Особенности общения и развития личности ребёнка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общения и развития личности ребёнка.



При обращении к проблеме личности, приходится стал­киваться с неоднозначным пониманием этого термина, а также с многообразием его характеристик.

Личность рассматривается в свете разных наук: психо­логии, социологии, педагогики, философии и др. Это иногда при­водит к потере психологического содержания данного понятия.

Отечественные психологи (Выготский Л. С., Рубинш­тейн С. Я., Гальперин П. Я., Божович Л. И. и др.) в качестве домини­рующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного про­изводства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществ­ляется развитие их способностей, формирование личности.

В понятие «личность» включают различные характери­стики: социальность, творческая активность, нравственность, система Я, мера ответственности, мотивационная направлен­ность, целостность и т.д.

Выдающиеся представители отечественной психологии от­мечают, что приобщение ребенка к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, происходит не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся при этом у ребенка с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования личности.

Таким образом, врожденные свойства организма и его со­зревание являются необходимым условием формирования лич­ности, но не определяют ни ее содержания, ни ее структуры.

Как подчеркивал Леонтьев А. Н., «личность не есть целост­ность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся» Человек развивается как личность именно в ходе его дея­тельности. Хотя в целом личность представляет собой резуль­тат онтогенетического развития, появляясь на его определен­ных ступенях, но как качество, которое выражает обществен­ную сущность человека, личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми.

Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребенка, необходимо обратиться к исследованиям Божович Л. И., в которых она отмечала, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворенности своим положением, своим образом жизни (кризисы 1 года, 3-х лет, 7-ми лет). Эти отношения субъекта к окружающей среде появляются, развиваются, качественно изменяются в общении. Общение - есть процесс взаимодействия конкретных лич­ностей, определенным образом отражающих друг друга, отно­сящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Еще до рождения ребенка между взрослыми складывается определенный стиль отношений, который будет проецироваться и на отношение к ребенку, и на тип воспитания, применяющий­ся к нему (авторитарный, демократический, промежуточный). Очень важно для развития будущей личности ребенка, что­бы в семье существовало уважение, взаимопонимание, сопере­живание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Этому способ­ствует демократический стиль отношений. Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчужденность, враждебность, страх и может стать причиной невроза у ребенка, развить негативные черты характера: ложь, лицемерие, конформность, зависть и др. Гиперопека препятствует становлению творческой незави­симой личности, ведет к возникновению чувства тревоги, неуве­ренности в себе. Многими авторами изучалось влияние конфликтов в суп­ружеских отношениях на развитие ребенка: исследовались непосредственно детско-родительские отношения, типы воспита­ния в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания. Это дало возможность выделить четыре родительские уста­новки и соответствующие им варианты поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Между поведением родителей и поведени­ем детей прослеживается определенная зависимость: «приня­тие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности, и спо­собствует гармоничному развитию личности, «явное отверже­ние» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становле­ние его личности. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Именно в процессе общения он получает разнообразную и необходимую ин­формацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.004 с.)