Подходы к коррекции взаимоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к коррекции взаимоотношений



По мнению отечественных и зарубежных авторов (Захаров А.И., Ковалёва Е.Б., Овчарова Р.В., Осипова А.А., Спиваковская А.С., Адлер А., Роджерс К., Лэндрэт Г.Л. и другие) очень важна коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности.

Коррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психологическая коррекция - это такая деятельность, которая направлена на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах (в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на раскрытие потенциальных творческих резервов человека.

По мнению Харчева А.Г., семья для дошкольника - «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений.

Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских отношений, как считают Маркова Т.А., Кравцов Г., Доронов Т.Н., Мушенко С.И. и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На современном этапе сложилась система работы с родителями или формы сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным относятся: консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.

В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы семейных газет, создание домашней видеотеки, участие родителей в спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на выставки), посещение природы, игротерапия и т. д.

Анализируя подходы авторов коррекции детско-родительских отношений, наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные клубы, изучение родителями психолого-педагогической литературы по воспитанию детей).

Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.

Влиянию родительского отношения на ребёнка посвящено много исследований зарубежных и отечественных психологов и педагогов (Петровский А.В., Захаров А.И., Шацкого С.Т., Соловейчик С., Лесгафт П.Ф. и другие). Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Использование игры как терапевтического средства в целях коррекции детско-родительских отношений

Этапы работы

Игра в практике детской психотерапии впервые была использована Фрейдом 3. (1913) как вспомогательный метод. Задачу 3. Фрейда было выявить через цепь ассоциаций «истинный источник символической игры». Позже Фрейд А. (1946) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасту целью такой игры было доведение путем интерпретации до со знания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызывающих болезненное состояние. Взрослый рассматривался как пассивная фигура. Игра ребенка являлась спонтанной. Клейн М. (1932), которая также применяла игру в целях психологической терапии, считала, что психотерапевт должен занимать по отношению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверждения, что в игре непременно происходит символизация вытесненных конфликтов, допуская, что в ней могут находить свое отражение реальные жизненные отношения. Важным является положение Клейн М. об обязательном привлечении к работе родителей с целью коррекции их отношения к воспитанию ребенка. Применение игры как терапевтического средств отечественными психологами основывается на теории игры Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б..

Захаров А. И. [11] разработал методику игровой терапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка, включающего и семейную психотерапию.

Игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и социализации детей. В нашей работе мы использовали игротерапию в форме те­рапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окру­жающим миром и людьми.

В практику игротерапии предлагается включать и другие формы психотерапии: арттерапию (искусство), составление рас­сказов, психогимнастику, элементы психодрамы, телесную те­рапию, сказкотерапию и др. Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. «Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений бу­дет групповая игротерапия» [5]. Мы применяем групповую игротерапию для обучения детей отношениям друг с другом, со взрослыми, а также в качестве коррекции при нарушениях общения. Работа состоит из диагностического, коррекционного и кон­трольного этапов.

Вначале проводится собрание с родителями, где дается ин­формация о возможностях игротерапии, определяются запро­сы родителей, согласовывается режим совместной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.62.42 (0.016 с.)