Глава I Теоретические основы развития личности ребёнка в системе детско - родительских отношениях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I Теоретические основы развития личности ребёнка в системе детско - родительских отношениях.



Содержание.

Введение  
Глава I Теоретические основы развития личности ребёнка в системе родительских отношений.  
1.1.Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста  
1.2. Стили родительских отношений  
1.3. Роль семьи в формировании личности ребёнка  
1.4. Общение родителей и детей как детерминант развития личности ребёнка.  
1.5. Особенности общения и развития личности ребёнка  
1.6. Развитие личности ребёнка в игре  
Вывод  
Глава II Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для развития полноценной личности в детско-родительских отношениях.  
2.1 Методы воспитания детей в семье  
2.2.. Подходы к коррекции взаимоотношений  
2.3..Использование игры как терапевтического средства в целях коррекции детско-родительских отношениях  
Глава III Особенности развития детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка  
3.1Диагностика детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка  
3.2. Коррекционный этап работы по формированию позитивных детско-родительских отношений  
3.3. Контрольный этап работы по формированию позитивных детско-родительских отношений  
Заключение  
Список литературы  
Приложение  

Введение

Семейное воспитание(то же самое - воспитание детей в семье) - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достиже­ния желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пробле­мы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются ДОУ, изучаются общей педагогикой, в остальных аспек­тах - социальной.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влия­нием на весь комплекс физической и духовной жизни расту­щего в ней человека. Семья для ребенка является одновремен­но и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным ис­следований, семья здесь отражает и школу, и средства массо­вой информации, общественные организации, трудовые кол­лективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обуславливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на вос­питание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Эта зависимость давно используется на практике. Опытно­му педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркаль­ное отражение друг друга.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в ор­ганизации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи - мощное государство. Это аксио­ма, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.

В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стра­не, они имеют общий характер. Большинство специалис­тов приходят к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человечес­ких отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Будем надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход, и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.

Не будем приводить ужасающие сравнения, характеризую­щие ухудшение семейного воспитания по сравнению с недав­ним прошлым. Отметим лишь, что легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

Что может взять ребенок в полуразрушенной семье? Ведь хорошо известно, что именно в семье и через семью формиру­ются его первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отно­шений между людьми, формирует ориентации на всю оставшую­ся трудовую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.

Подытоживая эти, в общем, хорошо известные воспитатель­ные функции семьи, приходим к выводу:

• влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспита­тельных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

• семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи, выходят члены общества: какая семья - такое общество;

• семья обеспечивает преемственность традиций;

• важнейшей социальной функцией семьи является воспи­тание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопо­слушного члена общества;

• существенное влияние оказывает семья на выбор профес­сии.

Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой.

Объект исследования: Детско-родительские отношения и связанные с ними причины возникновения отклонений в развитии личности ребёнка.

Предмет исследования: Процесс совершенствования детско-родительских отношений педагогическими методами.

Цель исследования: Изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие личности ребёнка.

Гипотеза ( работы заключается в том, что семейные взаимоотношения играют огромную роль в развитии личности ребёнка.) Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. И для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определённым уровнем знаний по проблеме воспитания и формирования полноценной личности ребёнка.

Для развития позитивных взаимоотношений между родителями и детьми и успешного развития личности ребёнка возможна коррекция детско-родительских отношений, а это возможно при условии:

а) Создания благополучной обстановки в семье эмоционального комфорта и психологического комфорта ребенка;

б) Анализ и изучение особенностей стилей детско-родительских отношений;

в) Комплексного использования средств и методов воспитания и педагогической коррекции в системе детско-родительских отношений.

Задачи для решения поставленной проблемы:

1.Выявить теоретические основы проблемы влияния родительских отношений на развитие личности ребёнка.

2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление родительских отношений, используя методы и формы ведущих педагогов и психологов.

3.Применить коррекционную программу по развитию положительных детско-родительских отношений.

4.Эксперементально показать влияние качеств родителей на развитие личности ребёнка.

Методологическая основа:

Методологической основой являются: Актуальность данной темы в исследованиях ведущих педагогов и психологов Марковой Т.А., Леонтьева А.Н. и других, понимание сенситивного периода, как важного периода в становлении личности ребёнка. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Петровский А.В., Захаров А.И., Гальперин П.Я., Балинский И.М., Мясищев В.Н. и другие.

Методы исследования:

1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.

2.Диагностика.

3. Обработка диагностических результатов.

Практическая значимость: Работа состоит в анализе и разработке коррекционной программы по преодолению отсутствия взаимопонимания у детей и родителей.

Организация работы: Работа проводилась в МДОУ №25 Виллози. В исследовании принимало участие 18 детей и 18 родителей.

Структура и объём работы:

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Вывод по Главе 1.

Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспита­тельный характер. Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспита­тельных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для преду­преждения отклонений в нравственном развитии школь­ников, формируются умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Глава 2

Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для развития полноценной личности в детско-родительских отношениях. Исследования и изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье.

В этой главе -изучаем и анализируем влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка. Определяем уровень знаний и представлений у родителей о формах, методах воспитания детей. Определяем эмоциональную и психологическую удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка. Выявляем отношение к ребёнку в семье.

Этапы работы

Игра в практике детской психотерапии впервые была использована Фрейдом 3. (1913) как вспомогательный метод. Задачу 3. Фрейда было выявить через цепь ассоциаций «истинный источник символической игры». Позже Фрейд А. (1946) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасту целью такой игры было доведение путем интерпретации до со знания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызывающих болезненное состояние. Взрослый рассматривался как пассивная фигура. Игра ребенка являлась спонтанной. Клейн М. (1932), которая также применяла игру в целях психологической терапии, считала, что психотерапевт должен занимать по отношению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверждения, что в игре непременно происходит символизация вытесненных конфликтов, допуская, что в ней могут находить свое отражение реальные жизненные отношения. Важным является положение Клейн М. об обязательном привлечении к работе родителей с целью коррекции их отношения к воспитанию ребенка. Применение игры как терапевтического средств отечественными психологами основывается на теории игры Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б..

Захаров А. И. [11] разработал методику игровой терапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка, включающего и семейную психотерапию.

Игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и социализации детей. В нашей работе мы использовали игротерапию в форме те­рапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окру­жающим миром и людьми.

В практику игротерапии предлагается включать и другие формы психотерапии: арттерапию (искусство), составление рас­сказов, психогимнастику, элементы психодрамы, телесную те­рапию, сказкотерапию и др. Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. «Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений бу­дет групповая игротерапия» [5]. Мы применяем групповую игротерапию для обучения детей отношениям друг с другом, со взрослыми, а также в качестве коррекции при нарушениях общения. Работа состоит из диагностического, коррекционного и кон­трольного этапов.

Вначале проводится собрание с родителями, где дается ин­формация о возможностях игротерапии, определяются запро­сы родителей, согласовывается режим совместной работы.

Диагностический этап.

Диагностические методы, предлагаемое в нашей работе, по­зволяют выявить личностные нарушения у детей, определить механизмы негативных воздействий на развитие личности дошкольника (биологические, психологические, социальные, семейные)

 

Анализируемые факторы Методы
I Диагностика межличностных конфликтов
- семейный статус (мать, отец, братья и сестры); - проблемы ребёнка (нарушение сна, еды, проблемы в самообслуживании, упрямство, навязчивые движения, тики); - семейная атмосфера(стиль воспитания, единство требований, режим дня, эмоциональные привязанности); - характер ребёнка;   Анкеты: для родителей - Шацкого С.Т. «Знаете ли Вы своего ребёнка?» - «Какой я родитель?» - «Общение в семье» - «Характер ребёнка»  
 
- Эмоциональное восприятие членов семьи; - эмоциональное восприятие себя во внутрисемейном общении; - проявление эгоцентризма; - сотрудничество в семье; - семейные и внутрисемейные предпочтения;   - Тест «Рисунок семьи» - Социометрическая проба «День рождения»    
II Диагностика внутриличностных проблем ребёнка
- эмоциональные стимулы (ребёнка на «успех»); - фрустрированные реакции («неудача»); - общая удовлетворенность собой; - частные характеристики самооценки; - оценка способностей и возможностей ребёнка взрослыми; - родительские притязания - Методика определения самооценки дошкольника; - Методика родительских оценок и притязаний
III Диагностика реальных психологических возможностей ребёнка
- Характеристика развития эмоциональных процессов ребёнка» - наличие тревоги, страхов, агрессии; - особенности агрессивного поведения (вербальная, физическая, внутренняя, внешняя) - Графическая методика «Кактус»

На основании диагностического материала производится составление коррекционных занятий.

Анкетирование родителей.

-Анкета Шачкого С.Т.. Приложение № 1 «Знаете ли вы своего ребёнка?» - программа наблюдения за ребёнком в семье и составление на него психолого-педагогической характеристики.

Цель анкеты: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка шестилетнего возраста.

Данная анкета не только позволяет родителям узнать степень знания ими своего ребёнка. Она решает ещё три важные педагогические задачи:

1. Узнав с помощью анкеты пробелы в своем знании ребёнка, родители обратятся за помощью к педагогу, что будет способствовать укреплению контактов.

2. Педагог, к которому обратится за помощью родитель, узнает из заполненной анкеты многое из того, что в условиях сада он мог и не увидеть.

3. Проведя такое анкетирование спустя хотя бы год, родители наглядно увидят, как развивается их ребёнок, что прибавилось в его характеристике и что еще нужно сделать для всестороннего развития личности ребёнка.

Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 18 родителей только шестеро(33%) имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого года жизни. Пяти человек (30%) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону воспитании. Например выделяя только умственную и эстетическую жизнь забывая про социальную и физический труд. У семи родителей (37%) т.е. у большинства из опрошенных родителей частичные, отрывистые знания о ребёнке, например в знаниях о психологических данных: как развита воля, имеет ли стремление к самостоятельности, кого уважает и за что. Это всё говорит о неосведомленности по данному вопросу. По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих семьях нет полных знаний и представлений об особенностях ребёнка шестилетнего возраста.

- Анкета для родителей, «Какой я родитель?» Приложение № 2 Цель анкеты: дать возможность родителям проанализировать и задуматься над обстановкой в семье и пересмотреть отношение к своему собственному ребёнку.

Эта анкета поможет задуматься родителей об отношении к своему собственному ребёнку. И даст конкретные советы над, чем надо задуматься родителям в детско-родительских отношениях.

Данная анкета предполагает 13 вопросов и 3 варианта ответа, суммирование баллов и комментарии к анкете и рекомендации. От 30-39 баллов: высокий уровень. От 16-30 баллов: средний уровень. Менее 16 баллов говорит о низком уровне. Из 18 опрошенных родителей семь(39%)показали высокий уровень- т.е. ребёнок в этих семьях «большая ценность» и относятся к нему с уважением, пять(30%) считают, что забота о ребёнке вопрос первостепенной важности, но родители чересчур строги, в других случаях излишне мягки, склонны к компромисам, которые ослабляют воспитательный эффект. Шесть родителей(31%) имеют серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. У родителей не достаёт знаний либо желаний, стремления сделать ребёнка личностью. Таким образом, можно сделать вывод: что между родителями и детьми нет взаимопонимания.

 

-Анкета «Общение в семье» Приложение № 3 Цель анкеты: выявить уровень близости и взаимопонимания между родителями и детьми.

Предполагает 15 вопросов и 3 варианта ответа. Обработка результатов показала, что из 18 опрошенных родителей – восемь (44%) считают, что в их семье есть взаимопонимание с ребёнком, есть общие занятия и увлечения, пять человек(28%) ответили, что у их ребёнка не бывают в гостях его сверстники, и не знают его друзей, пять (28%) не имеют общих занятий и увлечений, не обсуждают прочитанные книги или вообще их не читают, не ведут обсуждения о просмотренных передачах и фильмах, не бывают вместе с ребёнком в театрах, музеях, выставках и концертах. Таким образом можно сделать вывод: что в большинстве семей общение проходит на формальных отношениях.

-Анкета «Характер ребёнка» Приложение № 4 для выявления уровня знаний у родителей о своих возможностях по коррекции поведения ребёнка. Анкета предполагает 11вопросов и 3 варианта ответа. По результатам анкетирования было выявлено: семь человек (39%) показали что их дети не нуждаются в особом присмотре хорошо ведут себя со сверстниками проявляют самостоятельность и не имеют страхов, пять человек(30%) показали, что их дети часто выходят их себя, иногда капризничает, шесть (31%)показали, что капризы достаточно часто в домашних делах, не ложится спокойно спать. Таким образом, по результатам анкетирования мы видим необходимость в ознакомлении родителей с особенностями развития личности ребёнка шестилетнего возраста.

 

-Тест «Рисунок семьи» Приложение № 5 Цель: выявить проблемы внутрисемейного общения и помочь в ориентации проблем с ребёнком.

Анализ данного рисуночного теста дополнит полученные данные о внутрисемейном общении, поможет ориентации в проблемах ребёнка. Ребёнку предлагается: лист белой бумаги, 6 цветных карандашей. Ластик. Даётся инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребёнок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

2.Эмоциональное напряжение и дистанция.

3.Дискомфорт.

4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.Анализ рисунков показал, что из 18 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 7(39%) семьи. В качестве примера разберём несколько рисунков Евы Г., рисует себя с папой и мамой. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях. На рисунке Иры М. изображена вся семья. На лицах взрослых и ребёнка – спокойствие, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие, держатся за руки- это говорит о дружбе, взаимопонимании. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно. К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 5(30%) семьи. В качестве примера рассмотрим рисунок Эммы., Ребёнок нарисовал всю семью, но мужская половина на втором плане. Руки у всех расставлены в стороны растопыренными пальцами у взрослых. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье. К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6(31%)семей. Рассмотрим в качестве примера рисунок Саша И., мальчик изобразил только маму, нет на рисунке папы, брата. Даже после, заданных вопросов он не берёт с собой ни кого в кино из других членов семьи, а берёт только маму. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

- Социометрическая проба «день рождения» Приложение № 6 Цель: изучить и проанализировать межличностные взаимоотношения ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Инструкция. «Давай поиграем с тобой в твой день рожде­ния. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит празд­ничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки - это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на кото­рый ты сядешь. Давай твой стул отметим — звездочкой или снежинкой? (Ответ ребенка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девоч­ки - снежинку.)

Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке - порядок выбо­ра.) Ребенок называет имена людей, игрушки, животных... Их располагаем в порядке называния или усаживаем на стульчики», которые предлагает ребенок.

После четвертого выбора можно предложить повторяющий. вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать, или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ ребенка дает нам возможность предложить его потребности в общении.)

Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь ещё кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать)т стульчики».

Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики» в промежутках, иногда даже заполняют второй ряд.

Анализ результатов

1. Потребность в общении:

а) желает общаться в широком кругу - используются все «стульчики» или добавляются новые;

б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограничен­ном кругу - «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;

в) несформированная потребность в общении - выбор иг­рушек, предметов, животных.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, до­верительные, приятные отношения - люди располагаются рядом с «именинником».

3. Значимость социальных окружений:

а) количественное преобладание взрослых, детей, предме­тов - наличие опыта общения с ними;

б) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, шко­ла, двор, дача и т.д.) - значимая среда в общении;

в) половое преобладание в общении - наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.

Педагог, предлагая ребенку игру «День рожде­ния», прикасается к личному миру малыша. Необходимо по­мнить о доверительном контакте с ним. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому же­лательно не использовать заготовки, а создать образ празднично­го стола вместе с детьми. И если «стулья» будут разной величи­ны, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собствен­ного места, тенденции на лидерство (крупный «стул») или неуве­ренность (маленький «стул»). В том случае, когда социальная про­ба не даст педагогу необходимую информацию, можно повто­рить игру, предложить нарисовать еще стол: для взрослых (если за предыдущим столом располагались только дети) или для де­тей (если за предыдущим столом располагались только взрос­лые), а может быть, стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные). Новый начинаем вновь с пирога, со свечек, со звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы.

Обработка результатов показала: что из 18 тестируемых детей – семь детей(39%)имеют желание общаться в широком кругу взрослых, общаться с близкими в доверительных отношениях, пять детей(30%) желают общаться со взрослыми но в ограниченном кругу, шесть(31%) несформированная потребность в общении- выбор игрушек, животных. Таким образом можно сделать вывод: что во многих семьях нет сформированности потребности в общении, дети не желают общаться со всеми членами семьи.

-Диагностика внутриличностных проблем ребенка. Приложение № 7 С помощью описанных ниже методик, педагог может осуществить диагностику внутриличностных проблем ре­бенка - определить соотношение уровня притязаний ребенка с его реальными психологическими возможностями; соотноше­ние самооценки ребенка с его оценкой со стороны воспитателей и родителей.

- Методика определения самооценки дошкольника.

Цель: определить самооценку дошкольника.

Теоретическая и практическая значимость изучения самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осоз­нания своего места в системе социальных связей, настолько ве­лика, что предопределила необходимость использования этой методики для диагностики самооценки ребенка. Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков оди­наковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из пяти ступенек (методика Щур В. Г. [31]), где верхняя ступень­ка - позитивная оценка, а нижняя - негативная. Просят от­метить крестиком на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уровням, соответственно «здоровья», «ума», «харак­тера», «счастья», «красоты», «доброты». Считается, что отме­ченные значения характеризуют общую удовлетворенность — «счастье» и частные самооценки - «здоровье», «ум», «харак­тер», «красота», «доброта». После выполнения этого задания ребенок отмечает услов­ным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком друго­го цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен. Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей детского сада. По результатам диагностики было выявлено: из 18 детей - шесть(31%)имеют высокую самооценку, считают себя благополучным, пять(28%) имеют средний уровень самооценки, считают себя счастливым не во всех ситуациях, семь(41%) человек имеют низкую самооценку, считают себя глупым, некрасивым, злым.

-Методика родительских оценок и притязаний. Приложение № 8 Цель: проанализировать характеристику оценочного отношения взрослых к личности ребёнка.

Анкета позволяет использовать ее для сравнительной характеристики оценочного отношения родителей (воспитателей) Личности ребенка, анализировать расхождения в оценках воспитателей, родителей, самого ребенка. Специальная таблица отражает результаты оценок и самооценки ребенка. Анкета состоит из 16 пунктов, которые называют психические процессы и способности ребенка. Родителям и воспитателям.

Предлагается оценить по пятибалльной системе выраженность у ребёнка определенных способностей и психических процессов:

5 баллов - очень высокая;

4 балла - высокая;

3 балла - средняя;

2 балла - низкая;

1 балл - очень низкая;

0 баллов - отсутствие выраженности.

В конце анкеты оценочные баллы суммируются. Анализ сумм и оценок по каждому пункту дает необходимую информацию.

Для диагностики притязаний, родителям ребенка предлага­ется в этой анкете ручкой другого цвета проставить желаемые баллы, т.е. родители должны отразить свои пожелания в анкет­ной таблице по каждому пункту. Таким образом, в данной мето­дике наглядно предстанет разница между родительскими оцен­ками детей и родительскими притязаниями на их развитие. Внутриличностные проблемы ребенка обостряются в том случае, когда родительские притязания и реальные психологи­ческие возможности малыша не совпадают. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка. Чтобы предотвратить негативные последствия, рекомендуется выяс­нить реальные интеллектуальные и эмоциональные возможно­сти дошкольника. Анкета в приложении №

Обработка результатов показала: из 18 исследуемых детей – семь(41%) имеют высокий уровень - познавательная активность высокая, умеют общаться со взрослыми, сверстниками, имеют творческую активность, умеют играть, самостоятельно создавать сюжет, имеют организаторские способности, шесть(31%) детей на среднем уровне- мало эмоциональны, не четкая дикция, пять(28%)- дети с низким уровнем родительских оценок и притязаний, нет усидчивости, внимательности, познавательной активности, нет творческой активности. Таким образом, можно сделать вывод: по многим критериям внутриличностные проблемы ребёнка не совпадают с родительскими притязаниями.

- Диагностика эмоциональных процессов.

Графическая методика «Кактус»

Цель: получить общую характеристику лич­ности ребёнка и отметить возможные проблемы (ориентированная по­мощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).

Графические методики применяются в комплексе с класси­ческими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинте­ресовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику лич­ности и отметить возможные проблемы (ориентированная по­мощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).

Графическая методика «Кактус» предназначена для рабо­ты с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсив­ность и т.п.

При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш.

Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус - та­кой, какой ты себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание дан­ные, свойственные всем графическим методам: пространствен­ное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, спе­цифические именно для данной методики: характеристика «об­раза кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально про­рисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположе­ние, количество).

Рисунок 1 (мальчик 6,5 лет Саша И.). Агрессив­но-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремлений к лидерству и домашней защи­те.

Рисунок 2 (мальчик 6 лет Илья Г.). Агрессивно-интровертированный кактус. Нали­чие высокой степени агрессив­ности, эгоцентризм, стремление к лидерству; стремления к домашней за­щите.

Рисунок 3 (мальчик 6,3 Артём К). Агрессив­но-испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенно­сти в себе, зависимости, скрытности, ос­торожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите.

Рисунок 4 (девочка 6,4 лет Полины.). Добрый интровертный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремле­ния к домашней защите, чувства семей­ной общности; отсутствие агрессии.

Рисунок 5 (мальчик 6,3лет Денис Д.). Агрессивно-экстравертирован­ный как­тус. Нали­чие агрессивности, демонстративности, открытости, оп­тимизма, экстра­версии, стремлений к лидерству и к домашней защите.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно за­дать вопро­сы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то, что это за растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отро­стки)?

. Этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами. Из 18 исследуемых детей – шесть(31%) имели высокий уровень эмоциональных процессов: оптимизм, женственность, открытость; семь(35%) детей имели средний уровень эмоциональных процессов – тревога; пять детей(34%) наличие агрессивности, импульсивности, эгоцентризм, неуверенность к себе, за­висимость.

По окончании теста были сделаны выводы: большинство детей не уверенные в себе, зависымы от ситуации, скрытые, осторожные, им­пульсивные, иногда агрессивные.

Общая диаграмма, анализируя весь диагностический этап:

Общий вывод по всему диагностическому этапу:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.265 с.)