ТОП 10:

Стили родительских отношений



Семейное воспитание в педагогике понимается как управ­ляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Вза­имоотношения родителей с детьми всегда имеют воспита­тельный характер. Воспитательная работа родителей в семье - это прежде всего самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспита­тельных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для преду­преждения отклонений в нравственном развитии школь­ников.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отно­шение родителей к своим детям.

1. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелля­ционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апа­тию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку Макаренко А.С. выделял две разновидности, которые он на­зывал авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страш­ным и диким видом авторитета. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трус­ливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мсти­тельных и нередко самодурствующих.

«Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сло­жившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родителе не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

2. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его являет­ся чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисцип­линированными, безответственными.

Попустительский тип отношения Макаренко А.С. называ­ет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем прояв­ления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стрем­лении завоевать ребенка родители не замечают, что воспи­тывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, уме­ющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, соци­ально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, про­являющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, Макаренко А.С. называл «педагогическими бестиями», осу­ществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

3. Демократический стиль характеризуется гибкостью Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислу­шиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше по­нимают родителей, растут разумно послушными, инициатив­ными, с развитым чувством собственного достоинства.

Дети видят в родителях образец гражданственности, тру­долюбия, честности и желания сделать их такими, какими яв­ляются сами.

Важно вовремя понять в какой семье воспитывается и развивается ребёнок. И уже от этого и зависит весь ход воспитательно-корекционной работы.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.157.61.68 (0.004 с.)