Развитие личности ребёнка в игре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие личности ребёнка в игре.



В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ве­дущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребен­ка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая и различные виды продуктив­ной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.

Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:

1. Развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы при­обретают более важное значение для ребенка, чем личные (происходит соподчинение мотивов).

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эго­центризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его пози­цию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа — партнера по игре. Это помо­гает ориентироваться во взаимоотношениях между людь­ми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.

3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эта­лону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотноше­ний людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соот­ветствии с социальными образцами. Это помогает ребен­ку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способно­сти и творческие возможности ребенка.

С точки зрения Эльконина Д. Б., «игра социальна по свое­му содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе» [34]. Дошкольник не может реально участвовать в производствен­ной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потреб­ность воссоздать мир взрослых в игровой форме. Ребенок сам хочет водить машину, готовить обед, и это становится ему по силам благодаря игровой деятельности. В игре создается мнимая ситуация, используются игрушки, копирующие реальные предметы, а затем и предметы - замес­тители, которые благодаря своим функциональным признакам дают возможность заменить реальные предметы. Ведь главное для ребенка заключено в действиях с ними, в воссоздании взаи­моотношений взрослых: все это приобщает дошкольника к со­циальной жизни, дает возможность стать как бы ее участником. Социальность структуры и способов существования игровой деятельности впервые отметил Выготский Л. С., который под­черкнул опосредующую роль речевых знаков в игре, их важное значение для специфически человеческих психических функ­ций - речевого мышления, произвольной регуляции действий и т.д.

Ребенок - дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близ­ким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую дея­тельность, на общение со сверстниками, формирует личные ка­чества ребенка. Содержание, сюжеты игры, предпочитаемые ребенком, осо­бенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Поощрительное отношение к игровой деятельности со сто­роны родителей имеет большое позитивное значение для разви­тия личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребенка на учебную деятельность, порож­дает у дошкольника внутриличностный конфликт. У ребенка возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассив­ности, способствует появлению чувства неполноценности. Конфликты между родителями или прародителями в семье находят свое отражение в сюжетно-ролевой игре дошкольника. В группе сверстников постепенно складываются обществен­ное мнение, взаимная оценка детей, которые существенно вли­яют на развитие личности ребенка. Особенно важна оценка со стороны группы сверстников в старшем дошкольном возрасте. Ребенок чаще старается воздер­жаться от поступков, вызывающих неодобрение ровесников, стремится заслужить их положительное отношение. Каждый ребенок занимает в грунте определённое положе­ние, которое выражается в том, как к нему относятся сверстни­ки. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зави­сит от многих причин: его знаний. умственного развития, осо­бенностей поведения, умения устанавливать контакты с други­ми людьми, внешности и т.д. Сверстники объединяются в игре, в большей степени учи­тывая собственно-личностные отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не хочет вы­полнять, попадает непопулярный ребенок. Вместо взрослого регуляторами сюжетно-ролевой игры и игр с правилами в старшем дошкольном возрасте становятся свер­стники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержани­ем и т.д. В этом возрасте взаимоотношения с ровесниками в не­которых случаях становятся для ребенка более важными, чем взаимоотношения со взрослыми. Дошкольник стремится утвер­диться в своих лучших качествах в коллективе сверстников. Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения оказывают существенное влияние на ста­новление личности ребенка, способствуют развитию таких лич­ностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п. Осо­бое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявля­ются усвоенные нормы и правила поведения, которые состав­ляют основу нравственного развития дошкольника, формиру­ют умение общаться в коллективе сверстников.

Вывод по Главе 1.

Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспита­тельный характер. Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспита­тельных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для преду­преждения отклонений в нравственном развитии школь­ников, формируются умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Глава 2

Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для развития полноценной личности в детско-родительских отношениях. Исследования и изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье.

В этой главе -изучаем и анализируем влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка. Определяем уровень знаний и представлений у родителей о формах, методах воспитания детей. Определяем эмоциональную и психологическую удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка. Выявляем отношение к ребёнку в семье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.005 с.)