитву, и когда ею занимаюсь, то мне бывает очень весело… Молитва сердца столько меня услаждала, что я не полагал, есть ли кто счаст- ливее меня на земле, и недоумевал, какое может быть большее и лучшее наслаждение в цар- ствии небесном. Не токмо чувствовал сие внутрь души моей, но все и наружное представля- лось в восхитительном виде, и все влекло к любви и благодарению Бога; люди, древа, расте- ния, животные, все было мне как родное, на всем я находил изображение имени Иисуса Хри- ста. Иногда чувствовал такую легкость, как бы не имел тела, и не шел, а как бы отрадно плыл по воздуху… иногда чувствовал такую радость, как будто сделан я царем и при всех таковых утешениях желал, когда бы Бог дал поскорее умереть и изливаться в благодарности у подно- жия Его в мире духов…»171 В богомольной, околоцерковной среде исключительное положение занимали юроди- вые. Они были известны и в других странах, однако на Руси юродство пользовалось наи- большим спросом, авторитетом, составляя специфический колорит русской православной жизни. Оно было окружено богобоязненным страхом и смехом. По словам современного ис- следователя: «Юродивый — это посредник между народной культурой и культурой офици- альной. Он объединяет мир смеха и благочестивой серьезности… балансирует на рубеже ко- мического и трагического. Юродивый — это гротескный персонаж»172. Рассуждая шире, юродивые — это религиозные шуты и клоуны, вариация сказочного Ивана-дурака на христианской почве. Подлинное юродство — дар Божий, святой подвиг. Юродивый нарушает внешние, общепринятые нормы поведения. Он валяется в грязи, носит рваную — до непристойности — одежду, кривляется, сквернословит, городит бессмыслицу и околесицу (имеющую тайное, провидческое значение), совершает с виду алогичные поступ- ки, — словом, на людях ведет себя так, чтобы выглядеть безобразным и безумным. В основе юродства лежит глубокая религиозная идея: пренебрежение своим человече- ским обликом и достоинством во славу Божию. Ведь один из страшных соблазнов, особенно опасный в церковной и монашеской практике, это гордость собственной святостью или бла- гочестием. Да и вообще человек как существо эгоистичное склонен превозноситься в собст- венных и чужих глазах, возвеличиваться и кичиться, ставя себе в заслугу Божью помощь. Вот этой гордыне, самомнению, тщеславию и противостояли юродивые. Они уничижали се-
171 Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. — 4-е изд. — Paris, 1973, с. 31, 107–108. 172 A.M.Панченко. Смех как зрелище. Древнерусское юродство. В книге: Д.С.Лихачев, A.M.Панчеико, Н.В.Понырко. Смех в Древней Руси. — Л., 1984, с. 85.
бя и глумились над собою, поступая как люди, потерявшие стыд и разум. В действительно- сти это были натуры, освобожденные от власти своего греховного «я» и всецело преданные вере, которую они скрывали под маской глупости или буйства. Юродство, можно сказать,
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.349 с.) |